Исследование этнодизайна включает в себя анализ его основных направлений. Один из ключевых аспектов этнодизайна — это его максимальная демократичность, гибкость и открытость. Этнодизайн не признает четко очерченных стилистических рамок, вместо этого он ставит во главу угла экзотику, яркость и необычность. Дизайнеры, работающие в этническом стиле, не стремятся к точному воссозданию конкретного национального колорита. Вместо этого, они задаются целью придать помещению выразительность и новизну, используя экзотические предметы декора, нетрадиционные отделочные материалы и нестандартные эстетические решения.
Существует множество направлений в этнодизайне, включая африканский, восточный, и множество других этностилей. Однако, в современном мире существует проблема нарушения гармоничного взаимодействия универсальной мировой культуры с традиционными локальными культурами. Это проявляется через экологические катастрофы, войны, ассимиляции и исчезновение малых народов, изменения национальных языков и образа жизни. Следовательно, изучение этнодизайна требует внимания и понимания социокультурных процессов, происходящих в современном мире.
Яркий пример проявления такой проблемы, последствием которой является формирование имиджа современного общества, представляет собой одежда, как важнейший продукт и компонент любой культуры. Качественное значение одежды в универсальной и традиционной культуре различно. Осознание разницы этих значений приводит к затруднению, осложняя взаимоотношения, диалог развитие и культурный синтез. Причины и смысл появления одежды традиционной культуре существенно отличается от тех смыслов и последствий, которые в процессе эволюции одежда обрела сегодня. Смысловое наследие отчетливо проявляется в такой сфере универсальной культуры как современная мода, создавая массу противоречий и культурный дисбаланс, что по существу является одной из значимых характеристик нашей эпохи. В традициях костюма сохранилось подлинное значение одежды, содержащей уникальную информацию, способную помочь разрешить многие кризисы современности.
Следует отметить, что явление «дизайн», получило определенную и не всегда правильную трактовку в обществе, что создало ему определенный имидж «поверхностного» оформления внешнего вида чего либо. «Дизайн» в профессиональном понимании обязательно отражает гармоничное композиционное решение изнутри, основанное на всестороннем учете условий эксплуатации, свойств использования материалов, тесную взаимосвязь художественных, конструкторских, технологических аспектов.
Культура эпохи Эллинизма
... культурных достижений эпохи эллинизма на мировую культуру. Предмет исследования - процесс становления и развития культуры и искусства эллинистического периода. Предмет исследования – культура и искусство данной эпохи. Глава1. Культура эпохи Эллинизма Природа и значение эллинизма как нового ...
В настоящее время наметился определенный кризис истощения творческого базиса «голого дизайна». В то же время это естественно, поскольку этнодизайн, по большому счету, отличается от современного только способом производства. Основанием для этого служит идея тождества дизайна самой культуре, проникающего во все сферы жизнедеятельности человека, участвующего во всех культурных процессах.
В процессе проектного анализа традиционного костюма и современной моды, где первый выступает в качестве творческого источника, а вторая в качестве творческой среды и проектного аналога, был осуществлен дизайн – анализ в рамках собственного дизайн – проекта.
Дизайн–проект – это создание коллекций моделей современной одежды на основе традиционного народного костюма. Главная идея проекта – демонстрация синтеза демонстрационной и универсальной культур, как способа разрешения проблемы культурного дисбаланса на примере одежды, формирование у широкой аудитории интереса к уникальным традициям ремесленнического искусства.
История развития казахского орнамента
Центральная Азия – сердце евроазиатского материка. Исторические судьбы народов, населяющих это пространство, тесно переплетены между собой, ибо это ветви одного дерева.
«Никто не приходит «ниоткуда», и не исчезает в «никуда». Мы есть, и мы были всегда. Ибо мы знаем свою родословную в семи коленах, знаем свою историю в 27 веках. Если уподобить современное искусство Казахстана кроне пышно-цветущего дерева, то традиционное казахское искусство, и в первую очередь орнамент – образ глубоких его корней. Изучение орнамента – путь к истокам». (Р. Жусупов, директор музея Современного икусства «Шежире»)
Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
Прикладное искусство в казахской этнокультуре
Прикладное искусство является важным разделом казахской этнокультуры и представляет собой не только художественное творчество, но и носит важную информацию о жизни и культуре народа. Изучение этого вида искусства является важным элементом образования в школах, начиная с первого класса. Учащиеся должны изучать искусство создания орнаментов не только на уроках рисования и труда, но и на уроках истории, чтобы они понимали историческое значение и значение прикладного искусства в культуре казахского народа.
