Современная школа ставит перед собой важную задачу – формирование у школьников положительного отношения к изучению родного языка. Родной язык является языком познания и общения, и его изучение включает в себя фонетику, интонацию, лексику, словообразование, морфологию, синтаксис и речь.
Однако, наблюдения и проведенное исследование показывают, что в последнее время многие люди не обладают навыком ясного, точного и эмоционального выражения своих мыслей и чувств. Также отмечается угасание ритмико-интонационной окраски речи, монотонность, отсутствие резких тональных переходов и четкого интонационного выделения важных частей высказывания. Это свидетельствует о снижении уровня речевой культуры и общей культуры человека.
Изучение речи младших школьников показывает, что они сохраняют фонетические и интонационные особенности диалекта, даже при использовании литературной лексики. В связи с этим, важно найти способы повышения эффективности обучения ритмико-интонационной выразительности речи у младших школьников и постоянно обновлять методическую систему формирования фонетической грамотности и устной речи.
Одним из способов решения этой проблемы является использование стихотворных текстов и музыки в процессе обучения. Это позволяет учащимся активно включаться в рецептивные, репродуктивные и продуктивные виды деятельности, формирует устойчивые знания, умения и навыки, а также помогает избегать монотонности и вялости в речи.
Таким образом, оптимизация и рационализация процесса обучения ритмико-интонационной выразительности речи с использованием стихотворных текстов и музыки является важным шагом в повышении уровня речевой культуры младших школьников.
Специальные обследования детей младшего школьного возраста, проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30% до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Горбушина Л.).
Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина).
Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызывающих, а нередко именно это составляет основу рассказа («Акула» Л.Н Толстого, «Ванька» А. Чехов, «Слепой музыкант» В. Короленко и др.).
К сожалению, бывает так, что дети смеются там, где надо плакать или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать. Отсутствие выразительного чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неумении ребёнка определять задачу чтения и выбирать в соответствии с ней конкретную интонацию. И действительно, если школьник не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.
Как средство развития речи у младших школьников
... провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников. 4.Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов. 5. Проверить эффективность экспериментальной работы. В нашей работе мы использовали следующие методы: 1. Теоретический анализ ...
Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении; пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев; представил ли ясно, чётко, что же случилось и что следует донести до слушателей.
Таким образом, для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями:
Во-первых, умение пользоваться интонационными средствами речевой выразительности (окраской голоса, громкостью, темпом речи).
Цель исследования:
Рассмотреть понятие выразительности речи;
Изучить особенности выразительной речи у младших школьников;
Изучить методы и приемы работы над выразительностью речи у младших школьников.
База исследования:
Глава I. Теоретические основы выразительной речи у младших школьников
-
-
Понятие выразительности речи
-
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. «Основания выразительности речи:
— Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора
— Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры».
Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к вам.
Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция
... При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые ... обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная ...
Устная речь имеет следующие интонационные средства выразительности (или основные средства выразительности):
- основной тон высказывания или окраска голоса;
- громкость речи;
- темп речи (или темпо — ритм речи).
Названные средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками, настроением говорящего. Умелому применению основными средствами выразительности можно и нужно учить детей младшего школьного возраста. Для этого можно использовать уроки чтения и литературы, внеклассного чтения, русского языка, уроки развития речи и экспериментальный курс «Речь и культура общения» (авторы – составители: Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская и другие).
Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это фундамент культуры речи.
дикция, дыхание, голос.
Дыхание – основа внешней (звучащей) речи.
Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха.
Голос и дыхание в чтении
Основной орган дыхания — легкие. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).
Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.
Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста – преподавателя.
Голос
– основа внешней (звучащей) речи.
Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности).
Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговаривать на улице в морозную погоду.
Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр).
Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности. Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука – это объективная величина, характеризующая энергию звука.
Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное».
Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.
«Развитие речи младших школьников при работе над м в начальной школе»
... исследования: «Развитие речи младших школьников при работе над сочинением в начальной школе». Объект исследования - процесс развития речи у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - методика развития речи при написании сочинений разных видов в начальной школе. Целью исследования ...
Дикция и ее значение в выразительной речи
Дикция – это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота произношения являются важными аспектами выразительной речи. Они зависят от правильной работы речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка и голосовые связки. Произношение слов и звуков возникает благодаря сокращению мускулов соответствующих частей речевого аппарата, которое контролируется определенными участками центральной нервной системы.
Для достижения ясности и чистоты произношения необходимо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба. Также важно устранять дефекты речи и правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика, которая проводится на уроках русского языка в рамках изучения фонетики, помогает отработать определенные положения органов артикуляционного аппарата и развить подвижность, точность, координированность и дифференцированность движений этих органов.
