«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности» материал по чтению

Курсовая работа

Введение

Современное общество сталкивается с вызовами, связанными с изменением интересов и привычек детей в сфере чтения. Развитие телевидения и компьютерных технологий приводит к замещению чтения книг просмотром видеофильмов и взаимодействием с компьютерной продукцией. В данном контексте особенно важно обращать внимание на проблему чтения и его роль в развитии детей.

Однако стоит отметить, что многое зависит от взрослых, в частности, от педагогов, приобщающих детей к печатному слову. Помощь учителей в развитии желания, умения и привычки читать книги имеет критическое значение для будущей жизни школьников. Она способствует их социализации, развитию эрудиции и формированию общей культуры. Книга становится инструментом, который помогает учащимся осознать себя, выявить свои сильные и слабые стороны, а также определить свои запросы, потребности и стремления.

Долгое время литературное образование оставалось за рамками начальной школы. Однако сегодняшняя педагогика начальной школы нарушает стереотипы о возможностях младших школьников как читателей. Она ставит перед собой задачу формирования литературного образования у детей, включая литературное знание как неотъемлемую часть их образования. Начальное литературное образование играет ключевую роль в формировании школьников как читателей и приобщении их к литературе как особому виду искусства. Уроки литературного чтения призваны ввести школьников в мир художественной литературы, помочь им понять образность словесного искусства и разбудить интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

Цель литературного образования

По мнению С.П. Лавлинского, стратегическая цель литературного образования связана с формированием и развитием культуры читательского восприятия и понимания феноменов литературы, прежде всего как явления искусства. Важно учитывать, что литературное образование не ограничивается простым чтением текстов, а направлено на развитие критического мышления, эмоциональной интеллигентности и способности анализировать и интерпретировать произведения.

Современные вызовы

Однако кризис полноценного чтения детей, способствующего их умственному и эмоциональному развитию, находится на своем пике. Важно определить, как представить детям произведения литературы, что им нужно учить, чтобы они стали активными читателями. Это также требует анализа текущей социокультурной ситуации в стране и борьбы с негативными тенденциями в детском читательстве.

37 стр., 18051 слов

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе ...

... -педагогической и методической литературе; рассмотреть опыт развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения; организовать опытно-педагогическую работу по проблеме исследования творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования и выявить ее ...

В данной учебной работе будут рассмотрены современные стратегии и методы, направленные на поддержание и развитие читательской активности детей, а также обсуждены вызовы, с которыми сталкиваются педагоги в этой области и возможные пути их преодоления.

Обзор структуры работы

Далее следует более подробное рассмотрение современных проблем и решений в области литературного образования детей, а также анализ существующих программ и методик, направленных на развитие навыков чтения и понимания литературных произведений.

Введение

Учитель играет важную роль в формировании культурного и интеллектуального развития учащихся. Основной задачей учителя является воспитание образованного и мыслящего человека, способного не только к усвоению знаний, но и к поиску смысла в собственной жизни, культурным ценностям и национальной идентичности.

1. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса

1.1. Нормативно-правовые основы обучения литературному чтению

Современная система образования стремится к максимальной персонализации и разнообразию обучения. Это проявляется в существенных изменениях программы обучения литературному чтению в общеобразовательных школах. Основной целью этих изменений является создание условий для индивидуального развития каждого ученика, стимулирование читательского интереса и развитие личности.

Важно отметить, что учителя начальных классов, имеющие опыт формирования читательского интереса учащихся, могут сделать ценный вклад в развитие этой области образования.

Заключение

В итоге, работа учителя по формированию читательского интереса учащихся имеет высокую значимость для образования и развития личности каждого ученика. Нормативно-правовые основы обучения литературному чтению направлены на создание условий для индивидуального развития и стимулирование читательской активности учащихся.

Формирование функционально-грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. В начальных классах осуществляется интенсивное обучение различным видам речевой грамотности — чтению, письму, говорению и слушанию. В этой связи, литературное чтение является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения заключается в формировании читательской компетенции у младшего школьника. Важно заложить основы формирования грамотного читателя в начальной школе. Грамотный читатель — это человек, у которого сформировалась привычка к чтению и который осознает значение чтения для познания и самопознания. Он владеет техникой чтения, умеет понимать прочитанное и самостоятельно выбирать книги. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственно-этических ценностей;
  3. развитие устной и письменной речи, обогащение словаря и развитие речевой и коммуникативной культуры;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова и пониманию художественной стороны литературы через анализ текстов и ознакомление с литературными понятиями.

