Настоящее, прошлое и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Сочинение

Произведение А. П. Чехова «Вишневый сад» — драматическая пьеса, наполненная печалью и грустью об уходящей эпохе русского дворянства. Автор в своей книге выразил свое отношение к прошлому, настоящему и будущему России. Происходит смена эпох, не каждый человек готов к переменам. Многим людям тяжело принять изменения. Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад» позволит раскрыть главную тему и проблему произведения, понять причину конфликта поколений.

Ключевые проблемы комедии

Пьеса была создана в 1903 году, когда в стране начинается подъём общественного сознания. Возникает необходимость в переменах и формировании новой силы в обществе, которая будет противостоять старому режиму.

Автор смог показать неизбежность ухода старых хозяев

Основной сюжет пьесы развивается вокруг продажи родового поместья. Что будет дальше с его владельцами и жильцами? На эти мысли наталкивает сюжет пьесы. Судьба страны и судьбы главных героев неразрывно связаны.

В таблице представлены основные образы прошлого, будущего и настоящего «Вишнёвого сада»

Прошлое Раневская, Гаев, Фирс
Настоящее Лопахин
Будущее Аня, Петя Трофимов

«Вишневый сад»: краткое содержание

Знакомство с творчеством одного из самых талантливых российских писателей конца XIX века Антоном Чеховым будет неполным, если не прочитаете «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы позволит составить общее представление о событиях, которые описал драматург, героях, которые реализовали замысел.

Запрос «Чехов “Вишневый сад” кратко» поступает от участников образовательного процесса — школьников и студентов. Краткое содержание «Вишневого сада» помогает глубже проникнуть в основные события, которые происходят в драме, осмыслить взаимоотношения персонажей, систематизировать прочитанное, акцентировать внимание на важных деталях произведения.

Фото: изд-во «Мир книги»

В процессе подготовки к обсуждению драмы «Вишневый сад» кратко по главам, а точнее, по актам восстановите сюжет произведения, уточните, кто из героев главный, а кто второстепенный персонаж.

Образы прошлого в пьесе , Представители прошлого в пьесе «Вишнёвый сад»:

  • Раневская Любовь Андреевна.
  • Гаев Леонид Андреевич.
  • Фирс.

Именно эти персонажи чаще всего говорят, что раньше было лучше, легче и интереснее. Все перемены в жизни воспринимаются с большим трудом и как нечто неприемлемое. Это подтверждает цитата, в которой Раневская говорит о дачниках: «Дачи и дачники — это так пошло, простите».

Отмена крепостного права

Для Раневской сад является символом её светлого и беззаботного детства, когда было тепло и спокойно, деньги не имели никакого значения. Характер героини весьма противоречив. Она добра и щедра, раздавая деньги лакеям простым мужикам. Но при этом забывает, что слугам в доме нечего есть. За видимой простотой, благодушием, чуткостью скрывается эгоистичная и бесчувственная личность. Героиня оставляет свою родную дочь Анну на попечение брата и уезжает в Париж с содержанцем. В конце пьесы замыкает все двери поместья, забыв про Фирса, который верно служил своим господам всю свою жизнь.

Ещё один представитель прошлого — Гаев. Расточительный, бесхарактерный, не умеющий принимать решения, живущий мечтами, любящий поразмышлять. Такой типаж помещика заставляет задуматься, а сможет ли он стать опорой для своего сада, сможет ли он стать опорой для России в новом времени.

Чехов показывает, что неизбежно уходит время Гаева и Раневской как «лишних» людей, которые бессильны в своём стремлении отстоять родной сад. На их место должен прийти новый человек.

Примеры работ

Чтобы написать сочинение на тему «Вишневый сад» для сдачи ЕГЭ по литературе в 10 классе, необходимо придерживаться композиции, которая состоит из введения, основной и заключительной частей. В эссе должны быть тезис, аргументы и выводы. Можно написать эпиграф, но небольшой.

Первый вариант

Пьесу автор писал во время внешних и внутренних изменений в стране. В России была экономическая нестабильность. Дворянство уходило на второй план, на их место приходило новое поколение.

Писатель делит героев на три изменения:

  • люди прошлого: Раневская и Гаев;
  • те, кто живет сегодняшним днем: купец Лопахин;
  • граждане, планирующие перемены: Анна и Петр.

Люди, живущие прошлым, не готовы выходить из зоны комфорта и адаптироваться к новой жизни. Они желают вернуть прежнюю власть.

