Истоки и своеобразие русской басни

Курсовая работа

Басня как жанр русской литературы

Баснописец рассказывает басню с тем, чтобы довести до нас какую-нибудь значительную нравственную мысль, но, чтобы ее поняли, он либо сначала прячет ее, либо поясняет рассказом. В том и другом случае он прикрывает свою цель, желая, чтобы мы сами пришли к нужным ему выводам и оценили убедительность его «урока». Такое прикрытие предполагает обращение к обстоятельствам, как будто далеким от человеческой жизни, но именно их имеющими в виду.

Иносказательность, аллегоричность, ирония, сатира вырывают басню из житейской области и переносят ее в сферу вымысла, искусства.

Басня — один из видов лиро-эпического жанра. Басня близка к притче и апологу, представляет собою краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Обычно басне свойственно ироническое или сатирическое иносказание. Басня широко использует иносказание; действующими лицами часто выступают не только люди, но и животные, растения, рыбы, вещи. Баснописец ведет рассказ отнюдь не беспристрастно, а в высшей степени заинтересованно, выражая свое отношение к изображаемому. Излагая события, он зачастую сопровождает их своим комментарием, часто говорит от имени того или иного «действующего лица». Лирический голос автора слышится во всем произведении. Сам же сюжет басни предельно прост: это один короткий, но чрезвычайно характерный эпизод, в котором должны полностью проявиться основные черты персонажей.

История русской басни

История русской басни как оригинального литературного жанра восходит к xviii веку и связана с именем Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744).

Первые его опыты в басенном жанре относятся к 1731-1738 годам. Первоначально они распространяются в списках. Опубликованы же были лишь посмертно в собрании его сочинений в 1762 году.

Жанр басни в русской литературе XVIII-XIX веков

Жанр литературной басни получил широкое распространение в России в XVIII веке и первой половине XIX века. Образцы басенного творчества предоставили русские писатели такие, как В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов, В.С. Филимонов. Басню как жанр начали писать и другие известные русские писатели первой половины XIX века, включая В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Ф.Н. Глинку, Д.В. Давыдова, В.Л. Пушкина, П.А. Вяземского и других.

11 стр., 5099 слов

Возникновение бытового жанра в русской живописи

... искусст­ва стали прозаические мотивы повседневной русской жизни. К середине 1840-х гг. художники демократического направления обращались к бытовому жанру как к программному искусству, позволявшему критически ... Так неожиданно творчество этого мастера открывает еще одну, почти неизвестную, грань искусства XVIII столетия. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. В ...

Русская басня в первой половине XIX века широко распространилась и сформировала собственные традиции, основанные на баснях xviii века. Она прошла сложную эволюцию от классицистического стиля (представленного Кантемиром, Ломоносовым и другими) к сентиментализму (представленному Дмитриевым, Муравьевым и другими) и к реализму (представленному Крыловым и его последователями — Филимоновым, Прутковым и другими).

При этом русская басня сыграла важную роль в формировании национального нравственного сознания на протяжении всей своей истории. В ее развитии прослеживаются различные ступени развития, пока она не стала популярным жанром среди народа и элементом письменной культуры.

Становление русской басни связано с двумя источниками — мировой басенной традицией и национальным фольклором. Она заимствовала распространенные сюжетные схемы, архитектонику и другие жанровые особенности из мировой традиции басен. При этом русская басня ориентировалась и на национальный фольклор, в котором также присутствовали сюжеты и мотивы, характерные для жанра басни.

История и развитие басни

Элементы басенного жанра присутствуют в фольклоре всех народов, даже в древнейших шумеро-аккадских текстах. Одним из наиболее значительных памятников древнеиндийской литературы, основанной на народном творчестве, является сборник басен и нравоучительных новелл «Панчатантра» (5-4 века до н.э.), который оказал огромное влияние на мировую литературу. Арабская версия этого сборника басен, известная как «Калила и Димна», появилась не позднее XIII века. Впоследствии был создан славянский перевод этого сборника, который распространился в списки на Руси под названием «Стефанит и Ихнилат».

В 1762 году были опубликованы «Политические и нравоучительные басни Пильпая, философа Индейского», переведенные российским переводчиком Б. Волковым с французского языка по заказу Академии наук. И.Ю. Крачковский также отметил, что это был один из способов, по которым арабская версия сборника басен стала доступной русскому читателю.

Влияние греческих и индийских басен

Богатейшим источником для последующих баснописцев стали древнегреческие басни Эзопа и индийские басни Пильпая. Они были переосмыслены и перерассказаны в контексте современности, что придало им новый смысл и актуальность.

Басни Эзопа были широко известны в России. Наиболее древним переводом на русский язык считается работа «Федора Касьянова сына Гозвинского, греческих слов и польских переводчик», выполненная в 1608 году в Москве. Этот перевод включает в себя 148 произведений древнегреческого баснописца.

Популярность перевода Рожера Летранжа

Особую известность и популярность в XVIII веке (и затем, во времена Крылова) получил перевод на русский язык книги «Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа». Этот перевод был сделан в «Санкт-Петербурге канцелярией Академии наук секретарем Сергеем Волчковым» и впервые опубликован в 1747 году. Книга выдержала несколько переизданий, о чем свидетельствуют издания 1760, 1766, 1791, 1810 и 1815 годов.

