На сегодняшний день гражданская журналистика не имеет чёткой структуры, определения, единогласно признанного в научном сообществе, концепции и направления развития.
Проблема данного исследования, Цели курсовой работы
Задачи:
- Выявить различные понятия гражданской журналистики
- Изучить предысторию появления гражданской журналистики в Америке, Европе, Азии и в России
- Проанализировать проекты гражданской журналистики («OhmyNews», «Ридус», «ggnet», «The Huffington Post»)
- Проанализировать существующие формы гражданской журналистики
- Выявить, какие проблемы и трудности возникают на пути развития ГЖ
Объект исследования, Предмет исследования, Материалом исследования, Степень научной разработанности данной проблемы
Важно также заметить, что этими вопросами занимаются журналисты-практики, как, например, Алексей Торгашёв (г. Москва), основатель проекта «Лига свободных городов». Его интервью дали ценный материал для осмысления темы.
Новизна работы
Основными методами исследования являются наблюдение над эмпирическим материалом, структурный анализ, сравнительный анализ, систематизация. Прикладной метод — интервью.
Теоретическая значимость, Практическая значимость работы
1. Возникновение феномена гражданской журналистики
1.1 Предыстория гражданской журналистики
Если обратиться к истории вопроса, то прообраз гражданской журналистики возник задолго до эпохи интернета . Поскольку журналистика вообще возникла в тот момент, когда люди начали рассказывать друг другу, очевидцами чего они стали, можно смело сказать, что предшественницей профессиональной журналистики в ее современном виде была гражданская коммуникация, то есть обмен информацией между обычными людьми. Руководствуясь современными терминами, их можно было бы назвать первыми «военными репортерами», но они были простыми солдатами, которые, помимо своих прямых обязанностей, должны были выполнять дополнительное задание: сообщать оставшимся в тылу — в основном, матерям и женам — о том, что происходит на поле брани, о военных действиях. Эти люди принимали непосредственное участие в освещаемых ими событиях. [14]
1.1.2 В России
В России феномен гражданской журналистики также начал развиваться в начале XX века. Отдельные элементы данного явления можно найти в трудах ведущих русских публицистов и журналистов того времени.
Однако пока не было сформулированного концепта гражданской журналистики и активисты-публицисты не представляли себе своего перевоплощения в гражданские журналисты со всеми вытекающими последствиями.
Контрольная работа Россия в 1825-1855гг. Правление Николая Первого
... Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) принятие конституции, введение де ... ство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедив ... В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ ... рожности, к этим последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без ...
Тем не менее, направление ведения журналистики от лица обычного гражданина начинает развиваться активно уже с середины 90-х годов XX века, когда доступ к технологиям становится общедоступным,а интернет даёт фактически неограниченные возможности для свободного выражения мыслей. [12]
В России гражданская журналистика в значительной степени проявляется на интернет-платформах, где ежедневно появляется большое количество материалов, созданных не профессиональными журналистами, а обычными гражданами. Эти статьи, видео или фотоотчеты могут быть связаны как с политикой, общественной жизнью, так и просто интересными или значимыми событиями. [13]
Русский аналог “Sitizen” —демонстрируется в российских социальных сетях, где пользователи делятся новостями, которые они сами стали свидетелями. Это направление активно развивается благодаря развитию мобильных технологий и повышению интернет-грамотности населения.[14]
Аналог “Civic” в России можно назвать независимую журналистику, когда авторы берут на себя ответственность за распространение информации, опираясь на свою гражданскую позицию, игнорируя коммерческие или политические заказы. Это видно в работе таких изданий, как «Медуза», «Новая газета», которые неоднократно занимались расследованиями на спорные и чувствительные темы в обществе. [15]
3. Методология исследования
3.1. Обзор литературы
Для проведения исследования был проведен обзор литературы, посвященной теме взаимоотношений журналистов и публики в США, Советском Союзе и России. В ходе обзора были изучены работы Олвина Тоффлера, американского культуролога, который сформулировал теорию «третьей волны» и прогнозировал изменения в средствах связи и экономике. Также были изучены работы, посвященные советскому самиздату и его роли в распространении запрещенной литературы.
В результате обзора литературы были выявлены основные аспекты изменения взаимоотношений журналистов и публики в период «третьей волны» и в советском и российском самиздате. Были выделены факторы, определяющие эти изменения, а также их влияние на природу информационных потоков и роль аудитории в создании и распространении информации.
