Практическая значимость исследования определяется возможностью использования представленных в ней материалов при изучении русской литературы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что представленный в ней анализ вносит определенный вклад в уточнение вопроса о символах в прозе И.А. Бунина.
Материалом исследования послужили тексты прозаических произведений автора.
Структура исследования: курсовая работа состоит из двух частей, заключения и списка использованной литературы.
4
1. Символика в рассказах И.А. Бунина является их неотъемлемой частью
1.1
В раннем бунинском творчестве ведущим началом была лирика, поэзия. Она как бы ведет прозу за собой, прокладывая ей пути. Реалист Бунин был не одинок в стремлении метафоризировать прозу, насытить её поэтической образностью, ритмизировать. Этим занимались русские символисты А. Белый и К. Бальмонт. Однако Белый заходил слишком далеко, сводя прозу с поэзией, прямо ритмизируя прозу. Это были лишь лабораторные опыты, Бунин охотно заимствовал в прозе из собственных стихов целые обороты и выражения, подчас вводил уже готовые, пришедшие из поэзии и сложившиеся там художественные формулы. Проза подчинялась внутренней мелодике, музыке. Сам Бунин видел в своих исканиях ритма прозы как бы продолжение своего стихотворчества. « Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем. Тургенев тоже был стихотворцем прежде всего… для него главное в рассказе был звук, а все остальное – это так. Для меня главное – найти звук. Как только я его нашел – все остальное дается само собой ».
Задумав рассказ, повесть, Бунин прежде всего искал
Прозу Бунин начал писать, будучи автором многих стихотворений и через четыре года после опубликования первого из них. И после рассказов о деревне дореволюционная критика ставила Бунина-поэта выше Бунина-прозаика. Лишь после появления « Деревни » и « Суходола » стала очевидна несправедливость подобных оценок. Время внесло дальнейшие поправки в определение таланта Бунина. В историю русской литературы Бунин вошел прежде всего как крупнейший мастер прозы. Чехов сказал как-то Бунину:
Исследование по литературе «Если душа родилась крылатой…»
... А.А. Цветаева М.И. Проза. 5. Интернет-ресурсы 17-18.11.12 (О Марине Цветаевой глазами современников)) (биография М.Цветаевой) (Сайт, посвящённый Марине Цветаевой) Изучив необходимую литературу по теме исследования, собрав ... Марины Цветаевой на основе воспоминаний о ней её друзей, соратников по перу, близких людей. Собранный материал мы оформили в режиме «тройного дневника»: «В жизни Марина ...
5
« Вам хорошо теперь писать рассказы, все к этому привыкли, а я пробил
дорогу к маленькому рассказу…
Мировосприятие Бунина результат его глубокого внутреннего разлада с миром, следствие неустроенности, бесприютности в условиях окончательного распада дворянской общности и патриархально-дворянского уклада жизни. В этих условиях и появилось то иллюзорное представление « страшного одиночества », которое так гордо страдальчески поэтизировал Бунин, отстаивая свою внутреннюю свободу и право писать, как хочется « ни – о чем ».
Оригинальность молодого автора проявляется не только в стремлении создать новый не апробированный до него жанр бессюжетного рассказа, усилить авторское начало в повествовании, выработать свои собственные принципы авторских оценок изображаемого, но и в дальнейшем сближении субъективного и объективного, эпического и лирического начал в повествовании.
6
1.2
Световые и цветовые характеристики – отличительная черта творчества И.А. Бунина, причем как прозы, так и поэзии. Бунин постоянно говорил, что не видит различия между стихами и прозой – и тому, и другому, по его мнению, в равной степени должны быть присущи как музыкальность, ритмичность, эмоциональность, так и безыскусная простота. Смирнова так объясняет тягу к цветообозначениям в творчестве Бунина: « Еще в раннем детстве мальчик пережил « помешательство »: на мечте стать художником, на разглядывании неба, земли, освещения ».
В бунинских стихах
Знаковой в контексте нашей работы стала статья Зиминой-Дырды, в которой рассматривается роль цветовых обозначений в портрете персонажей при выполнении замысла автора. По мнению исследователя, цветовые « штрихи » во внешности персонажей приобретают особый смысл и постепенно становятся « визитной карточкой » Бунина.
