В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство – отправная точка развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве даст свои плоды, когда человек станет взрослым членом общества.
Как никогда, в настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
Теоретической основой работы явились исследования по проблеме развития изобразительного творчества отечественных ученых (Казакова Т.Г., Флерина Е.А., Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Выготский Л.С., Т.С. Комарова, Езикеева В.А. и др.), работы посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (Ильина А., Казакова Р.Г. и др.).
Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
- Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-педагогической литературе
- Выявить особенности сюжетного рисования в среднем дошкольном возрасте.
Исследование влияния нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников
Цель данного исследования заключается в изучении влияния нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников. Исследование проводится с целью разработки экспериментальной методики, которая бы позволила выявить потенциал воздействия сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.
Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...
... условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". В нашем исследовании мы попытаемся решить проблему одностороннего подхода к развитию детского творчества в декоративно - ... человеческой личности, ее материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения. Еще одна область декоративно-прикладного ...
Гипотеза исследования
Мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник, при условии:
- Грамотного подбора содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования.
- Наличия соответствующей материальной базы.
- Заинтересованности педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей.
- Взаимосвязи различных видов детской деятельности.
Объект исследования
Объектом исследования является сюжетное рисование.
Предмет исследования
Предметом исследования является процесс развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании.
Методы исследования
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования:
- Анкеты для родителей и воспитателей для выявления условий в семье и детском саду, способствующих развитию детского творчества.
- Наблюдение за процессом сюжетного рисования.
- Экспериментальные методики для оценки воздействия нетрадиционных техник на творческий процесс.
- Изучение продуктов детской деятельности для анализа результатов.
Исследовательская работа проводилась на базе детского сада № 3.
Теоретическое исследование проблемы развития детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, необходимо определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности меняется не только окружающая среда, но и сам человек, его способы мышления и личностные качества, делая его творческой личностью.
Творчество в широком смысле
Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).
Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
С точки зрения философской науки, творческая деятельность — это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное.
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
... исследования: рассмотреть особенности воображения и творчества детей детского возраста. Объект исследования: учебно- воспитательный процесс в дошкольной организации. Предмет исследования: процесс выявления и творчества у детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Задачи: рассмотреть понятие воображение и творчество; раскрыть особенности развития воображения и творчества в детском ...
Важно выделять еще и социальную сущность творчества, так как в условиях стремительных изменений в социально — экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны только творчески одаренные люди. А. Лилов считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности.
В педагогической литературе можно встретить следующее определение понятия творчества: деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.
Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью.
Виды творчества
Виды творчества здесь определяются характером деятельности человека:
- Художественное творчество;
- Научное творчество;
- Техническое творчество;
- Педагогическое творчество;
- И другие.
Типы творчества
В современной науке и педагогике выделяют различные виды творчества, каждый из которых имеет свои особенности и задачи. Научное творчество – это процесс, в результате которого создается новое знание, превосходящее предыдущие достижения. Техническое творчество направлено на разработку новых технологий и устройств. Педагогическое творчество включает в себя разработку новых методов и принципов обучения. Художественное творчество, в свою очередь, направлено на создание новых художественных произведений, отражающих индивидуальное видение и понимание окружающей действительности.
Эстетический аспект творчества
С эстетической точки зрения, творчество, особенно художественное, является способом самовыражения внутреннего мира художника. Через творческую деятельность он познает и выражает свое видение окружающей действительности. В результате этого процесса возникает художественный образ, особая форма мышления и существования в искусстве.
Психологи рассматривают творчество как деятельность, результатом которой является создание новых и уникальных ценностей, как материальных, так и духовных. Для этого требуются определенные способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью.
Творчество в детском возрасте
Вопрос о способности детей дошкольного возраста к творчеству вызывает интерес исследователей. Все проявления детской активности и игровой деятельности пронизаны элементами творчества. Ребенок постоянно открывает и познает новое, даже воспроизводя уже известное.
Таким образом, творчество является неотъемлемой частью детского развития. Это процесс, позволяющий ребенку развивать свои способности, самовыражаться и формировать свое собственное видение мира.
Креативность в детском возрасте
Креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности. Очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.
«Развитие творческого воображения у дошкольников на занятия ...
... учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Воображение и фантазия ...
Новизна и оригинальность
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна — это первая важная особенность детского творчества.
Процесс создания продукта
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это — вторая особенность детского творчества.
Процесс начала решения проблемы
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых).
Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Детское творчество: понимание и определение
Детское творчество — это сознательное отражение окружающей действительности ребенком в рисунке, лепке, конструировании. По мнению Е.А. Флерина, такое отражение строится на работе воображения, отображении своих наблюдений и впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства [28, с 181].
Тем не менее, в психологической литературе такое понимание детского творчества связано с неоднозначностью определения самого понятия «творчество». С одной стороны, творчество характеризует деятельность и ее особый вид, если речь идет об искусстве, литературе или науке [22, с.16 — 20]. С другой стороны, понимание творчества связано с психологическими характеристиками и сопряжено с проблемой способностей.
Важную роль в формировании детского творчества играет воображение. Согласно Л.С. Выготскому, сила творчества заключается в многообразных формах связи воображения с действительностью и каждой из них дается диалектическое определение [номер, страницы]. Следовательно, для развития детского творчества необходимо использовать средства, которые способствуют развитию воображения.
Образы воображения строятся из элементов действительности. Воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным. Чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство. Продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение.
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.
Развитие творчества детей в рисовании
... и творчество ребенка . развития творческих способностей детей развития творческих 3. Заключение. Таким образом, завершая свое эссе , еще раз хочу остановиться на ключевых позициях своего размышления по поводу развития творчества детей в рисовании : развивающей среды детей рисование на ...
Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.
Делается также попытка определить и основные компоненты креативности (творчества).
Выделяются, в частности:
- перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);
- интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);
- характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность).
Становление детской креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.