3.2. Методы исследования
Для достижения целей исследования были использованы следующие методы:
- Анализ литературы и научных источников. Был проведен анализ работ Олвина Тоффлера, а также других авторов, изучающих взаимоотношения журналистов и публики в период «третьей волны» и в советском и российском самиздате. Этот метод позволил выявить основные тенденции и факторы изменения взаимоотношений.
- Сравнительный анализ. Был проведен сравнительный анализ изменений взаимоотношений журналистов и публики в США, Советском Союзе и России. Этот метод позволил выявить сходства и различия в подходах, вызванных разными обстоятельствами.
- Качественное исследование. Были проведены интервью с журналистами и читателями, чтобы выяснить их мнения и взгляды на изменения взаимоотношений в современных масс-медиа.
3.3. Описание выборки
Выборка для качественного исследования состояла из 20 журналистов и 20 читателей, представляющих разные возрастные группы и социальные слои. Журналисты были выбраны из различных российских медиаорганизаций, а читатели были выбраны случайным образом из различных регионов России.
Разработка внеклассного чтения в 9 классе «Литература народов России»
... культуры каждого из народов России. Многонациональная поэзия России вслед за поэзией русской стремилась глубже постигать жизнь и была в лучших своих образцах реалистической. Среднеазиатские литературы и литературы народов Кавказа, как ...
3.4. Обработка данных
Полученные данные были обработаны с использованием качественного анализа. Были выделены основные темы и мотивы, высказанные журналистами и читателями, и проведена их классификация. Результаты обработки данных были представлены в виде таблиц и графиков.
Расцвет самиздата в советский период приходится на время хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя». Выходившая в самиздате правозащитная литература и художественная литература с политическим уклоном имели ряд отличий. Задачей правозащитной литературы, например, периодического издания «Хроника текущих событий», было с указанием лиц, дат и событий описать общественное противостояние правящему режиму. Литературные же произведения, содержащие критику существующего строя, были скорее ориентированы на осмысление эмоционального и концептуального опыта существования.
Московский журнальный самиздат начался в 1959 г. с появлением «Синтаксиса» Александра Гинзбурга. Это был поэтический журнал — в каждом номере стихи десятка поэтов.
Одним днем Ивана Денисовича, Верный Руслан, Мои показания
Журналы Самиздата. В 1951 в Ленинграде одновременно появились два рукописных альманаха: «Брынза» и «Съедим брынзу» — стихи, статьи, полемика. В Москве в 1960 выходят три номера одного из первых самиздатских журналов, «Синтаксис», тиражом 200-300 экземпляров. В 1978 в Париже выходил журнал под этим же названием под редакцией А.Синявского и М.Розановой.
В 1961 возник издаваемый Ю.Галансковым и Н.Горбаневской московский альманах «Феникс», характер альманаха — социально-критический. В 1965 вышел первый номер журнала СМОГа «Сфинксы». В Ленинграде в 1966 стал выходить альманах «Фьоретти», в котором доминировал пародийный тон, абсурдистские интонации.
В Ленинграде в 1970-е начинают издаваться независимые толстые литературные журналы. С 1976 по 1981 выходил журнал поэзии «37». Здесь печатались стихи Сапгира, Седаковой, Жданова, Пригова, неизданные тексты поэтов Серебряного века. С 1976 по 1990 вышло 80 номеров по 250-300 страниц журнала «Часы». Здесь больше места было уделено прозе. Журналы «37» и «Часы» порой вели друг с другом полемику в духе западников и славянофилов 19 в.
Журнал «Обводный канал» публиковал самиздатскую прозу, социологические и философские статьи, поэзию с интеллектуально-философским уклоном. Изысканно оформленный журнал «Северная почта» (ред. С.Дедюлин, В.Кривулин) был посвящен поэзии и проблемам теории и практики поэтического языка.
1. Обзор существующих изданий и публикаций
С 1985 года в Ленинграде начал выпускаться прозападный журнал «Митин журнал», ориентированный на культуру постмодерна. Этот журнал является одним из немногих, который продолжает выходить в типографском исполнении до сих пор. В процессе своего развития, журнал «Митин журнал» превратился из самиздатского издания в малотиражное издание. Еще одним известным самиздатским изданием стал журнал «Сумерки».
В Москве регулярные самиздатские издания были реже, чем в Ленинграде. Альманах «Московское время» был скорее сборником стихов. Альманах «Эпсилон-салон» начал выходить с середины 1980-х годов и продолжал публикации до начала перестройки. Затем последовали альманахи «Вавилон» и «Пост», которые стали последними отзвуками эпохи самиздата в 1990-е годы.
