Мыслить глобально действовать локально. Думай глобально, действуй локально

Эссе

Когда люди задумываются о том, чтобы сделать что-то важное, большое, существенное в своей жизни — как часто мечты остаются мечтами? Сомнения, непонимание — куда идти и что делать — не позволяют всем стать Гейтсами или Плисецкими… Мысли — а по плечу ли мне то, что я задумала? Отвержение — нет, я не такая, мне никогда и ни за что не достигнуть…

Секреты успеха просты и понятны, но следовать им нужно каждый день, а не как придется. И начинать жить с понедельника, не заручившись поддержкой в виде мотивации и умений распоряжаться со своими целями — большими и маленькими — бесполезно.

Как это работает

Рецептов успеха порой слишком много, чтобы применить их все. Но один — «мысли глобально, действуй локально» — заслуживает пристального внимания. В чем же секрет успеха? В объеме работы, даже если это работа «на дядю» или еще более загадочная «работа над собой»?

Успешные клерки зарабатывают порой в сотни раз больше горе-предпринимателей, которые на протяжении десятилетий пытаются «делать бизнес». Талантливый педагог может быть в десять раз обеспеченней посредственного программиста, работающего в престижной компании.

Кого же выбирает успех? Целенаправленных, читай — пробивающих стену лбом? Или умеющих ждать своей возможности (они же — «офисный планктон», многие годы прозябающий на одном и том же уровне)?

На первый взгляд общего между ними ничего нет и быть не может.

С другой стороны и офисные работники, и предприниматели, и творческие люди способны достигать успеха в своем деле. А могут остаться на маленьком окладе, мизерном обороте… Все зависит от того, какие цели они перед собой ставят и ставят ли их вообще.

Цель — большая, шажки — маленькие

Принцип «мысли глобально, действуй локально» подразумевает умение разделять сиюминутное и по-настоящему важное. В этом есть что-то от НЛП, но на самом деле это гораздо более древняя, если так можно сказать, «техника». «Разделяй и властвуй» — знакомый девиз?

Когда человек смотрит на большую цель, он теряется. Пугается перспектив, сильных перемен. Боится того, что усилий для достижения желаемого нужно приложить — ой-ёй-ёй сколько. А результат гарантировать не может никто, даже он сам.

Но когда перед человеком четко очерчены этапы достижения цели — ему становится легче. Ведь можно добраться до очередной «вешки», поставить «галочку» и пойти к следующему этапу. Поэтому маленькие шажки, действия, которые выполняются исходят из сиюминутных задач и текущих условий — лучший путь к успеху. Спросите себя: что я могу сделать прямо сейчас?

13 стр., 6369 слов

Организационная культура и ее роль в организации книжного дела ...

Объект исследования - издательство «Эксмо». В первой главе курсовой работы рассматривается аналитический подход организационной культуры, а именно: определяется понятие организационной ... организационной культуры на российских предприятиях. Во второй главе дается характеристика деятельности издательства «Эксмо», приводится его организационная культура и даются рекомендации по ее улучшению и ...

Четкий ориентир

Принцип «мысли глобально, действуй локально» подразумевает и еще одну насущную необходимость — постоянно держать в голове ориентир. «Куда идем?» — спрашиваете себя вы, действуя каждый день.

Только так вы не забудете, что за ежедневной мышиной возней стоит большая, красивая, желанная цель. Только с помощью «путеводной звезды» — цели — можно избавиться от лишней суеты, чувства топтания на месте. Вы — действуете, но проверяете свои действия с помощью отдаленной цели, которой они все подчинены.

Этот своеобразный «танец с жизнью»

Достигать, конечно, приятно — особенно руководствуясь принципом «мысли глобально, действуй локально». Но и путь к цели должен быть приятен. Ведь момент успеха — он такой короткий! А что если вас некому будет похвалить? А если одного материального вознаграждения вам недостаточно?