Издания басен Эзопа в XIX веке

В XIX веке было выпущено около десяти изданий басен Эзопа. Некоторые из них были дополнены публикациями обработок сюжетов этих басен русскими баснописцами, такими как И.И. Дмитриев, И.А. Крылов и другие. В этих изданиях, конечно, сочетались традиции и новаторство, которое было характерно для русских баснописцев.

5 стр., 2145 слов

Басня от эзопа до наших дней. чтен

... баснописцы и их басни Эзоп. Изначально, родоначальником такого литературного жанра как басня был Эзоп. Он был почти легендарной личностью, и никем не доказано, что великий баснописец существовал на самом деле. Тем ... 60 басен и несколько сотен стихотворений. Крылов Россия тоже очень много сделала для развития басни. Взять, к примеру, неповторимого русского писателя – сатирика и баснописца Ивана ...

Оригинальные басни Эзопа были написаны прозой, но русские баснописцы часто предпочитали пересказывать их в стихотворной форме. Такая традиция была уже в древности. Ведь басни-притчи Эзопа всегда стремились к ритмичности, и античные писатели, такие как Федр, Бабрий и Авиан, начали стихотворно разрабатывать эти басенные сюжеты.

Один из самых ранних стихотворных переводов Эзопа в России был сделан Федром и опубликован в 1764 году в Петербурге под названием «Федра, Августова отпущенника, нравоучительные басни, с Эзопова образца сочиненные, а с латинских российскими стихами переложенные Академии наук переводчиком Иваном Барковым». В 1814 году был опубликован перевод басен Федра, сделанный Кошанским, профессором Лицея.

Следует отметить, что ранние басни Федра были написаны на традиционные сюжеты Эзопа, а позднее появились новые, самобытные темы.

Популярность баснописцев в России

Во второй половине XVIII — первой половине XIX века, как в античности, так и в Европе стали популярными баснописцы. В России особенно популярными стали именно античные и западноевропейские баснописцы.

Басни Людвига Хольберга, считаемого «отцом датско-норвежской литературы», были переведены на русский язык Д.И. Фонвизиным и были выпущены в России три раза (1761, 1765, 1787 гг.).

Также пользовались популярностью переводы басен немецких писателей, таких как Геллерт и Мейснер, а также баснописцев французской литературы, таких как Сен-Ламбер и Лафонтен. Басни Лафонтена стали образцовыми сочинениями и оказали влияние на русских баснописцев в XVIII — первой половине XIX веков, таких как А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев и И.А. Крылов.

История и развитие басни в русской литературе

По справедливому заключению исследователей классической басни М.Л. Гаспарова и И.Ю. Подгаецкой «под пером Лафонтена басня почитавшаяся в теории классицизма «низким» жанром, приобрела величие и масштабы истинно высокой поэзии. Кроме того, басни Лафонтена во многом определили дальнейшее развитие европейской и русской басни, будучи к тому же своего рода посредником между античной и национальной басней.

Влияние классической басни на развитие русской литературы

Многочисленные переводы классической басни на русский язык, интерес к творчеству западноевропейских баснописцев говорит не о тенденции к заимствованию, а о стремлении всячески содействовать процессу формирования и национального самоопределения жанра русской басни, не оставаясь при этом в стороне от классических традиций.

Значение народного творчества для формирования русской басни

Ценнейшим источником, формировавшим самобытность русской басни, является благодатная почва устного народного творчества. Вне фольклора невозможно составить представление о генезисе басни и ее художественном своеобразии. О родстве пословицы и басни говорится также в работах известных собирателей народных пословиц и притч.

Влияние русской народной сказки на басню

Целый ряд басенных сюжетов восходит к русской народной сказке. Сказочную традицию в обрисовке басенных персонажей можно легко найти путем сравнения их со сказками о животных.

5 стр., 2258 слов

Общая характеристика русской литературы 19 века (кратко)

... определил его ценность. В сочинении о литературе 19 века стоит это отметить. Девятнадцатый век – эпоха расцвета русской литературы. Она была подготовлена ... Умирающий Тасс» достойны гения автора «Освобожденного Иерусалима». Крылов стоит в стороне от романтизма Жуковского и ... итальянизма Батюшкова. Он пишет свои добродушно-иронические басни простым, чисто народным складом, чуждым заморской книжности. ...

Взаимодействие басни с устным народным творчеством проявляется и при сопоставлении с народными анекдотами и сатирическими рассказами. Басня всегда была активной частью фольклорной традиции и оказывала значительное влияние на своем последующем развитии, особенно у И.А. Крылова, который поднял этот жанр на новый уровень.

Исследователь творчества Крылова Н.Л. Степанов выделяет четыре основных этапа развития русской басни:

1. Первая половина XVIII века. Басня стала знакома русскому читателю благодаря произведениям Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского, Баркова.

2. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века. Это время бурного расцвета басни, связанного с деятельностью Сумарокова, его учеников и последователей.

3. 90-е годы XVIII века. Басня вновь становится популярной на страницах журналов и появляются новые баснописцы, такие как Хемницер и Дмитриев. Этот период отмечает завершение «классицистического» развития басни и возникновение басни сентиментализма.

4. 1800-1840-е годы XIX века. Этот период характеризуется появлением басен Крылова и новой вспышкой интереса к басенному жанру со стороны его современников.

