История и теория художественного образования

Курсовая работа

Актуальность темы. Процесс историко-культурного становления системы художественного образования в Беларуси отражает принципы формирования художественной культуры в целом. На протяжении многих веков шло накопление опыта, совершенствование методов и форм обучения в каждом из видов искусств. Такая относительная самостоятельность образования в области музыкального, театрального и изобразительного искусства неизбежна. Ведь стремление к специализации, дифференциации — один из краеугольных камней развития знания. Однако знанию, в равной степени, присуща и другая тенденция — к интеграции.

До недавнего времени художественное образование в Беларуси было в стороне от указанного интегративного процесса. Тем не менее, сама художественная культура, искусство, особенно искусство ХХ в., дает многочисленные примеры межвидовой, внутривидовой, межродовой, межжанровой, формообразующей интеграции.

Ретроспективный и актуальный опыт интеграции искусств обуславливает необходимость определения новых форм и выработки новых методов в художественном образовании. В ХХ в. кульминационной точкой в развитии художественного образования стала виртуозная сконцентрированность на своем виде искусства, даже не столько на отдельном­ виде, сколько на конкретной специальности в рамках этого вида. На примере музыкального искусства этот тезис можно подтвердить тем, что при подготовке специалиста-пианиста во второй половине ХХ в. стала практиковаться строгая дифференциация пианистов — солистов, ансамблистов, концертмейстеров. Это наблюдается не только на практике, но и в образовательной системе, когда учебный процесс и профиль диплома соответственно утверждают такой принцип и направляют деятельность музыканта и его мировоззрение на узкую ориентацию. В этом случае общая культура, выходящая за рамки специализации, утрачивает свою интенсивность. Участие музыканта в непрофессиональной (выходящей за рамки узкой специализации) исполнительской практике часто отходит на второй план.

Цель: сделать обзор литературы по художественному образованию

Основные задачи:

1) Рассмотреть методику художественного образования

2) Рассмотреть и сделать необходимый обзор литературы

3) Подвести итоги по поводу взглядов авторов исследуемых источников

5 стр., 2181 слов

Сценография или театрально-декорационное искусство — особый ...

... многие другие. Вместе со всеми другими видами художественного творчества театрально-декорационное искусство (через связь с театром и сценическим действием) ... как многое в музыке барокко стало основой музыкального образования, влияние барочного стиля сохранилось и после ухода ... (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хо ...

Основная литература, которая использовалась для обзора:

1. Футкевич. В.Б. Основные цели и концепции художественного образования , Москва, издательство «Просвещение» 2007

2. Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008

3. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. Издательство «Наука»– 2007

4. Круглов Ю.Г., Круглов О.Ю., Смирнова Т.В. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике.-М.: ФГУП Издательство «Высшая Школа», 2003.

1.Основные научные труды профильного образования. Художественная школа в советскую эпоху и в наши дни 1.1 Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. Издательство «Наука»– 2007 Сама идея профильности (уклона, углубленного изучения) благая и довольно давняя — нерационально “учить всех всему”, нужны хоть какая-то дифференциация и выращивание вариативного компонента содержания образования.

Автор задается вопросом: что такое профильные старшие классы? Профильное “что”: образование или обучение? Если обучение, то чему — профессии? Но какую профессию и кому может дать сегодняшняя школа при обнародованных в вариантах БУПов бюджетах учебных часов? Значит, все-таки образование. Тогда если профили определяются углублением школьных предметов, то им понятные и родные названия: физический, химический, математический, экономический, биологический…

Но даже если предметное углубление будет “правильным”, то есть ли гарантия, что углубленные знания будут способствовать осмысленному выбору каждым выпускником своего места в жизни и профессии? Гарантий таких нет, значит, профильное образование — что-то другое.[1]

1.2.Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008 Цель и актуальность издания: основным препятствием в совершенствовании художественного образования являются укоренившиеся вербально-схоластические тенденции, когда учащиеся и педагоги не включены в творческие процессы художественного сочинительства, когда игнорируются новейшие психолого-педагогические технологии, основанные на трансцендентальном синтезе — методике ускоренного развития дарований, талантов и высших способностей взрослых и детей.