Особенности медиатекста в журналистике
... журналистики обусловило формирование новых направлений, таких как: real-time журналистика (журналистика "реального времени"), гражданская журналистика, мультимедийная и кросс-медийная журналистика ... конвергенции средств массовой информации, обусловивший перераспределение ... 01.05.2017) При создании медиатекста, не относящегося к ... инфографики. Журналистика данных предусматривает работу исключительно ...
Наиболее известными журналами, регулярно публиковавшимися за границей, были «Грани» и «Континент». Они были известны под термином «тамиздат» и публиковались на русском языке. В данных журналах преобладала правозащитная тематика, включая статьи, репортажи, литературное творчество русских диссидентов, а также материалы из культурного наследия и литературные новинки.
К началу перестройки в СССР литературные самиздатские журналы стали массовым явлением, так что их количество превышало даже список официальных периодических изданий.
1.2 Различные подходы к определению «гражданской журналистики» в современных исследованиях
Если говорить о современной «гражданской» журналистике, то ее становление неразрывно связано с развитием интернета.
Американский исследователь из Массачусетского технологического института (MIT) — Бьюси, описывая эволюцию интернет-новостей, выделяет три поколения.
Первое поколение является поколением веб-новостей, появившимся с появлением интернета и существовавшим до середины 90-х годов. В то время оно было лишено творческого подхода и просто воспроизводило печатные материалы в виде гипертекстовых страниц.
2. Обзор литературы
2.1 Второе поколение онлайновых новостей
Второе поколение онлайновых новостей появилось с середины до конца 90-х годов и привнесло в онлайновую журналистику новый уровень независимости. В этом поколении акцент делался на самостоятельном сборе и обработке информации, регулярном обновлении новостей, а также активном использовании аудио и видео материалов. Усиливающийся доступ к интернету и развитие технологий позволили журналистам создать новостные платформы, которые стали привлекать большую аудиторию.
2.2 Третье поколение онлайновых новостей
В 2000 году появилось третье поколение онлайновых новостей, характеризующееся расширенными возможностями, которые используют технологии, чтобы приблизить людей к новостям. Основное отличие этого поколения заключается в электронных версиях новостей, которые перестали быть просто пассивным средством передачи информации. Они претерпели значительные изменения и превратились в самобытную информационную среду с оперативным обновлением содержания, богатством материалов и возможностью контроля со стороны пользователя.
2.3 Феномен гражданской журналистики связан с третьим поколением онлайновых новостей
Крайне логично утверждать, что феномен современной «гражданской» журналистики тесно связан с третьим поколением онлайновых новостей. Заметно, что свободный доступ к информации и возможности электронных новостных платформ активизировали гражданскую журналистику. Гражданские журналисты используют эти новые возможности, чтобы самостоятельно собирать, обрабатывать и распространять актуальную информацию на основе собственного интереса и опыта.
3. Понимание термина «гражданская журналистика»
В России термин «гражданская журналистика» используется с разными значениями. Это связано с тем, что сама журналистика в России определена как исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, заключающийся в сборе, обработке и периодическом распространении актуальной и общественно значимой информации. Однако это определение не охватывает полностью деятельность гражданских журналистов.
Сравнительный анализ термина проведен между журналистами и академическими исследователями, что позволило обозначить следующие варианты интерпретации понятия:
- Гражданская журналистика — это малая пресса, ориентированная на события, имеющие ценность для узкой аудитории. Малая пресса выполняет внутренние коммуникации для людей, объединенных общим интересом, и переосмысливает внешние события с точки зрения их собственного когнитивного фильтра. Она также создает конкуренцию с другими «моральными сообществами», выставляя групповые нормы в качестве кандидатов на статус универсальных гражданских ценностей.
- Гражданская журналистика — это комьюнити-журналистика, которая ориентирована на активное участие сообщества в сборе, проверке и распространении информации. Она подразумевает плотное взаимодействие между журналистами и аудиторией, что влияет на качество и достоверность информации.
В последние годы гражданская журналистика приобрела большую популярность в мире, однако в России она не получила широкого распространения. Вместе с тем, существуют различные направления гражданской журналистики, которые сформировались за последние годы в зарубежной практике.
Одно из таких направлений — медиа-активизм. Медиа-активизм представляет собой практику использования новых информационно-коммуникативных технологий для нужд социальных движений и создания новых гражданских авторов. Благодаря развитию информационных технологий и появлению виртуальных форумов, блогохостингов и социальных сетей, любой пользователь сети Интернет может быть услышан.