Изделия прикладного искусства отражают особенности жизни и быта древних кочевников и представляют собой ценные археологические находки. Они являются важными объектами для изучения истории и культуры наших предков. Научное изучение орнаментов приносит много новых открытий и позволяет понять глубинные символические значения многих орнаментов, включая тотемные и магические символы.
Всего было обнаружено около 230 видов орнаментов в казахском прикладном искусстве. Одним из самых распространенных и значимых является орнамент «мүйіз» — роговидный орнамент, который присутствует в различных видах искусства, таких как оружейное искусство, украшение юрт, изготовление ювелирных изделий, ковроткачество, изготовление изделий из войлока, корзины, посуды и одежды методом плетения, шитья и резки.
Прикладное искусство Казахского народа
... боевого оружия. 1.2 Ювелирное искусство Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних ...
Исследование о казахских орнаментах раскрывает уникальность и важность элемента «мүйіз» в формировании различных видов орнаментов. Этот элемент, являясь истоком и первоэлементом казахского орнамента, служит основой для создания разнообразных узоров. Названия различных видов орнаментов, таких как «қошкармүйіз,» «аркармүйіз,» «бұғымүйіз,» и др., указывают на различные формы и вариации, которые разрабатывались мастерами.
Элемент «мүйіз» становится не только декоративным элементом, но и символизирует связь с традициями животноводства, охоты, и отражение природы. Он объединяет различные аспекты жизни, создавая уникальные композиции, которые отражают культурное наследие казахского народа.
Орнаменты типа «мүйіз» могут быть как мелкими, использоваться для украшения ювелирных изделий, так и крупными, применяться в ковроткачестве, текеметах, строительном деле. Народные мастера проявляют креативность, создавая оригинальные композиции с использованием различных вариаций «мүйіз».
Эволюция орнаментов с древних времен до наших дней свидетельствует о их важной роли в культурном развитии казахского народа. Мастера не только сохраняют традиционные узоры, но и внедряют новые орнаменты, соответствуя требованиям современности, при этом уделяя внимание как эстетическим, так и утилитарным аспектам.
Искусство создания орнамента становится важным элементом культурного наследия, преобразуясь с течением времени и приобретая новые формы и содержание. Орнаменты не только украшают предметы быта, но и являются духовным достоянием казахского народа, соединяя прошлое, настоящее и будущее.
В данном исследовании мы обращаем внимание на обогащение духовной самобытности народа, которое привело к расширению его мировосприятия после обретения независимости. Этот процесс позволил народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков.
В настоящее время мы наблюдаем открытие новых предприятий, занимающихся изготовлением традиционных народных изделий, украшенных уникальными орнаментами, которые пользуются большим спросом.
Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая внимание на их художественное решение. В результате мы сталкиваемся с более современными по композиционному решению образцами орнаментов, такими как «шаршыою» — орнамент-квадрат, и «араласөрнек» — смешанный узор.
В изображениях многих орнаментов мы обнаруживаем содержательный смысл, скрытую, иносказательную характеристику животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.
В то же время, исследуя слово «композиция» на латыни, мы обнаруживаем, что оно означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.
Орнаментам также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Для создания орнамента необходимо изготовить образец из бумаги, который соответствует размерам изделия.
Важным элементом орнамента являются цвета. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета — красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный, каждому из которых присуща символика. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом.
Декоративно-прикладное искусство и убранство юрты
... к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом ... юрт. В Казахстане был наиболее распространен так называемый кыпчакский тип юрты, ... шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Остальные виды материи ... Алашой застилали пол или на кереге юрты, стену дома. Преобладающими цветами в ... украшали стен юрт. Из войлока делали потники - токым под седла, шили войлочные ...
При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.
Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента «қошқармүйіз» — бараньего рога — это ритм. Если «қошқармүйіз» повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется «шетою» — бордюрный орнамент.
История искусств Казахстана
Деревянные изделия прикладного искусства
Юрта. Самый распространенный вид юрты — шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге — деревянных решеток. Величина юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок — кереге, а от них зависит количество ууков — вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты. Размер юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки — кереге. «Тор көз кереге» — ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, в «жел кез кереге» помещается два кулака.
Остовы юрт, преподносимые в XIX веке в дар Российским царям и казахским богатеям, или посылаемые на различные выставки, отливались из чистого серебра и посеребреного железа. Они украшались орнаментами, вырезанными из кости.
