Хоровое пение и сегодня — наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя-хормейстера хоровое пение — действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать.
Актуальность темы подтверждается тем, что пение в хоре — средство общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.
Одна из особенностей хорового пения — возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.
Наблюдения педагогов и специальные исследования показали. Что пение — это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения — сольного и хорового — укреплять певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения(певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.
Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:
- развитие у детей интерес и любовь к хоровому пению;
—воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
формировать художественный вкус;
развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
всестороннее развивать музыкальный слух — мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Cочинение «Учебная литература для детей становление и развитие»
... Основные функции детской литературы как искусства слова: воспитательная; образовательная; воспитание эстетического вкуса; риторическая, ребенок начинает творить, ... и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник ... Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва - переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма ...
Проблема хорового пения заключается в ряде вопросов хормейстера, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений, музыкальных сказок, спектаклей.
Объект: хоровое пение — особый, самостоятельный вид музыкальной деятельности.
Предметом являются: методы, приёмы обучения хоровому пению, средства музыкальной выразительности, вокально — хоровая техника.
По данной теме можно выдвинуть следующую гипотезу: выявленная проблема по решению ряда вопросов хормейстером, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений будет разрешена, если:
хору будет присуща большая культура и техническое мастерство
исполнения;
руководитель хора будет знать природу хорового пения;
хормейстер будет руководствоваться принципами, рекомендациями, советами, изложенными в литературе этого профиля.
Задачи:
проследить развитие хоровой музыки в истории;
уточнить понятия хор и хоровое пение;
рассмотреть особенности вокально — хоровой техники;
изучить средства музыкальной выразительности;
представить приёмы управления хором;
раскрыть важность хорового пения в постановке музыкального спектакля.
Методы: классификация видов музыкальной деятельности;
Сравнение профилей хорового пения; теоретический анализ методической литературы.
Теоретическая значимость: разработка и привнесение в хоровое пение новых средств, улучшающих результат музыкальной деятельности в постановке музыкального спектакля.
Практическая значимость: совершенствование вокально — хоровой техники хоровых коллективов;
Применение и соблюдение средств музыкальной выразительности;
Высшее мастерство хормейстера при работе с хором.
Глава 1.
.1 Развитие хоровой музыки в истории
Хоровая музыка — музыка, исполняемая хором или предназначенная для хорового исполнения. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.
Существует несколько гипотез о зарождении хорового мелодического пения, в которых главным является вопрос о первичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиционной точки зрения одноголосный хоровое искусство было простейшим и первичным, а многоголосие — вторичным.
Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)
... сказок, где музыка или музыкальные инструменты играют ключевые роли, проанализировать их; 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; ... возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида ... конце XI – начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко – ...
Пути развития хорового искусства народов мира отличаются друг от друга при этом языковая специфика становилась подчас определяющим фактором.
К числу самых ранних известных памятников относятся поэтические тексты хоровых гимнов — заклинаний из «Самоведы» (Индия. 2000 до н.э.); высокой степени совершенства достигло светское хоровое искусство Индии.
Исключительное значение для развития хоровой культуры имело искусство Др. Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке — пеан, тренос.
Первые записи хоровой музыки народов Древнего мира относятся ко 2 в. до н.э.(Греция)
Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской и духовной музыки.
Певческое искусство эпохи Возрождения. XIV — XVI века явились прогрессивным периодом в развитии хорового пения. Этот период отмечен расцветом полифонической музыки строгого стиля, распространением демократических форм светского многоголосного пения, серьёзными преобразованиями профессионального хорового искусства.
В XVII — XVIII вв. произошли перемены в формах бытования хоровой музыки и её взаимодействие с другими видами искусства. Хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обрела свою собственную эстетическую функцию. XVII век — век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата. Формирование и развитие гомофонно — гармонического склада, совершенствование вокальной техники и принципов обучения певцов, становление новой музыкальной эстетики — всё это находит отражение в хоровом пении. В начале XVIII века монументальные оратории Г. Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры. В конце XVIII века хоровая культура Европы претерпела разительные изменения. Огромное влияние на все области общественной жизни оказала Великая французская революция. Хоровое пение в дни революции приобрело новые гражданские черты, оно превратилось в большую общественную силу.
В Росси, до XVIII века хор состоял из мужских голосов — теноров и басов. В начале XVIII века капелла пополнилась дискантами и альтами. Женские голоса появились только в 1920 году. В XVIII — XIX века многие помещики создавали собственные хоры из крепостных. Во второй половине XIX и в начале XX века количество частных хоров в России заметно возросло. Но далеко не все из них обладали высокими художественными достоинствами. Вторая половина XIX века принесла русским хорам мировую славу.