1.2. Методические основы изучения читательского интереса учащихся

41 стр., 20107 слов

По методике преподавания чтения статья по чтению

... учащихся и заинтересованность родителей в повышении интереса к чтению у их детей. Практическая значимость дипломной работы ... интереса к чтению и книге. В работе используется широкий спектр методов: 1.Теоретические: обобщение опыта ученых в области изучения вопросов семейного чтения, анализ научной литературы в области литературного и семейного чтения, ... История методики обучения чтению отмечает, что ...

В контексте изучения читательского интереса учащихся важно использовать следующие методические подходы:

  • создание положительной атмосферы чтения;
  • выбор разнообразных книг, учитывая интересы детей;
  • организация библиотечной работы, направленной на привлечение учащихся к чтению;
  • проведение литературных праздников и конкурсов, стимулирующих читательский интерес;
  • создание условий для чтения внеурочно, интерактивных форм работы с текстами.

Одним из важных вопросов в обучении детей чтению книг является определение специфики и постановка задач данного процесса. Исследования в этой области начали проводиться в 60-х годах ХХ века, а точное научное понимание данной тематики было получено в 70-х годах ХХ века благодаря работам Н.Н. Светловской. Эта ученая в своих исследованиях, таких как «Самостоятельное чтение младших школьников», «Методика внеклассного чтения: Пособие для учителя» и «Основы науки о читателе», разработала и провела теоретико-экспериментальное исследование, дающее возможность эффективно обучать детей чтению книг.

На данный момент уже существует множество пособий и методик, описывающих уроки, на которых младшие школьники учатся выбирать и читать книги в соответствии с последними научными разработками в области формирования читателя.

Методическая система, наиболее полно описывающая данную тематику, была представлена в книге профессора языковеда С.И. Абакумова, выпущенной в 1925 году под названием «Творческое чтение». Автор вышел за рамки академических исследований, перенеся тему в практическую сферу. Он обосновал, раскрыл и успешно осуществил целый набор методов развития творческого чтения у детей разных возрастов.

В области школьной педагогики конкретную систему чтения разработала М.А. Рыбникова, учитель словесности 30-40-х годов. В следующие десятилетия профессионалами, занимающимися этой областью, стали И.Н. Тимофеева, Л.А. Виролайнен, О.Ф. Хузе, Л.И. Беленькая.

В то время, как передовые педагоги стремились придать чтению детей творческий характер, официальная методика на школе оставалась на уровне объяснительного чтения. Система объяснительного чтения, которая заключалась в объяснении отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала интереса у школьников к чтению.

Школьная практика показала, что ученики самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения. Они не умеют выявить основную идею, а проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные смысловые пласты.

Это приводит к мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Кроме того, факт поддержки грантом Министерства образования Российской Федерации работы по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста свидетельствует о важности данной проблемы.

Почему речь идет о развитии смыслового восприятия именно у младших школьников? Потому что с психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом для этого считается младший школьный возраст, о чем согласны и педагоги, и психологи, и физиологи. Именно в этот период формируется «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.

11 стр., 5388 слов

«Особенности чтения художественных произведений в начальной школе»

... деятельности школьников, но и разработки новых технологий целенаправленного, более раннего развития глубокого понимания художественного текста. Таким образом, тема курсовой работы: Объект исследования: процесс чтения художественных произведений в начальной школе. Предмет исследования: особенности чтения ...

Восприятие детей младшего школьного возраста создает благоприятные условия для развития смыслового подуровня, благодаря их активности. В начальной школе происходит «эмоциональное созревание ума». Если в этом возрасте ребенок не испытал всей полноты «гаммы чувств», то у него не будет их и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни.

Некоторые могут считать, что читающий человек ничего не создает, а только воспринимает творчество писателя. Однако это не совсем так. Мало кто задумывается о том, какие творческие процессы происходят в его сознании, когда он читает. Как писал А.М. Левидов, «чтение — это жизнь произведения в сознании читающего человека».

В рамках образовательной системы «Школа 2100» использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности. Эта технология позволяла развивать у учеников навыки анализа и понимания текста.

Школа 2100: образовательная система будущего

«Школа 2100» представляет собой инновационную образовательную систему, основанную на максимальном развитии личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. В отличие от традиционного подхода «я тебя учу», система «Школа 2100» стремится создать атмосферу «мы с тобой учимся вместе».

Методологические основы

Основу методологии «Школы 2100» составляет образовательная программа, которая включает в себя концептуальные положения, цели и принципы, а также набор образовательных технологий. Принципиальное положение, укорененное в этой системе, — это признание того, что для современного человека важны не только знания, но и умение использовать их. Также подчеркивается необходимость самостоятельного открытия нового, а не просто усвоения готовых ответов.