Детали, соединяющие кереге и шаңырақ и образующие куполообразную крышу юрты (согнутые длинные палки), называются ууками. Мастера — изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В разных регионах Казахстана — это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и другие. Согласно вековому опыту народа, самым лучшим деревом, используемым для изготовления остова юрт, считается ива, или как ее называют в народе — тальник. Уыки и кереге, изготовленные из ветвей высушенной ивы, легкие и прочные. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.
Шаңырақ — это круг, образующий потолок юрты. Шаңырақ делается из березы или черного тальника. В середине шанырака, чтобы не уронить тундик (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка.5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Дверь юрты — «сықырлауық», в переводе означает «скрипучий». Детали такой двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.
Изделия прикладного искусства, изготовленные из кожи и дерева
Седло. Для казахского народа, издревле занимающегося скотоводством, ведущего кочевой образ жизни, основным видом транспорта была лошадь. Вот поэтому изготовление снаряжения для лошади занимает особое место в жизни народа. Основной частью снаряжения является седло.
Семантика изображений на предметах культа народов Севера Сибири ...
... элементы тотемизма, отмеченные ёще в литературе XVIII в. Каждый род имел когда ... Работу могут использовать ученики школ как для подготовки в урокам по национальной культуре (в школах Якутии есть предмет — «Культура народов ... погоду при помощи волшебного камня сата. Сата -это камень похожий на человеческую голову, ... себя многие архаические культы. Вместе с тем, во многих случаях ритуальной практики ...
Встречаются различные виды казахских седел. На огромных просторах казахской земли населения было сравнительно немного, что привнесло свои особенности в жизнь народа. Такие особенности наблюдаются и в изготовлении седел, сбруй и другого «лошадиного инвентаря». Основное их отличие в методах изготовления и во внешнем виде. Согласно этим особенностям определяют «қазақ ер» — казахское седло, «шошақ бас ер» — седло с острой головкой, «үйрек бас ер» — уткоголовое седло, «құранды ер» — составное седло. Составное седло обычно встречается в Южном Казахстане, на востоке Карагандинской области и в южных регионах Целиноградской, Костанайской и Алматинской областей.
В традиционной казахской культуре мастера по дереву и коже умело изготавливают составные седла, используя при этом древесину тополя, джиды и тальника. Седло состоит из 18-20 деталей и соединяется с помощью желтого и черного клея. Желтый клей получается из компонентов дерева, в то время как черный клей изготавливается из мяса отощавших животных и засохшей верблюжьей шкуры. Технология изготовления разнообразных видов седел также включает в себя использование гвоздей для скрепления деталей, украшение лицевой стороны передней луки простыми геометрическими орнаментами, и обивку деревянного остова грубой кожей или сафьяном.
Кроме основного деревянного остова, седло включает в себя множество деталей, таких как подседельник, войлок, потник, тебенги, стремена, подпруга, подхвостной ремень, нагрудник, уздечки, попоны, корпе для лошади, пут и треножник. Подобная тщательная конструкция седла позволяет обеспечить комфорт лошади и ее всадника во время езды.
Тебіңгі — тебенга — наколенник, который с одной стороны прикрепляется для красоты, а с другой — для предохранения обуви седока от конского пота (в случае небольшого потника), а при длинном потнике предохраняет обувь от быстрого изнашивания.
Желдік — двухслойный стеганый войлок, зачехленный сафьяном. Чтобы черпак не скользил по крупу лошади, он шьется по размеру седла. Края черпака украшаются вышивкой и серебряными бляхами. Узенгі, Teміp узенгі — железное стремя. Куется из цельного куска железа. Только подошва делается отдельно. Мастера-кузнецы выковывают стремя целиком, а только потом отделывают его серебром. Посеребренное стремя украшается орнаментами разных видов. Если в одних случаях делается чернение при помощи классических методов, то в других — орнамент вырезают из серебряной пластины и искусственно чернят. Но в большинстве случаев стремя делается без каких-либо излишних украшений. Для прикрепления стремян к седлу используется ремень из грубой кожи — «қаиса» или изсафьяна и делается двухслойное крепление. Кұр айыл — айыл-подпруга, сделанная из веревок. Шап айыл — подпруга паховая — натягивается поверх седла. Төс айыл — подпруга на груди — натягивается поверх корпе. Құйысқан — подхвостник, делается из сыромятной кожи или из грубо выделанного сафьяна, чтобы седло не скользило на шею лошади. Өмілдірік — нагрудник — держит седло, чтобы оно не скользило назад. Два конца его ремня прикрепляются с двух сторон луки седла. Жүген — уздечка. Казахские мастера уделяют большое внимание уздечкам. Уздечки делаются из сыромятной кожи, сафьяна и состоят из четырех частей: поводка, недоуздка, поводий, и удила (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері, 19-34 стр.)