Основная мысль издания: трансцендентальная педагогика основывается на синтезе наук, культур и искусств, соединенном с психотерапевтическими духовными практиками (арт-, музыко-, драма-, танц-, библио-, сказко-терапия, воспитание творчеством, искусство развития интуиции, подсознательных­ сил), и ориентирована на то, чтобы в каждом человеке независимо от возраста и уровня подготовки пробудить художественный талант, развить художественные способности. Подчеркну: задачи трансцендентальной педагогики не совпадают с проблемой развития одаренных детей. Мы утверждаем: каждый талантлив, лишь мера талантливости разная. [2]

Трансцендентальная педагогика не требует больших финансовых затрат. Правда, здесь есть и свои сложности. Интуитивно-творческие явления, проблема соотношения сознания и подсознания, игры и переживания, рациональных и иррациональных сил будто не поддаются вербальному описанию. Поистине, как заметил художник: «Хочешь понять искусство — отрежь язык».

7 стр., 3436 слов

Художественное образование как явление художественной культуры

... и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. [12] .3 Содержание и основные методологические принципы художественного образования Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского ...

Современные технологии (аудио, видеосредства, кино, компьютер в единстве с новыми художественными жанрами — шоу, драма, интроспекция, представления, музыкально-живописно-хореографические решения, сочетание вымысла и документалистики, метафорического мышления и жестких фактов) позволяют фиксировать ту «неуловимость» и тот таинственный пафос вдохновения, без которого нет и не может быть подлинно художественного образования. [3]

Художников высшей квалификации готовят художественные высшие учебные заведения (академии, институты, высшие художественно-промышленные училища; в 1977 — 14), а также в архитектурных, театрально-художественных, театральных, полиграфических, текстильных и технологических институтах, во Всесоюзном институте кинематографии, некоторых институтах искусств (см. Искусств институты) — Азербайджанском им. М. А. Алиева, Уфимском и др. (см. Архитектурное образование, Искусствоведческое образование, Театральные учебные заведения, Полиграфические институты, Лёгкой и текстильной промышленности институты, Кинематографии институт).

Художественные вузы и художественные факультеты др. вузов принимают окончивших художественные средние специальные учебные заведения и художественные средние общеобразовательные школы, готовят художников-живописцев, мастеров декоративно-прикладного и промышленного искусства, графиков, художников театра и кино, скульпторов, художников-архитекторов, искусствоведов, преподавателей. Срок обучения 5-6 лет. Учителей рисования для средних общеобразовательных школ готовят на художественно-графических факультетах педагогических институтов (в 1977 — 27).

Обучение специальным дисциплинам­ ведётся под руководством профессоров — художников соответствующего профиля. Крупнейшие советские художники отдали и отдают много творческих сил воспитанию и образованию молодёжи в художественных учебных заведениях. Это М. К. Аникушин, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. М. Грицай, У. М. Джапаридзе, Т. Э. Залькалн, Э. Ф. Калнынь, Е. А. Кибрик, Г. М. Коржев, И. М. Кузминскис, М. Г. Манизер, Е. Е. Моисеенко, Д. С. Моор, Д. К. Мочальский, А. А. Мыльников, Ю. М. Непринцев, Я. И. Николадзе, Э. К. Окас, В. М. Орешников, В. Б. Пинчук, Т. Т. Салахов, В. А. Серов, Н. В. Томский и др. Выпускники художественных вузов получают звание художника соответствующей специальности и, кроме того, право преподавания художественных дисциплин в средних художественных учебных заведениях и общеобразовательной школе. Научные кадры в области изобразительного, декоративного и прикладного искусства, архитектуры, промышленной эстетики готовятся в аспирантуре института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград), Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Тбилисской академии художественного Московского архитектурного института, Ленинградской и­ Московской высших художественно-промышленных училищ, Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в научно-исследовательских институтах министерства культуры СССР и др. В развитии Художественное образование большую роль играет Академия художеств СССР.[4]

1.3.Футкевич. В.Б. Основные цели и концепции художественного образования , Москва, издательство «Просвещение» 2007 Цель написания источника и актуальность проблемного рассматриваемого вопроса: Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

34 стр., 16581 слов

Методика использования инновационных технологий в преподавании ...