Изменение в приоритетах начального образования

Изменение приоритетов в начальном образовании касается всего учебно-воспитательного процесса, включая содержание, средства обучения, методы и формы организации. Преподаватели в «Школе 2100» используют методы, которые обеспечивают:

  • активное участие ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, основанной на внутренней мотивации;
  • организацию совместной деятельности и партнерских отношений между обучающимися;
  • диалогическое общение между учителем и учениками в процессе усвоения знаний.

Принципы обучения «Школы 2100»

В «Школе 2100» определены следующие принципы обучения:

  1. Личностно ориентированные принципы:
    • принцип адаптивности — гибкое предоставление образования с учетом индивидуальных особенностей учеников и социокультурных изменений в окружающей среде;

В современной педагогике выделяют несколько основных принципов обучения, которые являются основой для эффективного образовательного процесса. Среди них можно выделить принципы индивидуальности, развития, психологической комфортности, образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, обучения деятельности и управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

1 стр., 360 слов

О методах и принципах обучения иностранному языку

... обучения. Существует ли общая основа, на которой базируются все эти методики? Да, несомненно, в основе этих методик лежит ряд общих методических принципов, которые и необходимо соблюдать учителю , на ... следует ориентироваться на возраст и типологические психологические особенности обучаемых. На данный момент не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода зависит от ...

Один из основных принципов обучения — принцип развития, который заключается в том, что главной целью образования является не только передача знаний, но и развитие человека как личности. Согласно этому принципу, человеческая личность не должна быть орудием для посторонних целей, но и не самоцелью.

Принцип психологической комфортности — это еще один важный принцип обучения, который заключается в том, что ученик должен чувствовать себя комфортно в образовательной среде. Использование насилия, угрозы или жесткой критики может негативно сказываться на мотивации ученика и на его обучаемости. Поэтому принцип психологической комфортности предполагает, что учитель должен выбирать способы общения с учениками так, чтобы они не чувствовали себя угнетенными или неуверенными.

Культурно-ориентированные принципы обучения, такие как принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру и ориентировочной функции знаний, предполагают интеграцию различных предметов и курсов, формирование целостного и связанного образа мира, а также участие ученика в процессе поиска идеалов и ценностей.

Деятельностно-ориентированные принципы обучения включают в себя принцип обучения деятельности и принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Они направлены на формирование умений самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для достижения этих целей, а также на обеспечение автоматического перехода от теоретических знаний к практическим навыкам в повседневной жизни.

Принцип опоры на предшествующее развитие

Один из ключевых принципов в образовании — это принцип опоры на предшествующее развитие. Этот подход особенно актуален при обучении языку. Вместо традиционного «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» мы переходим к более креативным схемам: «ищу – и нахожу», «думаю — и узнаю», «пробую – и делаю». Этот принцип составляет основу образовательной системы «Школа 2100».

Современная личностно ориентированная образовательная система

Эксперты Российской академии образования считают, что коллектив авторов «Школы 2100» успешно создал современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы. Эта система полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Она эффективно реализует идеи развивающего образования и обеспечивает непрерывное и преемственное обучение с дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Литературное чтение в программе «Школа 2100»

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» особое внимание уделяется программе «Литературное чтение». Здесь реализуется идея правильной читательской деятельности, в отличие от традиционного объяснительного чтения. В начальной школе часто практикуется бесконечная беседа, «пережёвывание» материала и топтание на месте. Это приводит к скуке на уроках и нелюбви к чтению. Даже если ребёнок любит читать, его развитие как читателя чаще всего происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им.

21 стр., 10466 слов

Воспитание читателя на х литературного чтения в начальной школе

... по теме. Выявить приёмы творческой деятельности обучающихся на уроке литературного чтения. Разработать дидактический материал, способствующий развитию творческих способностей обучающихся. Объект исследования: уроки литературного чтения в начальной школе. ... в тексте автора его отношение к героям, ситуации. Это возможно лишь в ходе вдумчивого чтения «вслед за автором». Исходя из этого в работе мы ...

Эволюция методик литературного чтения

В отечественной методике литературного чтения подходы были определены ещё М.А. Рыбниковой и впоследствии развивались, однако до сих пор не всегда осваиваются школой до конца. Особый вклад в разработку этой проблемы внесла профессор Н.Н. Светловская (см. Приложение 1).

Введение

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» — Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова — представили инновационную технологию формирования типа правильной читательской деятельности. Они активно переработали существующие подходы и разработали методику, которая сосредотачивается на комментированном чтении и диалоге с автором через текст. Этот подход является наиболее коротким и доступным путем к «общению» с автором и развития навыков чтения, но его практическая реализация в современных школах все еще остается недостаточно изученной.

В данной технологии, комментированное чтение и диалог с автором через текст выступают в качестве основных методов обучения, обеспечивая глубокое понимание и анализ текста, а также развивая способность вести беседу с автором через текст.

