Исследование по литературе «Если душа родилась крылатой…»

Эссе

Если душа родилась крылатой

Что ей хоромы и что ей хаты!

М.И.Цветаева

Среди самых замечательных имен в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. «Некоторые исследователи литературы считают Цветаеву самым ярким представителем русского поэтического авангарда 20-30-х годов. В любом случае её литературная родословная связана прежде всего с культурой серебряного века» 1 .

К сожалению, в нашем школьном учебнике литературы (автор В.Я.Коровина) тематический раздел поэзии серебряного века отсутствует, и мы не изучаем на уроках литературы лирику М.Цветаевой. В этом плане интересной для нас оказалась тема учебно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой…», основанная на изучении книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой. Данная работы была организована в рамках республиканской научно-практической конференции. Нашим руководителем является учитель русского языка и литературы Питеркина З.А.

Выбор темы ( I этап исследования) – очень серьёзный этап, во многом определивший работу над исследованием в целом. Здесь большую роль сыграла наша заинтересованность и желание узнать не только о фактах из биографии и творчестве поэтессы, но и о личных качествах М.Цветаевой. Мы поставили перед собой конкретную цель учебно-исследовательской работы: на основе изучения книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой выявить главные качества её личности.

Гипотеза исследования:

Затем были определены задачи по этапам работы:

  1. изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации, т.е. научиться конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать;

  2. познакомиться с литературно-критическими работами о М.И.Цветаевой;

  3. выявить особенности характера и личных качеств поэтессы на основе прочитанной литературы;

    46 стр., 22805 слов

    Средства создания образа героя-иностранца в русской литературе ХIХ века

    ... героя в русской литературе XIX века. Предметом исследования является образ героя-иностранца как возможность проведения интегрированных уроков литература/история/русский язык в средних и старших классах. Методами теоретического исследования в работе ... сама Троя. И что нам особенно интересно в рамках этой работы, так это знакомство с иностранцами в реалиях нашей жизни. Как вспоминали современники, ...

  4. подготовить сообщение о Марине Цветаевой для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Как видно, объектом нашей работы является жизнь и творчество замечательной поэтессы М.И.Цветаевой. Предмет исследования — книги, статьи, эссе, воспоминания современников и родных о Марине Ивановне Цветаевой. Мы не ставили перед собой задачу полного анализа творчества поэтессы, а лишь попытались составить своё личное представление о М.И.Цветаевой как о поэте и человеке.

выбор методов

Выбрав тему исследования, мы приступили к изучению литературы и материалов о жизни и творчестве М.И.Цветаевой. На данном этапе мы обращалась к самому разному

______________________

1 Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001, с. 328

материалу: это книги, письма, статьи современников поэтессы, которые мы нашли в библиотеках, Интернет-ресурсы. Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы, отбор литературы для учебно-исследовательской работы в большей степени лёг на плечи научного руководителя. Мы же, изучая и конспектируя литературу по теме исследования, получили практический опыт работы с первоисточниками, научилась конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать.

II . Актуальность исследования

Мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают особенно внимательно вглядываться не только в прошлое, но и оценивать людей, живших когда-то. Ведь любая судьба связана с историей страны. А история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей. Именно память о прошлом позволяет современному человеку сохранять достоинство и неустанное стремление к духовным корням. Человеку нужна память о прошлом, чтобы творить жизнь, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и творчество М. И. Цветаевой) — задача каждого из нас.

актуальность

Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса истории и литературы, познакомиться с жизнью и творчеством поэта серебряного века. народа.

III . Исследовательская часть работы

В начале своего исследования мы составили план нашей работы по изучению тех материалов, которые нам помогут решить поставленные задачи. Свою поисковую деятельность мы дополнили информацией из Интернета. Затем составили таблицу, в которой обозначили результаты нашего поиска:

2.

Библиотека школы

14.11.12

Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы.

3.

Библиотека Восточного микрорайона

15.11.12

Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения.

4.

Детская библиотека г. Канаш

16.11.12

Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза.

5.

Интернет-ресурсы

17-18.11.12

(О Марине Цветаевой глазами современников))

(биография М.Цветаевой)

(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)

Изучив необходимую литературу по теме исследования, собрав достаточный материал, мы приступили к выполнению нашей следующей задачи — выявить особенности характера и личных качеств Марины Цветаевой на основе воспоминаний о ней её друзей, соратников по перу, близких людей. Собранный материал мы оформили в режиме «тройного дневника»:

«В жизни Марина Ивановна отчётливая, твердая, с яс-ным умом… На одержимую она не похожа… она бывает одержима только в своем творчестве»

«Вскоре я узнала её привычку писать с самого раннего утра. Никакие силы, никакие обязательства не могли заставить уклониться её от этой работы»

О.Колбасина-Чернова. Из статьи «О Марине Цветаевой», Цветаева много и плодотворно работала, Стихотворчество — образ жизни Цветаевой, без него она просто не мыслила своего существования.

2.