... роли педагогических инновационных технологий в преподавании в средней школе мировой художественной культуры. Задачи работы сводятся к следующим основным: .описание педагогических инновационных технологий, используемых ... шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности. Воспитанники и сама деятельность представлены процедурно, т.е. как ...

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства: право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

1.4. Круглов Ю.Г., Круглов О.Ю., Смирнова Т.В. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике.-М.: ФГУП Издательство «Высшая Школа», 2003. Автор трактует отдельные устоявшиеся положения в фольклористике. Например, он справедливо не относит раёк к театру, т. к. там нет актеров. Или другой факт. Исследователи традиционно делили причитания на похоронные, свадебные, солдатские или рекрутские. В. П. Аникин дает свою классификацию. Он подразделяет причитания на свадебные, похоронные и бытовые. При этом в жанровую разновидность бытовых причитаний включает, кроме бытовых заплачек, которые внеритуальны, рекрутские и солдатские причеты.

Видимо, эта классификация имеет право на жизнь, но, думается, целиком лишать ритуальности рекрутские и солдатские причеты вряд ли верно, равно как и исключать из быта свадьбы и похороны с их причитаниями. [5]

Хрестоматия изобилует удивительно тонкими наблюдениями над содержанием и художественными достоинствами произведений всех рассматриваемых жанров фольклора и их разновидностей. Так, по-новому оценен образ Вора в сказках, по-своему объяснен открытый еще Б. М. Соколовым прием ступенчатого сужения образа как «частный случай обычного для лирических песен сцепления образов по психологической ассоциации, интересны размышления о былинах Владимиро-Суздальского периода, убедительны исторические­ материалы, привлекаемые из «Повести временных лет» и летописей при рассмотрении былин, а также рассуждения о роли калик перехожих в создании поздних вариантов былин; иначе, чем было принято, толкуется высказывание А. С. Пушкина о сказке как о поэме, любопытны наблюдения над загадками как поэзией парадокса, над подвидом частушек, именуемых небылицами и нескладухами, и т. д. Подобные новации рассеяны по всей книге. [6]

2.История и теория художественного образования в 17 – 18 веках. 2.1 Блудов А.Д. «История развития художественного образования в 17 — 18 веках. Эпоха Петра 1» Москва, издательство «Дрофа» , 2008 год Автор данного источника в основном делает уклон на развитие художественного образования в России при Петре 1. В последующем рассмотренные в данной работе, многие авторы посвятили свои труды развитию художественного образования именно при Петре 1. Это говорит прежде всего о том, что именно в 17 – 18 веках художественное дополнительное и просто профильное образование развивалось высокими темпами.

Основная мысль источника, заключается в том, что развитие педагогической мысли и просвещения в России в XVIII в. происходило в условиях социальных преобразований в экономической, политической и культурной жизни, осуществляемых Петром I (1672- 1725)

19 стр., 9280 слов

Исторические пути и особенности становления системы музыкального ...

... Н. Мироновой «Музыкальное образование в России: история идей», сборник «Из истории русской музыкальной культуры: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» (2002 г.)), официальные документы («Концепция развития образования в сфере ...

Деятельность Петра I отвечала прежде всего интересам господствующих классов, подъем экономики страны был достигнут за счет усиления эксплуатации народных масс. Преобразования не только не ломали сложившегося социально-экономического строя, а, напротив, еще более упрочивали господство дворян, укрепляли положение купечества. Социальная политика была направлена на усиление крепостной неволи крестьян, расширения права помещиков над имуществом и личностью крепостных. Петр I заменил подворное обложение крестьян подушной податью, издал указ, по которому владельцам мануфактур разрешалось покупать крестьян для работы на промышленных предприятиях. Сопротивление народных масс растущему угнетению вылилось в крупные народные восстания (Астраханское восстание 1705-1706 гг., Булавинское восстание 1707-1709 гг.,), жестоко подавленные царским правительством.