Первый этап: Работа с текстом до чтения

На первом этапе дети активно взаимодействуют с текстом до его фактического чтения. Они изучают фамилию автора, заглавие произведения и рассматривают иллюстрации, которые предшествуют тексту. Затем они высказывают свои предположения о героях, теме и содержании произведения. Этот этап завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения».

Уже к концу первого класса ребёнок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором, что является важным шагом в развитии навыков чтения.

Второй этап: Работа с текстом во время чтения

Второй этап технологии связан с работой с текстом во время его чтения. После первого прочтения текста, в ходе перечитывания (называемого «медленным чтением»), детям показывается, как можно было бы вести диалог с автором. На этом этапе используется приём комментированного чтения.

Диалог с автором, с точки зрения методики преподавания, представляет собой работу с текстом во время его чтения. С точки зрения развитого читателя, это натуральный разговор с автором, осуществляемый через текст.

Для того чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, читателю необходимо вести разнообразную работу во время чтения: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста и проверять их сходство с замыслом автора. Важно также активно включать воображение и аналитические навыки.

Рекомендации для формирования способности вести диалог с автором при чтении:

  • Активно проводить совместное чтение текста учителем с детьми.
  • Способствовать обсуждению текста и поощрять задавать вопросы, выражать мнения и делать предположения о произведении.
  • Поощрять развитие воображения и аналитических способностей учеников.

Эти рекомендации помогут формировать у детей умение вести глубокий диалог с автором во время чтения, что способствует развитию критического мышления и навыков анализа текста.

13 стр., 6150 слов

Песенно-игровые формы фольклора в практике работы с детьми в ...

... диссертационных исследований. В них исследователи-филологи ограничивали фольклор только устным народным творчеством. Так, К.В. Чистов писал, что фольклор - это «совокупность устных словесных текстов». Для ... и традиция, проявляются в этнической культуре - обрядах и обычаях, сфере общения, в процессе социализации детей, в технологических процессах (трудовые приемы и навыки), в организации отдыха ( ...

Заключение

Технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой, представляет собой инновационный подход к развитию навыков чтения у детей. Она акцентирует внимание на комментированном чтении и диалоге с автором через текст, что способствует более глубокому пониманию текста и развитию аналитических способностей читателей.

Эта методика имеет большой потенциал для внедрения в современное образование и содействия формированию критического мышления и литературной грамотности у детей.

1. Авторские вопросы

На уроке в 3 классе, при чтении глав из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера», важно научить ребят видеть в тексте авторские вопросы — как прямые, так и скрытые.

Например, вот отрывок из книги:

«В трёх милях от Санкт-Петербурга, там, где река Миссисипи достигает более мили ширины, есть длинный, узкий, поросший деревьями остров с песчаной отмелью у верхнего конца — вполне подходящее место для изгнанников.»
(В этом предложении автор скрыто задаёт вопрос: почему этот остров является подходящим местом для изгнанников?)

Важно научить учеников останавливаться при чтении, обдумывать ответы-предположения и проверять их точность по ходу дальнейшего чтения.

2. Включение творческого воображения

Важно развивать творческое воображение учащихся, позволяя им предсказывать развитие сюжета и исход событий.

Для этого можно использовать разные элементы текста, например, отдельные слова, детали или малоинформативные фрагменты текста. Читатель должен уметь прогнозировать, что случится дальше и как может завершиться данный эпизод.

3. Задавание вопросов автору

На уроке следует научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, на которые ответы содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме.

Такие вопросы требуют от чтателя формулировки предположений и проверку их правильности в процессе чтения.

4. Диалог с автором

Важно помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором во время первичного чтения. Авторы учебной программы разработали систему специальных сигналов для текстов, предназначенных для самостоятельного изучения.

Приём комментированного чтения

Приём комментированного чтения также подробно описан авторами технологии. Он заключается в перечитывании текста с целью погружения в него и понимания авторских намерений. Комментарий удачен тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию и делает её более яркой и эстетичной. Важно помнить, что комментарий не должен превращаться в диалог. Привожу пример использования такого приёма во время изучения рассказа Б.Емельянова «Игра».

Пример приёма комментированного чтения

Автор рассказа уделяет внимание теме славы. Он показывает, что слава приходит к людям по-разному и не всегда зависит от количества проделанной работы. Примером тому может служить Аркадий Гайдар, который написал много книг, но не мог определить, хорошая или плохая получилась книга о Тимуре. Во время печати повести в «Пионерской правде», Гайдар уехал из Москвы, чтобы отдохнуть и забыть о творческих проблемах.
Почему Гайдар уехал из Москвы?
Гайдар устал и хотел отдохнуть. В своём доме в Клину он отдыхал, но постоянно думал о своих произведениях.
Гайдар не искал славы. Кто пришел к нему в огороде?
Сама по себе, без предупреждения, в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка, о которой читатель узнает позже.

