С развитием социальных структур происходит становление и развитие человеческого общества. Без этих структур невозможно существование культуры, которая играет огромную роль в различных аспектах человеческой жизни.
Культура — это понятие, которое имеет множество значений в различных областях жизнедеятельности людей. В основном, под культурой понимается всё, что связано с разнообразными проявлениями человеческой деятельности. Включая форму самовыражения и самоосознания, накопление навыков и умений.
Культура является преобразовательной деятельностью человека и общества, направленной на создание и сохранение материальных и духовных ценностей. Каждое творческое произведение или результат человеческой деятельности может быть отнесено к культуре, так как они созданы и сохраняются человеческим обществом.
В узком смысле культура ассоциируется с искусством. В этом контексте, под культурой понимается искусство, его производство, распространение и сохранение. Это включает работу музыкантов, писателей, актеров, художников и других творческих деятелей. Также, культура связана с организацией выставок, проведением спектаклей, музейной и библиотечной деятельностью и др.
Красноярский край известен своими богатыми культурными традициями. Здесь существует разнообразие этнических групп благодаря сложным этнокультурным, демографическим и политическим процессам. На протяжении веков на территории края проходили волны миграций человечества. До появления русских здесь проживали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, которые имели свою уникальную культуру и образ жизни.
Культура русского населения Красноярского края развивалась как часть общерусской культуры. Люди из разных регионов страны стремились сохранить свое хозяйственно-бытовой уклад жизни на новом месте. Влияние коренного населения и производительная жизнь сказались на культуру этого края, которая выделяется своей самобытностью и оригинальностью.
Цель настоящей работы — дать краткую характеристику развития культуры Красноярского края.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.
История развития культуры Красноярского края
1.1 Материальная и духовная культура
Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще со времен Приенисейского края.
Урок литературы в 7 классе «Краткие сведения о В. Шукшине. Раздумья ...
... жизнь мечтал обрести свой дом в полном смысле этого слова. 6. Обращение к фрагменту статьи учебника «Слово о малой родине». 7. Заочная экскурсия в музей В.М. Шукшина ... кинематографическая судьба Шукшина-актера. Вместе с успехами и кино складывалась и литературная судьба Шукшина. По совету режиссера ... М. Шукшина. Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в ...
В течение десятков веков освоение пространств Красноярского края происходило через смену общественных строев, различных культур и государственных образований. Общий ход исторического процесса коренных народов, обитавших в Приенисейском крае, был резко изменен событиями XVI-XVIII вв., связанными с началом освоения края русскими, поэтому культура жителей края имела свои особенности.
Так, русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклет и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под одной крышей. Кроме таких жилых зимовьев, ставились и небольшие отъезжие зимовья с очагами из дикого камня. Жилой дом с хозяйственными постройками, окруженными высоким забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего была большая неразделенная семья с женатыми сыновьями и братьями хозяина. Такой коллектив в 10-25 человек легче справлялся с трудностями первичного освоения края — поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами, нести повинности казне. Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов (например, Есаулово, Частоостровское и др.).
Материальная культура народов края также имела свои особенности: чаще, чем в европейской России, они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой.
Жители края обладали развитым практическим кругозором. Сибиряки как часть русского народа формировались из вольных переселенцев и землепроходцев. В большинстве своем это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные, поэтому грамотность в крае была выше общероссийского уровня. Немало этих грамотных людей обучали детей на дому. На енисейском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и «учительные» книги. Читалась и местная сибирская литература. Есть известия, что в Енисейске и Туруханске велись летописи.
Развлечения и культурная жизнь в Приенисейском крае
На берегах Енисея жители Приенисейского края находили различные способы развлечения. Одним из самых популярных видов развлечений были песни, особенно исторические, рассказывающие о взятии Казани, о Ермаке, о Степане Разине. Эти песни пользовались большой популярностью среди местных жителей.
Также очень популярными были «потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов. Эти представления приносили радость и смех зрителям и были любимым развлечением красноярцев.
