Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков

Курсовая работа

Курсовая работа посвящена изучению музыкального фольклора Кубани и ее роли в становлении песенной традиции Сибирских казаков. В современном мире на фоне все более усиливающегося процесса глобализации, ведущего к нивелированию отличительных черт в культуре разных народов, ярко проявляется тенденция поиска тех оснований в культуре, на которых возможно возрождение и освоение истинных ценностей, исторического наследия поколений, а также становление духовных идеалов и национально-культурного самосознания. Одним из таких оснований может стать традиционная культура и в частности фольклорное наследие, являющееся хранителем социального опыта, накопленного людьми, выработанных ими ценностей.

В последнее время большое внимание уделяется проблемам, связанным с изучением наследия традиционной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в старинных обрядах, музыкальном фольклоре, праздниках. В условиях растущего национального самосознания наблюдается, в частности, живой интерес к этнонациональной и региональной культурам, составной частью которых является, например — культура кубанского казачества, имеющая внутренние, родственные черты с общероссийской культурой, и в то же время обладающая комплексом специфических культурных особенностей.

Сегодня проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков.

В плане современных динамических процессов в России исследование культуры Кубанского казачества имеет не только культурологическое, но и политическое, социальное значение, т.к. затрагивается целый комплекс проблем в трактовке казачества как особого социального слоя в социально-

4

демографической структуре российского общества, в необходимости его возрождения, наличие для этого соответствующих политических, экономических, социокультурных условий т.п.

Казачество Кубани исследовано в историческом и демографическом аспектах, однако еще недостаточно изучена культура сибирского казачества, что не позволяет сформировать целостный социокультурный образ.

4 стр., 1877 слов

Музыкальная культура Кубанского казачества

... социальное развитие и сословно- корпоративная сплоченность, характерная для казачества, и целенаправленная политика царского правительства, стремившегося превратить казацкую вольницу в свою опору на осваиваемых землях. Культура казачества на Кубани ... войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в ...

Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций сибирского казачества.

Целью работы является определение роли кубанского музыкального фольклора в становлении песенных традиций сибирских казаков.

Объектом исследования является музыкальный фольклор кубанского и сибирского казачества.

Предметом исследования является песенное творчество сибирских казаков.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1.Охарактеризовать музыкальную культуру и фольклор Кубани;

2.Осветить особенности песенной традиции сибирских казаков;

3.Изучить и описать роли и факторы повлиявшие на становление песенного фольклора казаков Сибири.

Методологическая база.

Включает в себя использование деятельностного подхода к изучению культурных процессов, разработанного в работах: В.М.Межуева, И.Смирного, Э.Г.Юдина; этнографокультурологические исследования в работах: Н.И.Бондаря, Л.И.Лаврова; музыковедческие исследования в работах: Н.М.Хлопкова, В.Г.Захарченко, Т.И.Кузиной.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы методы: сравнительно –

5

сопоставительный, этнографокультурологический (изучение музыкального фольклора кубанского казачества, процесса возникновения сибирского казачества, что позволило определить роль и влияние первого на становление второго), системный анализ.

курсовой.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

6

ГЛАВА I. История развития культуры и общая характеристика музыкального фольклора Кубани.

1.1 Развитие культуры Кубани.

Разнообразием и богатством отличается традиционная народная культура Кубани. Её своеобразие проявилось в устройстве поселений и жилищ, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах и во многом другом. Духовное наследие кубанского казачества является весьма самобытным и оригинальным. Оно совмещает в себе южнорусскую и украинскую традиции. Все заметные события духовной жизни кубанских казаков были так или иначе связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу и благодарственным

Православие делило календарное время на трудовое и празднично-ритуальное, определяя тем самым ритм жизни. «Знают (казаки) о происхождении религии от Иисуса Христа, — говорилось в одном из старых документов. — Некоторые знают о Вселенских соборах. Многие понимают и знают значение Вечерни, Утрени и Литургии. Прекрасно и со вниманием читают молитвы не только пожилые, но и малолетки, как, например: Царю небесный, Отче наш, Верую и Помилую мя, Боже, и прочее».