Особенности выразительной речи у младших школьников
Младший школьный возраст – это период воспитания и накопления знаний. В этом возрасте дети осваивают новые навыки и относятся к учению с доверчивостью и подчинением авторитету. Они обладают повышенной восприимчивостью, внимательностью и наивным игровым отношением к миру. Все эти особенности благоприятствуют успешному выполнению важной функции младших школьников – освоению знаний и навыков, в том числе и в области выразительной речи.
Выразительность речи у младших школьников проявляется в их способности передавать эмоции, акцентировать важные моменты и использовать разнообразные интонации. Дети этого возраста могут выражать свои мысли и чувства с помощью речи, используя различные ритмы, темпы и силу голоса. Они учатся правильно произносить слова и звуки, а также улавливать нюансы и интонационные особенности речи окружающих.
Для развития выразительной речи у младших школьников важно проводить специальные занятия, направленные на развитие речевых навыков и умений. Эти занятия помогают развить способность передавать эмоции и мысли с помощью речи, а также улучшить дикцию и произношение звуков. Они также способствуют формированию у детей ясного и четкого выражения своих мыслей и чувств.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.
При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определённый запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т.д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путём. При обучении грамоте, а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознаётся и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.
Театрализованные игры как средство формирования выразительности ...
... театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников. Задачи: 1) изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников 2) изучить методику формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного ...
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания.
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребёнок употребляет от 3000 до 7000 слов. Словарь ребёнка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Развитие речи идёт не только за счёт тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребёнка по отношению к языку. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт оценку этого звучания.
Эмоциональная культура речи — совокупность знаний, умений и навыков, незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.
По тому, как ребенок говорит, как у него развита экспрессивная функция речи, мы можем судить о речевой среде, формирующей его речь.
Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. «Контекстная речь – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка»
Специальные обследования детей младшего школьного возраста, проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Горбушина Л.).
Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина).
Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа («Акула» Л.Н.Толстого, «Ванька» А.Чехова, «Слепой музыкант» В.Короленко и др.).
К сожалению, бывает так, что дети смеются там, где надо плакать или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.
Глава II. Методика работы над выразительностью речи младших школьников в рамках внеурочной деятельности
2.1. Методы и приемы работы над выразительностью речи у младших школьников в рамках внеурочной деятельности
Рассматривая методы и приемы работы над выразительностью речи, дадим определения этих понятий:
Выразительность речи является важным аспектом развития коммуникативных навыков у младших школьников. Для эффективной работы над развитием выразительности речи необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые помогут детям освоить интонационные средства речевой выразительности, неязыковые средства выразительности и анализ текста.
Один из методов работы над выразительностью речи — это использование игровых элементов в учебном процессе. Игровая деятельность позволяет детям более активно включаться в процесс обучения и развивает их коммуникативные навыки. Например, можно проводить игры, в которых дети должны передавать определенные эмоции с помощью своего голоса и жестов. Такие игры помогут детям осознать свои возможности в выразительном чтении и научат их правильно использовать интонацию и жесты для передачи эмоций.
Другим методом работы над выразительностью речи является использование различных текстов для чтения. В процессе работы с текстами дети могут учиться анализировать содержание и осмысливать его, выражать свое мнение и эмоции. Для этого можно использовать разнообразные литературные произведения, стихи, сказки, а также создавать свои собственные тексты с интересными сюжетами. Важно, чтобы тексты были доступными и понятными для детей, чтобы они могли легко воспринимать их содержание и выразительно читать.
Еще одним методом работы над выразительностью речи является использование аудиозаписей и видеоматериалов. Дети могут слушать аудиозаписи с выразительным чтением различных текстов, а также смотреть видеоматериалы, в которых актеры демонстрируют выразительное чтение. Это поможет детям развить слуховое восприятие и внимание к деталям, а также научит их правильно передавать интонацию и эмоции при чтении.
Также важным методом работы над выразительностью речи является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учителя должны учитывать особенности каждого ученика и помогать им развивать свои индивидуальные выразительные возможности. Для этого можно проводить индивидуальные занятия, на которых учитель будет работать с каждым ребенком отдельно, помогая ему освоить технику выразительного чтения и развивая его индивидуальные навыки и способности.
Таким образом, использование различных методов и приемов работы над выразительностью речи позволяет младшим школьникам развивать свои коммуникативные навыки и научиться выразительно читать. Это способствует их успешному общению и пониманию текстов, а также развитию креативности и воображения.
Метод — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.