Кроме того, жители Приенисейского края увлекались различными видами спорта и активного отдыха. Они играли в шахматы, занимались лыжным катанием с гор, участвовали в борьбе и конных скачках. Эти занятия приносили им удовольствие и помогали поддерживать физическую форму.
В зимнее время, особенно в святочные праздники и на масленицу, популярным развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек. Это был не только способ активно провести время, но и возможность насладиться красивыми зимними пейзажами.
Что такое родной край (мой родной край)
... прекрасней! Пусть же ваш родной край с каждым годом цветёт и радует людей своей неповторимостью!!! Что такое родной край Несколько интересных сочинений Авдотья Романовна была гувернанткой детей ... за права своего народа. Федя ... жителя родной край связан с его городом, знакомыми улицами, переулками, проспектами, площадями и парками. Сельский житель ... желаниями. Произведение по жанровой направленности ...
Культурная жизнь Приенисейского края в XVIII — начале XIX века
В первой половине XVIII века Приенисейский край продолжал свое поступательное развитие в области культуры. Хотя преобразования Петра I в этой сфере оказались слабо заметными в Сибири, край совершил значительный шаг вперед.
В 1740 году при Луказском казенном заводе была открыта первая «специальная» школа для детей мастеровых и солдат. Это был важный шаг в развитии образования в регионе. Также благодаря развитию книгопечатания, в Приенисейском крае расширился круг чтения. Уже в 1723 году в Енисейске и Красноярске появилась первая российская газета «Ведомости», которую местные жители начали активно читать.
Особую популярность в это время у красноярцев пользовалась военизированная игра «взятие снежного городка», которую описал И. Г. Гмелин и запечатлел на своей картине Суриков. Эта игра приносила радость и веселье жителям Приенисейского края.
Развитие культуры в Красноярске и Енисейске
Впервые появляется и широко распространяется занесенный с Украины «вертеп», или кукольное представление. В ящике, разделенном на два отделения, зрители видели на большом бумажном барабане движущихся от теплого воздуха свечи раскрашенных кукол.
Начало разложения феодализма дало новые импульсы для развития культуры в крае. Идеи просветителей и дворянских реформаторов становятся достоянием широких слоев общества, организуется сеть общеобразовательных школ. Расширяется и специальное образование, так в 1760 г. в Красноярске для детей духовенства открылась латинская школа. Первым учителем являлся Григорий Скрябин, дьякон Красноярской соборной церкви. Обучая детей, он не ограничивался рамками программы, организовал театральный кружок и пытался ставить разного рода пьесы, часть которых сочинил и положил на музыку сам. С именем Скрябина связывают и начало литературной жизни Красноярска. Общеобразовательные школы (малые народные училища) открываются в Енисейске и Красноярске в 1790 г., в которых обучались дети всех сословий. Школа в Красноярске была самой крупной в Сибири. В ней училось сто детей, в том числе и девочки.
Другим крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 г. в Красноярске первой в стране уездной публичной библиотеки.
Значительно изменился и внешний облик городов края. От времени и пожаров исчезли крепостные укрепления. Вместо слюды и бычьих пузырей в окнах стало появляться стекло. Увеличилось число каменных строений в Енисейске — все семь церквей стали каменными. В Красноярске первым зданием из кирпича стал Рождественский (Воскресенский) собор на Стрелке, который возвели в 1773.
Положение окраины и пестрое происхождение русского населения обусловили длительное бытование московского барокко и классицизма в их сибирских вариантах. Сибирское барокко отразило традиции русского и украинского культового зодчества (Воскресенский собор в Енисейске, 1782 г., красноярская Покровская церковь).
«Образование 21 века. Каким ему быть?» материал
... ситуации . Итак, каким же должно быть российское образование в двадцать первом веке? В первую очередь, необходима общая модель предоставления образовательных услуг. Современные руководители детских ... включающие современную диагностику, диспансеризацию, спортивные занятия ОДОД реализация дополнительных профессиональных программ , обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет ...