Хранителем обычаев выступали старики. Не занимая никаких официальных должностей, они всегда играли огромную роль в формировании общественного мнения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, при них казаки строевых возрастов стояли по стойке «смирно», нестроевых возрастов и без формы — сняв шапки. К старшим обращались только «на вы». Благодаря устной традиции передач информации от деда к отцу, от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру. Также поступали казаки, когда хотели сохранить память о каком-нибудь знаменательном событии своей истории. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия непременно

5 стр., 2409 слов

Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири

... зависимости (чукчи, коряки), в котором пришельцы представлены исключительно «казаками». Как видим, образ казака появляется в фольклоре тех регионов Сибири, населению которых пришлось вести вооруженную борьбу ... тонах[2]. Проблеме отношений русских и аборигенов посвящены десятки исторических исследований, рассматривающих ее под различными углами зрения, однако, большинство рассуждений сводится к ...

7

приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, по два — три человека от каждого, с тем чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Со временем эти мальчишки становились отцами и передавали всё увиденное своим детям. Те впоследствии доносили услышанное до своих детей. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей истории и культуры.

Семейные праздники и обряды имели большое общественное значение и служили своего рода демонстрацией того, как семья выполняет свои обязанности перед казачьей общиной. Большинство свадеб справляли осенью, после окончания жатвы. Казак старался сам себе отыскать невесту — ровню по социальному и материальному положении. Перед тем как начать сватовство, интересовались материальным достатком и репутацией семьи невесты, возрастом и трудолюбием невесты.

Один из современников писал, что родители «по косточкам разберут будущую родню: восходящую до прадедушки с бабушкой и боковую до троюродной тётки и дяди, не только в нравственном, но и в физическом отношении». Юношу старались женить до военной службы, в возрасте 18-19 лет, девушек выдавали замуж в 17-18 лет. Сватовство было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Поэтому в «старосты» (сваты) жених старался взять человека побойчее, поязыкастее. «Старосты» шли к дому невесты вечером, стараясь не привлекать внимание, чтобы «не сглазили». Но обычно всей улице уже было известно, куда они идут. После положительного ответа родителей девушка разрезала принесённый сватами каравай хлеба, символически отделяя себя от родной семьи. Родители при этом говорили: «Тэпэрь ты, дочка, ны наша. Будэтэ приходыть к нам тико в гости». Возвращались сваты не таясь, громко распевая песни, чтобы все знали, что сватовство удалось.

Хозяйственное благополучие молодых было едва ли не главной заботой старшего поколения. Поэтому, не полагаясь на слово сватов и родни жениха, родители невесты ходили на «разглядины»: своими глазами посмотреть на дом

8

жениха и решить, хорошо ли в нём будет новой хозяйке. Самыми насыщенными перед свадьбой были последние 3-4 дня. Но здесь не было беготни, суеты, нервного напряжения. Веками было отшлифовано время совершения того или иного обряда: в среду-четверг пекли свадебные хлебы, в пятницу невеста со старшей дружкой, обычно лучшей подругой, шла приглашать гостей на свадьбу, в субботу устраивалось «вэчэрэнка». Предсвадебный день также определялся обычаем нести жениху сшитую невестой рубашку, которую придирчиво осматривали мать и сёстры жениха. Это был как бы последней хозяйственный экзамен будущейжене.

День свадьбы начинался, едва занималась заря. Сидя возле окна, девушка причитала, оплакивая свою девичью жизнь. Дружки начинали готовить невесту к приезду жениха, «плоили» волосы, выпуская на лоб мелкие кудри, заплетали косу, покрывали волосы фатой. Невесту наряжали в «парочку» — юбку и кофту светлых тонов, с мелким рисунком — либо в розовое, голубое или бежевое платье. Все приготовления заканчивались, когда за окном слышались выстрелы, топот коней, звон колокольчиков и во двор въезжали всадники в казачьей форме и тройки, украшенные лентами и цветами. Начиналось одно из самых напряжённых свадебных представлений — выкуп невесты. Затем невесту благословляли иконой и хлебом, дружок связывал руки жениха и невесты платочком и выводил их за ворота к повозке — ехать к венцу. И в церкви во время венчания надо было не забыть соблюсти обычай.