7
Одной из таких
образ смуглой, черноглазой и темноволосой женщины восточного типа превалирует в произведениях И.А. Бунина. Его брюнетки, как правило, имеют « персидскую красоту », обладают шармом, сильным характером и некоторым упрямством. Такова Лика в романе « Жизнь Арсеньева », имевшая в себе силы сначала пойти против общественного мнения и условностей за любимым человеком, а после уйти от него, когда почувствовала себя ненужной ему: « Солнце горячими полосами ходит по ее лицу, по играющим возле лба темным волосам », « она темными глазами смотрела на свечу ».
Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина
... осень», «Господин из Сан-Франциско». Стихотворения - «Листопад», «Густой зеленый ельник у дороги…» Я выбрала тему «Роль пейзажа в произведениях Бунина», потому ... и облегченными построениями подобий жизни …» А.Т. Твардовский А вот критики не были довольны бунинским «Суходолом». Вот высказывания н ... мы без Бунин в литературе? Но, прочитав его многие произведения, могу дать точный ответ - «нет»! Теперь я ...
Если с черным цветом во внешности героинь, в основном, связаны положительные черты характера, то к рыжеволосым красавицам у Бунина часто негативное отношение: рыжие женщины, хотя порой и соблазнительны, довольно грубы, неприятны, вольны или невольно приносят несчастье мужчинам и малосимпатичны как герою, так и читателю. Например, в рассказе « Сосед » рыжеволосая циркачка обманула героя и сбежала, подбросив ему, к тому же, свою дочь, и ее воле он невольно подчиняется: « Попал в цирк, увидал рыжую наездницу, – и, заметьте, далеко не первой молодости, – и через неделю женат… »
8
2. Символы в рассказах И.А. Бунина ( « Господин из Сан-Франциско »,
« Легкое дыхание », « Антоновские яблоки », « Легкое дыхание », « Темные
аллеи
2.1 «
Для Бунина-художника не существует незначительных мелочей, каждая несет необходимую информацию, складываясь в общую картину жизни. И если уж деталь или слово выбрано художником, то они несут максимально возможную информацию и отдачу.
Так, в рассказе
« Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листком… – как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа… Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел… » Писатель описывает смерть этого человека, не испытывая почтения к великому таинству, а лишь констатируя этапы, с излишним натурализмом раскрывая будничность происходящего. И странно, сцена перерастает в символическую. Вот неизбежный и страшный конец каждого, и хорошо, если он происходит в кругу близких, в стенах родного дома, иначе унижения ждут теперь уже бездыханное тело.
И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Анализ произведения
... рассказе ярко проявляется особенная писательская манера Бунина, которую называют импрессионизмом. Она подчинена стремлению как бы остановить, запечатлеть миг жизни, ... понять, в чем прелесть этой песни косцов. Поэтика, композиция, идея Рассказ «Косцы» также можно назвать лирическим очерком, ... метафоры (свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов; наш общий дом была ...
Никакие деньги, почет и уважение, сопутствующие господину из Сан-Франциско в жизни, не помогают ему после смерти. Неуловимо меняется
лексика писателя. Теперь господин – это просто старик, вызывающий
9
жалость.
Вначале кажется, что господин из Сан-Франциско крепко стоит на ногах, держит жизнь под уздцы. Теперь же это бездыханное тело, тщательно скрываемое от счастливых и беззаботных пассажиров, дабы не омрачить их путешествие. Писатель тем самым подчеркивает иллюзорность счастья и благополучия в « вещном » мире. Все преходяще, кроме стихии океана, плещущей волны о борт « Атлантиды ». Все призрачно и обманчиво в безумном мире людей, как нанятая пара влюбленных, давно надоевших друг другу. Читая рассказ Бунина, постепенно понимаешь мелочность людских помыслов и мечтаний перед космосом, вечной природой, которые окружают нас, мудро принимая все наши притязания на исключительность. Мы лишь песчинки в огромном мире, и, когда осознаем это, возможно, будем более счастливы, чем сейчас.
Рассказ
10
Корабль
2.2 «
Ничто не стоит на месте, меняются времена года. В акварельных красках
осени, в более теплых тонах картин лета, в погожих зимних днях, в весеннем обновлении, в бурях и холодах – во всем этом движении Бунин видит не круговорот, а развитие жизни. Так в рассказе « Антоновские яблоки » все свершается по единым законам мирозданья « под покровом богородицы »: « Люди родились, вырастили, женились, уходили в солдаты, работали, пировали праздники… Главное же место в их жизни занимала степь ее смерть и возрождение. Пустела и покрывалась снегом она, – и деревня более полугода жила, как в забытьи; тогда немало замерзло в степи. Наступала весна, наступала и жизнь, – работа, скрашенная веселыми днями… » [2, с.195].