Затем облик городов стали определять «образцовые проекты», бесплатно рассылавшиеся по многим городам России. Выполненные в духе провинциальной классики, они были призваны вывести градостроение на новый качественный уровень. Эту же цель преследовало и насаждение прямолинейной (петербургского типа) планировки городов. Например, после пожара 1773 г., уничтожившего деревянный Красноярск, город стал восстанавливаться по новой схеме, основанной на четкости, симметрии, пропорциональности.
К концу XVIII века углубились благотворные хозяйственно-культурные контакты между русским и коренным населением. Так, немногочисленные русские жители внутреннего Таймыра на Хатанге, Пясине и Боганиде глубже восприняли как наиболее рациональный в тех местах уклад жизни местных эвенков и якутов. Расширились смешанные браки между ними. В степях же Уйбата, Абакана и междуречье Черного и Белого Июса вызревала хакасская народность. Отдельные представители родовой верхушки стали перенимать некоторые стороны жизни и быта зажиточных слоев русского населения. Они строили большие деревянные дома с изразцовыми печами, обзаводились самоварами, русской одеждой.
Общий культурно-бытовой уровень жизни края оставался типичным для всей Сибири и России в целом.
3 Культурное развитие Енисейской губернии в 20-60-е гг. XIX века
Наиболее яркая страница культурной жизни Енисейской губернии связана с декабристами. В разное время в губернии находился на поселении 31 участник движения декабристов. Несмотря на тяжелые испытания и препятствия со стороны властей, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский характер. Декабристы обучали детей (Давыдов, Киреев, Беляевы), помогали юридическими советами местным жителям (С.Г. Краснокутский), вводили новые сорта культур и передовую агротехнику (Спиридов, Беляевы, Фаленберг, Фролов), лечили, оказывали материальную помощь беднякам (братья Бобрищевы-Пушкины, Давыдов, Шаховской, Митьков, Спиридов), занимались литературой (Давыдов, А. П. Беляев), научной деятельностью (Митьков, Шаховской, Якубович).
Своей деятельностью декабристы будоражили тогдашний патриархальный быт, побуждали всех честных людей задуматься над социально-культурными вопросами. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для образования в складывающейся местной интеллигенции.
Настоящим культурным очагом в Красноярске, куда тянулось все лучшее, был дом декабриста В. Л. Давыдова. Давыдов с женой создал домашнюю школу, куда ходили и дети близких друзей. Богатая домашняя библиотека Давыдовых стала по существу публичной городской библиотекой.
На заре капиталистической эры в Сибири стал отчетливее проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и трудящихся. Богачи и крупные чиновники переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. С 30-х гг. на центральных улицах губернского, а позже и окружных городов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, будки ночных сторожей.
Проблема обретения смысла жизни в годы войны. По В. В. Быкову
... в обрести себя и понять смысл своего существования. Текст Жизнь и смерть — вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая ... Ванюши. Мы можем сделать вывод, что обретение смысла жизни в годы войны связано с рядом факторов, включающих в себя ... литературы с развлекательной продукцией. Искусство может стать всего лишь товаром ширпотреба, лишенным глубины и значимости.В данном исследовании ...
Об усложнении духовной жизни и самосознания красноярцев свидетельствует и появление в губернском центре первых памятников. В Красноярске на Покровской горе, на месте караульной вышки казаков XVII в., вместо простого креста в 1855 г. на деньги золотопромышленника П. И. Кузнецова поставили каменную часовню, обозначавшую как бы символическую братскую могилу всех погибших красноярцев в первый боевой период жизни города-острога.
.4 Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века
Развитие образования в Красноярске во второй половине XIX века
Во второй половине XIX века в Красноярске произошли значительные изменения в сфере образования. Развитие общественно-культурной жизни города стало особенно заметным в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х годов способствовали более широкому доступу к образованию для различных слоев населения.
Однако в Сибири проблема недостатка общеобразовательных учреждений оставалась острой. К началу 1880-х годов в Енисейской губернии было всего 59 учебных заведений, где обучалось около 2 700 учеников. Это означало, что на одну школу приходилось более 7 000 жителей губернии.
На протяжении долгого времени основным типом учебных заведений в губернии были двухгодичные приходские училища, предоставляющие самое элементарное начальное образование. К 1863 году в губернии функционировало 36 двухклассных училищ. Однако по инициативе общественности начали создаваться школы с более широкой программой обучения.
Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, которые находились в Красноярске, Ачинске и Енисейске. Однако выпускники этих училищ не имели возможности продолжить образование, за исключением технических и ремесленных училищ.
В начале 1860-х годов в губернии отсутствовали учебные заведения, предоставляющие полное среднее образование. В 1864 году известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков открыл в Красноярске класс для мальчиков и девочек, где обучение велось по программе гимназии. Однако, поскольку это было частное учреждение, доступ в него был ограничен.
1 февраля 1868 года в Красноярске была открыта мужская гимназия, в которую поступило 70 учеников. В основном в ней учились дети дворян, чиновников и купцов. За 25 лет в гимназию окончили всего 144 человека. Год спустя после открытия мужской гимназии начала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска, гимназии стали открываться и в других городах губернии. К 1890 году их число достигло шести, а количество учащихся составило 794 человека.
Однако развитие гимназий сдерживалось высокой платой за обучение, которая к концу XIX века достигла 30 рублей в год. Также существовали трудности, связанные с отсутствием библиотек, недостатком учебной литературы и необорудованными кабинетами. Кадры педагогов также были недостаточно квалифицированными.
Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX-XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество — 781 школа к 1916 г. — не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа». Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.
Художники красноярского края и Красноярска
... художников Красноярского края стал выпускник 1912 года А.П.Лекаренко, впоследствии сам преподаватель школы, который играл важную роль в развитии красноярского искусства с 1920 по 1970 годы. Эти художники в предвоенные годы ... товарищества в уведомлении управляющему Енисейской губернии от 12 ноября 1905 года. Поэтому, говоря об истории Красноярского Союза художников, мы не должны забывать, что ...
Малочисленность и разобщенность интеллигенции, удаленность от крупных научных центров тормозили становление местной науки. В итоге она делалась самоотверженными усилиями немногих энтузиастов. Так, уроженец Красноярска И.А.Лопатин в 1866 г. возглавил Туруханскую экспедицию, увенчавшуюся открытием Норильского медно-никелевого месторождения. М.Е.Киборт описал 219 видов птиц, обитавших в окрестностях Красноярска. Материалы экспедиций по исследованию орнитологической фауны Прикрасноярья сделали его имя известным в научных кругах страны и за рубежом. Известностью в научном мире пользовались труды по изучению флоры губернии и Сибири Я.Прейна, открывшего и описавшего ряд неизвестных ранее растений Сибири.
Научные исследования в Сибири во второй половине XIX века
Во второй половине XIX века научные исследования в Сибири стали привлекать все большее внимание ученых со всего мира. Особенно насыщенным периодом в этом отношении стало 1890-е годы, когда разработка проекта Сибирской железной дороги сподвигла геологов и других ученых на более детальное изучение местности вдоль будущей трассы.
Геологические исследования
Одним из первых значимых научных исследований этого периода стала работа К. И. Богдановича, в результате которой была составлена первая геологическая карта Красноярского, Канского и Ачинского округов. Другой выдающийся исследователь, Э. В. Толль, изучал в этот период район Анабарской губы и Хатангского залива, открыв ключевые особенности геологического строения и географической природы местности. Благодаря его усилиям были собраны большие коллекции ценных палеонтологических, зоологических и этнографических материалов.
Музейные экспонаты и местные музеи
Вторая половина XIX века также была временем расцвета краеведческих музеев в Сибири. Минусинский музей, созданный в 1877 году городским аптекарем Н. М. Мартьяновым, стал опорой для многих научных экспедиций по изучению Енисейского Севера и Арктики. Вплоть до конца столетия это было единственное культурное учреждение на территории всей северной Сибири. Через несколько лет после создания Минусинского музея в г. Ачинске появился еще один краеведческий музей, созданный учителем Д.С. Каргополовым. В 1912 г. последнему удалось организовать открытие краеведческого музея в Канске.