Перемена произошла в конце XVIII — начале XIX века, когда классицистическая басня сменилась сентиментальной басней. Важную роль в развитии этого жанра сыграли М.Н. Муравьев, Ю.А. Нелединский-Мелецкий и другие, но основной вклад внес И.И. Дмитриев.

Корни русской басни неоднозначны: с одной стороны, большую роль сыграл интерес к античным басням в русской литературной общественности, чему свидетельствуют многочисленные переводы басен Эзопа, Федра и других на русский язык; с другой стороны, русские баснописцы создавали самобытные произведения, основываясь на устном народном творчестве — сказках, пословицах, поговорках, где выражалась народная мудрость, которая прекрасно проявляется в русском басенном наследии, особенно в творчестве Крылова.

2. Нравственные проблемы в басенном наследии И.А. Крылова

Басни И.А. Крылова известны своими нравственными проблемами, которые часто становятся основной темой его произведений. Крылов использовал басню, чтобы выразить свои нравственные ценности и указать на общественные проблемы.

Творческий путь И.А. Крылова

И.А. Крылов начал свою литературную деятельность в начале 80-х годов 18-го века. В юном возрасте он писал комедии, трагедии, фельетоны, лирические стихи, эпиграммы. Самым первым его произведением стала антикрепостническая комедия «Кофейница», написанная им в четырнадцатилетнем возрасте и опубликованная только в 1869 году. За ней последовали острые сатирические комедии, такие как «Бешеная семья» (1793) и «Проказники» (1788, опубликована в 1793).

Все эти произведения ярко и с жирными штрихами высмеивали нравы дворянского общества.

Однако после драматургии Крылов обратился к журналистике и смелой публицистической сатире. В 1789 году в Петербурге он издал один из лучших сатирических журналов XVIII века — «Почту духов». Этот период в его творческом пути был отмечен его переходом к новому и зрелому этапу.

С новым веком наступил для Крылова период, связанный с басенным жанром. В журнале «Утренние часы», издаваемом И.Г. Рахманиновым в 1788 году, анонимно были опубликованы несколько басен: «Павлин и Соловей», «Стыдливый игрок», «Судьба игроков» и «Недовольный гостьми стихотворец». В них уже прослеживался иронический подход и лаконичность, характерные для зрелого творчества Крылова. Однако полное самоопределение Крылова как оригинального русского баснописца произошло после 1805 года.

7 стр., 3193 слов

Кого и за что высмеивает крылов в своих баснях

... отражают действительность, что легко вошли в разговорный язык и стали пословицами и поговорками, известными всем. Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова” Сочинение “Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова“В своих сатирических баснях Иван Андреевич ...

В 1805 году, перечитывая Лафонтена, Крылов ощутил желание передать некоторые его басни русскому народу на своем родном языке. Он приступил к работе, и первым, кто одобрил его начинания, был И.И. Дмитриев, сам баснописец и отличный литератор. Дмитриев признал, что басни — это истинный род Крылова, которого он наконец-то обнаружил.

Басни Ивана Крылова: от народной поэзии к реализму

Крылов принес три басни на суд Дмитриева: «Дуб и Трость» (1805), «Разборчивая невеста» (1805) и «Старик и трое молодых» (1806).

Две из них были опубликованы в журнале «Московский зритель» под рекомендацию Дмитриева. Это стало отправной точкой для творчества Крылова в жанре басен. В 1809 году вышел первый сборник из 23 басен, после чего последовали другие издания в 1811, 1816, 1819, 1825 и 1830-х годах. Регулярно отдельные басни появлялись в литературных изданиях того времени. Издание полного собрания басен произошло в 1844 году, уже после смерти автора.

Творчество Крылова возникло в период, когда доминировали сентиментализм и зарождался романтизм в русской литературе. Однако, Крылов не следовал камерному, элегическому стилю, привнесенному этими течениями в поэзию. Он вернул басню к народным корням, восстановив ее сатирический характер.

Крылов отверг искусственную элегантность и «чувствительность» сентиментализма, возвратив басню к народной основе. Его басни, наряду с народными истоками, также знаменовали рождение реализма в литературе. Крылов смог сделать басню многообразным и полноправным жанром, сохранив ее русский национальный характер.

Таким образом, творчество Крылова открыло новые горизонты для басни, преодолевая понимание ее как «низкого» жанра. Он использовал достижения своих предшественников, чтобы сделать свои басни неотъемлемой частью русской литературной культуры.

Развитие жанра басни в творчестве Ивана Крылова

Для мастера Крылова-баснописца особенно важное значение имеет его великолепное владение языком. Гоголь особо подчеркивал «величественное заключение» в баснях Крылова, которое соответствует в них народному характеру мудрости и по своей афористичности, что определяет переход многих заключений в народную речь в качестве пословиц и поговорок («У сильного всегда бессильный виноват», «А Васька слушает да ест», «А ларчик просто открывался» и другие).