Казахский орнамент (печать!!). Казахский национальный орнамент
... на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим, начиная с образования Казахского ханства вплоть до конца XVIII - начала XIX вв. Виды и значение казахского орнамента. ... из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В ...
Торсық — делается из обрезков кожи, после того как из нее сделали саба (емкость для хранения кумыса).
Торсыки делают большими и маленькими. Для изготовления суйретпе (посуда для изготовления пищи) часто использовали шейную часть верблюжьей шкуры. Объем жанторсыка (персонального торсыка) небольшой, обычно 2, 3 литра. Торсык украшается орнаментом. Выделанную шкуру кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого выкраивают из шкуры несколько жанторсыков, украшают их орнаментом и сшивают. Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыхания торсыка песок из него высыпают и сушат торсык на ветру. Жанторсык, сделанный таким образом, никогда не будет терять своей формы. (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері, 91 стр.).
Ювелирные изделия
Білезік — браслет. Делается из серебра или золота. Браслеты в разных регионах Казахстана имеют свою форму. Местные особенности проявляются в методах их изготовления, в размерах, во внешнем виде. Браслеты украшаются полудрагоценнымикамнями: агатом, бирюзой и др. В восточных и юго-восточных регионах Казахстана в основном распространены округлые или четырехгранные кованые браслеты. В регионах Центрального Казахстана куются в основном тонкие браслеты, в южных областях — цельные литые браслеты, а на западе и юго-востоке распространены объемные браслеты с позолотой и драгоценными камнями.
Сақина — кольцо. С помощью зубила и шила на кольцо наносятся простейшие орнаменты. Иногда кольца делаются и без орнаментов.
Жүзік — перстень украшается драгоценными и полудрагоценными камнями, разноцветными стеклами или элементами из самого же серебра, из которого делаются выпуклые орнаменты: «балдақ», «отау», «құстұмсық».
На западе и юго-западе Казахстана делают красочный объемный перстень, называемый «құдағижүзік» — кольцо для сватьи. В кольцо сразу вдеваются оба рядом расположенных пальца. Поверхность перстня объемная. Он украшается драгоценными камнями, разноцветным стеклом и покрывается позолотой. Орнамент на перстне делается из чистого серебра или вырезается из посеребреного железа и прикрепляется к перстню, создавая имитацию черненного серебра.
Дальнейшее исследование аспектов культуры и традиций казахского народа позволило выявить особенности украшений, таких как Құдағижүзік (перстень), которые имеют символическое значение в семейных отношениях. Традиционный подарок от родителей невестки молодой свекрови, этот перстень носит в себе значение второй матери для невестки. Носится он на среднем и безымянном пальцах и представляет собой значительное украшение, закрывающее почти четыре пальца.
Сырға (серьги) также играли значительную роль в культуре казахского народа. Различные виды серег, такие как айшыкты сырга, тумарша сырга, салпыншакты сырга и другие, отражают разнообразие украшений, соответствующих разным возрастным группам и стилям.
Носимые национальные пояса или ремни, такие как «Kіce» и «кемер белбеу», также представляют собой важные элементы традиционной казахской одежды. Их украшение серебряными бляхами, драгоценными камнями и орнаментами добавляет красоты и символизма данному элементу национального костюма.
Украинский орнамент
... Лучшие и наиболее старинные образцы килимов имели нежный блекло-золотистый фон, преобладали белый, голубой и песочный цвета; в более поздних килимах цвет орнаментов стал ярче (красный, ... живописность, сочность колорита, общее мажорное звучание. При наличии единых стилистических черт на Украине сложилось несколько художественных региональных школ. Керамические (гончарные) изделия, главным образом ...
Данное исследование позволяет более глубоко понять культурные особенности и традиции казахского народа через их украшения и аксессуары, играющие важную роль в их повседневной жизни и обрядовой практике.
Каждая культура имеет свои традиционные украшения, которые имеют глубокие исторические и культурные корни. В казахской культуре особое место занимают украшения для женщин, такие как шолпы и алқа.
Шолпы представляют собой украшение для кос, состоящее из металлических звеньев или серебряных монет, украшенных драгоценными камнями. В прошлом эти украшения носились в косах незамужними девушками, что делало их своеобразным символом статуса. Красиво украшенные монеты с чернением и уникальными орнаментами являются примером традиционного рукоделия казахского народа.
Алқа, или ожерелье, также играет важную роль в украшении женщин. Они состоят из четырехугольных украшений, соединенных маленькими колечками, и украшены драгоценными камнями. Такие украшения делаются из тонкого серебра и обладают неповторимым дизайном, характерным для различных регионов Казахстана.