Особенности культуры Красноярского края
... Сеть учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства Красноярского края включает в себя: краевых государственных театров, Красноярскую краевую филармонию, «Красноярский кинограф», Дом искусств, Государственный центр народного творчества Красноярского края, Таймырский дом народного творчества, Центр ...
Изучение археологических памятников палеолита в Красноярском крае
И.Т.Савенкова можно назвать пионером в изучении археологических памятников палеолита на территории Красноярского края. В 1884 году он обнаружил стоянку древнего человека на Афонтовой горе в окрестностях Красноярска. Савенкова отнес эту находку к эпохе палеолита. Эта находка вызвала сенсацию, так как она коренным образом изменила представления о границах расселения человека в древности. Во второй половине 1880-х годов Савенков совершил ряд экспедиций с целью обследования обширных районов среднего и верхнего Енисея и его притоков: Кана, Бирюсы, Маны, Бузима. В 1907 году он стал руководителем Минусинского музея. Материал, собранный им, послужил основой для книги «Изобразительное искусство на Енисее», в которой он высказал новаторские мысли о датировке енисейских петроглифов и эволюции наскальной живописи к первобытным системам письменности. Организация научного изучения Енисейской губернии стала возможной благодаря созданию в 1901 году Красноярского подотдела Русского географического общества.
Роль печати в культурной жизни Красноярского края
Огромную роль в культурной жизни края играла печать. В 1857 году были изданы «Енисейские губернские ведомости», которые стали первым печатным изданием на территории Красноярского края. Большая часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Только в 1889 году красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». С 1895 года газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 года — «Сибирский край».
Развитие театральной жизни в Красноярском крае
Рост культурных запросов сибиряков проявился и в отношении театра. В начале интерес к театру удовлетворялся гастролирующими труппами, репертуар и постановки которых не всегда соответствовали высокому вкусу зрителей. Поэтому местная интеллигенция часто сама устраивала самодеятельные представления, чтобы увидеть на сцене лучшие образцы театральной классики. В 1874 году антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу. В 1887 году красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы.
В культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период произошли значительные изменения. Одним из самых ярких событий стало творчество В.И.Сурикова, чье значение вышло за рамки локальной культуры, став общероссийским и даже мировым явлением. Под влиянием пребывания в Красноярске художник создал картину «Взятие снежного городка», отражающую развлечение сибиряков на масленичные гуляния.
К концу XIX-XX вв. в жизни населения Енисейской губернии произошли существенные изменения. Внедрение телеграфа и телефона позволило жителям более быстро получать столичные новости, уменьшив ощущение изоляции провинции. Города губернии начали приобретать новый облик, с появлением капитальных каменных зданий и развитием уличных архитектурных стилей.
«Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири»
... гг. Годенко был балетмейстером Северного русского хора в Архангельске. В 1963 г. Министерство культуры рекомендовало кандидатуру М. С. Годенкона должность руководителя Красноярского ... (с 2008). В 2014 г. жители Красноярского края проголосовали за установку памятника М. С. ... Кабардино-Балкарии Марианна Истомина. Балетмейстеры-постановщики — народная артистка РСФСР и заслуженная артистка Грузинской ССР ...
В начале 1890-х гг. езда на велосипеде стала популярным занятием, брошенным жителям губернии. Кинематограф также завоевал большую популярность, и в нескольких городах губернии начали действовать приватные кинотеатры.
Городская интеллигенция старалась разнообразить досуг жителей. Одним из способов стала организация народных чтений, нацеленных на популяризацию научных знаний и культуры. С 1885 г. такие чтения проводились в Красноярске и в других городах губернии.
Таким образом, культурная жизнь региона ожила благодаря вовлечению его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы модернизации страны. Проживание в Красноярске влияло на творчество художника В.И.Сурикова, который внес вклад не только в развитие сибирского края, но и в мировую культуру.
Культура современного Красноярского края
Выделенный из Восточно-Сибирского края, Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года. В первые годы самостоятельного развития Красноярского края возникли новые культурные организации и связи. Например, в 1937 году создан краевой Дом народного творчества, который стал организационно-методическим центром культурной жизни для всего края, и как руководящий (методический) для Хакасского областного, Таймырского и Эвенкийского округов.