2.2 Арсеньева П.А «Художественное образование времен Петра», Санкт – Петербург, издательство «Питер» , 2007 год Автор данного источника делает также основной уклон на развитие художественного образования в России именно при Петре 1.

Только придерживается немного другой точки зрения.

Большое значение для последующего развития русской культуры имели реформы Петра I в области просвещения, хотя они и носили ярко выраженный сословный характер. «Просвещение явилось… девизом царизма в Европе в восемнадцатом веке»1,-писал К. Маркс. Были открыты государственные светские школы, сыгравшие важную роль в развитии промышленности, науки, культуры, просвещения, укреплении государственного аппарата. Реформы Петра I ликвидировали монополию духовенства в области образования, хотя церковь по-прежнему играла большую роль в идеологической жизни страны. При всей классовой ограниченности школьные реформы петровского времени оказали большое влияние на развитие просвещения в России.

Организация и содержание школьного обучения первой трети XVIII в. отражали прогрессивные явления культурной жизни Рос сии. Учебно-воспитательные учреждения создавались с учетом реальных нужд государства.

В качестве преподавателей кроме иностранных профессоров были приглашены видные ученые Киевской академии художеств.

Таким образом, в данной книге делается основной уклон на развитие профильного школьного образования художественного уклона, а не сразу академического.

2.3 Посошков И.Т «Завещание» », Москва, издательство «Камыш», 2008 год В «Завещании» И. Т. Посошков подробно останавливается на вопросах обучения и воспитания. Большое место в работе отведено нравственному, патриотическому, трудовому воспитанию. Он считал, что воспитывать человека надо с малых лет ибо если «в юности научится злу, то в старости добрым человеком не будет». Родители должны следить, чтобы сын «никогда праздней не был». «Украшать себя надо не золотом и серебром, а храбростью… правдивым и твердым словом, а также книжным учением».

Хотя проекты Посошкова не были направлены ни против абсолютизма, ни против основ крепостничества, они носили прогрессивный характер, поэтому были истолкованы как опасные для государства, и после смерти Петра I Посошков был заключен в Петропавловскую тюрьму-крепость, где и умер.

Поэтому его взгляды для развития художественной школы были учтены позже в советское время.

2 стр., 704 слов

Джонатан Свифт. Избранное. Издательство Художественная литература. ...

... и творчества Свифта Комментарии В сборник "Избранное" классика английской литературы Дж.Свифта вошли "Путешествия Гулливера", "Сказка бочки", памфлеты, эссе, стихотворения. Большой выбор детских книг, классики, собраний сочинений и ...

2.4 В.Н Татищев «Разговор о пользе художественных наук», Киев, 2008 год Свои педагогические взгляды В. Н. Татищев изложил главным об разом в сочинениях: «Разговор о пользе наук и училищ» (1733), «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России», «Духовная моему сыну» (1733)

Наиболее значительная работа — «Разговор о пользе художественных наук » написана в форме вопросов и ответов. «Духовная моему сыну» и примыкающее к нему «Увещание умирающего отца к сыну» написаны в русской традиции, как, например, Они как бы подытоживают художественное развитие общества в первой трети XVIII в.

2.5 .Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ипполита Фёдоровича Богдановича», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год Разделы «Доброе воспитание», «Учение, знание, искусство, добрый вкус» — классический образец народной педагогики. Весьма интересна работа Богдановича «Таблица для детей…», где изложены правила поведения юношества, методы и приемы разъяснения этих правил.

По убеждениям И. Ф. Богданович — монархист. Вся его государственная служба и в России, и за ее пределами в качестве секретаря русского посольства в Дрездене — служение монарху. [7]

Однако его поэтическое творчество, трактат о воспитании детей, дидактическая поэма «Сугубое блаженство» — результат прогрессивной просветительской деятельности автора второй половины XVIII сто летия. Этим дорог и ценен нам «весьма удивительный» (по мнению Н. М. Карамзина) И. Ф. Богданович.