9 стр., 4338 слов

Лекция № 3. Обрядовый фольклор. Календарные обряды. Колядки. ...

... исторические песни. Особенности былины как жанра. Былины о богатырях (старших и младших). Обобщение темы: слово в фольклоре. ... обращаемся к древним жанрам. Как и заговоры, календарный фольклор имеет практическую цель. Это обращение к силам ... сверхъестественных сил порождала необходимость их изображения в песнях. “Заклинательные”, магические песни, исполняемые на Коляду, назывались колядками (овсенями, ...

После венчания вся свадьба направлялась в дом жениха, где гостей ждали накрытые столы. Заслышав издалека звон бубенцов, мать и отец жениха с хлебом-солью и иконой выходили на порог. После того как молодых осыпали конфетами, хмелем и мелкими деньгами, которые тут же бросались ловить и подбирать ребятишки, они становились на вывернутую мехом наружу шубу и принимали от родителей хлеб-соль и ждали их благословения.

По обычаю свадебный стол накрывался в двух комнатах — у жениха и невесты. За ним могли присутствовать только женатые люди.

9

Своеобразным показателем достатка в доме было присутствие на столе сала.

Если не было сала, то про такого хозяина говорили: «Це бедный». А если было много: «Там сало було, та в четвырть утовщкы!» В соседстве находились самовар, графин вишнёвки и чекушки водки. Вишнёвку готовили сами, а водку покупали. Казаки не были пьяницами: замеченных в пьянстве на первый раз предупреждали, а если проступок повторялся, виновного пороли при всём сходе, и он надолго лишался уважения.

«На покой» молодых провожали песнями, шутливыми пожеланиями. У невесты был уже другой головной убор: закрученные на затылке в тугой узел волосы, спрятанные в шлычку — символ замужней женщины.

На следующий день начиналось застолье, но уже у родителей невесты. Положено было бить горшки на животе свекрови, катать в корыте родителей жениха, сваливать их в речку, затем купать и переодевать в специально купленное бельё посмешнее: длинные портки, ночные рубашки. Доставалась и гостям: у них «крали» кур, замазывали ночью окна известью, качали на ряднине. Но во всём этом не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее блага человека и общества. Старинные обряды намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности.

Глубоким смыслом были наполнены специальные песни, отдельные слова, предметы, одежда. Полновластными хозяевами второго дня свадьбы становились ряженые. Рядились в жениха и невесту, рыбаков, цыган, животных. Заканчивалась свадьба тем, что ряженые, наловили кур по дворам участников гуляния, варили на костре куриную лапшу. Это называлось «тушить свадьбу». Общественное значение имели и другие обряды жизненного цикла: родильные, имянаречения, крестины, проводы на службу и похороны.

Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков начинался «богатой кутьей» — так называли вечера накануне Рождества с обильным праздничным ужином. С «утренней звезды» и до колокольного звона,

10

оповещавшего об обедне, группы мальчиков, парней и взрослых казаков ходили по дворам и славили Христа, исполняя специальные песнопения: «Многая лета», «Рождество Твоё, Христе, Боже наш». С собой носили «звезду», сделанную из сита и прутьев, обклеенных бумагой, со вставленной внутрь зажжённой свечой. Участников христославления одаривали. Следующий момент рождественского праздника было колядование. Колядовщики — в основном девочки, девушки и замужние женщины — собирались группами и в сопровождении «поводыря» ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения исполняли специальные песни — колядки: «Коляд-коляд, колядын, а я в батька одын», «Коляду, коляду, пошла Маша по льду…» Колядовщиков одаривали хлебом, сладостями, салом, а реже — мелкими деньгами. Вечер накануне Нового года называли «щедренным вечером». После ужина звучали щедровки. При щедровании исполнялись в основном те же песни, что и при колядовании с добавлением после каждого куплета: «Щедрый вэчир, добрый вэчир, добрым людям на здоровия!»

6 стр., 2769 слов

Русские народные песни

... либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты. В ... пойду!» В других местах дети бегали накануне Масленицы с лаптями по деревне и ... древесных растений набухают весной почки; по народным поверьям верба обладала, поэтому магической животворящей ... января. вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января. Масленица – восьмая неделя перед Пасхой. ...