В 1940 году в крае уже насчитывалось 1762 клубных учреждения всех ведомств. В художественной самодеятельности занималось 22,5 тысячи человек. Дом народного творчества готовил и рассылал по районам методические письма, репертуарные рекомендации, проводил первые олимпиады художественной самодеятельности. В эти годы в первый раз были организованы курсы повышения квалификации руководителей клубных кружков. В годы войны основная работа была направлена на организацию концертов художественной самодеятельности для тружеников тыла, военнослужащих и фронтовиков, лечившихся от ран в госпиталях. «Все для фронта, все для Победы» — этот призыв воодушевлял и народное творчество края.
В 50-е годы в крае разворачивается активное строительство клубов и Домов культуры, особенно при крупных предприятиях: «Красмаш», «Сибтяжмаш», «Красцветмет». Руководство их деятельностью проводило созданное краевое управление культуры, направляя репертуар для большого числа крупных производственно-профсоюзных клубов, домов и дворцов культуры.
В 1957 году хакасский ансамбль песни и танца «Жарки» принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1959 году принято решение о присвоении лучшим самодеятельным коллективам звания «народный». Первыми в крае его удостаиваются Енисейский, Ужурский и Уярский народные театры, ставшие методической базой для развития театральной самодеятельности в крае. В эти же годы плодотворно работает образованная в 1942 г. секция композиторов-любителей. Педагог краевого музыкального училища, хормейстер, композитор Д. С. Можин организовал народную филармонию, объединившую лучшие коллективы художественной самодеятельности Красноярска. Один из таких коллективов — народный хор под руководством хормейстера К. М. Скопцова — представлял Красноярский край в 1963 г. на ВДНХ, выступал с концертами в парках культуры и отдыха столицы, встречался с коллективами заводов и фабрик.
Народная культура и искусство России
... и объектов народной культуры, таких как народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и другие. Однако, в области искусствоведения народная культура часто сводится только к художественному народному творчеству, фольклору, такому как народные песни, танцы, ...
В это же время стали выпускаться первые репертуарные сборники народных танцев и песен Красноярского края (редактор-составитель Н. А. Олофинский — директор Дома народного творчества в 50-х годах).
Участие художественной самодеятельности Красноярского края во Всероссийских и Всесоюзных смотрах и фестивалях, посвященных 50-летию Советской власти, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 50-летию образования СССР продемонстрировало коренные положительные изменения в народном творчестве Красноярья. Так, на зональных выступлениях в гг. Новосибирске и Иркутске творческая программа края была отмечена наибольшим количеством лауреатских дипломов Всероссийского значения.
В 1967г. творческая делегация края в количестве 60 человек выступала в заключительном концерте в Кремлевском Дворце съездов в Москве. Этой чести удостоились народные ансамбли песни и танца «Хэйро» (Таймыр), «Осиктакан» (Эвенкия), исполнители хакасских песен В. Чаптыков, К. Сунчугашева и исполнитель русских и украинских песен А. Я. Ярошенко, директор Большеуринского совхоза Канского района, которому впоследствии было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР — за создание народного хора в совхозе, личное участие в нем и за вклад в культурное строительство на селе.
Под руководством В. И. Замышляева стала развиваться издательская деятельность Краевого Дома народного творчества. Публикуются фольклорные сборники «Эвенкия поет», «Хакасские танцы», «Народные танцы Красноярского края», сборники красноярских композиторов-любителей Ф. Веселкова, Л. Масленникова, А. Шемрякова, Н. Черемных, коллективного сборника «Песня Красноярская моя», ежеквартальный сборник методических и репертуарных материалов «Народное искусство Красноярского края».