2.6 Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ивана Ивановича Бецкого», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год И. И. Бецкой защищал идею широкого, разностороннего образования. В созданных учебных заведениях он удлинил сроки обучения юношества, ввел широкий круг общеобразовательных знаний, особенно в классах для дворянских детей. Сторонник сословного воспитания, он много сделал для воспитания и образования дворянских детей. Им было создано училище при Академии художеств, а также открыто Коммерческое училище, где большое внимание уделялось изучению математики, географии, механики, натуральной истории, бухгалтерии, права, коммерции. [8]

И. И. Бецкой оставил заметный след в просветительской Деятельности России, хотя эта деятельность и была направлена на Укрепление «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, сословно- фепостнических устоев.[9]

Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 в Петербурге Академия художеств (см. Академии художественные), сыгравшая в 18 — 1-й половине 19 вв. прогрессивную роль в развитии рус. искусства. В ней учились представители многих народов России. В начале 70-х гг. 18 в. окончательно сложилась академическая педагогическая система, которая строилась на изучении образцов античного искусства. На всех стадиях обучения главная роль отводилась рисунку. Одним из основателей русской художественной педагогики был живописец А. П. Лосенко, утвердивший в преподавании строгую программность и разработавший методику преподавания рисунка. При академии существовало Воспитательное училище. В 18 в. в академии изучался в основном исторический жанр; в 19 в. в ней стали развиваться портретные­ пейзажные жанры.

В середине 19 в. в Академии художеств назрел конфликт между реакционным руководством, насаждавшим рутинный Академизм, и передовыми художниками, стремившимися к реализму и демократической идейности. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов академия сохраняла своё значение как школа высокого профессионального мастерства. В 19 в. в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. А. Федотов, а также ставшие активными участниками передвижных выставок (см. Передвижники) — Н. Н. Ге, В. М. Васнецов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в академии получили подготовку выдающиеся мастера пластики — М. М. Антокольский, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин и др.; зодчие В. И. Баженов, А. Д. Захаров, И. Е. Старов, А. В. Щусев и др. В 1893 проведена реформа академии, в результате которой учебная программа приблизилась к жизни, к преподаванию были привлечены крупнейшие художники-передвижники, в том числе Репин.

14 стр., 6744 слов

Роль народного художественного творчества в развитии духовно ...

... Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Задачи: Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Изучить жанры народного художественного творчества. Рассмотреть народный танец ...

3. Развитие художественного образования в 10 веке 3.1 Плеханова И.В «Территория Руси. Территория .искусств», Москва, издательство «Дрофа», 2004 год В данном источнике Плеханова И.В делает основной уклон на развитие искусств и художественного образования в целом именно в 10 веке.

Исключительным моментом этой книги является её нестандартность изложения. Так, например Плеханова выделяет три основных этапа становления художественного образования на Руси в 10 веке:[10]

1 этап – это заложение истоков искусства

2 этап – это освоение оставленных заложенных истоков искусства

3 этап – это дальнейшая передача знаний искусства в художественном образовании

Таким образом в данном источнике делается основной уклон на развитие художественного образования главным образом в 10 веке, но Плеханова также не отрицает тот факт, что в дальнейшем человечество буден развиваться и получит несомненно великий результат по распространению художественного образования на всей территории Руси, в дальнейшем России.

3.2 Мачалов К.Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков» , издательство «Наука» , Москва, 2005 год В данной книге или более сложной научной работе, делается основной упор на раскрытие техники обучения на Руси. В 5 – 10 веках. Даже в самом раннем зарождении государственности, даже человечества происходит зарождения искусства, а вместе с ним и художественного образования, так как главной целью этого образования становится уже не просто обучение детей, а уже передача наследованной информации искусств.

В этом источнике данный вышеизложенный факт подчеркивается несколько раз, так как это де5йствительно уникальная особенность становления художественного образования в России, точнее на Руси. [11]

Таким образом в данной книге более важным становится не просто обучение и становления художественного образования, а именно его распространение и уникальная методика обучения.

Заключение Выдвигаемая авторами источников педагогика художественного образования коренным образом отличается от западноевропейских технологических систем инновационного плана — прежде всего с тем, что наши творческие поиски связаны с синтезом наук, культур и искусств, осуществляются в сочинительстве, в предметной творческой художественной деятельности, в основе которой лежат общечеловеческие ценности — Любовь и Свобода.