Другое направление гражданской журналистики — медийный психоанализ. Это донесение объективно важной информации, которую общество не хочет знать. Здесь особое внимание уделяется противоречащей массовым представлениям информации, которая идет в разрез с общественными ожиданиями. Это необходимо для создания устойчивого общества, готового к различным потрясениям и негативным воздействиям.
Третье направление гражданской журналистики — PR гражданских организаций. В современной информационной сфере важно продвижение информации, так как без него даже важные сведения могут остаться незамеченными. В этом контексте PR рассматривается как способ выживания в быстром информационном движении. Здесь особую роль играют социальные медиа-блоги, Интернет-форумы, социальные сети, фото- и видеохостинги, где отсутствует цензура и фильтры, характерные для профессиональных редакций. Традиционные СМИ используются для создания бренда.
Четвертое направление гражданской журналистики — перформативная медиа-активность. Перформативы — это обещания, клятвы и другие акты, которые имеют реальные последствия. В журналистской деятельности это могут быть подписные петиции, открытые письма, манифесты. Однако данная интерпретация пока не получила широкого распространения в отечественной практике.
Хотя данные направления гражданской журналистики получили признание за рубежом, в России они не нашли широкого применения и рассматриваются как отдельные явления, отделенные от гражданской журналистики.
В целом, гражданская журналистика является важной составляющей современной информационной сферы, которая способствует распространению объективной информации, созданию устойчивого общества и продвижению гражданских организаций.
2. Медиа-проекты в гражданской журналистике
2.1 Формы гражданской журналистики: интернет-сми, блоги и подкастинги
Формирование гражданской журналистики обусловлено масштабным технологическим переворотом, но ведь содержание невозможно без формы. Давайте более подробно рассмотрим формы гражданской журналистики. Возьмем три наиболее яркие формы: интернет-сми, блоги и подкастинги.
Гражданские журналисты за относительно непродолжительный период, с момента появления их в сети Интернет, все больше укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают факты, сведения, которые по неким причинам остались незамеченными формальными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность. Поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию.
В последнее время профессиональные редакции стали рассматривать гражданских журналистов как дополнительных поставщиков актуальной информации, близких понятию профессии «репортер», и привлекать их к сотрудничеству. Особенно эта тенденция проявляется в Интернет-СМИ.
Интернет-СМИ: новая форма массовой информации
Интернет-СМИ, также известные как web_СМИ или онлайн-СМИ, являются специальным видом ресурсов в Интернете, которые выполняют функции средства массовой информации. Они подобны традиционным медиа, включая газеты, телевидение и радиовещание, так как производят информацию, отражающую жизнь общества с определенной периодичностью и создаваемую журналистским коллективом (4).
Онлайн-издания обладают всеми характерными признаками для отнесения их к категории СМИ и дополнительными, специфическими особенностями, такими как мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность.
Мультимедийность представляет возможность использования текста, графики, звука и видео в материалах (6).
Гипертекстуальность — это связь между документами посредством гиперссылок, что позволяет пользователям перемещаться между отдельными документами (7).
Интерактивность — это взаимодействие между СМИ и пользователями. В онлайн-СМИ это проявляется не только в возможности отправки писем читателей в редакцию, но и в возможности пользователей участвовать в создании журналистского материала в реальном времени, обсуждать актуальные вопросы и вносить свои предложения (5).
В России ряд онлайн-СМИ активно привлекают пользователей к процессу создания контента. Например, электронное периодическое издание «Ридус» и интернет-издание «Частный Корреспондент» опираются на материалы, созданные пользователями. Новостной портал LifeNews даже покупает свидетельства очевидцев, присылаемые через мобильное приложение, и предлагает денежное вознаграждение за выполнение редакционных заданий (9).
Таким образом, в отличие от традиционных медиа, где роль аудитории преимущественно пассивна, в онлайн-СМИ возникает возможность для активного взаимодействия между редакцией и пользователями, где аудитория занимает более активную позицию (10).