Тұмарша — еще одно традиционное украшение, которое представляет собой амулетик, носимый на шее. Его изготавливают из серебра в виде треугольника или трубочки и прикрепляют к цепочке. Это украшение имеет магическое значение и считается амулетом, который защищает своего владельца от негативных воздействий.
Традиционные украшения казахских женщин не только являются символами красоты и украшения, но и имеют глубокие культурные и символические значения, связанные с историей и повседневной жизнью этноса.
Сәукеле — головной убор невесты — самое дорогое из женских украшений. Основа его — высокий конус из тонкого белоснежного войлока. Верх его обшивают красным сукном или парчой, украшают золотом, серебром и драгоценными камнями, разноцветным стеклом; низ оторачивают нутрией или другими дорогими мехами. Саукеле по заказу отца невесты делалось заранее, до свадьбы. Если украшениями саукеле служили драгоценные камни и металлы такие, как бриллианты, жемчуг, золото и серебро, оно имело достаточно высокую стоимость. Например, одно из таких саукеле (Букеевская орда) было оценено в 100 серебряных рублей. А в Семипалатинской области цена одного саукеле достигла 200 рублей. Саукеле, находящееся в музее Антропологии и этнографии, сделанное в прошлом веке в Жетысуйском регионе, было оценено в сто лошадиных голов. Конечно, такие дорогие саукеле встречались редко. Наиболее древние виды саукеле можно встретить в музеях.
Изделия прикладного искусства из шерсти
Киіз — войлок. Отбирают осенний настриг шерсти овцы, на тулаке — сушеной шкуре. Ее взбивают палочками — сабау, специально нарезанными для этой цели из тамариска, таволги и других степных кустарников; затем тонким слоем раскладывают на циновке из чия. Шерсть заливают горячей водой, затем несколько человек заворачивают чий рулоном. Один человек тянет рулон вперед, а другие, следуя за ним, пинают ногами, время от времени поливая его горячей водой. Когда войлок почти готов, его вынимают из чия и начинают бить предплечьями рук, садясь в ряд. Убедившись в готовности, отряхивают и сушат на солнце. Из обыкновенного войлока без орнамента делают туырлыки для юрт (ими закрывают кереге), тундики — куски кошмы для закрытия шанырака и другие изделия.
Анализ орнаментов декоративных изделий
... изучить семантику орнамента; Проанализировать историю развития мотива орнамента; Анализ орнамента; Выполнить копию орнаментальной композиции. В данной курсовой работе рассматриваются ... из крупнейших центров кружевоплетения. Наиболее ранние сохранившиеся образцы вологодского кружева относятся к XVII столетию. Это ... Малой Азии, в Египте, а также на территории СССР - на Кавказе, где в курганах по реке ...
Текемет отличается от обыкновенного войлока тем, что во время валяния на белом войлоке делают черные узоры и наоборот. Для текемета подбирают тонкую шерсть более ровной консистенции. Образец заранее вырезанного орнамента располагают на поверхности текемета. Затем, также как и при изготовлении войлока, текемет, завернутый рулоном в чий, пинают 6-7 человек. Готовый войлок заливают водой, затем сушат. Разноцветная шерсть, предназначенная для закладывания в текемет, красится заранее. Готовый текемет казахи используют для подстилки на пол юрты.
Тақыр кілем — безворсовый ковер. Ворсовый ковер отличается от безворсового тем, что в нем используется нить двойного кручения и ткут ее методом «теру». Безворсовый ковер не имеет орнаментов. Он ткется из разноцветных ниток. Безворсовые ковры украшаются композициями из различных геометрических фигур, сделанных из нитей, напоминающих цвета радуги. Такие ковры обычно вешают на стены.
Сырмақ делают из однотонного войлока, на который пришивают орнамент из войлока другого цвета. Линии пришива украшают тесьмой или нитью другого цвета. Казахи используют сырмаки в быту для подстилки. Обычно сырмак для красоты настилается поверх текеметаили простого войлока. Существуют несколько видов сырмаков: ақ сырмақ— белый сырмак, қара ала сырмақ — черно-белый сырмак, жиекті сырмақ— сырмак с каймой, дебіске сырмак,. Они отличаются друг от друга тем, что каймой для орнаментов служат нити разных цветов.
Тұскиіз отличается от ворсового и безворсового ковров тем, что на нем различными нитями, зачастую позументными, вышиваются узоры и орнаменты, символизирующие богатство растительного и животного мира. Середина тускииза геометрической формы обычно бывает из одноцветной материи или меха, а края — из ткани, на которой вышиваются узоры. Тускииз, в середину которого вшита шкура тигра, можно увидеть в музее имени А. Кастеева.