Поэтому не забывайте перестраховываться — проверять свою цель на желанность. Когда вам мало времени в сутках, когда вы спрыгиваете с постели с мыслью «хочу делать» — это ваша цель. А заставлять себя — бесполезно. Говорят, на действия, которых вам не хочется делать, тратится энергия здоровья — а это, сами понимаете, чревато…

Хоть я совершенно уверен, что вам нужны централизованная стратегия, курс и централизованные цели, я также твердо верю в децентрализацию исполнения и тактики. Вы не можете принимать все решения в Нью-Йорке, если хотите продавать свою продукцию в сотне стран мира или даже во всех 50 штатах, так как каждый рынок отличается от других. Там другие конкуренты, другая экономическая среда, другие потребители. На каждом рынке вам нужны местные организации, руководимые местными менеджерами, способными найти общий язык с местными покупателями.

Всякий, кто путешествовал или хотя бы изучал историю, знает, что французы отличаются от итальянцев, мексиканцы от гватемальцев, бразильцы от аргентинцев. Даже если у них общие границы, а порой и общий язык, в каждой стране свои нравы, мифы, история, демографический состав, экономика и проблемы. Все эти факторы, сплетаясь, образуют своеобразное полотно каждой страны. И на этом полотне, как на холсте, вы должны так нарисовать свой бренд, чтобы он отвечал чаяниям местного рынка, чтобы его поняли и признали.

Единственная возможность обеспечить это на постоянной основе – иметь местные руководство, агентство, местное производство, местных оптовых покупателей и грузовики, развозящие ваш товар по магазинам. Вам нужны также местный менеджер по продажам, местные торговые точки, и вам необходимо непрерывно отслеживать, что конкретно происходит на этих рынках, чтобы связь с потребителями не обрывалась ни на минуту.

Начиная деятельность в новой стране, вы порой можете быть ослеплены начальным высоким спросом на вашу продукцию. Вы открываете магазин, что-то поначалу продается, но на самом деле вы лишь снимаете сливки. Первоначальный объем продаж объясняется тем, что о вас много слышали от других, производите ли вы сигареты, прохладительные напитки или перевозите людей самолетами. Но если вы не объяснитесь с потребителями на их «диалекте», в их местных условиях, сбыт, скорее всего, начнет снижаться, а уж о росте и мечтать не приходится.

10 стр., 4755 слов

По обществознанию «Цель и смысл человеческой жизни»

... на работе, успехе и власти. Другие люди посвящают себя искусству или науке, поэтому кинематограф или учёба доставляет им истинное наслаждение. «Любовь как смысл жизни» — это сочинение можно назвать и так. Суть цели ... или работы. Это действительно полезная и интересная тема для размышлений. С ее помощью можно разобраться в себе, своём направлении, поставить цели и делать шаги для их реализации. ...

Я помню наш не принесший большой радости выход на восточноевропейские рынки. Когда пала Берлинская стена, нам виделось, что мы сможем войти на эти рынки и конкурировать через систему дистрибуции. Мы полагали, что все, что нам нужно, – это открыть потребителям свободный доступ к нашей продукции. В те дни мы любили говорить о физической и ценовой доступности и о приятии как о трех столпах успеха. Приятие означало, что потребители примут, не отвергнут нас. Ценовая доступность означала, что потребители могут себе позволить покупать нашу продукцию, а доступность физическая – что продукт был в пределах досягаемости. Когда наличествуют все эти три фактора, потребители никуда не денутся – будут покупать. Некоторое время этот принцип оправдывался, но в скором времени потребители остановились, словно говоря нам: «Ладно, уговорили, я время от времени покупаю у вас продукт, но зачем покупать больше?» И когда на рынке появились конкуренты и предложили альтернативные варианты, потребители стали метаться из стороны в сторону.

На каждом рынке вам нужны местные организации, руководимые местными менеджерами, способными найти общий язык с местными покупателями.