Смена сезонов – это время, когда прекрасная в своем величавом покое природа внезапно восстает в гневе, обрушивает на человека угрозы, угрожает ему жестокими морозами.
Бунин не просто описывает природные явления, а сопровождает их эмоциональной оценкой, позволяющей уловить гармоничную взаимосвязь
Научная работа: Сопоставление понимания смысла и счастья жизни ...
... и изучение рассказов Бориса Екимова. 2. Выявление раскрытия темы и смысла жизни в этих произведениях. 3. Изучение критической литературы по творчеству Бориса Екимова. 4. Анализ, осмысление решения проблемы счастья и смысла жизни героями рассказов Бориса Екимова. 5. ...
11
между природой и человеком. В рассказе
бабье лето – осень ядреная
Образы у Бунина нередко метафоричны, но при всем этом всегда без натяжки, вычурности. Четко прослеживается взаимосвязь между состоянием природы и жизненным укладом человека. Осенний пейзаж преимущественно чистый, ясный, кроткий. Но порой его покой нарушается буйными порывами
ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба,
гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения этой прелести ясного покоя осени, а также чтобы показать, как природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд. « Осень – пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. Если же год урожайный и на гумнах возвышается целый золотой город, а на реке звонко и резко гогочут по утрам гуси, так в деревне совсем неплохо » [2, с.179]. « А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светятся в темноте зимней ночи окна флигеля. Там, в этом маленьком флигеле, плавают клубы дыма, тускло горят сальные свечи… » и плывут по-русски мелодичные, задушевные и тоскливо-проникновенные звуки:
12
На сумерки буен ветер загулял,
Широки мои ворота растворял,
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал [2, с.179].
Когда в свои права вступает ночь, то жизнь людей затихает, а мир природы наполняется сокрытой от людских глаз таинственностью и сказочностью: «… в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает возле шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки… » [2, с.189].
Рассказ
начале рассказа этот запах доминирует, наполняя собой окружающее
пространство, то в конце повествования он практически исчезает, и на смену ему приходят другие запахи. Постепенное исчезновение запаха антоновских яблок символизирует у Бунина уход в прошлое дворянского благополучия, его затухание, его осень. Неслучайно здесь и композиционное разделение на четыре хронологически-последовательных части: конец августа, середина сентября, октябрь и, наконец, ноябрь. Ноябрь – это последнее время уже не аристократического дворянства, а мелкопоместного, обедневшего и пришедшего в упадок.
История жизни Герасима (по рассказу И. С. Тургенева «Муму»)
... ↑↑↑ На этой странице материал по темам: сочинение на тему герасим жизнь в москве из сказки муму что работа казалась герасиму шуткой иван сергеевич тургенев муму сочинение о герасиме подготовьте рассказ о счастливом годе жизни герасима сочинение жизнь герасима в городе Характер Герасима По ...
Особое мастерство автора заключается в его способности постепенно, не заостряя при этом внимания читателя, показать все эти переходы времени и запахов, сопутствующих им, в развитии. Светлое и восторженное чувство
13
радости в начале рассказа переходят в ностальгию, в грусть по прошлому в его конце. Но эта грусть светла: для Бунина нет безысходности и покорности судьбе.
2.3 «
Следующий рассказ, помогающий нам глубже раскрыть тему, –
Здесь также символична композиция. Этот рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища. Получается циклическая, замкнутая композиция. Автор не случайно начинает повествование с описания кладбищенского пейзажа и могилы Оли. К слову « могила » мы можем подобрать традиционный ассоциативный ряд: смерть, горе, печаль, скорбь, спокойствие, безжизненность. Но все ли определения подходят к нашему описанию? « На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами » [2, с.107]. Последние определения выбиваются из этого отрывка. Так Бунин знакомит нас со своей героиней.
14
Описание природы, короткие пейзажные зарисовки в те дни, когда Оля была жива, будто подчёркивают прелесть ее образа. Например, « зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку » [2, с.114]. Цветопись этого отрывка оттеняет озорное состояние Оли в этот день. Чистые, мягкие цвета символизируют духовную чистоту, беззаботность героини.