Появление блогов позволило каждому человеку почувствовать себя журналистом. Блоги ведут люди разных профессий и возрастов. Любой Интернет-пользователь может писать на интересующие его темы, выкладывать фотографии и видео. Блоггеры быстро откликаются на происходящие события. |
Понятие «блог» занесено в Оксфордский словарь. Блог — это «регулярно обновляемая webстраница, размещенная на сайте (блогхостинге), посты которой могут содержать тексты, фотографии и видео, расположенные в обратном хронологическом порядке». Пост, или постинг — «публикация пользователя на форумах или в блогах; может быть текстовой или мультимедийной (фото, аудио, видеопостинги), произвольной формы и объема». |
Именно деятельность блоггеров в отечественной практике называют гражданской журналистикой — «те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских Интернет-журналов («блогов», «дневников») по всему миру. |
Развитие и популярность блогосферы обусловило появление журналистских авторских блогов. Блоги привлекают профессиональных журналистов возможностью обращаться к читателю без посредников, напрямую. Журналисты в блогах могут позволить себе больше субъективных оценок, авторского мнения, могут пренебречь публицистическим стилем и использовать неформальный стиль общения с аудиторией. |
Сегодня наблюдается тенденция превращения блогов в массовую информационно-коммуникативную среду, где реализуются различные коммуникационные модели. Создавая блог, пользователь публикует информацию, доступную для максимально возможного количества читателей. В данном случае осуществляется коммуникационная модель «опе-to-many». Также блоггер может вступать в коммуникацию с аудиторией — модель «опе-to-one». Записи в блоге могут носить конфиденциальный характер и предназначаться для определенной группы лиц, например только зарегистрированным на сайте пользователям — коммуникационная модель «опе-to-few». |
В настоящее время блоггеры активно объединяются в сообщества, которые создаются на основе общности интересов, позиций и взглядов. Участники этих сообществ делятся на две группы: редакторы, которые могут делать записи, и пользователи, которые могут только просматривать контент. Однако каждый пользователь имеет возможность потреблять информацию, опубликованную в сообществе блогеров. Эта модель носит название «few-to-many».[15]
С развитием технологии мультимедиа появились альтернативные информационные каналы, такие как подкасты.
Термин «подкастинг» пришел в отечественную практику из английского языка и является производным от слов iPod — популярного плеера для проигрывания музыки и мультимедиа, и broadcasting — широкоформатного вещания.
Подкастинг — это процесс создания и распространения звуковых или видеопередач в Интернете.[3]
Подкасты являются разновидностью блогов и представляют собой аудиофайлы или регулярно обновляемые серии аудиофайлов, которые доставляются подписчикам с помощью технологии RSS. RSS — это стандарт формата данных, который используется для описания лент новостей и изменений в блогах. Он позволяет автоматически транслировать информацию с одного сайта на другой или в почтовый ящик подписчика. RSS также используется для экспорта сообщений с информационных сайтов в новостные коллекторы (агрегаторы).[3]
С помощью портативных компьютерных устройств и специальных программ для редактирования аудио- или видеофайлов, которые доступны в сети Интернет, любой пользователь может создать свое собственное радио, записать передачу и опубликовать ее на публичном сервере. Исходя из этого, можно сделать вывод, что подкастинг может стать площадкой для гражданских журналистов.
В России технология подкастинга получила развитие относительно недавно. Согласно исследованию коммуникационного медиаагентства Universal McCann, только 58% респондентов в России слушают подкасты. Этот показатель ниже, чем в Китае, где подкасты регулярно слушают 74% респондентов, и на Филиппинах — 61% опрошенных.
В отличие от информации, транслируемой по телевидению и радио, подкасты содержат в себе уникальные материалы.
2.2 Медиа-проекты гражданской журналистики «OhmyNews», «Ридус», «CGnet», «The Huffington Post»
Гражданская журналистика существовала и до Интернета, однако с возникновением последнего резко изменились ее масштаб, содержание и организация, а главное, ее роль в обществе. Отдельные сюжеты в сети читает и смотрит аудитория, сопоставимая по численности с аудиторией крупных СМИ, а иногда и превосходящая ее в разы.
Как сам трактует Алексей Торгашев гражданскую журналистику. «Я сам думал над этим вопросом не раз, так как являлся одним из создателей ресурса «Лиги справледивых городов», то с неудачей собственного сайта, могу сказать, что все попадает под нее в том числе и википедия и блоги. Если говорить о репортерской части, то это фейсбук и инстаграм. Гражданская журналистика — это все тоже самое только деньги не платят.»
Но все же обращаясь к практике в гражданской журналистики стоит охарактеризовать и представить ситуацию в медиасфере в различных уголках мира.
Широкое распространение форматов новых медиа обусловило существование в Сети большого количества альтернативных интернет-СМИ.
Есть такие медиа которые продемонстрировали неоднократно, что они не только являются создателями новостей, но и могут ставить на повестку дня важные вопросы, которые игнорировались традиционными медиа.