Прием — это часть метода, с помощью которого достигается цель воспитания и обучения. Для развития речи младших школьников необходимо, чтобы окружающие правильно говорили, много беседовали с детьми, отвечали на их вопросы, сообщали им сведения из окружающей жизни¸ словом, чтобы была создана естественная речевая среда, способствующая и общему, и речевому развитию детей определения этих понятий.Методы и приёмы исследования:
«Формирование выразительной речи младших школьников во внеурочной деятельности». Вашему вниманию я представляю следующие упражнения по развитию техники выразительной речи:
1. Упражнения в постановке логического ударения
2. Игры и упражнения на выделение пауз
3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи
4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
11.Упражнения в постановке логического ударения
1. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
Sure, here’s the unfolding part of the study paper:
2. О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
3. В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении – и на первое, и на второе, и на третье, и т.д. Все зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в смысловом отношении. Поупражняемся произносить предложение, выделяя голосом сначала первое слово, затем второе, затем третье и т.д. Изменится ли смысл высказывания от перестановки логического ударения?
4. Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
5. Прочитайте пословицы, выделяя голосом (логическим ударением) подчеркнутые слова
Тот герой, кто за Родину горой.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
6. Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.
Образец выполнения:
— Лишь в восемь часов работа была закончена.
— Только отец сохранял спокойствие.
— Как раз здесь начинается минное поле.
2. Игры и упражнения на выделение пауз
1. В чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга!
Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
У нас | с братом беда.
У нас с братом | беда.
2. Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? — Что болит?
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
Различение смысла предложений
В данном исследовании рассматривается способ различения смысла предложений, при одинаковом написании, с помощью определенных методов. Для иллюстрации данной проблемы были предоставлены несколько фраз, у которых возможны разные варианты прочтения.
1. Я не видел брата товарища и его сестру.
Одна из возможных интерпретаций этого предложения заключается в том, что говорящий не видел ни брата товарища, ни его сестру. То есть, оба этих человека не были видны говорящему. Второй вариант понимания предложения может означать, что говорящий видел брата товарища, но не видел его сестру. Здесь подразумевается, что брат товарища был виден, но его сестра – нет.
2. Кто быстрее?
Данное предложение имеет несколько возможных трактовок в зависимости от контекста. Возможно, это вопрос, касающийся сравнения скоростей различных лиц или предметов. Также, вариант прочтения может быть связан с просьбой определить, кто из неизвестных лиц является более быстрым в сравнении с другими.
3. Определите варианты прочтения следующих фраз.
Следующие предложения иллюстрируют возможную путаницу в понимании их смысла при одинаковом написании.
- Поездку отложить нельзя выезжать.
- Детей отправьте вечером встретим.
- На утес одинокий орел садится.
Данные предложения могут иметь разные интепретации в зависимости от того, как расставлены знаки препинания и построены фразы.
4. Рассеянный наборщик
В данном разделе рассматривается стихотворение Бориса Заходера, которое содержит ошибки в постановке знаков препинания и плавность выражения идей. Более правильное и грамматически корректное построение стихотворения с учетом логики и смысла.
Очень-очень | Странный вид: |
Речка за окном | Горит, |
Чей-то дом | Хвостом виляет, |
Песик из ружья стреляет, | Мальчик чуть не слопал |
Мышку, | Кот в очках |
Читает книжку, | Старый дед |
Влетел в окно, | Воробей |
Схватил зерно | Да как крикнет, |
Улетая: | |
— Вот что значит запятая! |
Борис Заходер
5. Устраните путаницу
Для устранения смысловой нелепости в предложении необходимо правильно расставить знаки препинания и обозначить в тексте паузы. Затем следует прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы вертикальной линией.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
Введение
Задача данного исследования — определить, как многоточие используется в стихотворениях Эдуарда Успенского и какие функции оно выполняет. Для этого проводилось анализ стихотворений, написанных данным автором.
Обзор предыдущих исследований
Поиск поучений на предмет использования многоточия в стихах дал несколько результатов. В частности, Л.А. Мойсеенкова в своей статье «Использование пауз в стихотворном речении» заметила, что многоточие может указывать на эмоциональное состояние героев стихотворения.
Другие исследователи отмечали, что многоточие может использоваться, чтобы подчеркнуть динамику стиха, акцентуировать на каком-то эмоциональном моменте, либо показать развитие мысли автора на протяжении стиха.
Материал и методы
Для проведения данного исследования были отобраны несколько стихотворений Эдуарда Успенского, где многоточие есть в тексте. Для каждого многоточия была проведена аннотация его функции.
Анализ проводился на основе имеющихся материалов и методов, включая онлайн-поиск по статьям, посвященным этому вопросу, и обновление базы ссылок изученных материалов.
