Библиография трудов Я.А. Коменского

Курсовая работа

м, состоящим из нескольких частей. Первая из них посвящена пользе дидактики в целом, вторая адресована всем читателям, а третья — «ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Однако содержание и смысл этому понятию дал именно Я.А. Коменский. Он определил дидактику как универсальное искусство всех учить всему. «Руководящей основой дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…».

Для достижения этой цели автор поделил свою книгу на 33 главы. Педагогическая деятельность, по его мнению, является одним из важнейших общественных дел и должна всячески поддерживаться общественной организацией. Школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг», для подготовки которых требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей». Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

«Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности.

Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Так первой ступенью, по мнению Я.А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

2 стр., 913 слов

Организация обучения безопасности труда

... лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения. 1.4. Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно - технический работник, на которого возложены эти ...

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я.А. Коменского — это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. «Пансофия — всеобщая мудрость, в его представлении,— истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге».

До сегодняшнего дня классно-урочная система, введенная Коменским, остается основой школьного обучения.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по его мнению, — подготовка человека к вечной жизни. Он выделял следующие составные части воспитания: научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Ведущая роль отводилась именно нравственному воспитанию. Большую роль в этом воспитании играли родители и семья в целом. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, вместе с тем стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту. Он считал, что следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным расположением к ученикам. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть».

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1. Принцип сознательности и активности; главным условием успешного обучения является понимание сущности предметов и явлений: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

2. Принцип наглядности: этот принцип предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

10 стр., 4823 слов

Ивная работа по методике преподавания литературы «Новые ...

... инновационные методы; -рассмотреть инновационные методики преподавания литературы; -проиллюстрировать применение инновационных методов преподавания литературы в основной школе; -сделать вывод по данному исследованию. Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, ...

  • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
  • когда это невозможно, модели и копию предмета;
  • картинки как изображение предмета или явления.

3. Принцип постепенности и систематичности знаний.

Должен быть установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок — душа всего».

Обучение должно соответствовать уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Материал должен изучаться «последовательно с начала и до завершения».

«Подкреплять все основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь — это значит называть вещь в причинной связи».

4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками связан с памятью. А также изучаемый материал должен быть хорошо понят, а не просто механически заучен.

«Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно».

«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Есть три причины трудности в обучении:

1. Рабский способ постановки занятий;

2. Порочный способ изучения вещей — когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;

3. Несовершенство метода.

Единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

  • Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились;
  • в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия».

«…Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными».

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле».

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать».

«Книги — это инструмент насаждения мудрости».

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».

«Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными».

«Открытая дверь к языкам» (1631)

Коменский, подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепенно грамматически усложняющихся предложений (фраз), одновременно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с доступными ему знаниями из разных областей. Эта маленькая энциклопедия на латинском языке произвела переворот в системе преподавания важнейшего по тем временам предмета. В учебнике отвергнут догматико-грамматический путь изучения языка, который на протяжении столетий приносил страдания и мучения миллионам детей.

Вместо сухих, непонятных и непреодолимых грамматико-синтаксических правил в «Открытой двери языков» представлены 100 маленьких рассказов из различных областей знания, которые не только изменили направление схоластических учебников того времени, но и сделали более эффективным и плодотворным изучение самого латинского языка, являвшегося официальным языком в государственном управлении, науке и школе. «Открытая дверь языков» поистине представляла практическую иллюстрацию основных положений дидактики Коменского, подтверждала правильность этих положений, в чем и сам Коменский видел одно из назначений книги. Красноречивым подтверждением блестящей победы «Открытой двери языков», и, следовательно, дидактики Коменского, является то, что история не знает другого случая, когда какой-либо учебник получил бы такое широкое распространение. Эта книга была переведена почти на все европейские и на некоторые восточные языки. Несмотря на такой успех, Коменский все же не был доволен книгой и считал ее трудной для начинающих. Поэтому в 1633 г. он дополнительно составил «Преддверие к открытой двери к языкам» в качестве учебника латинского языка для начинающих.

19 стр., 9055 слов

«Изучение традиций чувашского народа на х и внеклассных ...

... изучения национального языка, ввиду того, что язык и культура феноменологически составляют органичное образование «язык – культура». В связи с этим, большое значение в школе придается обучению чувашскому языку, где ... нравов, быта, фольклора, истории чувашей, наблюдательность – все это сделало его одним из наиболее ярких поэтов нашей многонациональной литературы. Произведения Я.Ухсая, бесспорно, ...

«Материнская школа» (1632)

Первое руководство для семейного воспитания

Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка — местной общиной, гимназия — центральным органом власти, академия — государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого. Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения. В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире.

«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1643-1670)

Много внимания уделяется вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма.

педагогический дидактика классный урочный воспитательный

«Панпедия»

Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. В труде Коменский описывает, как путём овладения знаниями человек может понять и прийти к подлинной сущности своей жизни. Этот трактат всецело отвечает духу эпохи Нового времени. Предложенная автором система с её взглядами на процесс обучения и более широко — самосовершенствования на протяжении всей жизни, полностью переписывала не только каноны образования Средневековья, но и глобально критиковала существующий порядок вещей. И это делает изучение панпедии интересной с двух точек зрения: как исторического факта в его взаимосвязи со временем, и как нового подхода к образованию, переосмыслению его роли для человека.

«Новейший метод языков» (1648)

Философское учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической привязанности к латыни. Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.

5 стр., 2414 слов

По английскому языку Дистанционное обучение

... в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы. При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже ...

«Школа-игра» (1656)

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, составил учебную книгу «Школа — игра», которая представляла собой драматизацию «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

«Мир чувственных вещей в картинках» (1658)

Представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энциклопедию первоначальных знаний. Рисунки являются органической частью учебных текстов. В 150 кратких статьях, каждая их которых снабжена рисунком, даются сведения о природе (вселенная, сведения по географии, о растениях, животных, человеческом теле), о деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и пр.), об общественной жизни (государственное управление, суд).

В то же время с большим педагогическим мастерством обогащается речь учащихся: учебник давал знания по родному и латинскому языкам. Книга эта была переведена на многие языки и в течение более 150 лет служила хорошим учебником для первоначального обучения. Во второй половине XVIII века она с некоторыми переделками была несколько раз под разными заглавиями («Видимый свет», «Зрелище вселенные») издана в России. Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв.

«Единственно необходимое» (1668)

Итог всем трудам.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Труды Коменского содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т.д. Его стремление выработать интегрированную систему познания, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании». В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.

Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

36 стр., 17863 слов

Элементы художественного творчества на х развития речи в начальной школе

... сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной ... что ассоциация (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. По его мнению, локальная ассоциация, являясь начальной стадией знаний учащегося, представляет собой ...

1. Коменский Я.А. Великая дидактика, 1633-38

2. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение 1983.

3. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, 1643-1670

4. Коменский Я.А. Единственно необходимое, 1668.

5. Коменский Я.А. Лабиринт мира и рай сердца, 1632

6. Коменский Я.А. Материнская школа, 1633

7. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, 1658

8. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003.

9. Коменский Я.А. Открытая дверь языков, 1631

10. Коменский Я.А. Пансофическая школа, 1651

11. Коменский Я.А. Преддверие латинского языка, Новейший метод языков, 1649

12. Коменский Я.А. Школа — игра, 1656

13. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. — М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

14. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с. 3.

15. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения Я.А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.- 576 с. 4