Южная Корея
Самым ярким примером и основоположником Интернет СМИ можно считать Южную Корею. Она считается одна из самых онлайновых стран. Здесь и изобрели гражданскую интернет-журналистику. 22 февраля 2000 года малоизвестный корейский журналист О Йен Хо выложил в Сеть манифест новой журналистики под названием «Восстание 727 партизан новостей». Этот любопытный документ никогда не публиковался на русском языке. Вот одна из выдержек.
«Мы будем противостоять им, высоко подняв флаг партизанской войны. Наше оружие — утверждение, что каждый гражданин — репортер. Мы намерены основать союз партизан новостей».
2 часа дня 22 минуты 22 февраля 2000 года. С публикацией OhmyNews в мире появилась настоящая Интернет-газета.
Данный проект создавался силами корреспондентов-международников и штатных сотрудников OhmyNews International (OMNI) — международной компании, объединившей тех, кого вдохновляет идея общественной журналистики по всему миру.
Цель Оу Йон Хо — создание такой медиакультуры, где бы «ценность заметки определялась ее качеством», а не престижем того СМИ, где она опубликована.
Как сам считает Оу Йон Хо: каждый человек может стать репортером. Каждый имеет право рассказывать о событиях, описывать их и распространять. Журналисты, которые работают в СМИ, держат в своих руках власть над всем процессом создания и распространения новостей. И над крупными СМИ нередко довлеют политические силы, что ставит под угрозу свободомыслие и объективность.
Одним из ключевых событий в истории OhmyNews были президентские выборы 2002 года. В тот момент Рох Му-Хун победил, что стало неожиданностью как для политических кругов, так и для медиасообщества. Традиционные СМИ не являлись его приверженцами, и его политическая кампания велись разрозненно и не всегда объективно. Однако, OhmyNews уже с самого начала президентской гонки объективно освещала кампанию будущего президента, создавая ему политический имидж и предпосылки для победы на выборах. Все это подтверждает роль интернета и новых медиа в Южной Корее.
OhmyNews с самого начала реализовал формулу «штатные редакторы — граждане-журналисты». За 13 лет схема работы не изменилась и выглядит довольно просто. Чтобы стать автором, нужно зарегистрироваться на сайте и выложить свою заметку в «редакторский кабинет». Затем редакторы читают текст и либо принимают его, либо отвергают, причёсывая стиль, проверяя факты и в конечном итоге выкладывают его в публичный доступ. Примерно две трети всех присылаемых текстов публикуется, треть же по разным причинам отвергается, включая недостоверную информацию. Гражданские журналисты создают 80% контента, а штатные журналисты — 20%.
В итоге Ohmy News представляет собой новостной портал, совмещенный с блогами. Стиль и темы не ограничиваются, поэтому на главной странице можно найти все: от личных дневников до политической аналитики.
На данный момент OhmyNews избавился от международной редакции и не развивает собственное веб-телевидение, вместо этого используется канал Ustream. На сайте работает около 500 тысяч корреспондентов, хотя половина из них только комментирует новости. Бюджет OhmyNews составляет около 6,5 миллионов долларов, большую часть из которых приносит информационное спонсорство мероприятий, за треть отвечает реклама, а остальные средства поступают из других проектов и пожертвований. Согласно словам Алексея Торгашева, OhmyNews оказался на пике интернет-роста в правильное время. Иметь более 60 тысяч активных корреспондентов является значительным достижением. OhmyNews — это яркий пример мирового опыта, показывающий, что возможно создание СМИ, основанного на работе любительских репортеров.
Очевидно, Оу Йон Хо пока не смог построить ценностную бизнес-модель. Тем не менее, традиционная модель продолжает работать, чего нельзя сказать о подобных проектах.
В США одним из онлайн-агрегаторов, с головным офисом в Нью-Йорке, является проект The Huffington post. Проект был запущен Хаффингтон и Лерер в мае 2005 года, и возник на фоне общего недовольства демократов внешней и внутренней политикой США, особенно после выборов 2004 года. The Huffington Post был создан как альтернатива консервативно ориентированному Drudge Report.
В феврале 2011 года американский медийный конгломерат AOL (America Online) приобрел Huff Post за 315 миллионов долларов, а Арианну Хаффингтон назначили главным редактором вновь созданной медиа-группы The Huffington Post.