14 стр., 6606 слов

По «Теория художественного образования» «Художественные ...

... источники по теме исследования. Рассмотреть историю развития высших учебных художественных заведений России и за рубежом в различные исторические периоды. Охарактеризовать систему современного профессионального художественного образования в России и за рубежом. Рассмотреть историю и современность университета Оксворд Брукс как одного ...

А привнесение в педагогику новых жанровых средств — романа, поэзии, музыки, драмы, живописи, философии, психологии, психотерапии — помогает создавать желаемые образцы педагогического искусства, доступные для освоения как учащимися высшей и средней школ, так и педагогам всех направлений и специализаций.

При всех этих в целом верных установках ощущается некоторая недооценка вклада отдельных талантливых носителей фольклора, какой, к примеру, была И. А. Федосова, в фольклорный творческий процесс. Нельзя не согласиться с Ю. Г. Кругловым, Т. В. Зуевой, Б. П. Кирданом, которые считают, что в основе способа исполнения причитаний лежала импровизация, что «причитания функционировали как разовые тексты, при каждом исполнении создаваемые вновь». Трудно не увидеть проявление традиций и в литературе Древней Руси. Опора на предшествующий литературный опыт имеет место и в художественной литературе нового времени, хотя в последней индивидуальное лицо творца выдвигается на первый план. Следовательно, логичнее говорить об особенностях проявления традиционности в фольклоре и в литературе.

Список использованной литературы Основная литература, взятая на анализ

1. Арсеньева П.А «Художественное образование времен Петра», Санкт – Петербург, издательство «Питер» , 2007 год

2. Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008

3. Блудов А.Д. «История развития художественного образования в 17 — 18 веках. Эпоха Петра 1» Москва, издательство «Дрофа» , 2008 год

4. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. Издательство «Наука»– 2007

5. Круглов Ю.Г., Круглов О.Ю., Смирнова Т.В. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике.-М.: ФГУП Издательство «Высшая Школа», 2003.

6. Мачалов К.Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков» , издательство «Наука» , Москва, 2005 год

7. Плеханова И.В «Территория Руси. Территория .искусств», Москва, издательство «Дрофа», 2004 год

8. Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ивана Ивановича Бецкого», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год

9. Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ипполита Фёдоровича Богдановича», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год

10. В.Н Татищев «Разговор о пользе художественных наук», Киев, 2008 год

11. Посошков И.Т «Завещание» », Москва, издательство «Камыш», 2008 год

12. Футкевич. В.Б. Основные цели и концепции художественного образования , Москва, издательство «Просвещение» 2007

Дополнительная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/istoriya-razvitiya-hudojestvennogo-obrazovaniya/

1. Баженова Л.М. Азбука кино//Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С.152-166.

2. Бондаренко Е.А. Художественная культура как основа реализации творческого потенциала учащихся//Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения. М.: Компания Спутник, 2005. С.5-9.

3. Мурюкина Е.В. Художественное образование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2008. 200 с.

8 стр., 3839 слов

«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ...

... и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое ... музыке. Методы музыкального образования, пропагандируемые в творческом наследии прогрессивных педагогов-музыкантов, были нацелены на осмысление музыки как вида искусства – с ...

4. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе художественного образования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с

Статьи, публикации

1. Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.223-225.

2. Александрова М.М. Формирование коммуникативной культуры учащихся в аспекте художественного образования на уроках информатики и информационных технологий//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.182-184.

[1] Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. Издательство «Наука»– 2007

[2] Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.223-225.

[3] Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. Издательство «Наука»– 2007

[4] Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.223-225.

[5] Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.223-225.

[6] Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе художественного образования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с

[7] Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ипполита Фёдоровича Богдановича», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год

[8] Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ивана Ивановича Бецкого», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год – 52 стр.

Пионерова Б.Л «Взгляды на развитие образования искусств Ивана Ивановича Бецкого», Москва, издательство «Карамысло» , 2003 год – 45 стр.

[10] Плеханова И.В «Территория Руси. Территория .искусств», Москва, издательство «Дрофа», 2004 год

[11] Мачалов К.Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков» , издательство «Наука» , Москва, 2005 год