Крыловская басня далеко вышла за пределы традиционных жанровых рамок. Она включила в себя и сюжетный рассказ-новеллу (такие басни как «Три мужика» (1830), «Мот и Ласточка» (1818)) и сатирический памфлет («Рыбья пляска» (1824), «Пестрые овцы» (1825), «Щука» (1830), «Мирон» (1830)), и бытовую жанровую сценку («Купец» (1830)), и классическую басню-аллегорию («Лев, Серна и Лиса» (1830), «Алкид» (1818)), и восточное иносказание-аполог («Пустынник и Медведь» (1808), «Водолазы» (1813)), и меткую, злую эпиграмму («Клеветник и Змея» (1814), «Свинья под дубом» (1825)).

Множество сюжетов взято им из русской жизни, из самой действительности и передано в самобытной, яркой национальной форме («Ларчик» (1807), «Демьянова уха» (1813), «Квартет» (1811), «Кот и Повар» (1812), «Волк на псарне» (1812), «Обоз» (1812)), сочетающей реалистически правдивую картину быта и нравов с типическим изображением характеров в драматизированной сценке.

22 стр., 10664 слов

Явление сатиры в публицистических произведениях И.А. Крылова

... жизни, морали и т. д. Исторические события, свидетелем которых был Крылов, не могли не сказаться на его басенном творчестве. Если басни Крылова 1806-1811 годов утверждали право народа на главенствующую роль в ...

У Крылова почти каждая басня имеет свой особый характер. Но главное, что отличает крыловские басни от басен его предшественников и современников, — это реалистическая конкретность образов. В его баснях впервые в этом жанре появились живые люди и звери, птицы, рыбы, наделенные людскими характерами. С небывалой для басни смелостью и реалистической силой Крылов показывает типические характеры, находит те жизненные, конкретные черты и краски, какие не знала до него литература XVIII века.

Развитие басенного творчества Крылова

Басенное творчество Ивана Крылова имеет реалистическую основу, которая тесно связана с народностью его басен. Баснописец смотрел на явления окружающей его действительности глазами народа и расценивал их с демократических позиций. Этот демократизм сказался в глубоком сродстве морали его басен и в оценках сатирически изображаемых им басенных персонажей с взглядами народных масс.

Крылов исходил не из отвлеченных моральных схем и категорий, а из глубокого проникновения во все противоречия и социальные связи окружающей его общественной жизни.

Одной из заслуг Крылова является его способность правдиво изображать действительность. Он понимал социальный и конкретный характер недостатков и язв общественной жизни, которые изображал в обобщенно типичной форме басенных персонажей.

Преодоление условности и рационализма классицизма

Крылов преодолел условность и рационализм поэтики классицизма. Для классицизма басня была жанром, в котором «рассказ» описывал события, подчиненные «разуму» и следовал определенным правилам поэтики. Эти правила были продиктованы логическим разделением предметов по идеальной схеме классицизма. Однако Крылов противопоставил этой отвлеченной схеме свою басню, которая играла и блестела юмором, передавая все краски жизни и решительно порвав с рационалистическим дидактизмом.

Конкретность и реалистичность в баснях Крылова

Басня Крылова реалистична, потому что она не берет явление в его общем, абстрактном виде, а как рассказ, сообщающий «случай», взятый из гущи жизни, в его конкретных подробностях. В крыловских баснях представлены не условно-аллегорические «маски» зверей, а типичные персонажи, которые отражают реальные общественные явления и недостатки.

Вывод

Таким образом, басенное творчество Крылова имеет реалистическую основу, связанную с народностью его басен, и отличается от условности и рационализма классицизма. Крылов правдиво изображает действительность, понимая социальный и конкретный характер недостатков и язв общественной жизни. Его басни представляют типичных персонажей, а не абстрактные «маски», и передают конкретные подробности из жизни.

Басня у Крылова является не моральным нравоучением, а прежде всего жгучей сатирой. В отличие от своих предшественников, у которых сатирические мотивы занимали весьма скромное место, а самая сатира ограничена была бытовыми темами, Крылов как сатирик широко охватил основные, существенные явления действительности, разоблачая и высмеивая в баснях самые разнообразные стороны современной ему жизни. Но прежде всего его сатира направлена против антинародного характера всего бюрократического аппарата, против наиболее существенных социальных «зол». Это и придавало сатирическим образам его басен широкое обобщающее значение, позволяло в условные рамки басенной аллегории вложить новое, социально острое содержание.

12 стр., 5679 слов

Стрекоза и муравей основная. Удивительное школьное о басне Крылова ...

... И.А.Крылов Басня «Стрекоза и Муравей » Из каких басен иллюстрации Из каких басен иллюстрации «Лебедь, рак и щука» «Петух и бобовое зернышко» «Лисица и виноград» «Волк и ягненок» «Ворона и лисица» 1769-1844 Иван Андреевич Крылов « Люблю, ...

В баснях Крылова проходит вся Россия от правителей до мужика, разнообразная и выразительная галерея представителей различных классов и сословий. Он ядовито разоблачает нравственное убожество, честолюбие, алчность, вероломство, эгоизм тех, кто угнетает народ, всевозможные проявления произвола, лицемерия, как основного их свойства. Честолюбивый Осел, украшенный звонком, принятым им как знак отличия («Осел» (1829)); надутая важностью Лягушка, стремящаяся превзойти Вола («Лягушка и Вол» (1808)); бесцеремонная Свинья, изрывшая своим рылом огород («Свинья под дубом» (1825)); представители чиновной, бюрократической среды, все это тупые и чванливые ничтожества, стремящиеся использовать свое положение во имя своих эгоистических интересов, чуждые народу, цинично пользующиеся его трудом для своего собственного благополучия.