При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:
-первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
Второй этап процесса создания изображения детьми — это проявление их творчества при выполнении задания. Несмотря на тему задания, ребенку остается место для проявления своего воображения, при условии, что воспитатель не ограничивает его творческий потенциал. В ходе этого этапа активность ребенка проявляется в использовании различных способов изображения, таких как рисование, лепка или аппликация.
- Третий этап — это анализ результатов деятельности. Ребенок активно участвует в просмотре и анализе своих созданных работ, что позволяет ему более полно осознать результаты своей деятельности.
Восприятие произведений искусства имеет значительное влияние на развитие детского творчества. В процессе восприятия окружающего мира и произведений изобразительного искусства, дети овладевают обобщенными способами действий, которые могут быть применимы в их собственном творческом процессе. Существует несколько таких способов:
- Способ всматривания в предметы и явления окружающей действительности, который помогает в первоначальной ориентации.
- Способы ориентировки в формах, пропорциях и цвете в процессе изобразительной деятельности.
- Способы самостоятельного выбора материалов и выразительно-изобразительных средств.
- Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.
Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматривал восприятие как первую основу будущего творчества, когда накапливается материал, из которого впоследствии строится фантазия. Отталкиваясь от физиологических данных, психологи выделяют восприятие как один из ключевых компонентов творческой деятельности.
Многие исследователи считают произведения изобразительного искусства высокохудожественными объектами, которые несут в себе эмоциональный творческий потенциал. А эстетически выразительная форма произведений служит стимулом для творческого восприятия.
Особое внимание уделяется также связи между детским творчеством и обучением. Существует ряд методов и приемов, которые способствуют развитию изобразительного творчества у детей.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...
... детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и ... Для успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия «творческая ...
Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров играет важную роль в эстетическом восприятии детей. Оно позволяет расширить их сенсорный опыт и развить способность воспринимать изображение с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа. «Вживание в образ» является одним из приемов передачи настроения, характера персонажа, животного или человека.
Важную роль в развитии художественного творчества детей играет синтез искусств. Включение музыки, художественной литературы и изобразительного искусства позволяет создать полноценную и целостную творческую среду. Также важным элементом является создание поисковых ситуаций, которые стимулируют детей к активному творческому процессу.
Игровые приемы также способствуют развитию художественного творчества детей. Они помогают организовать работу воображения и привлекают внимание к творческому подходу к деятельности. Вопросы, объяснение задания и ориентирование на опорные элементы, такие как тема и идея, также являются важными в процессе развития художественного творчества детей.
Рассказы детей о своем замысле и анализ их работ с учетом мнений каждого ребенка играют важную роль в развитии художественного восприятия. Педагоги могут поощрять интересные варианты решения отдельных изображений или всей темы, что стимулирует детей к творческому самовыражению.
Исследователи проблемы детского художественного творчества, такие как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева и Т.Г. Казакова, подробно раскрыли средства художественной выразительности, которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева отмечает, что в отличие от образа в профессиональном искусстве, художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки. Цвет, форма и композиция являются основными средствами выразительности образа в детском рисунке.
Творческий процесс, по мнению В.А. Езикеевой, предполагает создание детьми выразительного образа с использованием доступных им изобразительных средств, таких как ритм, цвет, линия и форма. Они не только служат средством образного отражения, но и способствуют формированию художественного творчества, источниками которого являются действительность и искусство.
В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок представляет образ живым, конкретным, действующим. Исследователи детского изобразительного творчества – Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.
Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.
Еще одно средство выразительности, используемое дошкольниками – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно, аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает небрежной линией.
Коллективная изобразительная деятельность в младшем дошкольном возрасте
... цель работы: обобщение практического опыта по вопросу развития изобразительного творчества детей через клубную деятельность. Задачи : 1. Теоретически изучить вопрос развития коллективного изобразительного творчества в ... основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел ...
Ритм рассматривается А.В. Бакушинским как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками, штрихами. За основу он берет двигательный и зрительный опыт ребенка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.
Большое внимание обучению средствам художественной выразительности уделяла Е.А. Флерина. Она рассматривала его как основу развития творчества.
Г.Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей:
- Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье является важной задачей, которая способствует его развитию. Для этого необходимо обеспечить его яркими впечатлениями, эмоциональным и интеллектуальным опытом. Этот опыт создается через разнообразные формы жизнедеятельности ребенка, такие как наблюдения, занятия, игры, посещение театра и другие мероприятия.
Одним из важных аспектов взаимодействия педагогов и родителей является единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. В некоторых дошкольных учреждениях занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Однако, для достижения полноценного психического развития дошкольника необходимо обеспечить согласованную работу специалистов с другими педагогами и родителями.
- Общение с искусством играет важную роль в развитии ребенка. Правильное влияние взрослых позволяет ребенку понять суть искусства, его выразительные средства и их значение. Это помогает ему лучше понять и свою деятельность.
Обучение дошкольников должно быть ориентировано на развитие их творческих способностей. В процессе обучения формируются знания, способы действия и развиваются способности, необходимые для реализации творческих замыслов. Гибкость и вариативность знаний и умений детей позволяют им применять их в различных ситуациях.
- Комплексное и системное использование методов и приемов играет важную роль в обучении дошкольников. Особое значение имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций и отсутствие готовых решений. Это позволяет развивать у детей способность к самостоятельному мышлению и решению задач.
Для создания атмосферы творчества необходимо предложить детям действенные мотивы и поставить перед ними задачи, которые они смогут принять. Важное значение имеет общая культура педагога, его внимание и интерес к деятельности детей. Только через доброжелательное и систематическое внимание можно развить творческие возможности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей ребенка
Учет индивидуальных особенностей ребенка является одним из ключевых факторов в формировании его изобразительного творчества. При разработке педагогических условий для этого процесса, необходимо учитывать темперамент, характер и особенности некоторых психических процессов ребенка. Даже его настроение в конкретный день может оказать влияние на творческую работу.
Рисование как вид изодеятельности в системе художественного воспитания детей
... в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы. На наш взгляд, рисование ... и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что ...