Лопахин считает себя хозяином жизни, не боится труда и почитает отдых. Он готов строить новое государство. Только сложно будет искоренить старое и получить новый достойный результат.

Люди, которые хотят перемен

С помощью героев автор показал варианты восстановления страны. Лопахин и Анна с Петром смогут повлиять на общество, но писатель предоставляет выбор будущего народной мысли.

Подводя итоги, можно сказать, что герои много говорят, но ничего не делают. Никаких решений не предпринимают. Они не любят свою жизнь, кто-то вообще не видит в ней смысла. По сей день произведение актуально, что показало сочинение «Вишневый сад». Чехов изобразил проблемы пьесы, героев. Конфликт поколений очень актуален. Много людей, которые живут прошлым, вспоминают, что раньше было гораздо лучше. Нужно жить сегодня, строить прекрасное будущее, а из прошлого брать только хорошее.

Другой образец

Главную роль в комедии «Вишневый сад» занимает имение с прекрасным садом. Он олицетворяет красоту не только природного мира, но и внутренних качеств героев. В пьесе имеются свои закономерности и несуразности.

Им присущи такие черты:

  • интеллигентность;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • любовь к творчеству и прекрасному.

Лопахин вырос в имении. Он был влюблен в Раневскую. Этот человек обладал тонкой душой, ценил красоту. Вишневый сад персонаж считал самым прекрасным на свете. Герой активен и инициативен, пытается спасти участок. Его предложение отвергли, но в итоге он показал свое истинное лицо. Лопахин купил на аукционе вишневый сад. Только дарить владельцам не стал. Приобретение порадовало, ведь теперь он хозяин усадьбы, где когда-то его дед был крепостным. Это чувство и погубило героя. Он не заметил горя прежних владельцев и приказал вырубить сад.

Думаю, автор изобразил пророческий образ героя. Такие люди, как Лопахин, в дальнейшем будут возглавлять революцию.

Трофимов — мечтатель, является пародией на революционеров. Судьба участка и сада его не волнует. Автор показал только одного персонажа, который переживает за имение (соответственно, за страну) — это старый слуга Фирс. Он волнуется за сад больше, чем его хозяева. Но ирония судьбы такова, что про него никто не вспомнил. Его оставили одного, старого и больного в пустом заколоченном доме.

В пьесе показано прошлое, настоящее и будущее России. Автор сообщает, что нет ничего однозначного, вся Россия — это сад, за который ведется борьба между тремя эпохами.

Лопахин — образчик идей настоящего

На смену дворянства неизбежно приходит новая зарождающаяся сила — буржуазия. Типичным представителем которой выступает Лопахин. Умный, образованный, тонко чувствующий человек, который знает и умеет зарабатывать деньги.

Предприимчивый молодой купец не забывает о своём происхождении. Предки его были крепостными. Отец торговал в деревне. Лопахин гордится тем, что смог сам, без посторонней помощи заработать капитал.

Предприниматель хочет богатой и счастливой жизни

Чехов показывает своим произведением, что ни старые хозяева, ни нынешние не смогут стать опорой для государства. Только представители будущего, с их прогрессивными взглядами способны на кардинальные действия.

Короткий пересказ «Вишневого сада» Чехова

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось.

Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишневый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская . По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное — свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишневого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом — сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь — она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» — с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Герои нового времени

Молодые и энергичные люди, открытые для перемен — это образ будущего в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Кто же эти персонажи?

  • Пётр Трофимов.
  • Анна Раневская.

Пётр Трофимов молодой человек с нелёгкой судьбой. Испытал голод, лишения и ссылку, но не утратил веру в светлое будущее, которое будет построено на новых, справедливых законах. Идея свободы выразилась в его фразе, которая стала афоризмом: «Будьте свободны как ветер». Понимая всю необходимость перемен молодой человек не имеет представления, как достичь этой цели.

Анна, увлечённая идеями Петра, ещё один представитель нового времени. Хотя девушка немного наивна, но полна жизни и готова к переменам. Она смело рвёт с прошлым, навсегда покидая родное имение. Аня готова высадить новый сад.

Тема будущего, настоящего и прошлого России представлена в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», через образы главных герое. На смену закоренелому дворянству приходят прогрессивные взгляды буржуазии. Но это только промежуточное звено к демократическому обществу. Через образ сада автор показывает своё отношение к будущему России, надежду на её светлое будущее.