Шымши — плетенный чий. Для казахского прикладного искусства характерен и такой вид промысла, как плетение циновок из чия — степного тростника. Сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их все вместе, получают великолепный ковровый рисунок. Плетеными таким способом циновками — шымши обкладывают решетчатые стены юрты — кереге. Для шымши заготавливаются тростинки одного размера; затем они соединяются при помощи различных нитей, и получается полотнище нужных размеров. Шымши также используется при изготовлении войлока.
Аяққап — чехол для посуды. В каждом регионе Казахстана при изготовлении аяккапов используют разные технологии. Орнаменты, украшающие аяккапы, похожи на те, которые используются на алаша, коврах, текеметах. Аяккап делается из войлока четырехугольной формы или формы, прямой с двух сторон, а внизу вогнутой. По краям аяккапа пришивается бахрома. Этот предмет домашнего обихода, очень нужен для казахов, ведущих кочевой образ жизни.
Макеты из бумаги и картона
... Приступая к работе над композицией, можно первые эскизные пробы делать в графике, на листе бумаги, затем продолжать ... строительство дома. II. Композиции в технике макетирования 2.1 Фронтальная композиция Для учебного макетирования используется бумага, картон, эглин, ... пенопласта, бумаги. Исходными данными для изготовления макета являются кубики-формы, полученные из модели социальных пространств. Цель ...
Кесеқап — чехол для пиал. Делается из войлока в виде конуса и украшается различными видами орнаментов. С двух концов овальной формы пришивается бахрома. В кесекапе имеется веревочка, которой затягивается отверстие. В нем очень удобно перевозить посуду во время кочевок.
Баскұр используется для соединения деревянных деталей юрты друг с другом, также для придавливания внешнего войлочного покрытия юрты. Для этого же используются кур, таңғыш, шалма, туырлық, үзік и веревки тундика: балақ бау, иық бау, жел бау и другие.
Ақ басқұр плетется методом «терме алаша». На белом фоне разноцветными нитками изображаются различные орнаменты. Баскур используется как для красоты, так и в практических целях — прикрывает место соединения кереге юрты с уыками.
Способы создания казахского национального орнамента
Вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз
Орнамент «мүйіз» — рог
Наглядные пособия и материалы: Образец рукотворного орнамента «мүйіз» размером 60×40 см, ножницы, бумага, ручка, карандаш, ластик (резинка) и др.
Ход выполнения: раскрашиваем акварелью орнамент, вырезанный из бумаги. После высыхания краски наклеиваем его на бумагу другого цвета. Необходимо иметь разноцветную бумагу, карандаши, ластики, акварельные краски, посуду для воды, тетрадь для рисования, кисточку, клей и ножницы. Вырезание орнамента: белую бумагу складываем вдвое вдоль горизонтальной линии, затем на свернутой бумаге рисуем карандашом орнамент «мүйіз» и вырезаем его. Получаем образец орнамента «мүйіз». Используя этот метод, рисуя элементы орнамента «мүйіз», можно вырезать различные орнаменты, нарисованные соответственно фантазии и смекалке каждого ученика.
Орнамент «сынықмүйіз» — сломанный рог
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента «сыныкмушз» на бумаге размером 60×40 см, цветная бумага, клей, ластик, ножницы, ткань и другие наглядные пособия.
Ход выполнения: складываем вдвое бумагу квадратной формы вдоль пунктирной линии, рисуем на ней карандашом образец орнамента и, как показано на рисунке, вырезаем его ножницами.
Складываем вдвое бумагу или материю, рисуем карандашом на сложенной бумаге изображение элемента орнамента «сынықмүйіз». Затем вырезаем орнамент по линии рисунка. После развертывания бумаги появляется новый орнамент, составленный из роговидных элементов. Затем аккуратно расправляем свернутые листы и раскрашиваем роговидный орнамент в черные, красные, желтые, синие цвета, а элементы «мүйіз» — в черные, белые, красные, зеленые, синие или желтые цвета; склеивают их. Сделанный из двух совмещенных цветов орнамент наклеиваем на ткань, вырезанную в виде прямоугольника. Получается небольшой коврик, который можно повесить на стену.
Орнамент «құсқанаты» — птичьи крылья
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента «құсқанаты», сделанный на бумаге размером 60×40 см, карандаш, ластик, разноцветная бумага, ткань, ножницы, клей, акварельные краски, кисточка, посуда для воды.