7 стр., 3343 слов

Курсовая работа работа с текстами миниатюрами

... на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: лингвостилистический анализ текста; интеллектуально-лингвистические упражнения; «самодиктанты»; различные виды диктантов; сочинение-рассуждение; редактирование текста; работа с текстами-миниатюрами; ... тетради, 2 ученика у доски) - Объясните устно знаки препинания в предложениях. Задание-3 Работа с текстом из предыдущего ...

Этот пример показывает, как приём комментированного чтения помогает улучшить понимание текста и задумки автора.

— «Тебя и надо», — сказала бабушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. ( Почему старушка так себя ведет? )(Предположения учеников)

Третий этап. Работа с текстом после чтения.

1) Концептуальная (смысловая беседа по тексту).

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Такой пример формулирования основной идеи текста можно рассмотреть после чтения рассказа Иосифа Дика «Красные яблоки».

Попробуйте теперь объяснить еще раз, почему рассказ так называется(Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины — это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как мама ему дорога.)

Как бы вы поступили на месте мальчиков? О чем автор просит нас задуматься?(О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать, как свою, уметь помогать в беде, а не смяться.)

Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к людям у Валерки и Севки?

2) Знакомство с писателем.

К некоторым урокам мои ученики вместе с родителями готовят презентации, рассказывающие о биографии писателя и его творчестве. Очень интересный материал был подобран об Алане Милне, Агнии Барто и других писателях и поэтах.

3) Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Работа над главами из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

— Существует ли в жизни такая страна?

— Кто может быть жителями этой страны, по-вашему?

— Кто может попасть в эту страну и как? Предположите.

Художник, который уже прочитал эту повесть, на своей иллюстрации хотел передать ее основную тему и настроение. С помощью изображения он хотел выразить эмоции и идеи, которые он увидел и почувствовал в тексте.

На иллюстрации художник мог изобразить жителей Страны невыученных уроков, однако это зависит от его концепции и восприятия повести. Возможно, он решил изобразить только главных персонажей или выбрал отдельные сцены, которые наиболее характерны для истории.

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... начинать на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего ... тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам. Сказочные, ...

Сказочная повесть, которую мы будем читать, полна загадок и тайн, создающих интригу и подвигающих читателя к разгадке. Ее жанр отличается от других и может включать элементы фантастики, волшебства или приключений.

Учебно-методический комплект Образовательной системы «Школа 2100» предлагает рабочие тетради по литературе, которые разработаны с учетом правильной логики формирования читательской деятельности. Принцип минимакса, реализуемый в данной системе, позволяет определить оптимальный объем заданий для ученика и избежать перегрузок.

На данный момент существует достаточное научно-методическое обеспечение для работы по формированию и развитию читательского интереса в массовой школе. Это обеспечение помогает учителям организовывать практическую деятельность в классе, а также поддерживает личность каждого ученика.

В выбранных текстах для чтения и изучения в 1-4 классах используется жанрово-тематический принцип объединения. Некоторые произведения изучаются текстуально, другие — обзорно. Основная цель курса — формирование интереса у учеников к чтению на основе самого чтения. В рамках этого курса предлагается широкий выбор литературных текстов, включая отрывки и работы разных авторов. Методический аппарат поддерживает каждого ребенка в классе и способствует формированию правильной читательской активности через деятельностный и проблемный подход.

Формирование взаимодействия между читателем и автором

Я считаю, что в общении читателя с автором произведения нужно оставить место действию личного элемента. На уроках литературного чтения я стремлюсь оживить интерес учащихся своим собственным интересом и взглядами. Я предлагаю читателю мысленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель. Таким образом, я перенаправляю внимание с текста на «обратную связь» — на мысли, чувства, образы, вопросы, которые возникают в сознании читателя.

Такой подход позволяет читателям активно участвовать в процессе чтения, проводя цепочку связи с произведением. Возбуждение интереса начинается с исследования их собственных представлений о мире, которые органично соединяются с идеями и конкретностью произведения. При этом наши разговоры то устремляются в глубину текста, то выныривают наружу к жизненным реалиям и опыту самих детей.

Такой метод активно формирует аналоговое и ассоциативное мышление у детей. Кроме того, он развивает их способность к идентификации – необходимые качества для полноценного восприятия художественной литературы. Вместе с учащимися мы прослеживаем судьбы героев, чтобы показать, что жизнь человека никогда не бывает беспроблемной.

Через примеры персонажей мы готовим ребенка к преодолению трудностей и помогаем ему выстоять нравственно в любой ситуации, оставаясь при этом человеком.