Я помню колебания нашей доли рынка, достигавшие 10–15 пунктов; они очень пугали меня, потому что указывали на отсутствие устойчивого спроса. Все это произошло по той причине, что мы недостаточно изучили рынок. У нас не было менеджмента на местах. У нас не было необходимой информации о потребителях, и мы не вполне понимали экономические и политические условия на местных рынках. У нас не было локального опыта общения с потребителями, и мы не знали, что движет ими, отчего и возникли большие проблемы.

Чтобы выжить и расти, вы должны убеждать людей покупать вашу продукцию больше и чаще, а для этого нужно адаптировать свой бренд к местной культуре. Вы должны быть готовы вкладывать необходимые инвестиции и нанимать на работу сотрудников из местного населения. Когда мы в Coke проделали все это, то стали лучше понимать, что происходит на каждом рынке, и могли активно приспосабливать свою деятельность к местным условиям каждого рынка.

Ключевой момент здесь в том, что единственной известной нам возможностью знать, когда и что нужно менять, было учреждение на каждом рынке отдельного, самостоятельного бизнеса. Это позволяло видеть, когда наши усилия плодотворны, а когда мы просто пускаем деньги на ветер. Это могло также определить, сколько маркетологов нам нужно. Поскольку мы вели учет доходам и расходам по каждому бренду на каждом рынке, мы могли оценивать их отдачу. Если люди работают продуктивно, пусть их будет больше. Вам нужно лишь знать, когда работа эффективна, а когда нет. А знать этого нельзя, если вы не ведете учет.

Со временем вы, может быть, захотите разработать региональные или даже глобальные программы. Но делать это нужно лишь тогда, когда это ведет к расширению бизнеса, и единственный действенный способ расширения программ – через развитие локальных рынков. Вы должны эффективно действовать на местном уровне, прежде чем помышлять о глобализации своих операций.

«Мыслить глобально, действовать локально» — провозгласили четверть века тому назад в «Римском клубе», полагая и надеясь, что локальные действия, предпринимаемые в соответствии с системными представлениями об окружающей среде как целостности в совокупности позволят избежать экологической катастрофы. Глобальное мышление при этом должно было не только служить побудителем и направителем действий, но и помогать выбору применяемых средств, способов достижения целей.

20 стр., 9933 слов

Современная фотожурналистика. Скрытые приемы для привлечения потребителя

... задачи исследования: Цель работы — рассмотреть состояние фотожурналистики на современном этапе. Показать скрытые приемы для привлечения потребителя. Для реализации этой цели в дипломной работе решаются следующие ... опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сделать фотографию человека и получить устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами ...

Анализ событий прошедших лет заставляет констатировать, что принцип «Римского клуба» не оказал сколько-нибудь заметного влияния на практику. Почти все конкретные природоохранные действия направляются локальными интересами (либо национальными, но для целей данного анализа все, что не глобально, придется считать локальным), обосновываются локальными оценками и, самое главное, осуществляются без оглядки на экологические потери с позиций биосферы, в целом. В итоге единица природоохранного результата, полученного в одном месте, оплачивается более чем единицей общих экологических потерь во всех тех местах, откуда получены энергия и материалы, куда отправлены отходы, где проходит транспорт и т. д. Конечно, измерять экологические результаты и потери трудно, но это не оправдывает отсутствия реальных попыток получать такие оценки и использовать их в принятии решений.

Тем не менее неявно экологические оценки используются постоянно, и прежде всего в случаях, когда локальная окружающая среда улучшается за счет биосферы. Лишь на первый взгляд главную роль играют экономические оценки. Действительно, пусть ставится цель сократить выбросы на каком-либо предприятии, уменьшить загрязненность в городе, провести «ремонт» нарушенной экосистемы и пр.; намечаются необходимые меры, выделяются деньги, определяются источники всего необходимого для производства работ, естественно, самые экономичные, дешевые и т. д. Любой экономист скажет: а как может быть иначе? Однако, если при этом экологический ущерб в «источниках» превосходит результат, то, следовательно, фактор чистоты окружающей среды там оценивается ниже, чем на полигоне природоохранной деятельности, сохранность «посторонних» экосистем, биосферные эффекты и вовсе получают нулевую оценку.