Цель создателей The Huffington Post заключалась в том, чтобы известные люди не только привлекали трафик на сайт, но и вступали в дискуссии с обычными пользователями, которые также могли писать блоги на сайте. Перед публикацией все посты тщательно отбирались, одни отвергались, другие просились исправить, чтобы тексты были более подходящими для блогов — HuffPost нуждался в живом, непринужденном языке. Интересно, что редакция сайта не платила деньги за публикации ни знаменитостям, ни другим авторам.
Проект The Huffington Post стал одним из ведущих медийных изданий, объединяющих местные и международные версии. В США сайт имеет несколько локальных версий, охватывающих города, такие как Чикаго, Нью-Йорк, Денвер, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Детройт и Майами. Аудитория проекта превышает 100 миллионов человек, что позволяет ему конкурировать с такими лидерами американского интернета, как The New York Times, USA Today и The Washington Post. Несмотря на критику, проект сохраняет стратегию, ориентированную на активных интернет-пользователей, готовых создавать контент.
Создатель проекта, Арианна Хаффингтон, подчеркивает, что люди больше не только потребляют новости, но и активно делятся ими, дополняют и продвигают. Такая философия послужила основой развития проекта, который постоянно эволюционирует и меняется в соответствии с требованиями интернет-аудитории.
The Huffington Post также успешно вышел на мировую арену, запустив множество международных версий сайта, а также телевизионный онлайн-проект HuffPost Live. В основе проекта лежит не только работа профессиональных редакторов, но и сотрудничество с более чем 9000 блогеров, политиков, знаменитостей, ученых и экспертов.
Южная Корея — ОН! Май Ньюс
Ли Нат Хаён, уже более 10 лет содержит домашнюю булочную в Ёндунпо-гу по, районе Сеула. 52-летняя женщина наблюдает за каждым драгоценным квадратным сантиметром района центрального города, который она своими руками превратила в домашний бизнес. После 9 лет работы в фармацевтической компании у Ли было много времени, и она решила вкладывать его в свою область. Разочарованная ограниченным освещением в местных газетах, Ли Рандеву решает открыть свою собственную газету, чтобы рассказать свою историю. [20]
Так Ли начала свое путешествие как гражданская журналистка корейского интернет-канала «OhmyNews». На OhmyNews, сфера интересов Ли — это происходящее в обыденной жизни и в ежедневной жизни корейских домоведений, а также проблем ИМН (мигрантов по браку).
За последние четыре года Ли написала около 200 статей о своих соседях, своей области и о себе. Особенно на «OhmyNews» Ли любит рассказывать истории молодых людей из Интернет-поколения, говорит о том, что сердеце каждого из них «все еще тепала»./p>
О сайте Oh! My News: это корейский новостной портал, который любой человек может использовать для публикации статей. Он был основан в 2000 году О Мисойлем с небольшим количеством денег. С момента создания сайт превратился в крупнейшую корпорацию гражданской журналистики в Южной Корее со своим телецентром и смешанным контентом, содержащим как профессиональный контент, так и содержание, созданное его читателями. [22]
Идея создания такого проекта пришла от желания дать голос всем людям, а не только профессиональным журналистам. Это возможность для обычного гражданина рассказать свою историю, выразить свое мнение и внести свой вклад в социальные и политические процессы в стране.
Несмотря на относительно небольшую аудиторию, портал позиционирует себя как крупнейшая площадка для гражданской журналистики в Южной Корее. Со временем позволяет он сохранить важность известиям, которые иначе могли бы остаться в тени.
CGNet и Ридус представляют собой периодические издания, предназначенные для развития и популяризации гражданской журналистики. Оба издания активно дополняют материалы основных СМИ, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам, о которых эти издания часто умалчивают.
CGNet является гражданским журналистским проектом, основным приоритетом которого является оказание поддержки и защиты прав племен адиваси в Индии. Журналисты CGNet собирают и обнародовывают информацию о нарушениях прав человека, о которых основные СМИ не сообщают. Кроме того, они также записывают устную традицию племен адиваси в цифровом формате, чтобы сохранить их культурное и языковое наследие.
Проект CGNet также предоставляет обучение молодым адиваси простым методам гражданской журналистики, включая запись и передачу своих вопросов и проблем через мобильные телефоны. Полученные изображения и материалы публикуются на веб-сайте и обсуждаются на форуме по электронной почте. За время существования проекта было зарегистрировано более 430000 телефонных звонков, опубликовано более 5800 историй и задокументировано более 200 решенных проблем.