Басня являлась той формой сатиры, которая позволяла Крылову выступать по поводу самых острых вопросов общественной жизни и социальной несправедливости, пользуясь иносказательностью басенных образов, «эзоповским языком». Именно этот «эзоповский язык», аллегоризм басни давал возможность даже в условиях цензурного гнета высказывать свое ннезависимое мнение, высмеивать вопиющие безнравственные явления современной жизни.

В крыловских баснях сатира сочетается с моралистическим началом, неотделима от него. Баснописец не только казнит своей сатирой общественные пороки и недостатки, но и провозглашает вместе с тем тот положительный идеал, те общественные, моральные и нравственные принципы, во имя которых он подвергал осмеянию эти пороки и недостатки.

Введение

В данной статье будет рассмотрена тема реалистических басен Ивана Крылова, вышедших в начале XIX века. Басни Крылова получили ошеломляющий успех и стали признанными произведениями в эпоху борьбы между сентиментализмом, классицизмом и романтизмом. Всего за три десятилетия Крылов написал 204 басни, большинство из которых являются оригинальными произведениями.

Темы и особенности реалистических басен

Реалистические басни Крылова акцентируют внимание на различных нравственных проблемах, таких как невежество, лживость, лесть, зависть, лень, высокомерие и зазнайство. Особенно ярко в 1800-е годы XIX века проявляется тема лицемерия и лести.

Примером басни, иллюстрирующей эту тему, является «Музыканты» (1808).

В этой басне Крылов не осуждает, а скорее рисует картину благонамеренной идиллии, которая оказывается обманом. Хозяин, умиляющийся перед своими трезвыми, но бездарными певцами, показан с иронией. Басня заканчивается моралью, которая призывает к преодолению лицемерия и предпочтению искренности.

Таким образом, реалистические басни Крылова являются важным явлением в русской литературе, отражая моральные проблемы и вызывая читателя задуматься над ними.

Крыловская басня «Ворона и Лисица» изобличает хитрость и льстивость лисы, которая с помощью хитрости умудряется завладеть сыром у глупой вороны. Мораль этой басни настраивает на традиционную мудрость, идущую от Эзопа – «лесть гнусна, вредна». Однако, чтобы эта мораль стала поучительным уроком, необходимо посмеяться над лисой. Глупость вороны заключается в ее преувеличенном мнении о самой себе, и в ее падкости на сладкую лесть. В басне отразится противоречие морали и поведения в реальной жизни. Автор утверждает, что нельзя верить лести, но при этом показывает, что лесть привлекательна и ей трудно не поверить. Смысл басни заключается в том, чтобы не оказаться вороной, то есть не впадать в иллюзии относительно своих возможностей.

12 стр., 5916 слов

Литературный творческий проект «СОЧИНЯЕМ БАСНЮ» для учащихся ...

... боится”. Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны. Ворона и Лисица У Крылова много забавных и поучительных басен. Мне нравится «Ворона и Лисица». Ее ... необходимо с детства прививать чувство благодарности. «Басни Крылова» — сочинение 6 класс Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал ...

В художественных произведениях Крылова явно прослеживается осуждение безнравственных качеств, таких как лживость и лесть. В его поздних баснях, таких как «Лжец» (1811), «Напраслина» (1816), «Мирон» (1830) и «Кукушка и Петух» (1835), автор обращается к этой проблеме.

В басне «Лжец» (1811) Крылов критикует не только ложь как общечеловеческий порок, но и придает своему Лжецу социальные черты. Главный герой — дворянин и князь, который чернеет свою страну. Он расхваливает свои мнимые достижения и приукрашивает свои путешествия. Однако, когда узнает от приятеля о мосте, не выдерживающем вес лжецов, он тут же меняет свою манеру и предлагает искать брод. Таким образом, Крылов показывает психологическую убедительность образа Лжеца и его типичные социальные черты.

Важным аспектом в творчестве Крылова является проблема невежества и ограниченности. В басне «Петух и жемчужное зерно» (1808) автор поднимает эту проблему. Петух находит жемчужину, но считает ее пустой и бесполезной. Крылов делает вывод, что люди, не понимающие ценности и неспособные оценить истинное искусство, ограничены в своих суждениях.

Другие басни, такие как «Осел и Соловей» (1811), «Мартышка и очки» (1815) и «Свинья под дубом» (1825), также отражают интерес Крылова к проблеме невежества и ограниченности. В «Осле и Соловье» автор иронично высмеивает самоуверенного и невежественного сановника, который считает себя ценителем искусства, но его суждения оказываются оскорбительными для настоящего искусствоведа.

Таким образом, Крылов в своих баснях активно осуждает безнравственные качества, такие как лживость и лесть, а также поднимает проблему невежества и ограниченности. Его произведения являются актуальными и до сих пор вызывают интерес у читателей.

Мнение осла о бездельнике и труде в басне «Тебя без скуки слушать можно»

Басня «Тебя без скуки слушать можно» является примером произведения А.И. Крылова, которое затрагивает тему труда и безделья, высмеивая бесполезную трату сил и лень. В процессе изложения, осел высказывает свое мнение о персонаже стихотворения, который является бездельником.