Педагогические условия формирования изобразительного творчества
Для формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста необходимо создать определенные педагогические условия. Эти условия направлены на:
- Индивидуально-дифференцированное руководство путем использования диалоговых форм взаимодействия взрослых и детей.
- Разработку содержания, направленного на развитие поисковой деятельности детей.
- Использование разнообразных форм организации интегрированных занятий и их типов, что способствует реализации потребностей и интересов детей в самостоятельном выборе средств изображения и материалов.
Все эти условия помогают учтить индивидуальные потребности и предпочтения каждого ребенка, а также способствуют его развитию и самовыражению через творческую деятельность.
Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Одной из важных задач сюжетного рисования в дошкольном возрасте является развитие способности ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Каждый предмет и явление имеют определенную связь между собой, и понимание этой связи влияет на отношение к ним.
Умение устанавливать смысловые связи между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не раньше средней группы, начиная с изображения 2–3 предметов, расположенных рядом. Для успешного выполнения этой задачи важно, чтобы дети знали приемы изображения предметов, являющихся основными героями сюжета.
Таким образом, сюжетное рисование в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает ему лучше понимать окружающий мир и передавать свои впечатления об этом мире через изображения.
Сюжетное рисование в детском саду
Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета – задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета нужно показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с их расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать и сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной ...
... условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его 8 самую разнообразную творческую деятельность ...
Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, на поле).
Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.
Задачи обучения сюжетному рисованию в детском саду
Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- Развитие умения выделять главное в сюжете
- Развитие восприятий и аналитико-синтетического мышления
- Улучшение способности сравнивать и сопоставлять объекты изображения
- Понимание пропорциональных соотношений между предметами
- Развитие пространственного восприятия
Для обеспечения успешного обучения сюжетному рисованию детей, необходимо учитывать несколько важных аспектов.
Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного
В процессе обучения сюжетному рисованию, важно помочь детям понимать суть темы и выделять главные детали. Например, при изображении сцены с Колобком, дети должны учиться выделять самого Колобка и его движение по дорожке как ключевые элементы рассказа.
Научить передавать взаимодействия между объектами
Сюжетное рисование также предоставляет возможность учить детей передавать взаимодействия между объектами. Это может быть показано через изображение различных персонажей, животных или предметов, взаимодействующих между собой. Например, дети могут изображать сцены, где Колобок встречает разных персонажей на своем пути.
Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве
Важной частью сюжетного рисования является передача пропорций и расположения объектов в пространстве. Дети должны научиться изображать объекты так, чтобы они выглядели правдоподобно и соответствовали своему местоположению в сюжете. Например, если Колобок катится по дорожке, дети должны учитывать размеры Колобка и путь, по которому он движется.
Выбор тем для сюжетного рисования
Для успешного обучения сюжетному рисованию, важно выбирать темы, которые соответствуют эмоционально-интеллектуальному опыту детей. Также следует формировать обобщенные способы изображения, чтобы дети могли легко передавать образы различных предметов и персонажей.
Развитие личности через сюжетное рисование
Сюжетное рисование способствует развитию личности детей, поскольку они сами ставят цели и стремятся достичь их через изобразительную деятельность. Однако важно помочь детям научиться выбирать подходящие средства для достижения своих целей и не терять мотивацию, даже если результаты не всегда соответствуют ожиданиям.
Заключение
Сохранение баланса между учетом знаний и интересов детей и системным подходом к обучению сюжетному рисованию позволяет развивать не только художественные навыки, но и личностные качества, необходимые для успешного развития детей.
Третий принцип для отбора содержания — учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения.
Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений.
- Пятый принцип — учет сезонных явлений, местного окружения — природного и социального, социальных явлений и т. п.
Шестой принцип — по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявления дошкольников.
Задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.
Выделяются следующие задачи обучения:
Введение
Развитие детей в современном обществе требует специального внимания к формированию их интереса к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, а также к пониманию взаимоотношений между людьми, их деятельности и взаимоотношениям. Однако этот процесс не ограничивается только усвоением фактов и понятий. Важной частью развития ребенка является формирование его нравственной и эстетической позиции.
Формирование интереса к окружающему миру
Для успешного развития детей необходимо способствовать формированию у них интереса к окружающим предметам и явлениям. Этот интерес может быть стимулирован через мотив деятельности, такой как рисунок. Рисунок позволяет детям выразить свои впечатления и переживания, делая обучение более увлекательным.
Развитие желания самостоятельно поставить цели и задачи
Важной задачей образования является развитие у детей желания и умения принимать от взрослых знания и навыки, а также самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. Это помогает детям развивать свою самостоятельность и ответственность.
Умение замысливать образ и создавать композиции
Обучение дошкольников навыкам изображения сюжетных образов в рисунке является важным этапом их развития. Этот процесс включает в себя несколько этапов:
- Создание простейших композиций, где изображения повторяются с небольшими изменениями.
- Изучение способов изображения одного предмета в разных вариантах.
- Расположение изображений на листе с учетом горизонта и пространственных отношений.
- Осознанный выбор и построение композиций.
Изображение главного в рисунке
Важной частью обучения является учение детей изображать в рисунке главное, то есть те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы. Это позволяет сразу же определить содержание изображения и делает рисунок более выразительным.
Передача отношений по величине и в пространстве
В старших группах обучения важно учить детей передавать в рисунке отношения по величине и взаимному расположению в пространстве. Эти навыки помогают им создавать более сложные и выразительные композиции.
Заключение
Обучение рисунку не только способствует развитию художественных навыков, но и играет важную роль в формировании интереса к окружающему миру и развитии самостоятельности у детей. Эти навыки будут полезными в их будущем и помогут им успешно адаптироваться к современному обществу.
В рамках работы по развитию сюжетного рисования у детей среднего дошкольного возраста ставятся следующие задачи:
- Направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз и деталей. Этот навык в основном формируется в старших группах детского сада.
- Обучать детей способам восприятия и наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.
- Развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, а также формировать у них желание и потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
- Побуждать детей к самостоятельности и творчеству в замысливании образа, поиску своеобразного содержания и применению разнообразных средств выразительности, таких как композиция и колорит.
Целью работы с детьми в сюжетном рисовании является учение их чувствовать выразительность образа, эмоционально откликаться на него, а также понимать зависимость выразительности образа от используемых средств и способов изображения. Для достижения этой цели руководство сюжетным рисованием должно строиться в двух направлениях.
Первое направление – это обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире, включая социальные и природные явления. Особое внимание уделяется развитию наблюдательности и умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций и цвета предметов, а также их взаимосвязи и сочетаний.
Второе направление – помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета и установление связи между представлениями и способами изображения.
Данные задачи развития сюжетного рисования целесообразно применять в работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе «Пралеска» особое внимание уделяется их осуществлению, с учетом возрастных особенностей данной возрастной группы.
Знакомство с выразительностью и композицией
Для детей важно знакомиться с различными средствами выразительности в рисунке, такими как предметное, сюжетное и декоративное рисование.
Следующие задачи решаются в процессе обучения:
- Формирование представлений о сюжетной композиции, конструктивных и дужковых способах создания образов.
- Помощь в практическом освоении сюжетной композиции, включая линейную, фризовую и по всей поверхности листа бумаги.
Эти навыки развивают у детей способность анализировать и синтезировать, а также творчески применять их в рисунке.
Расположение предметов
Размещение нескольких предметов на одной линии является простым композиционным решением, понятным детям 4 лет.
Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, отражает ритмическое упрощение изображения пространства и понимание детей.
Примеры простых тем
Темы, предлагаемые детям, несложны и могут включать в себя:
- Изображение дома с деревом и скамейкой;
- Дом или дерево, рядом с девочкой;
- Пейзаж с травой, цветами и солнцем;
- Цыплята гуляют по траве.
В этих рисунках, хотя и присутствуют несколько предметов, сюжетное развитие действия не всегда показывается. Дети рисуют предметы, между которыми может не быть действенной связи.
Использование всей плоскости
В средней группе дети знакомятся с другим приемом композиции сюжетного рисунка — расположением предметов на всем листе.
Детям предоставляются листы бумаги определенных цветов, соответствующих определенному сюжету. Они могут свободно располагать задуманные объекты, используя всю плоскость листа (например, цветы на лугу или рыбки в воде).
Пропорциональные соотношения
Важно отметить, что в сюжетном рисовании детям не ставится задача показывать точные пропорциональные соотношения между предметами, так как это достаточно сложно и доступно только для детей старшей группы.
Подводя итог, можно сказать, что сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.
1.3 Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей дошольного возраста
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Поэтому важным будет использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольников.
В рамках своей работы мы будем рассматривать использование нетрадиционных техник преимущественно в рисовании. В настоящее время существует достаточно большое количество вариантов художественного дошкольного образования, но не все они на достаточном уровне научно обоснованы. Приведенные ниже нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и аппробированы в работе с детьми Р.Г. Казаковой и Л.Г. Беляковой.[25]
В рисовании с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование пальчиками
- рисование ладошкой
- оттиск поролоном
- оттиск пенопластом
- оттиск печатками из ластика
- оттиск смятой бумагой
- восковые мелки + акварель
- свеча + акварель
- печать по трафарету
- монотипия предметная
- кляксография
- набрызг
- отпечатки листьев
- акварельные мелки
- монотипия пейзажная и др.
Так как работа в нашем исследовании проводится с детьми среднего дошкольного возраста мы считаем целесообразным описать только техники, подходящие по данным возрастным рамкам. По программе “Пралеска” к детям среднего дошкольного возраста относят детей четвертого — пятого годов жизни. [15] Соответственно более детальное описание будет дано следующим техникам:
1. рисование пальчиками (от двух лет): ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. рисование ладошкой (от двух лет): ребенок опускает в гуашь ладошку(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки(с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. оттиск пробкой (от трех лет): ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка и пробка.
4. оттиск поролоном (от четырех лет): ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочк и поролон.
5.оттиск смятой бумагой (от четырех лет): ребенок прижимает бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.
6. восковые мелки + акварель (от четырех лет):ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
7. тычок жесткой полусхой кистью (возраст любой): ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
8. печать по трафарету (от пяти лет): ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
9. монотипия предметная (от пяти лет): ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображемого предмета(предметы выбираются симметричные).
После рисования каждой части предмета, пока краска не высохла, лист снова складывается по полам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
10. кляксография обычная (от пяти лет): ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
11. набрызг (от пяти лет): ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
12. кляксография с ниточкой (от пяти лет): ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
13. отпечатки листьев (от пяти лет): ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
14. тиснение (от пяти лет): ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
15. кляксография с трубочкой (от пяти лет): ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку).
Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
16. черно-белый граттаж (от пяти лет): ребенок натирает свечой лист так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
17. «знакомая форма — новый образ» (от пяти лет): ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
18. оттиск печатками из ластика (от четырех лет): ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
19. свеча + акварель (от четырех лет): ребенок рисует свечой» на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым
20. акварельные мелки ( от пяти лет): ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.
Разнообразитьнужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).
Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать. [16, с. 18].
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы.
Выводы:
1. Творчество определяется как деятельность по изменению, преобразованию окружающего мира, созданию чего-то нового, ранее не существовавшего.
2. Детское творчество имеет свои особенности, что определяет субъективный характер его результатов.
3. Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей.
4. Дошкольный возраст – начальный период в овладении детьми сюжетным рисованием. Дети в этом возрасте еще не способны передавать сложный сюжет в рисунке, а также точно воплощать задуманный художественный образ.
5. Как сюжетное рисование, так изобразительное творчество детей включает в себя ряд изобразительных умений, которыми дети должны овладеть в процессе целенаправленного обучения.
6. Нетрадиционные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей художественного творчества.