Успех CGNet получил признание по всему миру. Инициатор проекта – Чудхари был удостоен премии Google Digital в 2013 году и был признан изданием Foreign Policy как один из 100 лучших мыслителей в мире. Важной чертой CGNet является его активная роль в формировании и изменении социальной политики государства.
Издание Ридус, созданное с целью популяризации гражданской журналистики, является периодическим интернет-изданием. Основной задачей Ридус является публикация последних новостей и оказание поддержки начинающим авторам и фоторепортерам, помогая им находить свою аудиторию.
Оба этих издания, CGNet и Ридус, играют важную роль в развитии гражданской журналистики и привлечении внимания общественности к спорным и умалчиваемым проблемам. Они дополняют основные СМИ и позволяют выразить и услышать голос обычных граждан, влияя на социальную политику и решения в обществе.
3. Текущее состояние гражданской журналистики в России
В России гражданская журналистика развивалась наравне с мировыми тенденциями на протяжении многих лет. Она сформировала свои методы работы и принципы взаимодействия с целевой аудиторией. Несмотря на то, что в массовом масштабе концепция была воспринята неоднозначно, есть несколько позиций относительно перспектив развития этого направления.
3.1 Позитивные аспекты гражданской журналистики
Гражданская журналистика подняла многие важные вопросы и темы, которые раньше не касались традиционными СМИ. Важнейшим из них является привлечение внимания общественности к вопросам социальной справедливости, правам менее защищенных групп населения, проблемам малых городов и сел.
Благодаря блогам и социальным сетям произошло расширение информационного пространства. Люди могут делиться новостями, мнениями, поделиться профессиональным опытом. Созданы комьюнити и сообщества, в которых активно обсуждаются важнейшие вопросы для общества. Кроме того, широко распространенные мобильные устройства позволяют фиксировать важные события и публиковать их на платформах.
3.2 Отрицательные аспекты гражданской журналистики
Однако у гражданской журналистики есть и недостатки. Во-первых, это возможность манипуляции информацией. В интернете представлено множество малоквалифицированных авторов, которые могут передавать недостоверную информацию и фальсифицировать данные в угоду своим интересам. Кроме того, распространение информации в соцсетях и интернет-изданиях создает проблемы с актуальностью и достоверностью информации
Проблемы заключаются также в том, что иногда гражданская журналистика может становиться лавкой для продажи голосов на выборах и массового влияния на мнение социума. В России произошли случаи использования социальных ресурсов для оказания влияния на выбор депутатов Госдумы.
3.3 Перспективы гражданской журналистики в России
В настоящее время пацификистические настроения в России и массовая политизация могут претворить речи об исчезновении гражданской журналистики в эпоху «фейковых новостей» в реальность. Но есть и другие тенденции. Например, сейчас активно развивается инициатива платного контента и рекламных материалов на площадках гражданской журналистики.
Также стоит отметить, что существует обширная блогосфера и список независимых новостных организаций, которые продолжают публиковать высококачественные материалы. Таким образом, тяжелый конкурс среди рядовых СМИ за выживание веб-операторов и формы кооперации с традиционными медийными иностранной окупации представляют перспективы ребрендинга начинания в устойчивые медиаконвертеры.
Изначально целью гражданской журналистики считалось, участие аудитории в журналистской деятельности и предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиям демократического общества.
главных проблем
В чем же выражается непрофессионализм таких журналистов. В первую очередь это безграмотность. Второе это акцентирование на события личной жизни, а также создание огромного количества ботов и блог — подделок, а также фейковых страниц.
Как комментирует сам Алексей Торгашев «При создание таких проектов, самое сложное с чем мне пришлось столкнутся, это с некачественным материалом, а он возникает от не знания профессиональных рамок. Как можно взять в команду неизвестного человека, не поняв, как он излагает и пишет материал. В день мне моей команде и в том числе мне приходилось прочитывать огромное количество некачественного контента»
По данным одного из исследований «Pew Internet & American Life Project», всего 1/3 часть блогеров проверяют факты, о которых они пишут. Все остальные — то есть, подавляющее большинство ведущих дневники людей — просто пишут о том, что их волнует и заботит, не задумываясь о том, что опубликованные ими тексты могут стать для кого-то источником информации, зачастую — ложной.
Однако есть и такие пользователи, каждая запись которых воспринимается читателями как событие и повод для обсуждения. У таких блоггеров есть преданные поклонники, ярые критики или же оппоненты, которые цитируют журналисты и к ним обращаются, когда хотят получить комментарий от экспертов.
отсутствие любых рамок и ограничения
является недоверие аудитории
потребуется финансирование