Революция 1917 года в литературе: разговор о прошлом — взгляд из будущего

Эссе

2017

Об истории нашей судить очень сложно:, Было много в ней бед и великих побед;, Только если о прошлом у нас знаний нет,, То вперёд продвигаться стране невозможно., Михаил Крюков

Тема революции 1917 года очень многогранна и сложна — смотреть на неё с одной стороны, значит заведомо заблуждаться. До сих пор не утихают споры о значении и роли Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в России осенью 1917 года. Кто-то считает, что революция стала настоящей трагедией для России, ввергнувшей страну в хаос кровопролитной гражданской войны. Другие, напротив, утверждают, что революция была для нашей страны подлинным рывком вперёд и дала ей возможность не только выжить в тяжелейших условиях, созданных Первой мировой войной, но и превратиться впоследствии в одно из сильнейших государств планеты.

Не обошли стороной революционные события 1917 г. и творческую интеллигенцию, поставив ее перед выбором пути дальнейшей деятельности. Писателям и поэтам, рожденным суровым временем революции, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей.

Как бы то ни было, 100-летие революции — это повод еще раз осмыслить и понять события вековой давности.

Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий).

В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги: «Власть — Советам», «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим». Целями Октябрьской революции 1917 года были: построение более справедливого общества, чем капиталистическое; искоренение эксплуатации человека человеком; равенство людей в правах и обязанностях; борьба против войн, мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата.

Александр Блок писал: «Все происшедшее меня радует. Произошло то, чего еще никто оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала». Блок воспринимал революцию как очистительную бурю, которая призвана разрушить старую, уже омертвевшую цивилизацию и, проведя историю через эпоху нового варварства, вывести ее к рождению новой культуры. Смысл революции Блок видел в обновлении мира путем прохождения через взрыв стихии — безудержной, гибельной и проникнутой духом музыки. Неудивительно, что, когда Блок перестал различать в революции этот дух музыки, когда, через два года увидел, что ни обновления мира, ни синтеза искусства, жизни и политики не произошло, он не вынес этого.

7 стр., 3489 слов

Л.Н. Гумилёв — человек, совершивший революцию в истории

... Гумилёв утверждает всеобщий характер этого четырехфазного развития — и в природе, и в истории, независимо от общественно-экономических формаций, господствующих на той или иной территории. По Л. Н. Гумилеву, ... называемого Евразией, к чему призывает вся тысячелетняя история России. Гумилёв создал учения о человечестве и этносах ... историка и философа, но до 1960-х гг. он много создавал как поэт, причем ...

Зинаида Гиппиус, не поняв и не приняв революцию, эмигрировала из России. Прервала общение с Блоком, Брюсовым, Белым, принявшими революцию. Влияние революции на ее творчество, выразившееся в постоянных декларациях непримиримости с насилием и злом, сохранилось до конца. Не смог принять октябрьский переворот и М. Волошин, крайне отрицательно относившийся ко всяким насильственным преобразованиям.

Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти — это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» — знаковое в этом отношении стихотворение.

Поэт К.Д. Бальмонт категорически не принял Октябрьскую революцию, которая заставила его ужаснуться «хаосу» и «урагану сумасшествия» «смутных времён» и пересмотреть многие свои прежние взгляды. В публицистической книге 1918 года «Революционер я или нет?», он отмечает: «Большевики — разрушительное начало, подавляющее личность».

Б. Пастернак в своем романе «Доктор Живаго» с философских, общечеловеческих событий подходит к осмыслению революции и гражданской войны. Первая мировая война, революции, гражданская война — это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У автора они ассоциируются с играми — повзрослевшие мальчики продолжают играть. Эти игры несут кровь и смерть людям, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты.

А.Н. Толстой в своем рассказе «Гадюка» показывает, как страшное время войны, «революционная» психология калечит людей, уродует их сознание, делает неприспособленными к нормальной жизни.

Проанализировав творчество революционного периода нескольких поэтов и писателей серебряного века, можно сделать вывод о том, что революция 1917 года оказала серьезнейшее влияние на их творчество того времени и это влияние по-разному отразилось в их произведениях. Восторженное приятие революционных преобразований, последующее разочарование в ее идеалах, резкое осуждение или молчаливое созерцание — какой бы ни была реакция на происходящие в стране перемены, творчество каждого поэта и писателя стало выражением идейной позиции автора, изменений в его мировоззрении. Октябрьская революция стала событием, положившим начало завершению удивительного периода в истории русской литературы — серебряного века.

Существуют различные подходы в оценке революционных событий. Если рассматривать в нравственном аспекте, то революция (как изменение политической системы, насильственная смена власти) и последовавшая за ней Гражданская война (борьба между гражданами одного государства) — проявление жестокости и ненависти. Наглядной иллюстрацией такой позиции является русская литература, которая всегда рассматривала трагические события нашей истории с гуманистической точки зрения. Хотя следует заметить, что большая часть творческой интеллигенции не высказала своего отношения к Октябрьской революции. Причины данного безразличия неоднозначны. Возможно, это было желание отгородиться от всех общественно — политических процессов и заниматься чистым творчеством.

3 стр., 1203 слов

Проблема коллективного творчества в литературе… По А. И. Куприну

... отдельные части повести он вплетал в своё произведения, сглаживая швы. Оба эти примера, дополняя друг другу, свидетельствуют о том, что в литературном творчестве можно прибегать к сотрудничеству, к ... самого Диккенса, а затем общее сочинение шло в типографский станок. (24)Эти полушутливые вещицы вошли со временем в полное собрание сочинений Диккенса. (25)Сотрудники в нём переименованы, но вот беда: ...

Но так же можно сказать, что русская литература в целом восприняла революцию как великую трагедию народа.

Конечно же, нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем. История и литература с разных позиций и разными способами обращают нас к прошлому.

Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс: например, расстрел Царской семьи, политика военного коммунизма, культ личности Сталина, коллективизация, репрессии.

Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Сегодня, спустя 100 лет, ясно одно — октябрьские события были неизбежны, но насколько все было тщательно продумано и спланировано большевиками — сказать трудно.

Но я думаю, что все единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция — главное событие XX века, которое повлияло на последующий ход событий мировой истории.