Эстетическое воспитание играет значимую роль в развитии личности, в ее всестороннем формировании. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха: «Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм. » »
Видеть в труде созидательное начало красоты – значит, творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и, поскольку она обладает такими свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.
Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. «Чем больше я читаю, – писал А. М. Горький, – тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь». А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шире понимания. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Многие писатели, педагоги, деятели культуры ( Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский ) утверждают, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, обостряет любознательность, развивает мышление, память, внимание, волю.
«Синтез искусств в эстетическом воспитании школьников» материал по музыке
... темы данной курсовой работы: «Синтез искусств на уроках музыки». Цель - изучение проблем гармоничного развития ребенка и определение оптимальных методов работы по эстетическому развитию средствами искусства. Задачи - формирование эстетического ... воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется ...
Приобщая школьников к богатейшему опыту человечества можно воспитать высоконравственного, разносторонне развитого, современного человека. Данное предположение и определило тему курсовой работы.
Актуальность данной темы выражается в том, что эстетическое воспитание является важным аспектом в современном образовании школьников, так как формирует качества всесторонне развитой личности. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития нравственного совершенства.
Курс исследования заключается в том, что проблема – с одной стороны, эстетическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие эстетической образованности и воспитанности детей, с другой стороны – в современной школе эстетические знания преподаются разрозненно, у педагогов нет методических, технических наработок, позволяющих формировать эстетическое сознание учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования – эстетическое воспитание учащихся., Предмет – пути и средства эстетического воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе., Цель – выделить пути и средства эстетического воспитания детей в общеобразовательной школе.
Задачи:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания учащихся.
· Рассмотреть особенности эстетического воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.
· Определить способы эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Методологическая основа:
· Теория воспитания личности: Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко.
· Теория эстетического воспитания: Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Ю.К. Бабанский.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, сравнение, беседа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введение обосновываются актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовом проекте, определяется его объект, предмет, цель, его задачи, раскрывается методологическая основа. В первой главе дан анализ состояния современной проблемы эстетического воспитания школьников. Во второй главе названы приемы обеспечения эстетического воспитания учащихся. В заключении представлены выводы по изучению проблемы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы
эстетического воспитания учащихся.
§1. Эстетическое воспитание, его сущность.
Цели воспитания в Российской Федерации.
Влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно- эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе арабов». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусства не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслаждение только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.
Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки
... и др.) [39, 135]. Для воспитания эстетического восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения ... решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся младших классов полноценных художественных вкусов, умения отличать ... Учитель в учебной или воспитательной работе акцентирует внимание младшего школьника на эстетических качествах явлений жизни и ...
Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление произносимых звуков в слова и не чувствовать их художественно – эстетического влияния.(1)
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту. В межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности предмета.(2) Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.(3) Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Формирование эстетической культуры школьников определяется как целенаправленный и планомерный процесс развития у них эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического становления личности выступает искусство, природа и межчеловеческие отношения. По мнению Лихачева, специфическим аспектом эстетического компонента всестороннего развития личности наряду с указанным выступает развитие у школьников талантов, дарований и творческих способностей в различных областях искусства.(3)
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aesthesis , что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. (1)
Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у детей систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. (4)
Д.Б. Лихачев определял эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».(3) Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.
На английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» ...
... новые формы. Все то,... Сочинение на тему: Роль искусства в моей жизни Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество определений, ... мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна! Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается ...
Таки образом, эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности учеников, а именно:
· формирование художественного вкуса; эмоционально – чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
· знание и понимание сущности эстетического воспитания в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
· овладение культурным наследием прошлого отношения к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
· степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
· раскрытие и осмысление гражданской основе искусства и формирование у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности;
· мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни; так Л.Н. Толстой высказал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
· потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.(5)
В первой советской «Декларации о единой трудовой школе» (1918) было записано, что научное и трудовое образование, лишенное эстетического элемента, было бы обездушенным. Там же подчеркивалось, что «предметы эстетического цикла: лепка, рисование, пение, музыка – отнюдь не является чем – то второстепенным, какой – то роскошью жизни». Уже тогда считалось для всех очевидным, что под эстетическим воспитанием подразумевается «не преподавание упрощенного «детского» искусства, а целеустремленное и систематическое развитие чувств и творческих способностей, умножающих возможности наслаждаться красотой и создавать ее».(4)
За эстетику детской жизни активно выступала Н.К. Крупская. Надо стараться, говорила она, все занятия пронизать искусством, поддержать стремление ребенка выразить себя в художественном слове, танце, поэзии, драматизированном действии. Искусство есть своего рода «резонатор, усиливающий все коммунистическое, все коллективистическое, бодрое, все прекрасное, что поднято было в душе масс революцией…»(6)
Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это – организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзии и творческого труда – это говорит о его высоком эстетическом и одновременно нравственном развитии. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью. «Чувство изящного, — писал В.Г.Белинский, — есть условие человеческого достоинства…Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма…Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе – сказку, годную для занятия от скуки, — тот не человек…Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности». (7)
Декоративно- прикладное искусство как средство формирования эстетической ...