Глава II. Опыт работы по формированию и развитию читательского интереса учащихся на уроках литературного чтения в МКОУ Большечапурниковской СОШ.

2.1. Применение технологии формирования типа читательской деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах.

Введение

Программа по литературе, разработанная Р.Н. и Е.В. Бунеевыми, нацелена на поддержание интереса к чтению, который формируется в начальной школе, и на развитие духовной и интеллектуальной потребности в чтении.

Эта программа включает в себя ряд инновационных подходов и методов, которые отличаются от традиционных методов работы над развитием речи учеников.

Трудности объективного плана

1. Основной целью программы является ориентация на высокий уровень чтения, что требует от учеников развитых навыков анализа и понимания текстов.

2. Программа предполагает знакомство с специальными литературными терминами, такими как «рассказ», «герои рассказа и автор», «повесть и её отличие от рассказа», «пьеса», «сравнение, олицетворение, эпитет», «эпиграф в художественном тексте», «пролог и эпилог», «автобиографическое произведение», «псевдоним», «баллада», «фантастическая повесть и её отличие от сказочной повести», «юмор и сатира». Эти знания необходимы для более глубокого понимания литературных произведений.

3. Одним из ключевых задач программы является научить всех учеников вышеупомянутым литературным понятиям, что представляет собой вызов для начальной школы.

Трудности субъективного плана

1. Программа представляет материал в нестандартной форме, используя героев-помощников в каждом учебнике, что может вызвать непривычку у учеников.

Примеры героев-помощников:

  • Учебник «Капельки солнца» включает в себя заяца Пус.
  • Учебник «Маленькая дверь в большой мир» представляет домового Афанасия и второклассника Сашу.
  • Учебник «В одном счастливом детстве» рассказывает о третьекласснице Насте и её семье.

Эти герои помогают детям лучше понимать и воспринимать литературные произведения, но требуют адаптации к новому подходу к изучению литературы.

В целом, программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых представляет собой инновационный подход к обучению литературе в начальной школе, который ставит перед учениками и учителями некоторые вызовы, но, в то же время, обогащает знания и навыки в области литературы и чтения.

Для успешной реализации этой программы необходимо обеспечить поддержку учителей и стимулировать интерес учеников к литературному чтению.

Учебники «Школы 2100» предлагают нетрадиционный подбор текстов для детей, включая серьезную лирику и произведения современных авторов. Кроме того, они содержат творческие задания, которые помогают детям успешно осваивать материал. Среди них — составление вопросов, сочинение рифмованных стихов, создание иллюстраций, сравнительный анализ героев и составление словарей. Некоторые из этих заданий требуют особого внимания со стороны учителей, однако результаты их выполнения приносят огромную пользу и позволяют развивать творческие способности учеников. В частности, учебная работа «В океане света», отражающая опыт работы учителя и его учеников по учебникам «Школы 2100», показывает, как творческие задания помогли детям успешно освоить материал, а учителю принесли колоссальное удовлетворение от совместной творческой работы с учениками.

Творческая работа с текстом: вопросы и не только

В процессе обучения детей, одним из интересных видов творческой работы с текстом стало составление вопросов по его содержанию. Ранее я применяла этот метод поверхностно, где дети формулировали вопросы, а я проверяла их качество. Однако, всё изменилось, когда я предложила детям задание после чтения сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Суть задачи была в том, чтобы каждый ребёнок придумал по два самых интересных и трудных вопроса к сказке. Даже можно было устроить конкурс на лучший вопрос, чтобы дети почувствовали соревновательный дух.

Дети с большой ответственностью выполнили это задание и проявили интерес к словам «самые интересные и трудные». Но что ещё важнее, они не только создали вопросы, но и с удовольствием на них отвечали. Игра «Вопросы – ответы» стала у нас популярной, и проверка вопросов превратилась в увлекательную активность.

В этой игре, чтобы придумать хороший вопрос, необходимо было хорошо знать содержание текста. Только так можно было сформулировать сложный и интересный вопрос и дать на него правильный ответ. Такой вид творческой работы стимулировал у детей желание читать внимательно и погружаться в текст.

Ещё одним увлекательным видом работы с текстом было задание придумать рифму, сочинить стихотворение, загадку, считалку или дразнилку. На первый взгляд, это могло показаться сложным, но уже с начала обучения, мы начинали изучать рифму и размер стихотворения, благодаря заданиям типа: «Доскажи словечко» из учебника.

Эти виды творческой работы с текстом не только развивают креативное мышление у детей, но и позволяют им более глубоко погрузиться в мир литературы, обогащая свой языковой опыт.

Итоги и выводы

В результате использования этих методов, я заметила, что уровень мотивации детей к чтению и анализу текстов значительно повысился. Они стали более активно участвовать в уроках, задавать вопросы и самостоятельно создавать тексты. Такие виды творческой работы с текстом способствуют формированию у детей навыков критического мышления и улучшают их языковую компетенцию.