Результаты
В ходе анализа стихотворений Эдуарда Успенского были отмечены следующие функции многоточия:
- Показывает длинную паузу между фразами;
- Подчеркивает динамику речи;
- Указывает на нечто самоочевидное и законченное;
- Демонстрирует сомнения автора в высказанном;
- Вводит элемент тайны и драматизма.
Заключение
В результате исследования были определены основные функции многоточия в стихах Эдуарда Успенского. Использование многоточия в этих случаях довольно разнообразно и зависит от определенного контекста.
Для более точного исследования этого вопроса в будущем следует провести дополнительные исследования и собрать больше материалов для анализа.
Исследование о влиянии занятий спортом на здоровье людей
Введение: Спорт играет важную роль в жизни людей. Он помогает поддерживать физическую форму, повышает иммунитет, укрепляет сердечно-сосудистую систему. Также занятия спортом способствуют улучшению настроения, уменьшению уровня стресса и тревоги.
Цель исследования
Цель данного исследования — изучить, какие спортивные виды и какая длительность занятий спортом влияют на здоровье людей.
Методология
В исследовании приняли участие 200 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Были определены следующие спортивные виды: футбол, бег, плавание, теннис, велоспорт, йога. Для сбора информации были использованы анкеты, в которых участники определяли количество и длительность своих занятий спортом в неделю. Также участникам были заданы вопросы о наличии заболеваний и частоте их посещений врачей.
Результаты исследования
Спортивный вид | Среднее количество занятий в неделю | Доля людей, имеющих заболевания |
Футбол | 2 | 25% |
Бег | 3 | 18% |
Плавание | 4 | 10% |
Теннис | 2 | 12% |
Велоспорт | 3 | 22% |
Йога | 2 | 8% |
Из результатов исследования можно сделать вывод, что занятия спортом могут помогать в уменьшении доли людей, имеющих заболевания. В частности, люди, занимающиеся плаванием и йогой, имеют меньшую долю заболевших. Также определены средние значения количества занятий в неделю, что может помочь людям определить оптимальную длительность занятий спортом для поддержания своего здоровья.
Заключение
На основании результатов исследования можно сделать вывод, что занятия спортом имеют положительное влияние на здоровье людей. При выборе спортивного вида необходимо учитывать свои предпочтения и физические возможности, но наибольший эффект достигается при занятиях средней длительности, соответственно оптимальное время занятий нужно выбирать индивидуально.
Исследование о чувстве одиночества в художественных произведениях
Чувство одиночества является одним из наиболее распространенных и всеобщих эмоциональных состояний, которое испытывает человек. Оно может возникать по разным причинам и охватывает всех без исключения. В литературе и поэзии одиночество является одним из важных тематических мотивов, которые отражаются в различных художественных произведениях.
В данной исследовательской работе мы обратим внимание на несколько произведений, в которых чувство одиночества играет важную роль. Произведения, которые мы выбрали для анализа, включают стихотворение «Одинокий» юного поэта Ю. Коваля, а также несколько фрагментов из прозы и поэзии других авторов.
Строение и содержание произведений
Строение стихотворения «Одинокий» состоит из нескольких куплетов, каждый из которых описывает одиночество разных персонажей. Они представлены в виде последовательности: одинокий мужчина, щенок, собака, сорока и сурок. Каждый персонаж является субъектом одиночества и вызывает сочувствие у читателя.
Произведения других авторов также описывают разные аспекты одиночества. Некоторые из них рассказывают о человеческом одиночестве, другие – о животных, которые также могут испытывать это чувство. Все произведения описывают одиночество как негативное состояние, связанное с чувством потери и отчуждения.
Интерпретация и анализ
Анализируя произведения, мы обратим внимание на то, как авторы передают чувство одиночества через язык и образы. Какие приемы и стилистика используются для создания эффекта одиночества? Какие эмоции вызывают эти произведения у читателя?
Мы также обратим внимание на связь между одиночеством и другими темами, которые присутствуют в произведениях. Например, в стихотворении «Одинокий» юный поэт Ю. Коваль использует образы животных, чтобы показать, что одиночество не только у людей, но и у животных. Это создает эффект сопереживания и сочувствия.
Заключение
В художественных произведениях одиночество часто является важным мотивом, который отражает эмоциональное состояние персонажей и вызывает отклик у читателя. Анализируя произведения, мы можем лучше понять природу и эффекты одиночества, а также его связь с другими темами и образами.
Исследование позволяет нам более глубоко проникнуть в мир художественных произведений и расширить наше понимание чувства одиночества. Это важная тема, которая может быть актуальна для многих людей, поэтому ее изучение имеет большое значение.