7. Предпосылки к развитию изобразительного творчества могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
2. Эмпирическое исследование
2.1 Описание методик экспериментального исследования
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 — апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы.
Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для развития изобразительного творчества у детей в семье и детском саду.
2. Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников.
3. Разработать и апробировать экспериментальную методику на выявление возможности влияния сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:
- грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования
- наличие соответствующей материальной базы
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Исследовательская работа включала несколько этапов:
1. констатирующий эксперимент, направленный на выявление условий для развития детского изобразительного творчества в дошкольном учреждении и семье и на выявление у детей уровней развития изобразительного творчества.
2. формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны различные нетрадиционные техники рисования и проведен ряд занятий по сюжетному рисованию с использованием данных техник с детьми, проявившими предпосылки к развитию творчества.
3. контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста.
Для проведения исследовательской работы по выявлению условий для развития изобразительного творчества в семье и детском саду нами были использованы анкеты. (Приложение 2, 3).
Ответы родителей и педагогов дошкольных учреждений сравнивались нами с условиями, необходимыми для развития художественного творчества, выделенными Г.Г. Григорьевой в книге «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» [9]:
- широкий подход к решению проблемы: данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка и во всех видах деятельности. (должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество).
- Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье;
- обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.).
- Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.
- Общение с искусством.
- Обучение
- Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения.
- Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Для выявления у детей уровней развития творчества в сюжетном рисовании нами было проведено занятие по сюжетному рисованию на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…». Были выделены следующие уровни творчества: высокий, средний и низкий. Отнесение ребенка к каждому из них обусловлено соответствием показателей процесса и качества продукции его художественного творчества критериям оценки, выдвинутым Н.А. Ветлугиной [30]:
1. показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
- Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.
- Интерес к изобразительной деятельности.
- Способность вхождения в изображаемый образ
2. показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:
- Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.
- Дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения.
- Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.
3. показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности:
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения образа.
- Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям.
- Индивидуальный «почерк» деткой продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего исполнения.
Далее, на этапе формирующего эксперимента, нами был разработан цикл занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник для проведения с детьми, проявившими предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества. Цикл занятий включал следующие занятия: « Бабочки на полянке», « Наши черепахи на прогулке», «Мои любимые рыбки», «Весенние цветы для моей мамы», «Мои игрушки».
На этапе контрольного эксперимента нами было проведено занятие по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник « Мое любимое дерево в разные времена года» со всеми детьми группы и снова определены уровни творчества детей, определено влияние использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества детей.
На заключительном этапе исследования нами были сделаны выводы и разработаны рекомендации воспитателям по развитию изобразительного творчества у детей, подобрана информация для родителей на тему «Как развивать изобразительное творчество детей» (Приложение 4)
2.2 Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы.
Анкета для родителей включала вопросы, ответы на которые предполагали определенное отношение родителей к изобразительному творчеству ребенка, их участие в занятиях с ребенком, в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности и т.п. Проанализировав ответы, данные родителями, мы сделали следующие выводы:
- в большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества
- родители чаще всего активно участвуют в жизни и деятельности своих детей
- большая часть детей группы имеет достаточное количество художественных впечатлений
- среди детей есть такие, которые очень любят рисовать (Иман М., Карина Н., Саша С., Настя Ш., Даша М., Олег Г., Ника П., Алиса А.
и др.)
- некоторые дети хорошо составляют рассказы, но рисовать не умеют, а, следовательно, не могут и отобразить созданный воображением художественный образ с помощью изобразительных средств
Анкета для воспитателя была ориентирована на выявление форм работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, методов, используемых в работе. Также в нее были включены вопросы, ответы на которые предполагали отношение воспитателя к детскому изобразительному творчеству и осознанию влияния изобразительной деятельности на развитие личности ребенка в целом. В данной анкете воспитателем также могли быть высказаны предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду.
Изучив ответы воспитателя, мы сделали следующие выводы :
- работа по изобразительной деятельности в детском саду ведется
- педагог использует различные возможности изобразительного искусства для развития личности детей
- детям предоставляется самостоятельность в изобразительной деятельности
- привлекается внимание родителей к изобразительной деятельности детей
- однако, по прежнему в детском саду в большинстве своем используются традиционные материалы по изобразительной деятельности.
Второй этап был направлен на выявление предпосылок изобразительного творчества у детей и проходил в виде занятия со всей группой на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…».
Программное содержание: учить передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.
Оборудование: 2-3 иллюстрации с изображением снегопада; листы бумаги серого цвета размером А4, кисти, краски гуашь.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинках.
Обращает их внимание на то, что во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг. И крыши домов, и ветви деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).
- Сегодня вы будете рисовать картинку к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». Решайте сами, что вы нарисуете на улице: один или 2 дома, деревья или другие предметы (снеговик, забор, скамейки, ворота).
- Сначала вы нарисуете дома, деревья и другие предметы, кто что захочет, потом снег, лежащий на земле и на всем, а в конце кончиком кисти нарисуете везде маленькие снежинки.
Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунков. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют на своей улице, и предлагает всем приступить к работе.
В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньшего размера (изгородь, снеговик, скамейки).
Напоминает, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только потом накладывать на нее другую(окна на домах и т.п.).
Педагог также напоминает, что ветки у деревьев следует рисовать концом кисти. Советует рисовать их белой краской, так как в сильный снегопад снег покрывает ветки целиком. На ветвях ели нападавший снег можно изобразить приемом примакивания. Когда дети приступают к рисованию снежинок, следит, чтобы их изображали по всему листу бумаги.
В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра. На верхнюю полочку помещает два-три рисунка с наиболее удачным изображением снегопада, говорит: «дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета: белый снег на крыше дома, на деревьях и заборе. Все предметы видны сквозь падающие снежинки. Кто найдет среди других рисунков похожие на эти и поставит их рядом?» приглашает нескольких детей к доске. Спрашивает: «почему ты считаешь, что этот рисунок тоже подойдет к песенке «Снег, снег кружится…» ?».