В 1968 г. Краевой Дом народного творчества как лучший среди 8 отмеченных был награжден дипломом 1 степени Министерства культуры РСФСР, а также дипломом Совета Министров РСФСР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. 1969 ведется архив по народному творчеству, на его базе создан отдел отраслевой информации. Фонд библиотек — это литература по всем жанрам и направлениям любительского искусства. В 1960-70-е гг. в крае стали проводиться творческие лаборатории для руководителей народных театров и хоров, ежегодные смотры агитбригад, смотры-парады духовых оркестров, творческие отчеты районов в краевом центре (по итогам культурного строительства), смотры факультетов общественных профессий в вузах и др. С 1974 года и по сегодняшний день ежегодно проходит в крае творческая лаборатория руководителей музыкально-хореографических коллективов. В течение многих лет учебу проводили ведущие специалисты Государственного академического народного хора им. М. Пятницкого: заслуженные артисты России, главный хормейстер хора Г. В. Фуфаева, руководитель оркестра В. Д. Калинин, директор студии хора О. В. Золотова.
В 1970-80-е гг. творчество края приобретает новый масштаб: расширяется пространство концертной деятельности в крае, в России, за рубежом, идет профессионализация руководителей народных театров, народных ансамблей песни и танца, значительно совершенствуется репертуарно-издательская деятельность, информационно-методическое обеспечение культурно-досуговых учреждений.
В 1980-90-е гг. культурная деятельность в крае связана с активным участием в общественном движении «Превратим Сибирь в край высокой культуры», в рамках которого в 1983, 1985 гг. выставлялся на ВДНХ, где были награждены золотой и бронзовой медалями, дипломами 1 степени. Организуются краевые фестивали по всем жанрам, обменные концерты между районами на всей территории края, проводит фестивали «Весна КАТЭКа», «Студенческая весна», «Дней народного творчества в районах края», краевые выстави любительского изобразительного искусства, конкурсы исполнителей бальных танцев (краевых и зональных) и др.
В последующие годы важными вехами в истории становления культуры края стали участие во Втором Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся (1986-1987 гг.), в международном фестивале фольклора стран Азиатско-Тихоокеанского региона (г. Красноярск), учреждение и проведение сначала краевого, потом Всероссийского конкурса любительских хореографических коллективов им. М.С. Годенко, Всесибирского конкурса ансамблей и оркестров народных инструментов им. Б.С. Феоктистова, краевого конкурса на лучшую актерскую работу в любительском театре им. Н. З. Прозорова, краевого конкурса семейных ансамблей, праздника-конкурса детских фольклорных коллективов. Заметным и уникальным тогда в России событием стала выставка рекламно-художественного плаката (1983 г.).
Исследовательско-собирательская работа в области фольклора в Красноярском крае
В Красноярском крае проводится постоянная исследовательско-собирательская, издательская и пропагандистская работа в области фольклора. В целях развития и сохранения культурного наследия была создана краевая школа фольклора. Занятия в ней проводили известные фольклористы и преподаватели Московского государственного университета культуры.
В 1994 году было создано отделение русской фольклорной академии «Карагод» под руководством президента русской фольклорной академии, заслуженного деятеля искусств России В. В. Гаврилова. В рамках этой организации возникли известные фольклорные ансамбли, такие как «Енисеюшка», «Родничок», народный детский хореографический ансамбль «Юность Красноярья».
Фольклорное творчество стало широко представлено во многих общеобразовательных школах, детских музыкальных школах и детских садах. Все больше проводится «уроков фольклора» и создаются детские фольклорные группы. Это позволяет детям познакомиться с народными песнями, танцами и традициями региона.
Кроме того, в краевых средне-специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства также проводится работа по изучению и популяризации фольклора. Это способствует сохранению и популяризации культурного наследия Красноярского края.
Сбор и издание фольклора
С начала 1965 года в Красноярском крае осуществляется обширная работа по сбору и изданию фольклора. Для этой цели проводятся фольклорные экспедиции, собираются народные песни и другие фольклорные материалы из разных районов края.
Библиотека фольклорных изданий уже насчитывает несколько десятков изданий. Среди них – «Антология Енисейского фольклора» в нескольких выпусках, которая включает народные песни и стихи разных регионов. Кроме того, Красноярский край представлен в Енисейском Энциклопедическом Словаре авторства В.И. Замышляева, который впервые представляет народное творчество края.