В начале произведения осел отмечает, что есть один человек, которого можно слушать без скуки, но к сожалению, они незнакомы. Знаменитому петуху, о котором говорит осел, он выражает свое восхищение и жаль, что не может учиться у такого человека. Здесь осел раскрывает себя, высказывая свое мнение о петухе и проявляя интерес к его опыту и знаниям.

Однако, осел объективно критикует свое собственное мнение, называя его вульгарным вкусом и невежеством. Своей высказывание осел указывает на основную тему в творчестве Крылова — тему труда и безделья, лени. Баснописец в своих баснях воспевает труд, высмеивая бесполезную трату сил и симуляцию работы.

Крылов — выразитель народной мудрости

Для народа всегда было презрительное отношение к бездельникам и уважительное отношение к труду. Крылов, как выразитель народной мудрости, в своих баснях отражает эту стойкую позицию. В басне «Старик и трое молодых» старик говорит бездельникам о своем привыкании к труду и о том, что он берется за дело, чтобы принести пользу.

9 стр., 4465 слов

Художественное своеобразие басни как литературного жанра и особенности ...

... колорит. Жанр басни они сделали орудием борьбы против феодально-крепостнической, самодержавно-чиновничьей системы со всеми ее пороками. Так, к примеру, басня «Рыбья пляска» А. И. Крылова посредством ... правильно и праведно. Поэтому перед учителем литературы в процессе изучения басни стоит максимально конкретная, но определяющая задача: приблизить жанр басни и отдельное произведение к ученику, науч

Закон жизни в творчестве Крылова

Как положит Крылов, закон жизни состоит не в рутине, а в постоянной и неостановимой деятельности, приносящей пользу обществу. Он осуждает безделье и бездействие, призывая к активному участию в общественных делах и труде.

Произведение «Камень и Червяк» и отношение к труду

В басне «Камень и Червяк» изображен Камень, скрывающий под своей внешностью вековую лень. Он недоволен тем, что дождь напоил землю и оживил урожай, а люди и его не славят и не уважают. В ответ на жалобы Камня, Червяк отвечает ему, что дождь приносит пользу земледельцу и его труду. Червяк приводит пример, как дождь оживляет ниву и наполняет надеждой земледельца.

Червяк, как незначительное существо в сравнении с Камнем, осмеливается противопоставить свой аргумент Камню, который считает себя важным и высокомерным. Эта сцена подчеркивает мудрость народа и является критикой праздношатающихся и неработающих людей.

Анализ басен И.А. Крылова

Иван Андреевич Крылов, русский баснописец, в своих произведениях поднимает различные темы, такие как бездеятельность, лень, апатия, верность и предательство. Он критикует негодную к труду особу, которая занимает должность, но не приносит пользы. В басне «Камень» Крылов высмеивает такую бездейственность и подмену разговорами о мнимых заслугах. Для Крылова жизнь — это движение, а не застой.

Однако, Крылов также обращает внимание на положительные качества, такие как дружба, товарищество и верность. В басне «Два Голубя» он описывает идиллическую картину вечной дружбы. В басне «Собачья дружба» он показывает другой тип дружбы, где верность и доверие исчезают, как только возникает конфликт.

В басне «Собака, Человек, Кошка и Сокол» Крылов изображает подобие дружбы, где персонажи клянутся помогать друг другу и стоять друг за друга, но при первой опасности каждый думает только о своей выгоде. Крылов делает вывод, что такие друзья редки, и называет такую дружбу антидружбой, связывая ее с предательством, холуйством и угодничеством.

В целом, басни И.А. Крылова являются критическим отражением общественных явлений и нравов того времени. Они показывают важность активного труда, честности и преданности во взаимоотношениях. Крылов уделяет внимание и негативным и положительным чертам человеческой природы, ставя акцент на необходимости развития и совершенствования.

Басни Ивана Крылова как выражение социальной проблематики

Басни Ивана Крылова являются не только произведениями литературы, но и важным источником информации о социальной ситуации в России XIX века. Крылов написал свыше двухсот басен, многие из которых содержат яркое выражение различных социальных проблем.

Социальные неравенства и классовые различия

В басне «Две Собаки» (1824) Крылов обращается к теме социальной несправедливости и неравенства. Диалог между двумя собаками, Барбосом и Жужу, показывает противопоставление честного труженика и изнеженного подхалима. Жужу, благодаря угодничеству перед сильными, стал питаться из ручья и обретает благополучие, в то время как Барбос вынужден искать еду на улицах и исполнять свою сторожевую службу, несмотря на тяготы и лишения. Эта басня ярко демонстрирует тот факт, что в России труд и честность не обязательно гарантируют достойное существование и социальный прогресс, а значительную роль играют личные связи, угодничество и протекция.

Использование политических намеков

Крылов часто использовал свои басни для выражения политических и социальных критик. В «Мирской сходке» (1815), к примеру, он описывает зебру в львиной шкуре, руководящую заседанием собрания животных, которое является пародией на Государственный совет. В басне «Булат» (1830) Крылов повествует о жадности правительства, показывая, что даже военные медали, имеющие огромное значение, не являются гарантией материального благосостояния.