Заключение

Таким образом, использование методов составления вопросов и творческой работы с текстом оказалось эффективным инструментом в обучении детей чтению и анализу литературных произведений. Эти методы позволяют разносторонне развивать умения и навыки учеников, делая процесс обучения более увлекательным и интересным.

В ходе изучения произведения Н. Носова «Приключения Незнайки» в 1-м классе, учитель может провести работу над рифмой и содержанием стихотворения более подробно. Для этого можно использовать задания из учебника, например, подобрать рифму и сочинить стишок, но чтобы он не был похож на стихи Незнайки. Перед тем, как дети начнут сочинять стихотворную загадку или считалку, проводится своеобразный тренинг. Во 2-м классе, на фоне персонажа мальчика Саши, который сочиняет загадку, его друг и консультант домовой Афанасий выступает в роли критика и указывает на ошибки. Затем он показывает, как правильно сочинять загадки. После знакомства с авторскими загадками, детям предлагается самим сочинить загадки. Благодаря такой серьезной подготовке, уровень выполнения задания был очень высокий.

Важными видами работ, которые я хотела бы отметить, являются иллюстрирование отрывков из текста, их инсценирование, рисование диафильма или географической карты по произведению. В таких заданиях я обычно прошу либо подписать рисунок, либо выписать цитату из произведения, которая соответствует данной иллюстрации.

Я считаю эту работу интересной для детей и важной для понимания содержания текста. На первый взгляд, ребенок может подумать, что это очень просто: нужно всего лишь нарисовать и подписать то, что нарисовал. Однако, для выполнения этой творческой работы необходимо хорошо знать содержание текста, выбрать подходящий отрывок, продумать рисунок и найти наиболее подходящее предложение для подписи. Все это требует внимательного чтения текста несколько раз.

Ученик получает удовольствие от своей работы, а я, как учитель, получаю удовольствие от его вдумчивой работы над текстом. Рисуя и подбирая подписи к рисункам, дети вновь переживают текст, научатся лучше его понимать, прислушиваться к нему и присматриваться к деталям. Таким образом, они поймут, что значит выражение «писатель – художник слова».

Работая в 4-м классе по учебнику «В океане света», я впервые встретилась с произведениями на древнерусском языке, предназначенными для детского чтения, и, соответственно, первый раз столкнулась с таким видом творческих работ, как перевод устаревшей лексики на современный русский язык. Целый раздел учебника «У истоков русской детской литературы» состоит из произведений, содержание которых постоянно требует перевода слов или целых отрывков на современный русский язык.

Знакомясь с этими произведениями, дети отмечают, что многие слова остались прежними, написание некоторых слов немного изменилось, а есть и такие, значение которых совсем непонятно. Чаще всего смысл этих слов был дан в сносках на страницах учебника. Итак, все слова понятны, осталось составить из них фразу. Оказывается, непростая задача! Приходилось слова переставлять и играть ими, словно фишками. Но тексты самого учебника помогали детям лучше понять, как правильно сделать перевод. Вот, например урок, на котором дети знакомились с памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Материал учебника построен таким образом, что вместе с отрывком из первоисточника дети знакомятся с переводом этого отрывка Д.С.Лихачёва (точный дословный перевод на современный русский язык) и литературными переложениями А.Майкова и Н.Заболоцкого. Сравнивая все три перевода с самим текстом, дети отмечают, что перевод Лихачёва точнее, а Майкова лиричнее. На таком замечательном примере они учатся сами выполнять творческое задание – перевод устаревшего текста на современный русский язык, и при этом пробуют выполнить это задание по-разному. Таким образом, дети получали прекрасную тренировку по развитию письменной речи. Я думаю, что без таких заданий письменная речь ученика будет гораздо беднее и его творческие способности получат меньшее развитие. ( Приложение 2.)

Из всего сказанного выше должно быть ясно, что проблема совершенствования урока чтения состоит в том, чтобы все виды занятий вели читателя самым эффективным путём к выделению главной мысли, определению своего отношения к прочитанному. Только при этом условии урок будет затрагивать эмоциональную сферу ребёнка, будить мысль и направлять её на организованную работу.

2.2 . Организация работы в парах.

С 1 класса я начала учить учеников работе в паре. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных. Он обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики при единственном условии – взаимное расположение друг к другу. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Этот вид работы помогает учителю интересно и эффективно проводить уроки.

Существует довольно много известных заданий, которые можно предложить для работы в парах.

Например, проверка задания по чтению. Текст делится на две части. Школьники читают шёпотом по очереди друг другу сначала первую, затем вторую часть текста. После взаимопроверки обязательно нужно спросить: «Чьё чтение сегодня особенно интересно, выразительно? Кто считает, что его товарища нужно сегодня обязательно послушать?»