Отобранные рисунки сдвигают вместе и все любуются на заснеженную улицу.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображен снегопад, заснеженная улица и т.п.
Положительным в занятии было то, что часть детей справилась с поставленной целью.
Большая же часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
Имя ребенка | Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | ||||||||
Отношения, интересы | Способы творческих действий | Качество результатов творчества | |||||||
искренность, , увлеченность, эмоциональность | Интерес к изобраз. деятельности | Способность «вхождения» в изображаемый образ | Создание нового из ранее усвоенного | Дополнения, изменения, преобразования | Самостоятельное нахождение новых способов | Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств | Индивидуальный «почерк» | Соответствие элементарным худож. требованиям | |
1. Алиса А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Арсений Б. | — | — | — | + | — | — | + | — | + |
3. Вова Б. | + | — | — | — | + | — | + | — | + |
4. Дима В. | — | + | + | + | — | — | + | — | + |
5. Олег Г. | + | + | + | + | — | + | + | — | + |
6. Оля Д. | + | + | + | + | — | — | — | — | + |
7. Алина К. | — | + | — | — | — | — | + | — | + |
8. Андрей К. | — | + | — | + | — | — | + | — | + |
9. Максим К. | + | + | + | — | — | — | + | — | + |
10. Кирилл К. | + | + | + | + | — | + | + | + | + |
11. Антон К. | — | — | + | + | — | + | — | — | — |
12. Иман М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
13. Саид М. | — | + | + | — | — | — | + | — | + |
14. Валик М. | — | — | — | — | — | — | — | — | + |
15. Маша М. | + | + | + | + | — | — | + | — | + |
16. Карина Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
17. Алина П. | + | + | — | — | — | — | + | — | + |
18. Ника П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19. Саша С. | + | + | — | — | — | — | + | + | + |
20. Никита Т. | — | — | — | — | — | — | + | — | + |
21. Саша Ш. | + | + | — | + | — | — | — | — | — |
22. Настя Ш. | + | + | + | + | — | + | + | — | + |
23. Саша М. | — | + | — | — | — | — | + | + | + |
24. Даша М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
25. Даша Б. | — | + | — | + | — | — | — | — | + |
Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».
Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в исследуемой нами группе дети в основной своей массе имеют средний и низкий уровень творчества на занятиях сюжетным рисованием. Но есть и те, кто показал хорошие результаты: предпосылку к развитию высокого уровня творчества – это Алиса А., Кирилл К., Иман М., Настя Ш., Карина Н., Ника П., Олег Г., Даша М. Все перечисленные дети оценены положительно по всем или большинству критериев.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что одинаково важны для развития изобразительного творчества у детей и обучение, и создание условий в семье и детском саду. Но немаловажную роль играют и личностные предпосылки к развитию творчества.
2.3 Развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник
Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества.
Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник.
Использование нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию в нашем исследовании обусловлено тем, что в среднем дошкольном возрасте сюжетное рисование только начинает развиваться. Наша же работа проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. Мы предположили, что использование детьми нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию может помочь им в более полной передаче того художественного образа, который они хотят изобразить.
В ходе формирующего эксперимента были проведены индивидуальные занятия со способными детьми. Все занятия носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.
1. «Бабочки на полянке»
Нетрадиционные техники: монотипия предметная
Программное содержание: формировать у детей представление о внешнем виде, строении бабочки, особенностях питания, разнообразия окраски; упражнять в счете, определении правой и левой стороны; учить детей составлять узор и добиваться симметричного изображения путем складывания бумаги; воспитывать аккуратность.
Ход занятия
Дети сидят полукругом
— Дети, послушайте, что со мной однажды случилось. Гуляла я по лесу и вышла на необычную полянку. Какая она была красивая, яркая, усыпанная необычными цветами! Мне захотелось понюхать цветочек. Но только я наклонилась, как все «цветы» вспорхнули и улетели. Что это за необычные цветы были на полянке? (Воспитатель предлагает рассмотреть бабочку).
— Видели ли вы бабочек? Где вы их видели? Что делали бабочки? А почему бабочки могут летать? А что у бабочек есть еще, кроме крылышек? Давайте сейчас внимательно посмотрим на иллюстрацию и определим, что есть у бабочки. Здесь вы увидите то, что уже назвали. (Воспитатель подзывает ребенка к картинке. Ребенок рассматривает еще раз и говорит, что есть у бабочки).
— А что у бабочки самое красивое? Сколько всего крылышек? Давайте посчитаем, сколько крылышек с левой стороны туловища, и сколько с правой. Как можно сказать по-другому? (поровну) а сейчас давайте посмотрим еще раз на оба крылышка с левой стороны. Одинаковые ли они по форме? Размеру? А с правой стороны? Правильно. Верхние и нижние крылышки отличаются по форме и размеру.
Обобщение:
- Дети, посмотрите еще раз на бабочку. Какая она красивая! У нее по два крылышка с правой и левой стороны туловища. И у нее два одинаковых верхних крылышка, и два одинаковых нижних. Все молодцы.
— А сейчас встаньте, немного поиграем с вами. Представим все, что мы – бабочки, а наши ручки – крылышки. Покажем, какие большие и красивые у нас крылышки (развести руки в стороны), а сейчас сложим их. Давайте представим, что мы на весенней полянке. Полетаем, расправим свои крылышки (дети «порхают» под тихую музыку).
Дети вновь садятся.
- Кто знает, почему бабочки садятся на цветы? (выслушиваются ответы)
- Бабочки садятся на цветы, чтобы поесть.
А чем питаются бабочки? У каждого цветочка внутри есть сладкий сок, он называется нектар. Бабочки достают сок своими длинными хоботками, которые находятся у них на голове, (рассматриваем иллюстрацию)
- Какого цвета бывают бабочки? Правильно, разноцветные. Посмотрите, какие красивые бабочки залетели к нам! (рассматриваем иллюстрации).
- Все бабочки разные, необычные, имеют свою окраску.
С окраской связано название отдельных бабочек: павлиний глаз, лимонница и т.д.
