Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

Сочинение

Пьесы А. П. Чехова вызвали сильное впечатление на современников своей оригинальностью и несхожестью с традиционным репертуаром театра. Одной из последних драматических работ автора стала пьеса «Вишневый сад». В этой работе Чехов раскрывает проблему конфронтации разных идеологий в России начала века. Одним из центральных символов этой конфронтации является образ вишневого сада.

Вишневый сад встречается уже в самом начале комедии. Епиходов, размышляя о капризах природы, упоминает о том, что заморозок уничтожит цветущее вишневое дерево. Начальная угроза для сада исходит от природы, но по мере развития конфликта, опасность начинает исходить от людей. Некоторому вниманию точно стоит замечание о ружье, которое появляется в первом акте. Сначала историческая значимость происходящих в русской жизни перемен не была сразу отмечена. Мнения критиков по основным моментам, поднятым в пьесе, разошлись. Консерваторы были неудовлетворены пассивной ролью дворянства, марксисты же определили в пьесе нарастающее революционное движение, Луначарский увидел бессилу человека перед жизнью.

Вишневый сад, однако, тесно связан с жизнью и судьбами всех героев комедии. Он раскрывает их проблемы, скрытые мысли и мечты. Благодаря этому символу вишневого сада, становится понятным место каждого персонажа в реальности русского общества.

Главной героиней произведения является Любовь Андреевна Раневская, которая возвращает у себя со долгого отсутствия в Париже. Ее отъезд произошел пять лет назад после трагической гибели сына. Любовь Андреевна — сентиментальная, добрая и милая женщина, однако она не приспособлена к реальной жизни. Ее существование основано на любви, вероятно, неспроста Чехов выбрал имя именно такое. Героине не удается принять правильное решение, чтобы спасти вишневый сад. Сама Раневская является беззащитной, подверженной тем же угрозам, что и сад, она оказывается жертвой, безропотно подчинивающейся судьбе.

Исследование “Конфликт поколений в “Вишневом саду” А.П. Чехова”

“Вишневый сад” — одна из самых известных пьес Антона Чехова, которая стала своего рода эволюционным вехом в развитии российской драматургии. В центре сюжета находится семейная драма героев, которая отображает конфликт между представителями старшего и младшего поколений. В рамках данного исследования, мы попытаемся рассмотреть, как автор воплощает этот конфликт в своей пьесе.

3 стр., 1025 слов

Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

... жизнь все расставляет на свои места. Вишневый сад по пьесе Чехова Несколько интересных сочинений Доримена является представителем богатого аристократического слоя. В комедии, она вдова. Господин Журден, ... возродилось новое, молодое поколение. Чехов в своей пьесе поднимает много проблем, которые были характерны для России той эпохи. 2 вариант В пьесе Чехова «Вишневый сад» перед читателем ставится ...

Главные герои

Первым и наверное главным героем является Любовь Андреевна Раневская — бывшая помещица, которая потеряла все свое имущество и вернулась в родной дом вместе с дочерью Аней. Раневская символизирует старшее поколение, которое не всегда может понимать и принимать новую реальность.

Вторым главным героем является Епиходовна — служанка Раневской. Персонаж обладает множеством особенностей, таких как желание помочь, трудолюбие и готовность выполнить любой приказ госпожи. Епиходовна является родственной душой Раневской и вместе с ней переживает все трудности, связанные со сменой жизненного стиля.

Конфликт поколений

В пьесе Чехова конфликт поколений реализуется через сравнение жизненной позиции главных героев. С одной стороны, стоит Любовь Андреевна, представитель старшего поколения, которая продолжает жить в прошлом, связывая себя со своим домом и садом. С другой стороны, есть Лопахин — представитель молодого поколения, который реалистично оценивает ситуацию с имуществом и готов на все, чтобы выйти из финансового кризиса.

Любовь Андреевна не способна принять необходимые меры и продолжает настаивать на сохранении имущества, которое уже было потеряно. Она не готова изменить свой образ жизни, поэтому не в состоянии приспособиться к новым реалиям и изменениям социальной жизни. Для нее самое главное, это сохранить имущество и сад, которые символизируют ее духовное наследие.

Противопоставленность жизненной позиции Любови Андреевны и Лопахина показывает, как различные поколения могут взаимодействовать и находиться в постоянном состоянии конфликта, если не будут готовы изменяться и подстраиваться к новым условиям.

Заключение

Таким образом, во многом отношения героев можно назвать конфликтом двух поколений, их разведённых миров и интересов. Любовь Андреевна и Лопахин — ответвление одной движущей силы, где Ло- пахин ломает, Любовь Андреевна опутывает. Гибнет «вишневый сад», который в силу обстоятельств был вынужден приносить доходы, став символом жизненных неудачи и персонализма обоих главных героев пьесы.

Отношение другого героя Лопахина к саду прямо противоположное. Его дед был здесь крепостным. У него нет трогательных детских воспоминаний, связанных с этим местом. Лопахин вырос практичным человеком, знающим цену деньгам. Это человек новой формации, предприниматель, делец. Он предлагает построить в имении дачи, которые в последнее время стали пользоваться большим спросом. Лопахин не исключает возможности, что здесь будут расти вишни в будущем. «Теперь он чай пьет на балконе, но может случиться, что … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым …» – рассуждает он о дачниках. Предприниматель не плачет над садом, не ведет сентиментальных речей, но в его мыслях есть место саду. У него есть настоящее, есть мечты о будущем, в чем Чехов отказывает Раневской и Гаеву. Настоящее России за Лопахиными.