В конце рассказа Бунин вернётся к ее взгляду:
Словосочетание
Идея рассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества и светлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской. Здесь и
конфликт межличностный:
Здесь же, в
15
заражаешься той кипящей, бурлящей энергией Оли, тебя словно пронизывают биотоки, посылаемые гимназисткой Мещерской: « изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз », « Оля Мещерская казалась самой
беззаботной, самой счастливой
Олина беззаботность и желание знать все завели ее в тупик. В этом и состоит главное противоречие: живя своей судьбою, Оля открывала для себя новый мир, но в то же время, желая всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, она безнадежно теряла свое детство, юность, молодость. Слишком рано она познала пошлую сторону любви, так и не разгадав тайну романтического чувства. Лишь позже, осознав это, а точнее сказать, почувствовав страх, разочарование и стыд, возможно, первый раз в жизни, Оля испугалась: « Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.. » [2, с.123].
Всякая любовь великое счастье — Бунин Темные Аллеи — по рассказу ...
... великое счастье, поскольку заставляет человека испытывать всю гамму возможных чувств — от волнения и переживаний до восторженной эйфории. 1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Всякая любовь великое счастье — Бунин Темные Аллеи сочинение — Сочинение по рассказу И — А — Бунина Темные аллеи ...
Только сейчас становится понятно, насколько Оля слаба. Она не в состоянии бороться. Спустившись с небес на землю, она испугалась. И единственный возможный для нее выход из этого положения – смерть. Оля хорошо это понимала. Я считаю, смерть стала закономерным итогом ее безрассудного поведения.
Множество вопросов возникает, когда вновь и вновь перечитываешь текст. Малютин и этот казачий офицер, убивший Олю, – это одно лицо или нет? А женщина, которую мы видим у могилы Мещерской в конце рассказа, и начальница? Однозначно ответить трудно. Ясно одно: в принципе, и неважно это, потому как эти люди представляют собой толпу, и совсем не обязательно знать, кто они такие, ведь все они, по сути, одинаковы. Единственный яркий образ в рассказе – Оля Мещерская, и ее Бунин рисует нам во всех подробностях, ибо таких людей, как она, – единицы. « Теперь
16
Оля Мещерская – предмет ее неотступных дум и чувств
«…
Так почему же Оля была отвергнута обществом? Ответ один: зависть. Все эти безликие существа завидовали ей « черной завистью ». Понимая, что они никогда не станут ТАКИМИ, как Мещерская, люди сделали ее изгоем. Упрямая толпа не хотела принимать что-либо, не вписывающееся в ее рамки.
Но главная беда таких, как Оля, не в этом. Они просто, живя своей жизнью, совершенно забывают про жестокую реальность, которой ничего не стоит сломать все их мечты, радости, всю их жизнь. Но тем не менее я восхищаюсь Олей Мещерской, ее талантом жить красиво, неправильно, но
17
интересно, мало, но ярко и легко!!!
Жаль, что легкое дыхание встречается нечасто.
2.4 «
Тема
Интересно, что это фигуральное выражение подтверждается реальной удушающей жарой описываемых суток. Автор постепенно нагнетает впечатление жары: на пароходе жарко пахнет кухней; « прекрасная незнакомка » едет домой из Анапы, где загорала под южным солнцем на горячем песке; ночь, когда герои сошли с парохода, была очень тёплая; лакей в гостинице одет в розовую косоворотку; в накалённом за день гостиничном номере страшно душно и т. д. Следующий за ночь день был тоже солнечный и до того жаркий, что к металлическим пуговицам на кителе поручика больно было притронуться. В городке раздражающе пахнет разной базарной снедью.
Анализ рассказа цифры кратко. Р. И.А. Бунин. Анализ рассказа «Цифры»
... мальчика писать цифры. Бунин, Анализ произведения Цифры, План 5 (100%) 1 vote На этой странице искали: бунин цифры анализ бунин цифры план план рассказа цифры бунин план рассказа бунина цифры анализ рассказа бунина цифры Урок литературы в 7 классе., Тема урока: «Сложность ...
Все переживания поручика после мимолетного приключения
18
действительно напоминают болезненное состояние после солнечного удара, когда (по медицинским показаниям) человек, в результате обезвоживания организма, ощущает головную боль, головокружение, раздражительность.