Надо ли доказывать, что ничего общего с глобальным мышлением этот подход не имеет, а ведь господствует именно он. Даже в тех случаях, когда провозглашаются (и хотя бы частично достигаются) глобальные цели (например, охрана озонового слоя), неадекватность экологических оценок и неэкологичность экономических приводят к очень существенным искажениям природоохранной политики и ее результатов.

Итак, глобальное экологическое мышление пока не оказывает существенного влияния на локальные природоохранные, тем более — общехозяйственные действия. Более того, эти действия, коль скоро они полагаются именно как локальные и встраиваются в локальные структуры (административные, информационные, финансовые, технологические, логистические и т.п.), сильно влияют на сознание своих осуществителей, замыкая его на сугубо местных реалиях, отрывая от той специфики, которая соотносится глобальному мышлению.

Однако для предотвращения экологической катастрофы требуются действия, прямо вытекающие из глобального анализа, и слишком часто они не согласуются с локальными краткосрочными интересами, а то и полностью противоречат им. Если бы все природоохранные задачи сводились к сокращению потока загрязнений и ликвидации их «накопленных запасов» и были возможны технические способы реализации такого подхода, глобальное мышление могло бы ограничиться некими абстрактно — просветительскими функциями. Однако проблема несопоставимо сложнее.

15 стр., 7019 слов

«Экологическое воспитание детей»

... экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения: цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по ... решения каждый из нас. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время ...

теория биотической регуляции окружающей среды.

Все надежды на предотвращение экологической катастрофы связаны с тем, что обусловленное человеком возмущенное состояние биоты пока не повлекло необратимых изменений в биосфере и мы успеем возвратиться в область ниже порога допустимых воздействий на нее прежде, чем такие изменения наступят.

Рассуждения о том, что человек — существо разумное, а потому биологические законы имеют к нему лишь опосредованное и как бы частичное отношение, применительно к нашей теме не имеют никакого смысла, ибо речь идет не столько о человеке, сколько о биосфере, и ее законы имеют непосредственное и полное отношение ко всему, что в ней происходит, в том числе и с человеком.

О частичном выходе из области действия этих законов можно было бы говорить лишь в том случае, если человек мог хотя бы в какой-то степени взять на себя функции регуляции окружающей среды своими техническими средствами. Однако никаких подобных средств не только не имеется, но они, скорее всего, в принципе, недостижимы, как следует из теории биотической регуляции окружающей среды. Полностью несостоятельны и фантазии о том, будто человек сможет жить в искусственной среде, изолировав ее от разрушенной биосферы. Поэтому в регуляции окружающей среды человек может рассчитывать только на возможности биоты, а предотвращение экологической (точнее говорить — биосферной) катастрофы безальтернативно требует, чтобы человек возвратился за порог допустимого воздействия на биосферу.

Таким образом, главная и, по сути, единственная глобальная экологическая проблема состоит в том, чтобы снизить воздействие человека на биосферу до уровня, соответствующего законам ее устойчивости; все остальные экологические проблемы автоматически решаются вместе с этой или вслед за ней. Отсюда вытекает критерий, которому, в принципе, должны удовлетворять все действия, предпринимаемые в человеческой цивилизации на данном этапе ее развития: допустимо только то, что с учетом всех косвенных и сопряженных эффектов уменьшает нагрузку на биосферу.

Конкретизация этого критерия применительно к действиям в социальной сфере (от планирования семьи до структуры государственного управления) — задача чрезвычайной сложности, особенно если помнить, что «лобовые» решения, пренебрегающие инерционными факторами, прежде всего национальными и религиозными, только вредят делу. Надо полагать, что для ее решения понадобится не одно десятилетие.