— Рисунок на крылышках с правой стороны похож на рисунок с левой? Найдите узор, который повторяется на левом и правом крылышках. Все эти бабочки разные, но у каждой с левой и правой стороны узор повторяется, обе стороны крылышек окрашены одинаково.
— А сейчас мы будем с вами рисовать. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы получился точный узор с обеих сторон? У нас на столах у каждого есть лист бумаги с силуэтом бабочки. Чтобы получился одинаковый узор, мы украшаем только одну сторону бабочки (половину).
А потом лист складываем пополам и прижимаем ручкой, чтобы отпечатался рисунок. Но бабочки все разные. И вы, дети, придумайте каждый свой рисунок (необычный узор).
По окончании рисования:
- Помните, дети, я говорила вам о цветочной поляне. Принесите бабочек сюда и мы устроим с вами необычайную поляну. И рядом с бабочками садитесь сами, (звучит музыка)
— Как красиво! Бабочки – как необычайно яркие цветы. Так и хочется взять их в руки. Но нельзя, не будем губить эту красоту, потому что, если мы возьмем бабочку в руки, мы можем поранить ей крылышки, стереть узор. Пускай они порхают летают и садятся на цветы. Давайте любоваться этой красотой и беречь ее. [32, с. 10-12]
2. «Наши черепахи на прогулке»
Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, черный маркер + акварель, оттиск смятой бумагой.
Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению различными изобразительными техниками; учить наиболее выразительно отображать в рисунках образ животных; развивать цветовосприятие и чувство композиции.
Оборудование: бумага формата А3, акварель, восковые мелки, черный маркер, иллюстрации и эскизы с изображением черепах, различных трав и цветов в виде пейзажа.
Ход занятия
Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Черепаха»:
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко!
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок:
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил,
За ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это – ЧЕ! – это – РЕ!
Это – ПАХА! – это – ЧЕРЕРЕ!
Это – ПАХА! Это – ПАПАХА!»
Дети вспоминают, как наблюдали за черепахами; с шутками объясняют, почему лягушки не заметили, что это черепаха, а не камень. Предлагается нарисовать семью черепах на прогулке, дополнив рисунок травой, деревьями, цветами, и др. ребята придумывают несложные сюжеты(мама-черепаха учит своих малышей ползать, папа-черепаха приносит им вкусные одуванчики и т.д.).
Обсуждаются предложенные техники, рассматриваются иллюстрации и эскизы.
Педагог напоминает детям основные правила работы с акварелью, обращает внимание на нежность, плавность переходов красок акварели и четкость линий маркера, локальность цвета восковых мелков. При затруднениях показывает приемы работы в выбранных техниках.
Готовые работы развешиваются. При просмотре выбираются черепахи с самым мощным и красивым панцирем, самые маленькие, самая веселая семья, самая большая и т.п. Пейзажам с черепахами даются названия.
3. «Мои любимые рыбки»
Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, оттиск поролоном или печатками из овощей и картофеля.
Программное содержание: знакомить с художественными техниками; развивать чувство композиции и цвета.
Оборудование: восковые мелки, акварель синего и фиалетового цвета, лист формата А3 или А4 (на выбор), синего, фиолетового, белого (для восковых мелков и акварели), голубого цветов, кисть, 2 кусочка поролона в форме хвоста и тела рыбки, мисочки с гуашью, печатки из картофеля в форме хвоста и тела рыбки, зеленая гуашь в баночках, педагогические эскизы.
Ход занятия
Рассматриваются обитатели аквариума, грунт, водоросли. Педагог загадывает загадку: плещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).
Читает стихотворение И.Токмаковой “Где спит рыбка”:
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель напоминает, что находится в аквариуме (грунт, камушки, водоросли), куда может спрятаться рыбка, где может спать. Рассматриваются иллюстрации разных рыбок, отмечается, что плавают они, двигая плавниками, хвостом, телом.
Предлагается выбрать технику, используя педагогические эскизы. Дети называют понравившиеся и непонравившиеся рисунки. Педагог отдельно каждому объясняет техники, показывает способы рисования водорослей.
Просмотр рисунков обыгрывается как кормление рыбок. При этом дети могут пририсовать червяков, мух, мотылей. Выбираются самые большие, самые яркие, самые маленькие, самые подвижные, смешные и задиристые рыбки.
4. «Весенние цветы для моей мамы»
Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель + печать по трафарету.
Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.
Оборудование: белая и бледно-зеленая бумага формата А3 иА4, иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, эскизы с изображением цветов, карточки из картона различного цвета для игры.
Ход занятия
Педагог читает стихотворение, написанное одиннадцатилетней Олей Архангельской:
На чистую поляну,
Согретую весной,
Упал кусочек неба –
Расцвел цветок лесной!
Рассматриваются иллюстрации и эскизы подснежников и других весенних цветов (тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и т.п.), дети высказывают свои впечатления. Выполняется игровое упражнение «Цветы расцветают»: выстраиваются карточки с нарисованными цветами (бутон, полураспустившийся, распустившийся) в порядке роста и развития. В игровом упражнении «Подбери цвет» подбираются цветные карточки (белая, желтая, сиреневая, синяя, фиолетовая, голубая, красная и др.) к иллюстрациям весенних цветов.
Предлагается нарисовать «семью» цветов или букет для мамы, подобрав их цвет, технику изображения и композицию самостоятельно. Несколько детей показывают приемы работы в указанных техниках, изображая разные цветы.
Просмотр детских рисунков сопровождается описанием характера цветов: грустные, опустили головки; веселые, много-много цветов в семье, букет подобран по цвету, форме и т.д. С детьми обсуждаются рисунки, и определяется, какие можно назвать пейзажами, а какие натюрмортами (букеты).
5. «Мои игрушки»
Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск пробкой, рисование пальчиками.
Программное содержание: формировать эстетическое отношение к игрушкам средствами их изображения в рисунках; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции, ритма.