Культура Красноярского края имеет долгую и богатую историю. В 1992 году была образована первая в России Ассоциация республиканских, краевых, областных Центров народного творчества. С начала 1960-70-х годов коллективы народного творчества Красноярского края стали известны и за рубежом.
Среди выдающихся коллективов народного творчества Красноярского края следует отметить Енисейский народный театр, ансамбль танца «Енисейские зори» имени Г. М. Петухова, ансамбль песни и танца «Метелица», ансамбль «Сибирские зори», Шушенский ансамбль песни и танца, театр танца-ансамбль «Орленок», образцовый Красноярский детский хор, ансамбль танца «Жарки», академическая капелла Красноярского ДОКа, академический хор краевого Дома работников просвещения, ансамбль «Енисеюшка», ансамбль «Осиктакан» и ансамбль «Хэйро».
В период с 2001 по 2005 годы в Красноярском крае было проведено большое количество фестивалей и конкурсов. Среди них стали традиционными краевой конкурс сценарного мастерства «По спирали эпох», открытый фестиваль патриотической песни «Поет Россия», краевой фестиваль детских фольклорных ансамблей «Из века в век», фестиваль народного творчества «Уходил на войну сибиряк», краевой фестиваль семейных талантов «Очаг» и краевая творческая мастерская декоративно-прикладного искусства.
В 2006 году в Красноярске прошел Всесибирский фестиваль национальных культур «Я люблю тебя, Россия!», который собрал коллективы СФО, занимающиеся хореографией, вокалом и фольклором. В 2008 году этот фестиваль уже приобрел статус Всероссийского.
Таким образом, можно сделать вывод о яркой истории и богатых традициях культуры Красноярского края.
Заключение
Культура Красноярского края обладает долгой историей и значительным наследием традиций.
Красноярский край — край многообразных культурных традиций. На протяжении многих веков создавалась самобытная культура населявших ее народов.
Большая часть территории нынешнего Красноярского края уже тысячелетия назад привлекла внимания людей. В течение десятков веков происходило освоение его пространств через смену общественных строев, различных культур и государственных образований.
Общий ход исторического процесса коренных народов, обитавших в Приенисейском крае, был изменен с началом освоения края русскими, которые принесли с собой прогрессивные формы хозяйства. Более высокие формы материальной и духовной жизни стало воспринимать и коренное население.
Учреждение в 1822 г. Енисейской губернии послужило новым мощным импульсом развития Приенисейского края. Культурно развиваются приенисейские города: Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск и др., которые и сегодня славится архитектурным барокко, соборами и церквями.
Развились десятки ремесел, расширилась торговля, появились школы, музеи, библиотеки, началось активное научное изучение природы края, жизни и быта его населения.
Современная культура региона представлена профессиональными театрами, кинотеатрами, библиотеками, музыкальными и художественными школами, картинными галереями, музеями, дворцами культуры с разнообразными формами досуга, академическим симфоническим оркестром, ансамблем народного танца Сибири, а также различные хоры, камерные оркестры, молодежные центры и театры, отделение Российской фольклорной академии.
В Красноярске действует один из самых крупных в России Союз художников. В Красноярске открыто Сибирско-Дальневосточное отделение Академии художеств России им. В.И.Сурикова. Действуют и творческие союзы: писателей, композиторов, архитекторов, театральных деятелей
Таким образом, культура Красноярского края имея яркую историю и богатые культурные традиции, и сегодня убедительно заявляет о своем статусе системообразующего социально-культурного института.
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/iskusstvo-krasnoyarskogo-kraya/
1.Дроздов Н.И. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению / Н.И. Дроздов, Е.В. Артемьев, Г.Ф. Быконя. — Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. — 256 с.
.Статейнов А. История Красноярского края. Культура / Под ред. А.П. Статейнов, О.М. Покаместова и др. — Красноярск: Буква, 2008. — 550 с.
.Шаповалова Л.И. Открыть красоту: художественная культура Красноярского края / Л.И. Шаповалова. — Красноярск: Искусство, 2006. — 175 с.
4.История Красноярского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://academy.cross-kpk.ru/bank/7/003/index.htm>.