Жестокость и насилие в обществе

Несколько басен Крылова затрагивают вопросы жестокости и насилия в обществе. В «Лисице и Сурке» (1813) Крылов описывает группу шакалов, издевающихся над трупом осла, показывая, что жестокость свойственна не только животным, но и людям. В «Медведях на Лахтанском мосту» (1820) показано, как жестокие медведи наносят удары по беспомощным прохожим. Многие басни Ивана Крылова переносили общество России XIX века в разные обстановки, что позволяет читателю рассматривать различные проблемы с разных сторон и многообразными способами.

Вывод

Таким образом, Иван Крылов в своих баснях активно раскрывал различные социальные, политические и моральные проблемы, присущие России XIX века. В современном мире его басни используются как разящий источник информации для изучения истории России.

После анализа басен Крылова можно увидеть, что автор выявляет различные социальные проблемы своего времени. В басне «Смиренный Вол», он обращает внимание на несправедливость общественной системы, в которой бедняки несут ответственность за грехи богатых и влиятельных. Главный герой страдает несправедливой карой и становится «жертвой» богов, которые требуют наказания за грехи других. Это является ярким примером лицемерной «морали» властителей, которые несут дефективную ответственность.

Тема взяточничества описывается в басне «Лисица и Сурок». Крылов живо изображает типичный образ герцголовой лисы, которая является символом взяточничества. Он критикует мнение, что это нормальное явление, в частности для бюрократии. Автор показывает, как лиса незаконным образом обогащается, при этом маскируется своим лицемерным поведением перед обществом. Он осуждает эту практику и раскрывает ее негативные последствия.

Центральное место в политической сатире Крылова занимает фигура Александра I. В нескольких баснях автор представляет законченный образ царя-властелина, включая детали его биографии и исторические события. Его работы, такие как «Воспитание Льва», «Квартет», «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы», позволяют понять характер и действия царя. Главная цель этих басен заключается в том, чтобы подчеркнуть особенности и поведение Александра I, а также сделать некоторые намеки на историческую и политическую ситуацию.

Басней, в которой нравственные проблемы тесно переплетаются с политическими, является «Воспитание Льва». Политическая тенденция басни Крылова становится особенно ясной при сравнении ее с басней Дмитриева, переведенной из Флориана под названием «Воспитание Льва». Сюжетное сходство басни Крылова с басней Дмитриева делает особенно наглядным отличие ее идейного замысла. В басне Дмитриева рассказывается о рождении сына у Льва. Советы Медведя, Лисы и Собаки, как воспитывать молодого Льва, напоминают совет у Льва в басне Крылова. Но Дмитриев отстаивает идею просвещенного и добродетельного монарха. Поэтому и весь идейный замысел его басни, а также и самое развитие темы у него иные. В басне Дмитриева лучший совет дает Собака, которая указывает, что счастье подданных составит тот царь, который утвердит свой трон не кровью и коварством, а любовью. Умиленный царь Лев решается отдать сына на воспитание Собаке, которая показывает Львенку «насильство власти», «народов нищету», «зверей худые страсти». У Дмитриева воспитанник мудрой и добродетельной Собаки становится просвещенным государем. Кончается басня тем, что Львенок спасает Собаку от нападения злого Тигра и тем доказывает свое высоконравственное поведение, мужественность и право на львиное звание.

Крылов, беря сходный сюжет, вкладывает в свою басню совершенно иное содержание. У него Львенок отдан на воспитание не Собаке, а Орлу, и в результате он не только не становится разумным и просвещенным государем, а, наоборот, учится тому, что оказывается совершенно ненужным в его зверином, а не птичьем царстве. И заключительная мораль басни Крылова ничего общего не имеет с сентиментально-благополучной концовкой Дмитриева. Басня о воспитании «просвещенного государя» у Крылова стала басней о ложном воспитании будущего царя, не наученного знать свой народ и не умеющего управлять государством. В духе просветительской философии и сформулировано требование к государю в заключение басни:

…важнейшая наука для царей:

Знать свойство своего народа, И выгоды земли своей. (226 — 227)

В серии патриотических басен, написанных Крыловым в 1812 году, отражены важнейшие моменты Отечественной войны, в которых проявились лучшие черты нашего народа: сплоченность народа во время опасности, патриотический долг, самопожертвование.

Это басни: «Кот и Повар» (1812), «Раздел» (1812), «Ворона и Курица» (1812), «Волк на псарне» (1812), «Обоз» (1812).

В басне «Раздел» отражены настроения, непосредственно предшествующие событиям Отечественной войны. Крылов призывал к сплоченности, к патриотическому долгу, во имя которого должны быть забыты личные и корыстолюбивые интересы. Эта басня обращена к господствующим верхам общества, которые не обнаруживали того самопожертвования, которое проявили в войне народные массы:

В делах, которые гораздо поважней,, Нередко от того погибель всем бывает,, Что чем бы общую беду встречать дружней,, Всяк споры затевает, О выгоде своей. (140)

Вершиной, увенчивающей цикл басен о войне 1812 года, явилась басня «Волк на псарне», в которой вся страна узнала Кутузова в образе мудрого Ловчего. Картину народной войны, массовой активности крестьян рисует Крылов в басне, когда описывает дружный отпор, встретивший забравшегося на псарню Волка:

Поднялся вдруг весь псарный двор -, Почуя серого так близко забияку,, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;, Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -, И вмиг ворота на запор;, В минуту псарня стала адом., Бегут: иной с дубьем,, Иной с ружьем…

Крылов изображает Кутузова в образе Ловчего, как мудрого представителя народных масс. Ловчий-Кутузов решительно отвергает мирные предложения Волка-Наполеона, прекрасно понимая вынужденное «миролюбие» и хитрость попавшего в ловушку хищника, которому он отвечает:

Ты сер, а я, приятель, сед,, И волчью вашу я давно натуру знаю,, А потому обычай мой:, С волками иначе не делать мировой,, Как снявши шкуру с них долой». (162)

В образе Ловчего Крылов передал свое понимание русского характера. Ловчий-Кутузов силен своим здравым смыслом, спокойной уверенностью в победе и мудростью русского человека. Он прочно связан с народом общностью патриотического чувства, своей непримиримостью к врагу.