Однако представляется, что нет особых препятствий для того, чтобы придать критерию количественную определенность применительно к хозяйственной сфере и внедрить его во всеобщую практику в ближайшее время. Предполагаемое при этом ограничение рынка ни в коей мере не может иметь для него разрушающих последствий. Наоборот, рынок очень быстро приспособится к такому ограничению и приспособление проявится в том, что вырабатываемые рынком экономические оценки наконец будут включать существенную (и при том всеобщую) экологическую составляющую. Все критерии экономической эффективности продолжают действовать в рамках этого ограничения. Это, несомненно, поможет тем, кто действует локально, сообразовывать свои действия с глобальными представлениями и будет существенным шагом к созданию экономического механизма устойчивого развития.

3 стр., 1071 слов

Проблема заботы о близких людях. Проблема влияния войны на человека. ...

... того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения. Фрагмент сочинения Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, ...

Для возвращения биоты к невозмущенному состоянию абсолютно необходимо сберечь сохранившиеся на Земле ненарушенные экосистемы. Между тем национальные интересы стран — обладателей ненарушенных экосистем, трактуемые узкоэкономически, как правило, толкают к «хозяйственному освоению» соответствующих территорий (исключением отчасти является Канада — высокоразвитая страна, где осуществлен переход к интенсивному типу развития и создан такой экономический климат, при котором интерес к освоению новых территорий значительно ослаблен).

По стандартной экономической логике ничто не препятствует тому, чтобы эти страны разрушили сохранившиеся у них экосистемы ради экономических выгод — пусть сиюминутных, но представляющихся необходимыми для решения национальных задач (повышения уровня жизни населения, сокращения безработицы, социально-политической стабилизации и пр.).

Соображения справедливости также определяют правомерность вопроса: почему то, благодаря чему разбогатели богатые, не повторить бедным? Однако именно эта логика ведет к биосферной катастрофе.

Но по экологической логике повторять такое теперь уже ни в коем случае нельзя, если человечество хочет выжить, и понять это раньше всех следовало бы богатым развитым странам.

критерий экологической допустимости.

Страница 2

«Мыслить глобально, действовать локально»… Известная фраза современного французского биолога Рене Дюбо стала девизом экологического образования. Но как мы понимаем призыв: действовать локально? К сожалению, вместо участия в выявлении причин и решении экологических проблем, экологическое образование в большинстве случаев ограничено занятиями в классе и наблюдениями на природе. Безусловно, для того чтобы действовать, надо понимать процессы, происходящие в окружающей среде. Если мы, в самом деле, хотим сделать экологическое образование эффективным, рано или поздно преподаватели должны начинать говорить со школьниками об экологических (а следовательно, социальных и экономических) проблемах. И не только рассказывать о них, но и учить выявлять корни, исследовать, искать решения и затем – предпринимать действия, направленные на решение проблем. Концепция устойчивого развития может играть роль «зонтика» для различных отраслей знания, системообразующего фактора при реализации новой системы образования. Один из основных документов по международному сотрудничеству в целях устойчивого развития называется «Повестка-ХХ1» и воспринимается как программа действий на XXI век. Ряд государств принимает программы реализации устойчивого развития на национальном (федеральном) уровне. Логическим продолжением этого процесса могла бы стать разработка «повестки XXI век» регионов, городов, и даже школ. Это дало бы возможность преподавателям определить свое место в общем, процессе и разработать междисциплинарные учебные курсы, охватывающие совокупность проблем, стоящих перед обществом. При этом школа может работать как система, деятельность которой направлена на достижение целей устойчивого развития.

5 стр., 2146 слов

Конспект русского языка в 4 классе Тема. Обучающее по картине ...

... Река » (Слайд 4), (Слайд 5), (Слайд 6), «Поздняя осень» (Слайд 7 ). « Весна. Большая вода» ( Слайд 8) . Кто автор этих картин? - Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве. - Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, ...