Однако это взвинченное состояние героя не результат перегрева организма, но следствие осознания значимости и ценности дорожного приключения, которое он только что пережил. Оно было ярчайшим событием в жизни поручика и « прекрасной незнакомки »: « оба много лет потом вспоминали эту минуту: никогда, ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой ». Так у Бунина ценностями одного порядка становятся мгновение счастья и вся жизнь. Писателя привлекает « загадка бытия » – соединение радости и печали, чуда и ужаса.
Рассказ
И Чехов, и Бунин показывают серую, обыденную жизнь, которая душит человеческие чувства, но показывают по-разному. Чехов показывает кошмар окружающей жизни, рисуя ее пошлость; Бунин – изображая момент истинной страсти, то есть настоящую жизнь, по мнению писателя, которая так непохожа на серую обыденность. Чеховский Гуров , вернувшись в Москву, никому не может рассказать о своем знакомстве с Анной Сергеевной. Один раз он, правда, признается партнеру по картам, что встретил в Крыму очаровательную женщину, но в ответ слышит: « А давеча вы были правы: осетрина-то с душком! ». Приведенная фраза заставила
19
Гурова ужаснуться своей привычной жизни, потому, что он понял, что даже в
момент счастья сознательно отгораживаются от повседневного быта, и Бунин как бы говорит читателям: « А теперь подумайте сами, что стоит ваше привычное существование по сравнению с прекрасными мгновениями любви ».
Следует признать, что в рассказе Бунина солнечный удар стал аллегорией высокой любви, о которой только может мечтать человек. В « Солнечном ударе » продемонстрированы и художественные принципы, и философские взгляды писателя.
Философия жизни у Бунина такова, что для него по-настоящему ценным является миг, когда человек сразу познает счастье любви (как в « Солнечном ударе ») или ему открывается смысл бытия (как в « Тишине »). Миг счастья поражает бунинских героев, как солнечный удар, а остальная жизнь держится только восхитительно-грустными воспоминаниями о нем.
Роман Бунина «Жизнь Арсеньева»
... Бунина теме; как по замыслу, так и по воплощению она близка к книге рассказов «Темные аллеи», которую Бунин написал позже. Некоторые современники рассматривали «Жизнь Арсеньева» ... всю боль и радость этих минут, все горькое счастье, всю печаль и нежность их!.. Не раз чувствовал ... семье, что привело ее к полнейшему разорению. На все это в «Жизни Арсеньева» лишь вскользь намекается; об осуждении, даже о ...
Однако кажется, что такая философия обесценивает всю остальную жизнь человека, которая становится всего лишь прозябанием между редкими минутами счастья. Гуров в « Даме с собачкой » не хуже бунинской « прекрасной незнакомки » знает, что после нескольких счастливых дней любви всё кончится, вернется проза жизни, но он не оставляет Анну Сергеевну. У бунинских героев хватает страстных чувств на одну ярко эмоциональную сцену в гостинице, а чеховские герои пробуют преодолеть пошлость жизни, и это стремление меняет их, делает благороднее. Вторая жизненная позиция кажется более правильной, хотя редко удается.
К бунинским художественным принципам, которые нашли отражение в рассказе, следует отнести, во-первых, незамысловатый сюжет, интересный не захватывающими поворотами, но внутренней глубиной, а во-вторых, особую предметную изобразительность, которая придает рассказу
20
правдоподобие и убедительность. В-третьих, критическое отношение к окружающей действительности у Бунина выражается опосредованно: он рисует в обыкновенной жизни героев необыкновенное любовное приключение, которое показывает в неприглядном виде все их привычное существование.
Система антонимов, предложенная Буниным, направлена на то, чтобы показать, какая пропасть легла между прошлым и настоящим. « Номер был еще полон ею », еще чувствовалось ее присутствие, но уже « номер пуст », « а ее уже не было », « уже уехала », « никогда ее не увидит », и « ведь никогда уже ничего не скажешь ». Постоянно видно соотношение контрастных предложений, которые связывают прошлое и настоящее через память. Нужно было поручику чем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти, и он бродит по городу, пытаясь спастись от наваждения, не понимая, что с ним все-таки происходит.