На всю систему государственного устройства, на все события и общественные порядки Крылов смотрел глазами народа. Крылов не делал политических выводов, предоставляя делать их своим читателям. Всенародная известность и популярность крыловских басен превращали его сатиру в могущественное средство воспитания гражданских чувств и подлинного патриотизма.

Крылов опирался в своей практике на русскую басенную традицию и дал классические образцы национальной басенной формы.

Крылов по-новому изображал в баснях персонажей из народа. Это были не фарсовые герои, как в баснях классицизма, и не идеализированные добродетельные герои сентиментализма, а персонажи, равные по глубине изображения с другими лицами. Русские баснописцы до Крылова (А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев и другие) считали, что народная среда темна и непросвещенна, поэтому долг писателя поучать ее и просвещать. Крылов же видит в ней не только дурное, но и хорошее, говорит о высокой нравственности простых людей. Нравоучение его басен представляет собой не обобщение личного опыта автора, а житейскую мудрость всего народа. Поэтому часто мораль в баснях Крылова выражена пословицами и поговорками.

Велика роль басен Крылова в воспитании молодого поколения: они формируют гражданина общества, патриота, демократа. Крылов разоблачил миф о добром царе, раскрыл весь механизм крепостнической системы, снял покровы с неправедного законодательства, осмеял установления Государственного совета, показал губительную власть денег. Басни Крылова не потеряли злободневности и в наши дни: они помогают изживать недостатки людей — такие, как зависть, невежество, неблагодарность, холуйство, предательство, лень, лицемерие.

Современники Крылова признавали его первым баснописцем в Европе. Мастер «истинной живописи» (Жуковский), «истинно народный поэт» (Пушкин), «поэт и мудрец» (Гоголь) — так отзывались о Крылове классики русской литературы.

Язык басен Крылова повлиял на развитие русского литературного языка. Его басни соединяли в себе литературную речь и разговорную, тем самым обогатив литературный язык. Крылов проложил дорогу Грибоедову, Пушкину, Гоголю, а потом и Некрасову.

Произведения Крылова нашли доступ к самым разным слоям населения, так, как в них воссозданы характер, нравы, мудрость русского народа.

При жизни Крылова его басни были переведены на многие языки — немецкий, французский, английский, итальянский. Многовековая народная мудрость, лежащая в основе его басен, их идейно-нравственная актуальность поучительны для всех наций и народов.

Заключение

На русскую басню оказали огромное влияние античная басенная традиция и устное народное творчество.

В истории жанра русской басни с середины XVIII в., момента его возникновения обнаруживается несколько всплесков популярности. 50-70-е годы XVIII века — пора обильных басенных журнальных публикаций, выходивших затем отдельными сборниками. В конце XVIII — начале XIX вв. произведения баснописцев включаются в собрания сочинений, а классицистическая басня уступает место басне сентиментальной.

Переворот, произведенный Крыловым в жанре басни, сочетался как с усвоением басенной традиции — европейской и русской, так и с отталкиванием от нее. Крылов ввел в литературу «…мужицкий взгляд на вещи, который восходил к патриархальному, «традиционному» строю мышления» (VII, 581).

В 40-50-е годы жанр басни уступает место новелле, роману, отходит на второй план, но крыловские традиции продолжают писатели второго ряда.

В 80-е годы XIX века басня уходит в область пародии (Козьма Прутков) и становится «видом сатирической поэзии еженедельников типа «Искры»; русская литература надолго перестала нуждаться в басне как особом типе творческого решения больших вопросов искусства».

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/istoki-basennogo-janra/

Архипов В.И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. М., 1974.

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12-ти томах, М., 1953-1959.

Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. Известия АН СССР. Отделение литературы и языка, Т 4, вып. 1, 1945.

Вяземский П.А, Полное собрание сочинений в 12-ти томах, СПб., 1878.

Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.

«Город чудный, город древний…»: Москва в русской поэзии XVIII-XX веков. / Сост., вступит. ст. и примеч. Вл. Муравьева, М., 1985.

Гуковский Г.А. Заметки о Крылове. // В кн.:XVIII век, сб. 2. М. — Л., 1940.

Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., 1983.

Дурылин С.И.А. Крылов (К 100-летию со дня смерти).

М.: Гослитиздат, 1944.

Западов А.В.И.А. Крылов, 1769-1844. М — Л.: Искусство, 1951.

История русской литературы. В 10-ти т. Т. 5. Литература первой половины XIX века. М. — Л., 1941.

История русской литературы XIX века, 1800-1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. — М.: Просвещение, 1989.