«Одним из её девизов была фраза: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой». В ней никогда не остывала эта потребность: писать… Когда родилась дочь Ариадна, Марина Ивановна день за днем фиксировала свои наблюдения об обожаемом первенце…»

А.А.Саакянц. Из статьи «Биография души поэта»

Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной

3.

«Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэ-зии … придавала ей силы переносит удары судьбы»

Ал. Михайлов. Из книги «Марина Цветаева. Стихотворения», Цветаева стойкая и сильная женщина

4.

«Марина Цветаева — статная, широкоплечая женщина с широко расставленными серо-зелёными глазами. Её русые волосы коротко острижены, высокий лоб спрятан под чёлку. Куда бы ни шла эта женщина, она кажется странницей, путешественницей. Широкими мужскими шагами пересекает она Арбат и близлежащие переулки, выгребая правым плечом против ветра, дождя, вьюги, — не то монастырская послушница, не то только что мобилизованная сестра милосердия. Всё её существо горит поэтическим огнём, и он даёт знать о себе в первый же час знакомства».

П.Г.Антокольский

Цветаева – женщина с неординарной внешностью.

5.

«Марине Ивановне Цветаевой, когда я с нею познакомился, было двадцать пять лет. В ней поражало сочетание надменности и растерянности: осанка была горделивой — голова, откинутая назад, с очень высоким лбом; а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие — Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко подстрижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком».

И.Г. Эренбург

Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту

6.

«Марина Ивановна была чрезвычайно умна. У неё был острый, сильный и резкий ум — соединявший трезвость, ясность со способностью к отвлечённости и общим идеям, логическую последовательность с неожиданным взрывом интуиции. Эти её качества с особенной яркостью проявлялись в разговорах с теми, кого она считала достойными внимания.

M.Л. Слоним

Она была исключитель-ным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова.

7.

«Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика… Легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения. Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности… Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна… Была блестящим рассказчиком».

Из книги воспоминаний Ариадны Эфрон, Марина Цветаева очень любила своих детей.

8.

«Любовь счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда — вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений… О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска. …Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто, — голос Марины приобретает заклинающую и колдовскую силу».

М.С.Шагинян, Испокон веков женская сущность глубже и ярче всего проявляется в лирике.

9.

«Когда читаешь её книгу, минутами становится нелов-ко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и посмотрел сцену, видеть которуюне должны посторонние».

В. Брюсов

(книга Турковой А.М., Саакянц «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»)

Прославленный поэт обнаружил в стихах Цветаевой глубокую интимность, обнажённость чувств.

10

«Это был характер сильный и в тоже время легкоуязвимый, трудный для окружающих и для неё самой…»

«Шли годы, и горечь личных переживаний всё больше, всё чаще переплеталась с другой болью — по оставленной родине, по людям, с которыми, казалось, уже не суждено увидеться…»

Туркова А.М., Статья в книге «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы», В эмиграции Цветаевой было тяжело: безденежье, бесприютность, бездомье…

выявили особенности характера и личные качества Марины Ивановны Цветаевой.

Теперь мы можем решить ещё одну задачу, которая стояла перед нами в начале исследования —, Марина Цветаева в воспоминаниях современников

(краткий конспект выступления на основе исследования)

Марина Ивановна Цветаева — поэт самобытный, смелая и яркая женщина. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в воспоминаниях современников она предстает перед нами как человек с трагической судьбой, бесконечно любящий свою родину. «Истоки её характера — в любви к родине, к России, к русской истории и русскому слову. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья…» 1

______________________

1 Михайлов Ал. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит, 1990, с. 1

По словам современников, она безумно любила жизнь во всех её проявлениях, много и плодотворно работала, не представляла свою жизнь без стихов, без словотворчества. Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной.

В то же время Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье — всё то, что она переживала сама.

Прочитанные нами материалы говорят о том, что Цветаев а была исключительным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова, предъявляла к себе и окружающим высокие требования.

Таким образом, Марина Ивановна Цветаева на основе нашего исследования предстаёт как великий поэт и стойкая женщина, патриот и гражданин своей родины. Этот яркий, талантливый, незаурядный человек тесно связан с родной землёй, с традициями отечественной культуры и традициями народности. В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов России ХХ века. Наконец-то, сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными.

III . Заключение (общие выводы)

Гипотеза исследования о том, что

Систематизировав и обобщив результаты работы по теме «Если душа родилась крылатой…», мы пришли к следующим выводам:

  1. Работа с книгами, статьями, воспоминаниями современников позволила собрать большой материал для изучения жизни и творчества М.И.Цветаевой;

  2. На основе воспоминаний о Цветаевой можно выявить особенности характера и личные качества поэта;

  3. Собранный материал по теме исследования помог нам подготовить доклад для урока литературы в 7 классе.

IV . Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-marina-tsvetaeva-v-vospominaniyah-sovremennikov/

  1. Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1990.

  3. Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.

  4. Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Сов. Россия, 1988.

Информационные ресурсы:

(О Марине Цветаевой глазами современников)

(биография М.Цветаевой)

(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)