... Теоретическая значимость, Структура курсовой работы: введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников., Глава 1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура 1.1 Эстетическое воспитание в современной начальной школе Современные процессы модернизации начального образования ориентируют ...
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Исследуя педагогическую литературу, можно обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. На наш взгляд, эти понятия необходимо четко разграничивать. Так например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию…способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве».(8) Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.(9)
Рукавицин М.М. считает: «Конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, высоконравственный, прогрессивный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту искусства».(2, с.45) Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Отечественная педагогика располагает значительным фондом теоретических, методических, организационных основ реализации общих и индивидуальных программ эстетического воспитания, образования школьников. Опыт советской школы в работе с одаренными учащимися признан во всем мире. Тем не менее, можно предположить, что часть одаренных детей остается вне педагогической диагностики и не получает индивидуального развития своих дарований. Наиболее острыми проблемами формирования эстетической культуры учащихся образовательной школы можно назвать, во – первых, дезориентирующее влияние на эстетическое сознание школьников средств массовой информации, лавину доступных всем и внешне привлекательных произведений псевдоискусства. Подлинное искусство, эстетическая классика подавляется и перестает быть источником формирования эстетического миропонимания учащихся. Но и попытки насильственного навязывания эстетических вкусов и взглядов обречены на удачу. Поиски путей формирования эстетической культуры школьников, творческой способности, понимания прекрасного в искусстве, природе и межчеловеческих отношениях, развитие способностей художественно го и эстетического восприятия ,глубокого переживания, создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, то есть накопление разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений весьма сложны и выходят за пределы педагогических возможностей школы.
ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)
... приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в ... страна ликует Сочинение Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова Лев Николаевич Толстой в романе ... с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города. ... с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после ...
Таков круг основных задач, решение которых в их взаимосвязи направлено на достижение всестороннего развития личности школьников.
Одним из тезисов непризнания педагогических ценностей советского развития педагогики служит тезис об утопичности и неосуществимости цели всестороннего гармонического воспитания личности. Утверждается, что это недостижимый абстрактный идеал, миф, заблуждение. Сторонники правомерности рассматриваемой формулировки цели воспитания, в свою очередь, утверждают, что о каком – либо абсолюте в гармоническом развитии личности никто и не говорит. Но научные разработки и практика свидетельствуют о том, что кажущаяся абстрактная цель всестороннего развития приобретает вполне конструктивный, диагностический характер. Более того, разработаны показатели и критерии измерения продвинутости школьника по отдельным параметрам целостной картины его социального, психофизического становления на пути к взрослости. Изучение антропометрических данных выводит учителя на факты неравномерности развития личности и подсказывает приоритетные направления субъектно-ориентированного влияния педагогов и родителей на учащихся любого возраста. Иначе говоря, выстраивается вполне технологическая система фронтальной и индивидуальной стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса. Ни один из компонентов всестороннего формирования личности не может по произволу учителя или из-за сопротивления учащихся быть изъят из педагогического «производства». Ибо это будет нарушением прав будущего гражданина, негативно может сказаться на жизненном самоопределении. Государственная цель всестороннего расцвета личности отвечает интересам самих школьников, природные задатки которых не останутся втуне. Такова основная трактовка официальной цели воспитания в Российской Федерации.(10)
Помимо педагогических подходов к исследованию эстетического воспитания существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Б.Т. Лихачев выделяет ряд принципов, лежащих в основе организации системы эстетического воспитания этими принципами являются:
Эстетическое воспитание
... общественной жизни. Эффективность в работе по эстетическому воспитанию зависит от ее систематичности, целенаправленного эстетического воздействия на личность в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве. Немалая роль в этом процессе принадлежит искусству, которое в синтезированном ...
· Принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусств взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.
· Принцип художественно-творческой деятельности и самостоятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков. Знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
· Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящий им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условиями труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.
· Принцип учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
· Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности, ее подготовки к духовной жизни и труду.
· Принцип единства художественного и общего психического развития детей. Художественно – эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи и мышления. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используется в области художественно-эстетической.
Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства – потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.
Большое место в эстетическом воспитании занимает красота природы. Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постоянно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства и красоты.
Курсовая «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства»
... уровни эстетического воспитания младших школьников. 5. Проанализировать содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. Методы исследования:, База исследования:, Структура работы:, Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся 1.1. Проблема эстетического воспитания учащихся Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности ...
Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном, интеллектуальном. Это может быть достигнуто через овладение ребенком основами эстетической культуры; развитие способности к художественно-эстетическому творчеству и развитие эстетических, психологических качеств человека.
§2. Эстетическое сознание учащихся и способы его формирования в условиях современной школы.
В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлений реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. Человек отражает реальную действительность, единство и противоположность содержания и формы не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Его эстетическое отношение характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного. Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.
Б.Т. Лихачев считает, что эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критерий.(11)Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяет судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетический идеал, эстетическое восприятие, эстетического вкуса, эстетической оценки. Б. Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З.Апресян.
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира».(11) То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Процесс формирования эстетического идеала у детей проходит две стадии. Они неразрывно связаны с собой, обуславливают друг друга. Первая заключается в том, что в ходе жизни ребенок усваивает определенные социальные установки, наряду с которыми формируется его представление об идеале. Такое представление осуществляется с помощью вербально-изобразительных средств. В результате обучения, бесед, чтения литературы, знакомства с изобразительным творчеством художников, слушания музыки, просмотра фильмов и телепередач, непосредственного общения с взрослыми и между собой у школьников формируются идеальные представления, понятия, образы, связанные с организацией общественной жизни, а также мотивы и стимулы поведения. Это представления об идеальном устройстве жизни, об идеальных отношениях между людьми, об идеале самого современного человека.
Формирование эстетической культуры учащихся на х изобразительного искусства
... искусстве. Тема исследования, Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования Задачи: выявить сущность, содержание, структуру эстетической культуры обучающихся; выявить основные средства формирования эстетической культуры на уроках изобразительного искусства; исследовать уровень сформированности эстетической культуры ...
Другая стадия формирования эстетического идеала – стадия практического воплощения идеальных стремлений в жизнь. Происходит движение от вербально-образной стадии формирования идеалов к стадии их реального воплощения.
Каждый возрастной период детства требует особой специфической формы выражения идеала. Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом, с красотой общественных идеалов является сказка. Сказочные герои , наделенные человеческими качествами и свойствами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует сказочным героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет маленьким детям легко войти в мир общественных идеалов.
Подростки несколько отходят от сказки. Но в целом художественная форма выражения идеалов сохраняет свое значение и для них. Одновременно с взрослением происходит переход от воображаемых идеалов к поиску идеальной красоты в жизни: непосредственно в окружающих людях, отношениях. В подростковом возрасте особенно важно побуждать детей к жизненному воплощению идеалов, особенно в области самовоспитания.
Наряду с эстетическим идеалом важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства».
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик, который в свою очередь является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету».(11) В зависимости от содержания эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, смех или страх.
Еще одна категория – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений».(12)
А.К. Дремов определяет эстетический вкус, как «способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства».(13) Эстетический вкус формируется у человека в течении многих лет, в период становления личности.
Эстетическое сознание выполняет важную функцию, которая заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, природы. Эстетическое общественное сознание , выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает сложные многообразные переживания. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства. Искусство является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Общение с искусством имеет огромное психическое значение в психическом становлении личности.
Эстетическое сознание в педагогическом процессе выполняет функцию организационно-педагогическую. Отражая обновление жизни общества во всей ее противоречивости, искусство помогает педагогам успешно решать организационные вопросы. Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредотачивая его внимание на новых ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло.