Ход выполнения: после объяснения особенностей данного орнамента, из свернутой вдвое бумаги вырезам элемент орнамента «кусканаты». по образцу наглядного пособия вырезаем из разноцветной бумаги орнамент «құсқанаты». Расправив вырезанный орнамент, наклеиваем его на бумагу другого цвета.
Вырезание орнамента из листа, сложенного в 2 раза
Орнамент «қосалқа» — двойное ожерелье
Наглядные пособия и материалы: Образец полного или неполного орнамента «косалка» размером 60×40 см или 29×20 см; разноцветная бумага, ножницы, ткань, клей, карандаш и др.
Ход выполнения: Учитель рисует на сложенном вдвое листе бумаги эскиз половины орнамента «қосалқа» и вырезает его ножницами. Вырезанный орнамент наклеивает на бумагу другого цвета и показывает ученикам. Таким образом, учащиеся обучаются нескольким методам создания орнамента «қосалқа».
Для вырезания орнамента «қосалқа» и наклеивания его на бумагу уходит мало времени. Подобные упражнения помогают обучаться ученикам работать быстро. При пришивании орнамента «қосалқа» на ткань, чтобы края орнамента не разошлись, следует пришивать его методом «оверлог». Края орнамента, пришитые таким образом смотрятся особенно красиво. Так можно создавать образцы сырмака, тускииза. Научившись этому методу создания орнаментов, можно делать более сложные орнаменты. Тонкие, заранее заготовленные прямоугольные листы, складываются вдвое по пунктирной линии. Образец начинают вырезать со сложенного края листа. Таким методом можно создать показанные на рисунке орнаменты.
Вырезание орнамента из листа, сложенного в 3 раза
Орнамент «төртқұлақ» — крестовина
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента «төртқұлақ» размером 60×40 см, разноцветная бумага, кисточка, карандаш, ластик, клей и образец орнамента «төртқұлақ».
Ход выполнения: рисуем на углу сложенного в три раза листа бумаги половину орнамента «төртқұлақ» и вырезаем его ножницами. Орнамент вырезается не из того угла листа, который сложен, а с края. Вырезанный образец орнамента наклеиваем на бумагу другого.
Запомните!
До этого вы учились вырезать орнаменты из бумаги, сложенной в один раз или вдвое. Пока вы полностью не научитесь этой методике, не торопитесь переходить к более сложной. Дома, в школе или в мастерской, прежде чем приступать к созданию орнамента, заранее подготовьте рабочее место, необходимую бумагу, карандаши, клей, ножницы и линейки. Обрезки бумаги бросайте в заранее заготовленные ящики, коробки или урны.
Если у вас все подготовлено для работы, приступайте к созданию орнамента «төртқұлақ». Вначале вырежьте из бумаги прямоугольник, затем, измерив его линейкой и разделив на равные части, сложите лист. Затем сложите лист еще раз вдоль стрелки, указанной на рисунке. Получился прямоугольник вдвое меньше первоначального. Теперь вдоль пунктирной линии, соединяющей противоположные углы, (см. рисунок), по направлению стрелки сверните лист еще раз. Получится треугольник с прямым углом. Возьмите остро отточенный карандаш и нарисуйте половину образца уже знакомого вам орнамента «қошқармүйіз».
Острыми ножницами, начиная с указанной на рисунке стороны треугольника, начинайте осторожно вырезать орнамент.
Попробуйте самостоятельно вырезать орнамент «төртқұлақ», следуя этой методике. Если у вас получится, считайте, что вы овладели определенными навыками. Следует не ограничиваться образцами, указанными в книге. Попытайтесь вырезать и другие простейшие элементы национального орнамента. Только переходя от меньшего к большему, от простого к сложному, можно овладеть приемами и методами создания исконно национальных, прекрасных орнаментов.
Орнамент «шетою» — орнамент, следующий до бесконечности
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента «шетою» на белой бумаге размером 60×40 см, белая и цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, ткань, дерево, шило, тушь и др.
Ход выполнения: Повторяющиеся до бесконечности один и тот же элемент орнамента встречается обычно на полосатых изделиях, на кошмах, коврах, сырмаках и других. Для создания этого орнамента вырежьте тонкую полоску белой бумаги длиной 30см. Затем бумага делится на столько частей, сколько раз мы хотим повторить элемент орнамента. Например, мы хотим повторить один и тот же элемент 6 раз. Для этого 30 см делим на 6 (30 : 6 = 5).
Получаем цифру 5. Значит, мы должны сложить бумагу 5 раз (см. рисунок).