Информация по педагогике:

Известные педагоги о значении подвижной игры в жизни детей

Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра дол…

Анализ результатов исследования

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал раз…

Географическое состояние подготовки к ЕНТ

С 2006 г. при определении содержания экзаменационной работы учитываются не только обязательные минимумы содержа­ния основного общего и среднего (пол­ного) общего образования по географии, но и тре­бования к подготовке выпускников, за­фиксированные в Федеральном компо­ненте государственных стандарто…

Муниципальный этап областного конкурса методических материалов., Номинация:

Тема: Зеленая планета глазами детей.

Название работы

«Мыслить глобально – действовать локально».

Район: Починковский

Образовательная организация, Сведения о конкурсанте:

Телефон: 89200315931

Методическая разработка мероприятия, Тема: Зеленая планета глазами детей., Экологический урок

«Мыслить глобально –

В судьбе своей всегда России верная,

Объятьем славных рек обручена

Моя Нижегородская губерния

Лесная и степная сторона.

Ведь здесь незримой связаны порукою:

Прозрачный Китеж и живая быль,

Таежный шум над светлою Ветлугою,

И Болдина седеющий ковыль.

Ю. Андрианов

Цели: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к водным объектам как невозобновимому, жизненно важному ресурсу. (Слайд 2)

Задачи: (Слайд 3)

Сформировать представление детей об остроте экологических проблем на планете Земля;

  • Подчеркнуть значимость пресной воды для человечества;
  • Изучить и оценить экологические проблемы малых рек Нижегородской области;
  • Наметить пути решения экологических проблем.

Оборудование:

Ход урока.

Ученые всего мира сходятся во мнении, что через несколько десятилетий экологические проблемы могут обернуться трагедией – исчезновением всего живого на нашей планете. По слова академика Н.М. Мамедова, «человечество ныне находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно устранить региональные и глобальные экологические изменения. Но для этого необходимы всестороннее исследование создавшейся ситуации, знание закономерностей взаимодействия общества и природы». Поэтому так важно каждому из нас, изучать экономические проблемы и находить пути их решения. Перефразировав слова А. де Сент–Экзюпери, можно сказать – каждый из нас в ответе за свою малую родину и целую планету! (Слайд 5)

16 стр., 7838 слов

Экологические проблемы Ростовской области

... будет все больше возрастать. 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Одним из регионов России, где остро стоит вопрос решения экологических проблем, является Ростовская область. Загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, проблемы земельного и лесного фонда, ...

Наиболее острые экологические проблемы в мире связаны с водными объектами. А ведь вода – это жизнь. Так гласит древняя мудрость. Всем живым существам, в том числе и человеку, постоянно необходимо определенное количество воды. Однако человеку вода нужна не только для утоления жажды, причем воды ему нужно очень много. Количество воды, расходуемое на бытовые нужды, в несколько раз превышает то, которое было бы просто выпить. Огромное количество воды используется в

промышленности, расходуется на полив полей и т.д. Вот и получается, что вода оказывается не только основой жизни, но и основой многих направлений хозяйственной деятельности. (Слайд 6)

Нашу планету называют планетой Вода, потому что ¾ ее поверхности покрыто водой. Но среди этого огромного водного богатства доступной и пригодной для питья воды очень мало. (Слайд 7)

97,3% — соленая вода морей и океанов;

2,3% — пресная вода.

в т.ч. 77,2% всей пресной воды – ледники,

22,4% пресной воды – подземные воды.

Только 0,4% пресных вод – озера, реки и ручьи.