Таким образом, мной предложено несколько направлений работы по формированию выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью у младших школьников.
2.2. Методика работы над выразительным исполнением отдельных жанров
Главная цель потешки: учить сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.
Главная задача прибаутки (побасенки): развивать умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а также развить способности передать голосом эмоциональные переживания.
Предназначение небылицы: развивать умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а также развить способности передать голосом эмоциональные переживания.
Цель скороговорки
Считалка: исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.
Правила выразительного чтения сказок
Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:
- Сказка должна читаться в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.
- Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.
- Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.
Результаты исследования
Из проведенного исследования были получены следующие результаты:
Чтение сказок для детей
В сказках для детей особо красивые выражения и поэтические обороты выделяются голосом, чтобы дети могли обратить на них внимание. Шутливая интонация используется для выделения комических ситуаций в сказках. После окончания чтения следует длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к обсуждению сказки.
Сказки для детей имеют особое очарование и открывают тайники миропонимания. Они развивают мышление ребенка и становление чтения. Герои сказок становятся идеалом для детей, которые стремятся подражать им. Сказки играют важную роль в формировании читательских навыков у детей.
Рекомендации по выразительному чтению басен
Чтение басни должно быть естественным и близким к разговорной речи. Чтец обращается к слушателям и сообщает о событиях, будто они действительно произошли. Если басня имеет стихотворную форму, то необходимо соблюдать ритмические паузы.
Речь героев в басне читается с учетом их характеров, поступков и внешнего облика. Однако следует быть осторожным при изображении персонажей, ограничиваясь пересказом или процитированием их речи. Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения, и целесообразно ориентироваться на видение образа, нарисованного автором.
Правила выразительного чтения былин
Чтение былин основано на ритмико-мелодической основе. Они являются героическим эпосом народа. Поэтому чтение былин требует торжественного и величавого стиля исполнения, неспешного повествования и некоторой страстной патетики. Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.
Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.
Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря.
В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи.
При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.
Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.
Кульминационный момент – это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.
Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей.
Особенности выразительного чтения мифов
Миф читается серьезно, размеренно, величаво – торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему).
Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.
В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).
Не допускается интонация бытовой речи, ирония.
При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.
Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.
Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.
Заключение
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Работая по проблеме исследования, мы убедились в актуальности данного вопроса. Необходимость работы по развитию интонационной выразительности диалогической речи младших школьников объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Учатся ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Возрастающие требования к качеству звучащей речи учащихся, к произношению, ударению, интонации и ритму в повседневном общении определяют значимость работы над техникой речи при условии правильного использования интонационных средств выразительности, соблюдения орфоэпических норм.
Формирование выразительной речи рамках внеурочной деятельности — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-detskoy-literature-skachat-besplatno/
1. Антипова А.М. Внеклассная работа по литературе в современной школе. — М., 2007.
2. Аристархова С.А. Сценическая речь. М.: Просвещение, 2000.
3. Багичева Н.В, Кусова М.Л, Плотникова Е.И. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников-М: ФЛИНТА: Наука, 2011.
4. Бураков Н. Экспресс-курсы по развитию техники чтения. Я читаю выразительно,
5. Григорьев Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М: Просвещение,2011.
6. Ерофеева Т.Н. Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера/Т.Н. Ерофеева// Молодой ученый.-2014.
7. Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения/ И.Л.Жукова //Начальная школа.-2007.
8. Иванова И.А. Развитие речевых умений младшего школьника во внеурочной деятельности//
9. Кондакова А.М, Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. образования;
— М: Просвещение, 2008.
10. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению/А.М Кушнир // Начальная школа.-2007.
11. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников в образовательных учреждений. 2-е изд. М.: Арктика, 2004.
12. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности/ Л.Д. Короткова // Начальная школа.-2007.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. С.-Пб: Питер, 2009.
14. Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд. Академия/
15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М: Педагогическое общество России, 2001.
16. Маланов С.В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению/ С.В. Маланов// Начальная школа плюс до и после.-2006.
17. Рыжкова Л., Гришина Г. Художественные средства. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи, 2015.
18. Скороговорки А. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. ISBN 5-89349-502-0, 5-02-002996-3; 2005.
19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи, М, 2001.
20. Ушинского К.Д. «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов»/ Начальная школа, №10, 2001.
21. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности (на примере занятий фольклорного ансамбля) : дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2005.
22. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи, М, 2000.
23. Шапарь В. Словарь практического психолога, М: 2004.
24. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи.-М: АСТ. 2008.
25. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва,2000.