Оборудование: листы бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках для печати, печатки разной формы, пробка, игрушки простой формы, например, неваляшка, мышка, мячики, два игрушечных медвежонка, кисти, педагогические эскизы.
Ход занятия
Разыгрывается сценка, в которой два медвежонка пытаются играть одной неваляшкой и мячиком, а у них ничего не получается: каждому для игры нужно и то, и другое. Медвежата расстраиваются. Воспитатель просит детей помочь: дать мишкам поиграть своими игрушками. Они рассказывают, какие игрушки у них имеются, оказывается, что есть неваляшка, мячики, мышка и др. Тут медвежата говорят, что они догадались, как нужно сделать: нарисовать для них эти игрушки. Педагог обращает внимание детей на игрушки, расставленные в композиции, они рассматриваются в сочетании с мячиками: как украшены, какой формы, величины. Акцентируется внимание на композиции рисунка: неваляшка и рядом мячики, мячики вокруг неваляшки и т.д.
Педагог показывает, как нарисовать неваляшку, мышку и вокруг много разных мячиков: больших и маленьких.
Просмотр детских рисунков в игровой форме: медвежата выбирают себе и своим друзьям игрушки: самую веселую неваляшку, самые украшенные мячики, самую необычную композицию и т.д. [25]
2.4 Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник.
Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.
Тема: «Мое любимое дерево в разные времена года»
Нетрадиционные техники: оттиск печатками, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками, монотипия, набрызг, кляксография с трубочкой.
Программное содержание: совершенствоватьумения детей в арзличных техниках; закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; развивать чувчтво композиции.
Оборудование: эскизы и эллюстрации с изображением деревьев в разные времена года, бумага, тонированная бледно-голубым цветом, гуашь, жесткие и мягкие кисти, кусочек картона для набрызга, трубочка для кляксографии, печатки, гуашевые краски, бумага.
Ход занятия
Загадывается загадка: “весной веселит, летом холодит, зимой согревает” (дерево).
Дети расматривают иллюстрации с изображением деревьев зимой, летом, весной и осенью и определяют, чем отличаются эти картинки. Предлагается оформить календарь природы для группы, на нем нарисовать дерево.Обсуждается, насколько точно деревья будут отображать изменения в живой природе. Определяется, сколько рисунков нужно для календаря. Обращается внимание на то, что изображение неживой природы (небо, земля и т.д.) должно соответствовать сезону, в котором изображается дерево. Для выбора техники дети рассматривают эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках, подбирают их по сезонам, затем выбирают, что им нравится, а что не нравится.
Изображение деревьев в выбранной технике, дополнение такими подходящими деталями, как трава, люди, листопад, снег сопровождаются придумыванием образного названия своей работе, например: “белая береза зимой”, “зеленый дуб летом”, “ цветная осина осенью”. Рисунки вставляются в рамки, развешиваются на стендв виде галереи. Все это выполняется с участием детей. По ходу обсуждается, какая техника помогла изобразить время года, а в каком случае лучше было выбрать другой материал. Рисунки группируются по сезонам, юным художникам предлагается выбрать по 3 работы на сезон и сделать календарь для группы.
Итог подведен в виде таблицы:
Имя ребенка | Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | ||||||||
Отношения, интересы | Способы творческих действий | Качество результатов творчества | |||||||
искренность, , увлеченность, эмоциональность | Интерес к изобраз. деятельности | Способность «вхождения» в изображаемый образ | Создание нового из ранее усвоенного | Дополнения, изменения, преобразования | Самостоятельное нахождение новых способов | Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств | Индивидуальный «почерк» | Соответствие элементарным худож. требованиям | |
1. Алиса А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Арсений Б. | + | + | — | + | + | — | + | — | + |
3. Вова Б. | + | — | — | — | + | + | + | — | + |
4. Дима В. | + | + | + | + | — | + | + | — | + |
5. Олег Г. | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
6. Оля Д. | + | + | + | + | — | + | — | — | + |
7. Алина К. | — | + | — | — | — | + | + | — | + |
8. Андрей К. | + | + | — | + | + | — | + | — | + |
9. Максим К. | + | + | + | — | + | + | + | — | + |
10. Кирилл К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
11. Антон К. | + | — | + | + | + | + | — | — | — |
12. Иман М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
13. Саид М. | + | + | + | + | — | — | + | — | + |
14. Валик М. | + | — | — | + | — | — | — | — | + |
15. Маша М. | + | + | + | + | + | — | + | — | + |
16. Карина Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
17. Алина П. | + | + | — | — | — | + | + | — | + |
18. Ника П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19. Саша С. | + | + | — | — | — | + | + | + | + |
20. Никита Т. | + | — | — | + | — | + | + | — | + |
21. Саша Ш. | + | + | — | + | + | — | — | — | — |
22. Настя Ш. | + | + | + | + | + | + | + | — | + |
23. Саша М. | + | + | — | + | + | — | + | + | + |
24. Даша М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
25. Даша Б. | + | + | — | + | + | — | — | — | + |
Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».
Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.
Выводы:
1. При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.
2. Дети среднего дошкольного возраста в большинстве своем имеют трудности при передаче художественного образа в сюжетном рисовании, слабо владеют изобразительными приемами, техниками. Но есть и те дети, которые уже в среднем дошкольном возрасте имеют предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества.
3. Использование нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию помогает ребенку более полно и точно передавать художественный образ.
4. В семьях исследуемых детей, а также в дошкольном учреждении созданы хорошие условия для развития детского изобразительного творчества.
5. Для развития детского изобразительного творчества имеет большое значение ряд условий, среди которых: создание условий для развития художественного творчества ребенка в семье и детском саду; заинтересованность в развитии детского изобразительного творчества и согласованная планируемая деятельность педагогов детского сада по формированию творческой личности ребенка; интерес самого ребенка к изобразительной деятельности и др.
6. Сюжетное рисование, так или иначе, оказывает большое влияние на развитие детского изобразительного творчества, а особенно ярко это может проявиться при использовании в сюжетном рисовании с детьми среднего дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования. </p