Из всего сказанного следует, что психологическую сущность эстетического воспитания составляет эстетическое сознание, важнейшими элементами которого являются:
· Эстетический идеал
· Восприятие
· Вкус
· Оценка
· Чувства и др.психические категории.
Человек отражает реальную действительность не только рационально, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Его эстетическое отношение характеризуется категориями прекрасного , возвышенного, трагического, комического, безобразного. В свою очередь, эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.
§3. Возможности организации эстетического воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В данном параграфе мы рассмотрим, как реализуется эстетическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе школы. Реализация эстетического воспитания осуществляется:
1. В пределах школьного цикла:
· Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov/
· Музыка
· Изобразительное искусство
2.Во внеклассной и внешкольной работе. Рассмотрим подробнее эти направления.
1. Уроки художественного цикла являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.
В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.
В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственного искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.
Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе – литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности.
Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения.
Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является само искусство – произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, память, мышление, речь. «Художественная литература – органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности.»(14,с,127) Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания. Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание художественных основ произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте.
Другой важнейший предмет в школе – «Музыка». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Известный педагог Ю.Б.Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно – эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».(15,с, 26) Ведущей задачей на уроке музыки, отмечают Л.Г.Дмитриева и Н.М.Черноиваненко, является «формирование слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку».(16)
Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» (17, с.37).Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.
Итак, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений , взглядов, убеждений.
Третий учебный предмет художественного цикла в школе – «Изобразительное искусство». Следует иметь в виду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств 5 перечисленных занимают особое место.
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и художественное детское творчество. Занятия изобразительным искусством развивает умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.
Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной действительности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение задач; воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.
2. Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе.
Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский. С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.
В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить 3 взаимосвязанных звена:
1.эстетическое просвещение
2.развитие эстетических чувств
3.обогащение опыта художественной деятельности.
Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом. Университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др.
Наиболее эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть организованы по изучению как общих основ теории и искусства. В средних классах необходима продуманная система бесед по эстетике.
Неоценимое значение для художественного образования старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с учащихся. При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного потребления лекционной информации вне школы.
Лекции по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировал над размышлением об искусстве.
Ценимой учащихся формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить.
Известную искусствоведческую информацию школьники получают на занятиях кружков. Хотя их основное назначение – практическое приобщение учащихся к литературе и искусству.
В процессе художественного просвещения учащиеся должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен целенаправленный отбор, как теоретического материала, так и произведений искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у школьников интерес к высокохудожественным произведениям.
Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино – и телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений искусства, театра. Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней. Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино – и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего свободного времени отдают телевидению.
Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в особо тонком и последовательном педагогическом руководстве, которое призвано обеспечить формирование:
1.Умения учащихся отличать полноценные в идейно-художественном отношении произведения от слабых и низкопробных.
2.Способности разбираться в сложной и противоречивой жизненной реальности.
3.Невосприимчивости к недостойным поступкам.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Формами обогащения художественного опыта учащихся во внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др. их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях – развить творческую активность учащихся.
Особенно большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии учащихся. Согласно открытому Л.С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной психологической основе.(5)
Таким образом, эстетическое воспитание реализуется в пределах школьного цикла, то есть в литературе, музыке, изобразительном искусстве, и во внеклассной и внешкольной работе. В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:
1.Эстетическое просвещение;
2.Развитие эстетических чувств;
3.Обогащение опыта художественной деятельности.
Во внеклассной работе для эстетического просвещения открываются большие возможности. Это – беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом. Особенно большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность.
Вывод по главе 1.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в жизни и в искусстве, оценивать ее. В третьих, это развитие способности учащихся к самостоятельному творчеству.
Цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек.(18), Задачи эстетического воспитания является формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
Психологическую сущность эстетического воспитания составляет эстетическое сознание, которое формируется в процессе общения человека с социальной действительностью, природой, искусством, а так же в активной творческой деятельности. Его функция заключается в раскрытии мира красоты: сущности искусства, общественной жизни, отношений и так далее.
Реализация эстетического воспитания происходит:
1. В пределах школьного цикла.
2. Во внеклассной и внешкольной работе.
В целом можно сказать, что вся система эстетического воспитания направлена на формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Данный аспект играет важную роль в современных условиях жизнедеятельности человека.