Затем на свернутой бумаге рисуем необходимый элемент орнамента и вырезаем его.
Орнамент «ромб» — ромб
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента «ромб», белая и цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, ткань, иголка, нитка и др.
Ход выполнения: Для создания цельной композиции ромбовидного орнамента бумагу складывают втрое. Получается прямоугольник. Затем вдоль пунктирной линии, соединяющей противоположные углы, еще раз. Получается треугольная фигура в виде амулета — тумара. Сторону, противоположную прямому углу, считают центром орнамента. От центра рисуем карандашом эскиз орнамента. Затем начинаем вырезать орнамент со стороны свернутого края треугольника.
Вырезав эскиз целиком, начинаем не торопясь, аккуратно распрямлять бумагу. Орнамент кладем на ровную поверхность и придавливаем сверху тяжелым предметом. Если орнамент небольшого размера, его можно положить между листами книги или наклеить на бумагу другого цвета.
Орнамент «шаршыою» — квадратный орнамент
Наглядные пособия и материалы: Образец орнамента в квадрате на белой бумаге размером 60×40 см, белая и цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, карандаш и др.
Ход выполнения: Самое основное условие в вырезании орнамента — это складывание листа. Складываем прямоугольный лист вдоль, а затем поперек. Затем один слой нижнего угла складываем наискосок, вверх. Второй слой — также на другую сторону. Часть, которая представляет собой треугольник, отрезаем отдельно. На ней чертим восьмую часть эскиза орнамента и вырезаем ее. Распрямляем вырезанный орнамент и наклеиваем на бумагу другого цвета.
Заключение
Многие исследователи описали так называемый «синдром миллениума» — кризис эстетических ценностей старого света. Людям надоел «HighTech», захотелось чего — то родного теплого и до боли домашнего. Поэтому в последние годы все более популярен этнический стиль в интерьере, в создании которого используется богатейшее художественное наследие традиционных, а порой и первобытных культур, не знакомых с достижениями человека цивилизованного.
В качестве вспомогательного материала, который поможет приобщиться к обширной сфере исконной традиционной культуры — прикладному искусству, будет содействовать продолжение реалий данного искусства, сохранившихся, благодаря усилиям многих поколений на протяжении тысячелетий.
Какую бы профессию ни пожелал избрать человек в будущем, знание основ, изобразительного искусства, искусство ваяния, вышивки, создание орнаментов, несомненно расширит его кругозор и будет совершенствовать мировосприятие в целом. Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение интеллектуального уровня человека, содействует совершенствованию уже обретенных им знаний.
Человек не только овладевает техникой создания орнаментов, но и знакомится с забытыми понятиями и словами, имеющими прямое отношение к этому виду искусству. С целью пояснения того, какие виды орнаментов используется на изделиях из войлока, а какие — на деревянных изделиях, к данной курсовой работе прилагаются образцы различных орнаментов.
Уроки рисования, преподаваемые еще в школе, являются первичным этапом эстетического воспитания человека. С целью развития познавательных способностей человеку следует научиться рисовать и вырезать образцы орнаментов, их элементы, а также знакомиться с их древними названиями.
Список использованной литературы
- С. Кенжеахметулы «Традиции и обряды казахского народа» Алматы 2004 г.
- Б. Шоптыбай «Қазақтың ою — өрнектері» Алматы — өнер 2006 г.
- М. Аджи «Тюрки и мир: сокровенная история» Москва АСТ 2004 г.
- Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь» Москва ЭКСМО 2006 г.
- В.И. Тимошина «Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад» Алматы 2001 г.
- «История Казахстана» Алматы – Атамура 1 том
Исследование национального казахского наследия
В рамках данного исследования были изучены и проанализированы следующие публикации:
- В. Аяган «Қазақ ою» Алматы 2004 г.
- Р.М. Фокина «Орнамент» Феникс 2005 г.
- М.Ш. Омирбекова «Традиционная культура казахов» Алматыкітап 2004 г.
- У. Джаксыбеков «По следам легенды о золотой домбре» Алматы 1990.
- О. Жанибеков «Қазақ киімі» Алматы — өнер 2005 г.
- А.К. Маргулан «Казахское народное прикладное искусство» 3 том Алматы — өнер 1994 г.
- Г.Е. Тайжанова «Казахи» Казахстан 1995 г.
- Толенбаев – Омирбекова «Способы создания казахского орнамента» Алматы 1993 г.
- Казахстан «Национальная энциклопедия»
Эти публикации представляют собой важный источник информации о национальном казахском наследии и культуре, и были использованы в данном исследовании для более глубокого изучения и анализа проблематики.