Общеизвестна бунинская способность обостренно воспринимать мир через краски, звуки, запахи. И в этом рассказе он не изменил себе. Лирическое настроение создается целой массой цветовых и звуковых повторов, но они контрастны. Так, например, утром и плеск воды, и стук каната о причал, и звуки и запахи базарной площади, и звон церковных колоколов – все было жарким, солнечным, счастливым. Все это воспринималось героем как музыкальные ноты, созвучные романтическому настрою сердца. В финале рассказа все то же: пристань, базар, колокола. Но в соборе уже поют слишком громко, запахи и крики торговцев раздражают героя, потому что без нее « все это было глупо, нелепо ». Солнце, жаркое, пламенное, но « бесцельно » преследует героя, и некуда спрятаться от его палящих лучей.
Надо сказать, что и цвет играет особую роль в рассказе. Доминируют желтый и серый, иногда почти черный. Есть, конечно, еще много вариаций той же цветовой гаммы, но главное все же заключено именно в контрасте
21
желтого и черного. Огни и тьма. Желтый цвет символизирует счастье, великую радость. Противопоставляя ему черные и серые тона, Бунин показывает нам опустошенность, одиночество мужчины, который бессилен что-либо изменить. Он только острее начинает чувствовать окружающий
мир, душа его обнажена, но сейчас все для него нестерпимо.
От обжигающего солнца можно спастись только в прохладном номере гостиницы, но там особенно невозможно не думать о ней.
Еще один прием, которым умело пользуется И.Бунин, – это организация пространства и времени. Пространство в рассказе ограничено, замкнуто. Герои приезжают на пароходе, уезжают опять же на пароходе (увы, уже не вместе); потом гостиница, откуда поручик едет провожать незнакомку, туда он и возвращается. Герой постоянно совершает обратное движение, получается своеобразный замкнутый круг. Поручик бежит из номера, и это понятно: пребывание здесь без нее мучительно, но он возвращается, так как только этот номер еще хранит следы незнакомки. Боль и радость испытывает герой, думая о пережитом.
С одной стороны, сюжет рассказа выстроен несложно, в нем соблюдается линейная последовательность изложения событий, с другой стороны, наблюдается инверсия эпизодов-воспоминаний. Зачем это нужно? Я думаю, что психологически герой как бы остался в прошлом и, понимая это, не хочет расставаться с иллюзией присутствия любимой женщины. По времени рассказа можно поделить на две части: ночь, проведенная с женщиной, и день без нее. Вначале создан образ мимолетного блаженства – забавного случая, а в финале образ тягостного блаженства – ощущения большого счастья.
Постепенно
вечернего солнца, и
22
опустошение и образ некоего трагедийного блаженства остались. Женщина и мужчина, живя уже другой жизнью, постепенно вспоминают эти минуты счастья. Так время и пространство очерчивают своеобразный замкнутый
круг, в котором оказались герои. Они пожизненно в плену своих
воспоминаний. Отсюда и удачная метафора в названии рассказа: солнечный удар будет воспринят не только как боль сумасшествие, но и как миг счастья, « зарница », которая может озарить своим светом всю жизнь человека.
23
Заключение
Значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения « дальнозорким », глубоко чувствующим его философское содержание.
Бунин искусно вплетает в ткань произведений, различных по тематике, идейному содержанию и даже жанру. Будь то рассказ о деревенском мужике, лирическая повесть о мимолетной любви или стихотворение о вечности бытия. Главное впечатление от бунинских творений создается чувством родства авторского « Я » с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, символически звучащими мотивами звездного, вселенского, временной отдаленностью происходящего.
В первой главе нами рассматриваются особенности ранней прозы И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве, тем не менее, ни в коем случае нельзя считать писателя – символистом – он писатель реалистического направления, а символы для него – лишь один из средств художественной выразительности, расширяющие содержание и придающие его произведениям особую окраску.
Во второй главе мы обратились к символам в рассказах И.А. Бунина, к тем приемам и способам художественной выразительности, которые делают то или иное произведение неповторимым, уникальным.
В данной главе отмечено, что произведения Бунина очень богаты различными формами иносказательной выразительности. Ярко выделяется использование писателем символики, причем символики на всех уровнях. Символика встречается у писателя практически везде: и в названиях рассказов, и в его сюжете, и в композиции, и в образной системе.
Символика в бунинских рассказах является их неотъемлемой частью, становясь неким орудием в руках автора, помогает ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать свое особое, отличие от других писателей настроение в рассказе. Такой прием помогает Бунину передать свою мысль
24
неравнодушному читателю.