Опыт работы позволяет выделить положительные моменты в такой организации. К плюсам можно отнести то, что работа в парах обусловливает возникновение различных мнений, а, следовательно, необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения, что способствует развитию детского мышления, коммуникативных способностей. Каждый ребёнок может попробовать себя как в роли командира, так и в роли исполнителя, что, несомненно, представляет собой полезный опыт. Кроме того, в случае неудачи, школьник не останется один на один со своей проблемой, так как такая форма урока предусматривает совместное решение учебных задач, а значит помощь детей друг другу. ( Приложение 3.)

Рассматривая психологическое состояние школьников, занимающихся таким образом, следует отметить, что они ощущают себя более комфортно, свободно и достаточно уверенно, чувствуют себя востребованными, успешными. Они доброжелательны, внимательны друг к другу.

Такая организация занятия позволяет учителю формировать у учеников умения выразить в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние предмета и человека.

2.3. Организация работы в группе.

Работая в группе, школьник учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Сначала мне приходилось самой осуществлять процесс согласования, назначать ответственного. Бывало и так, что один из учеников брал на себя роль лидера и практически сам выполнял всю работу, редко прислушиваясь к мнению других. Постепенно у школьников начал проявляться интерес к действиям друг друга, они стали стремиться корректировать деятельность партнёров, появились попытки разделить обязанности, договориться о характере выполнения задания, а главное – научились слушать друг друга. Для активной работы группы важна задача, которая ставится перед ней. Ведь не всякая задача предполагает сотрудничество, а только та, которая требует рассуждений, взаимного анализа и взаимной оценки разных точек зрения.

Самый простой способ сделать учащихся партнёрами в процессе оценки их знаний — это дать им понять, что подразумевается под хорошим результатом. Этого можно добиться, если максимально прояснить критерии оценки.

Градация – чётко сформулированные правила, в соответствии с которыми работа учащегося заслуживает высокого, среднего или низкого балла. Схема градации выписывается на доске, после чего учащиеся выполняют работы, например в рабочей тетради. Прежде чем сдать работы, учащимся предлагается оценить их с точки зрения этой градации.

2.4. Результативность работы по формированию и развитию читательского интереса.

Любое исследование предполагает мониторинг. Для этого мною проводилось отслеживание результативности данного метода. Применение приёма антиципации на мобилизующем этапе и на этапе работы с текстом до чтения показал, что прогнозирование учащимися содержания и видов учебных действий имело место уже в первом классе, но было частичным. Во втором и третьем классах роль младших школьников как субъектов учебной деятельности значительно возросла, полагаю, что в 4 классе активное и осознанное участие в планировании, организации и проведении этапов урока приобретёт системный характер.

Рассмотрим динамику основных показателей, отобранных мною для проведения мониторинга. Качество знаний во втором классе (2011-2012 уч. год) составлял 66%, в третьем классе (2012 – 2013 уч. год) 79 %. Полагаю, что качество знаний достигло таких результатов за счёт широкого применения данного метода.

Результаты исследования показали, что 5 учащихся имеют констатирующий уровень восприятия, что свидетельствует о среднем уровне литературного развития детей. Высокий уровень литературного развития имеют 6 человек, которые воспринимают художественное произведение на уровне «героя». С тенденцией к переходу на уровень «героя» оказались 4 человека. И также 4 человека имеют низкий уровень литературного развития, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне.

На уровне «идеи» художественное произведение трудно освоить учащимся самостоятельно. Пока это нормально, учитывая их возрастные особенности. По теоретическим и практическим исследованиям, уровень «идеи» самостоятельно учащиеся могут освоить к концу обучения в начальной школе.

Анализ показателей уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития выявил, что применение данной технологии способствует более эффективному развитию устной речи по трём основным показателям литературной подготовки: начитанности и литературного кругозора; умений анализировать текст; развития речи.

Заключение

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна её правильная организация. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.

«Школьный материал не может волновать каждым разделом … Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудностей, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным». В.Сухомлинский.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kursovaya-metodika-rabotyi-nad-tekstom-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. Под редакцией М.С.Васильевой, М.И. Омороковой. – М., 1977.

2. Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Из опыта обучению чтению. – М.: Просвещение, 1990.

3. Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче – ООЛ Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: 2001.

4. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: 1972.

5. Образовательная система «Школа 2100» . Сборник программ. Начальная школа – М.: Баласс.,2007

6. С.М. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение 2011.

7. Сухомлинский В. А. Как формировать у воспитанника радость познания. //Антология гуманной педагогики. В.А.Су3хомлинский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили. 2002.

8. Начальная школа №12 2007г.