проведем опыт:

(Слайд 8)

Учащиеся делают вывод

Речная сеть нашей области густа и включает свыше 9000 рек и ручьев. По территории области протекают крупнейшие реки европейской части России – Волга и ее правый приток Ока. В Починковском районе, где мы живем, протекают небольшие реки, относящиеся к бассейну Волги: река Алатырь и ее притоки, в том числе река Рудня. Основная протяженность всей речной сети приходится на долю именно малых рек и ручьев. Практически везде они подвержены еще более мощному антропогенному воздействию, чем крупные водотоки. А ведь именно малые реки формируют сток крупных рек, велико их значение в жизни сел и городов. Наше село Пузская Слобода располагается на двух небольших речках Алатыре и Альзе. (Слайд 9)

Значение рек в жизни села Пузская Слобода Починковского района:

В течение многих десятилетий на Алатыре устанавливались плотины, речная вода приводила в действие мельницу, заходила во все низины, протоки, создавая благоприятные условия сенокосным угодьям и пашне.

Расположение улиц обусловливалось наличием рек Алатырь и Альзя, а также тем, что через село пролегал тракт, связывающий города Нижний Новгород, Арзамас, Саранск, Пензу, Симбирск. (Слайд 10)

Давайте рассмотрим основные экологические проблемы водных объектов Нижегородской области:

  • обмеление малых рек;
  • загрязнение водоемов.

1)Ученые-экологи бьют тревогу – большинство малых рек находится на стадии обмеления или уже исчезновения. Почему мелеют малые реки и можно ли их спасти? (Слайд 12)

Вырубка лесов

Возрастающие водозаборы

Отбор подземных вод

Разрушение русла реки

Сток не регулирован

Осушение болот

Изменение свойств почвы

Понижение грунтовых вод

Распашка поймы реки

Обмеление и исчезновение малых рек

( Причины обмеления и исчезновения малых рек. Схема составлена по Ф.М. Баканиной)

Воздействие человека направлено на различные компоненты природных комплексов, изменение которых обусловило возникновение рассматриваемой нами проблемы. Давайте предложим пути решения и заполним таблицу. (Слайд 13)

9 стр., 4370 слов

Моя любимая река (по поэзии Николая Винграновского)

... Все ходите на речку! Тихо или шумно, в компании или одни!.. там всегда хорошо. А девчонки на праздник у нас по реке венки пускали. Сочинение на берегу пруда 5, 6 класс Деревня. Август. ... вновь насладиться этим чудесным пейзажем. Сочинение на тему Я сижу на берегу реки 7 класс Сижу я на берегу реки. Она бежит, движется, несет свои воды… они сверкают на солнце! Обязательно солнечный день, теплый. ...

Проблемы обмеления малых рек Нижегородской области.

п/п

Причины возникновения проблем, Пути решения

Вырубка лесов, особенно пойменных, играющих существенную водоохранную роль.

Восстановление лесов области и в первую очередь по берегам рек.

Осушение болот.

Объявление болот памятниками природы и их охрана.

Мелиорация пойм, которая увеличивает эрозию.

Проведение работ по рекультивации пойм.

Хозяйственная деятельность человека приводит к разрушению русел рек, это обуславливает заиливание и обмеление рек.

Укрепление берегов путем берегозащитных посадок из ивы и других влаголюбивых растений.

Возрастающие водозаборы.

Применение новых водосберегающих технологий.

Интенсивный забор подземных вод.

Создание прудов-накопителей с хорошей фильтрацией воды.

Понижение уровня грунтовых вод.

Возрождение родников.

Отсутствие регулирование стока малых рек.

Создание запруд и мелких плотин.

Несовершенная обработка пахотных земель.

Охрана почв.

2) К проблемам водопользования относится масштабное изъятие водных ресурсов для промышленно-хозяйственных нужд и сброс загрязненных сточных вод в водоемы области. Для удовлетворения хозяйственно-питьевого водопотребления Нижегородской области из поверхностных и подземных источников изымается до 1200 млн.м 3 воды в год. (Слайд 14)

Структура использования вод по видам водопользования

в Нижегородской области.

Нерациональное использование воды предприятиями и населением ведет к истощению водных ресурсов области.