Характерной чертой рассказов Бунина является простота сюжета. Содержание практически любого из них можно изложить в нескольких предложениях. Но это ни в коей мере не умоляет их художественных достоинств, Бунин писатель-реалист, в своих рассказах мастерски создает другую, собственную реальность, которую невозможно отличить от действительности. Это ощущают все читатели, но не все понимают, что в каждом рассказе, в этой прекрасной оправе, заключено еще нечто такое, ради чего и писал Бунин. Найти эту суть, этот скрытый смысл нам помогают названия, которые у Бунина никогда не бывают случайными.
Таким образом, мы выявили, что символы в прозе занимают большое место в творчестве И.А. Бунина. Название каждого рассказа глубоко символично. Это является особенностью произведений писателя. Каждый автор старается сделать название емким, но Бунин в этом отношении превзошел большинство своих предшественников, вложив в названия своих произведений ключ к пониманию их смысла. Само творчество Бунина является неотъемлемой частью современной русской и мировой культуры.
25
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/krasavitsa-bunin/
1. Бунин, И.А. Темные аллеи. Повести и рассказы. [Текст]\ – М.: Профиздат, 2005 – С. 336.
2. Бунин, И.А. Собр. соч. в 9 т. [Текст]\
3. Бунин, И.А. Собр. соч. в 9 т. – Т.5. – С. 180.
4. Атанов, Г.М. Проза Бунина и фольклор [Текст]\ Рус. лит. – 1981. – №3. – С. 14-32.
5. Баборенко, А. И.А. Бунин Материалы для биографии с 1870 по 1917. [Текст]\ – Изд.2. – М.: Худ. Литература., 1983.
6. Бахрах, А. Из разговоров с Буниным [Текст]\ Нева. – 1993. – №8. – С. 293-308.
7. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: Т.5. [Текст]\ – М., 1954.
8. Блюм, А.В. « Под серпом и молотом » ( Бунин под советской цензурой) [Текст]\ Звезда. – 1995. – №10. – С. 131-134.
9. Благасов, Г.М. Иван Бунин. Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики. [Текст]\ Учебное пособие к спецкурсу. – Москва – Белгород, 1997.
10. Благасова, Г.М. И.Бунин в оценке русской критики 1910-х годов. [Текст]\ Подъем. – 1981. – №11. – С. 133-139.
11. Вантенков, И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг.) [Текст]\ – Минск: Изд-во БГУ, 1974.
12. Вихрян, О.Е. Художественное слово Бунина. [Текст]\ Рус. речь. – 1987. – №4. – С. 104.
13. Волков, А. Проза И. Бунина. [Текст]\ – Моск. рабочий, 1969. – 448.
14. «Высочайшая правда творчества»: современники о Бунине. [Текст]\ Нева. – 1995. – № 10. – С. 201-208.
26
15. Гейдеко, В.А. Чехов и Бунин. [Текст]\ – М.: Сов. пис., 1987. – С. 362.
16. Горелов, А.Е. Избранное. [Текст]\ – Л.: Лениздат, 1988. – С. 557.
17. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика).
[Текст]\ Сб. Пер. с англ. – М., 1996. – С. 281-349.
18. Герман, М. Эхо «Тёмных аллей». Бунин и Монпарнас. [Текст]\ Нева. – 2006. – №11. – С. 22-27.
19. Зимина – Дырда, Т.Ю. Функции цветообразов в портретах персонажей.
[Текст]\ – 2009. – №3 (7).
С. 18 — 22.
20. Кандинский, В. О духовном искусстве. [Текст]\ – М., 1989. – С. 300.
21. Колобаева, Л.А. Проза И. Бунина. [Текст]\ – М., 1998. – С.157.
22. Мальцев, Ю.В. Бунин: [Текст]\ – М., 1994. – С.225.
23. Михайлов, О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерки творчества. [Текст]\ – М., 1967. – С.236.
24. Николина, Н.А. Образное слово И.А. Бунина: [Текст]\ – 1990. – №4. –С.31-34.
25. Полтавец, Е.Ю. Криптография любви. [Текст]\ Русская литература. – 2001. – №7. – С. 29-32.
26. Смирнова, А.А. Иван Бунин. Жизнь и творчество. Символика в рассказах И.А. Бунина: [Текст]\ – М., 1991. – С.157.
27