4 стр., 1919 слов

Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад Чехова

... и насыщенно и ничего не хочет решать. Сочинение Образ Раневской в Вишневом саде В начале века, 1901 году Антон Павлович Чехов задумал написать комедийную пьесу или водевиль. Об этом свидетельствуют его ... Лопахина продать сад под участки для дач им кажется пошлым. Ведь весь цветущий белый сад напоминает им молодость, красоту, беспечные дни, проведенные с родителями. Чехов писал, что Любовь Андреевну ...

Трактовать однозначно образ Лопахина невозможно. Это живой настоящий человек, в котором совмещаются разные начала. В одних ситуациях в нем проявляются черты простого мужика, выбившегося в люди. Достаточно вспомнить, как он радуется покупке имения Гаева и Раневской. Он с удовольствием вспоминает торги, делится впечатлениями с бывшими владельцами, не заботясь об их чувствах. Он торжествует и в то же время мечтает о том, чтобы изменилась эта «нескладная, несчастливая жизнь». Отношение к нему со стороны других персонажей также противоречивое. Петя Трофимов наделяет его прямо противоположными качествами: он называет его хищным зверем с тонкой, нежной душой.

Его тонкая душа проявляется в восторженном отношении к Любови Андреевне. В нем сохранилось его детское восхищение красотой, утонченностью барышни. С нежностью он относится к Варе, но не смеет сделать ей предложение. Хваткий, уверенный в себе капиталист робеет перед девушкой, которая ему очень нравится и которую он хотел бы видеть своей женой. Лопахин ведет себя искренне и честно по отношению к Раневской и Гаеву, что несвойственно для деловых людей, стремящихся получить выгоду. В ответ на просьбу о помощи он подсказывает единственно возможный вариант решения проблемы, обещает помочь с деньгами.

Чехов в своей пьесе «Вишневый сад» использует образ сада, который становится одним из главных героев произведения. Таким образом, он выстраивает линию: прошлое – настоящее – будущее. Будущее представляют Петя Трофимов и Аня, дети двух главных персонажей. Петя, представитель разночинцев, исповедует социалистическую идеологию и симпатизирует Ане. Однако его чувства отличаются от обычной любви – они близки к чувствам «новых людей» из произведений Чернышевского. По его словам, такие чувства превышают обычную любовь.

Аня признается, что уже не любит сад, что в прошлом он казался ей лучшим местом на земле. Петя расширяет границы, говоря, что вся Россия является их садом. Таким образом, образ сада приобретает новое значение – он символизирует Россию на рубеже веков. В своем монологе Петя рассуждает о дворянах, владевших крепостными. Через глаза Трофимова зритель видит сад, где кусты персонифицируют бывших крепостных. По его мнению, крепостничество является причиной отсталости, а чтобы начать жить полноценной жизнью, нужно искупить ошибки прошлого через непрерывный труд и страдания. Внешность Трофимова скромна, однако он олицетворяет абсолютную свободу и готов к новой жизни больше других.

Пьеса Чехова наполнена поэтическими образами. Как и любое поэтическое произведение, оно вызывает разные мысли и впечатления у читателей и зрителей. Автор в свое время очень радовался названию, которое он нашел для пьесы. Важность он придавал ударению в слове «вишневый». В этом прилагательном с ударением на «ё» он видел отражение своей идеи, которую он вкладывал в комедию.

Красивый, цветущий, но никому не нужный сад является главным героем пьесы наравне с остальными персонажами. Сад безмолвно присутствует в каждом действии и помогает героям открыть свой внутренний мир. Именно через сад они становятся понятными и постигаемыми для зрителя. Именно он позволяет достичь эффекта, отмеченного символистом А. Белым, который видит, что герои «очерчены внешними штрихами, а мы постигаем их изнутри». Они движутся, разговаривают, но зритель видит их внутренний мир через призму вишневого сада.

9 стр., 4037 слов

Три поколения в пьесе чехова вишневый сад. Три поколения в пьесе ...

... сад", - произносит Петя Трофимов. Да, в пьесе Чехова центральная тема - это судьба не только вишневого сада, принадлежащего Раневской. Это - поэтическое размышление о судьбе Родины. Автор не видит еще в ... имение, где разворачиваются события, - почти родной дом. Итак, в пьесе три основные группы персонажей. Старшее поколение - зто Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. ...

Развитие сюжета

В пьесе «Вишневый сад» каждый из персонажей придает саду свою особенность. Для Лопахина это коммерческий проект, покупка которого помогла ему еще раз подтвердить свою значимость. Петя видит в этом саду отсталую крепостническую Россию, дни которой окончены. Раневская и Гаев чувствуют в саду его поэзию, красоту и музыку. На фоне их лирических высказываний прозаическими звучат слова Фирса, который вспоминает, что раньше вишню сушили и отвозили в город. «… Вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая…» — эти слова говорят о том, что прошлое всегда кажется лучше, чем настоящее. Люди часто забывают, что делали прежде, чтобы быть счастливыми. Все герои пьесы несчастны в настоящем.

На самом деле сад не нужен никому, его судьба решена с первых страниц пьесы. Вишневый сад и его гибель стали символами исторических трансформаций в России. Удивительно, как тонко Чехов почувствовал надвигающуюся катастрофу. Пьеса содержит оттенки русских произведений, написанных сразу после Октябрьской революции 1917 года. Через фарс, на котором настаивал сам Чехов, проглядывают грусть и драма всего поколения.

Ошибкой будет говорить, что сюжет пьесы ограничивается идеей исторической смены одного поколения другим. Он намного глубже и сложнее. Гибель вишневого сада символизирует беззащитность человеческого существования, имеет оттенок обреченности. Не случайно сцена с появлением забытого, больного и никому не нужного Фирса становится последней. В конце концов его оставляют без сожалений в запертом доме умирать. Фирс умирает, сад гибнет, и целая эпоха отправляется в прошлое.