3)Другой, не менее значимой проблемой, является проблема сброса неочищенных от загрязнителей сточных вод в водоемы области. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2009 году было сброшено 1070 млн.м 3 сточных вод. Из них 33% составили недостаточно очищенные сточные воды и 2,4% — воды без очистки. (Слайд 15)

Кто загрязняет воду?, Организуется мозговой штурм на тему:

«Как деятельность человека способствует загрязнению водных ресурсов» (промышленность, сельское хозяйство, строительство, свалка мусора, токсические отходы, сброс неочищенных бытовых сточных вод).

Ответы учащихся записываются на доске, учащиеся отмечают те виды деятельности, которые, по их мнению, наносят наибольший вклад в загрязнение воды в своем населенном пункте.

Люди с давних времен закапывают мусор в землю. Посмотрим на опыте, как такие места могут стать источниками загрязнения поверхностных вод.

Опыт: В стеклянный тазик насыпаем песок 2-3 см толщиной. В одном конце делаем небольшое углубление и насыпаем перманганат калия. Подобным образом мусор зарывается в грунт. Немного наклоним тазик и спрыскиваем песок из пульверизатора, в том месте, где зарыт

« мусор». Так имитируем дождь. Учащиеся наблюдают за изменением цвета песка и делают выводы (загрязняющие вещества распространяются на большие расстояния, могут попасть в поверхностные и подземные воды, где берут воду для питья и приготовления пищи).

(Слайд 17)

Учащиеся предлагают способы утилизации отходов., Что делать для охраны вод?, Учащиеся предлагают способы охраны вод:, Экономить пресную воду;, Очищать водоемы;, Воспитание экологической культуры населения., Свой вклад в дело охраны вод может внести каждый человек, и даже ребенок.

3.Как экономить воду., Каждый человек может экономить воду, даже с помощью небольших изменений наших привычек. (Слайд 19)

1) Упражнение: как чистить зубы?

Учащиеся рассказывают сколько раз в день и как они чистят зубы., Можно ли при этом сэкономить воду. Обсуждается вместе с учащимися.

ЗАДАЧА: Ваня при чистке зубов держит водопроводный кран все время открытым, при этом расходуется около 6 литров воды.

Сережа при чистке зубов открывает кран только на то время, когда моет щетку и полощет рот. В этом случае Сережа тратит около 1 литра воды.

В Починковском районе проживает около 30000 человек. (Слайд 20)

6*2*30000=360000л.

1*2*30000=90000л.

270000 л – ЕЖЕДНЕВНО!

2)Способы экономии воды в быту:

1. Установить счетчики потребления воды.

2. Использовать питьевую воду только по назначению.

3. использование сантехники с дозаторами воды.

4. Перед мойкой грязной посуды ее следует хорошо очистить от остатков еды.

10-

5. Не мыть посуду при постоянно открытом кране.

6. Использовать стиральную машину при ее максимальной загрузке.

7. Сильно загрязненную одежду замачивать и застирывать.

8. мыть автомашины только в специально отведенных для этого местах.

9. Не поливать сад и огород в жаркое время суток.

10. использовать капельное орошение.

4.Подведение итогов., Что могут сделать школьники для охраны вод:, Пропаганда экологической культуры среди младших школьников и населения; (Слайд 22), Организация экологических конкурсов; (Слайд 23), Участие в природоохранных акциях. (Слайд 24)

Каждый из нас несет ответственность перед памятью предков, перед будущими поколениями за сохранение уникальности планеты Земля. Единственным способом достигнуть такого результата является деятельность во имя этой великой идеи, которая наиболее емко выражается словами: «Мыслить глобально, действовать локально». Это значит стремиться к благополучию Планеты, действуя в том малом пространстве, в котором нам суждено жить. Для нас таким пространством является Нижегородская область, Починковский район.

(Слайды 25, 26)

11-

5.Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/myisli-globalno-deystvuy-lokalno/

(Слайд 27)