Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина (с примерами) (Есенин С. А.)

Сочинение

Первый сборник стихов Сергея Есенина называется «Радуница» (1916 год), второй — «Голубень» (1918 год).

Первые же публикации его стихотворений относятся к 1914 году. Период с 1922 по 1923 год был ознаменован появлением циклов «Москва кабацкая» и «Темный человек». 1924 — 1925 гг. — самый плодотворный период в творчестве Есенина. В эти годы он пишет поэмы «Анна Снегина», «Пугачев», маленькие поэмы «Русь советская», «Русь уходящая», «Исповедь хулигана» и другие.

Также в это время на Кавказе Есенин написал замечательный цикл стихов «Персидские мотивы». В декабре 1925 года поэтом был написан завершающий цикл стихов, который условно называют «Зимним».

Можно сказать, что Есенин воодушевленно принял революцию, но с крестьянским уклоном. От революции он ждал осуществления исконно-русской мечты о «справедливом, идеальном, святом мужицком царстве, осуществиться которому не дают господа». Но в то же время Есенин чувствовал, что революция несет гибель той деревне, которую он любил. Поэт боялся наступления города на деревню, то есть урбанизации. В стихотворении «Сорокоуст» Есенин с горечью и болью пишет о красногривом жеребенке, который изо всех сил хочет догнать чугунный поезд. Здесь жеребенок олицетворяет собой старую Русь с ее вековыми патриархальными устоями, а поезд — новое, страшное, что идет навстречу русской деревне. Поэт как будто предсказывает, что деревня погибнет под натиском «стальной конницы», что люди не поймут революцию, не смогут ужиться с ней. Есенин пишет:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

/…/

И соломой пропахший мужик

Захлебнулся лихой самогонкой.

Даже название символическое: Сорокоуст — это песня, которую заказывают в церкви на сороковой день после смерти человека. Есенин будто поет поминальную песню любимой им мужицкой набожной деревне, «хатам — в ризах образа», прекрасно понимая, что больше никогда не увидит деревню именно такой, какой он ее любит.

3 стр., 1109 слов

С. Есенин—«последний поэт деревни»

... хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, ... близкое. Он пишет: «Мне те­перь по душе иное». Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней деревни. Во ... Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Мечты о будущем России у Есенина ...

В стихотворении «Возвращение на родину» поэт отмечает те перемены, которые произошли на родине: сестры стали комсомолками, выбросили из дома иконы, дед ходит молиться украдкой в лес, комиссар снял крест с церкви. Сам поэт даже не узнал своего родного деда, что тоже говорит о больших изменениях, произошедших и в людях. Изменилась даже простая, кроткая и тихая природа деревни: кладбище, усеянное «в берез изглоданные кости», превратилось в «рукопашную мертвецов», застывших «с распростертыми руками». Есенин пишет об изменениях в родном краю, не веря, что революция смогла изменить и природу:

Отцовский дом

Не мог я распознать;

Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать,

Кормя цыплят крупитчатою кашей.

В поэме «Русь советская» и стихотворениях «Спит ковыль, равнина дорогая», «Неуютная жидкая лунность» поэт изменяет свои взгляды и признает те перемены, которые дала советская власть русской деревне, русскому народу:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

И все-таки Есенин оказался прав. Сейчас деревни уже не такие, как раньше. С пришествием революции в русской деревне свершились непоправимые изменения, начался голод, людей мучила нищета, отец шел против сына, даже песни стали другими. С грустью замечает поэт, что его поэзия здесь больше не нужна, да и сам он, пожалуй, здесь больше не нужен. Хотя Есенин и смирился с революцией, принял все пришедшие с ней изменения, но в глубине души он сожалел о всем навсегда ушедшем.

Мне очень нравится поэзия Есенина, потому что он с крестьянской простотой и ясностью передает все чувства человека: и любовь к матери, и любовь к женщине, и любовь к родине, и любовь к природе, и горечь разлуки, и сладость воспоминаний. Особенно красиво Есенин пишет о любви к женщине. Его открытая для всех душа не может не поразить, а наивность мыслей — не задеть до глубины души. Пожалуй, Есенин — мой самый любимый поэт.