В XIX веке господствовавшей формой бытования хоровой музыки становится её концертное исполнение. Сильнейшее воздействие на развитие хоровой музыки XIX века оказало направление романтизма. Композиторы- романтики проявили большой интерес к народной песне, стремились к широкому использованию программности.
Серебряный век русской музыки
... не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики. Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, ... рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности ...
Новую эпоху открыло хоровое творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов — классиков.
Участие народных масс в политической борьбе, рост национально — освободительных движений, бурное развитие в XX веке средств массовой информации и другие социальные факторы усилили процесс широчайшего распространения хоровой музыки на всех континентах и одновременно способствовали взаимопроникновению рациональных музыкальных традиций.
Хоровая музыка выдающихся мастеров XX века не может быть заключена в рамки какого — либо одного течения.
1.2 Характеристика хора. Типы хоров. Количественный состав хора
Хор — это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно — выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.
Типы хоров:
хор, состоящий из мужских голосов. Называется однородным мужским;
хор, состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным.
Партии хора и голоса, составляющие их:
В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса — сопрано; низкие женские голоса — альты; высокие мужские — тенора; низкие мужские — басы; высокие детские голоса — сопрано (дисканты).
Характеристика хоровых партий:
СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы — ре второй октавы.
АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы — ре второй октавы.
ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы — ля второй октавы.
БАСЫ: обычно — фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре — роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы — ре малой октавы.
Количественный состав хора.
Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ...
... проблему формирования вокально-хоровых навыков детей на уроках музыки и избрали тему курсовой работы: «Формирование вокально-хоровых навыков детей младшего ... из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, ... дирижёра, ставила воспитательные задачи. Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными ...
С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6
Вокальные ансамбли
С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 — малый хор.
Элементы хорового исполнения:
ансамбль (ритмический ансамбль).
Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.
строй (чистая интонация каждого певца).
нюансы (разное звучание различных мест произведения).
Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).
Расстановка хора
Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание. (см. приложение 1)
1.3 Основы вокально — хоровой техники. Средства музыкальной выразительности
Вокально-хоровая техника — это навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, нюансы.
Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.
Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. Раскроем наиболее важные из них:
Певческая установка — это комплекс обязательных требований — стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.
Дыхание является важнейшим фактором голосообразования у певцов. Певческое дыхание отличается от обычного, так как служит для звукообразования. Дыхание, как вокально-технический прием состоит из 3-х главных элементов: вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. Умение каждого певца правильно дышать помогает очень важный и необходимый прием в хоровом пении — цепное дыхание. Существует различные типы певческого дыхания: ключичное; грудное; нижнереберное; диафрагмальное или брюшное. Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания участников хора и последовательно отрабатывать его механизм на каждом уроке, напоминать хористам принципы певческого дыхания, следить за правильностью его исполнения. В пении дыхание противоположно естественному: живот идет несколько вперед, а не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть, стремление удержать его и подать вперед.
«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...
... обобщить методы музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в обобщении методов ... пению в условиях хора показывают, что уровень певческого развития младших школьников во многом оставляет желать лучшего. Методологической основой по ...
Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.
Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий «зевок», высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.
Приёмы звуковедения. Как будет исполнена мелодия, имеет немаловажное значение для художественной выразительности передачи того или иного хорового сочинения. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств художественной выразительности исполнения мелодии, т.к. он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность. Non legato — также весьма распространенный прием звуковедения, необходимый для художественно-выразительного выражения многих произведений соответствующего характера. Другие приемы звуков — staccato, различные акценты, storzando — вносят в палитру художественного исполнения много дополнительных красок, значительно облегчают его восприятие. хоровой музыка репертуар
Средства музыкальной выразительности:
Мелодия, ее исполнение, соответствующее характеру и фактуре хорового сочинения — главное средство музыкальной выразительности. Самым важным в художественном исполнении является умение хора оттенять мелодию песни, основной мотив сочинения или его часть.
Одним из средств музыкальной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально-осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т.д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальная фразировка соответствует фразировке литературного текста. Точка грани между фразами называется цезурой. Нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.
Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных.
Работа над художественным произведением и формирование музыкального ...
... му работе невозможно. В качестве отправной точки выберем работу над музыкальным произведением, в ... возможность полноценного прочтения содержания художественного произвдения находится в ... над репертуаром опираться на три главных познавательных уровня, которые можно определить словами: «текст», «подтекст» и «надтекст». Возьмем, к примеру, работу над ... Не отрицая на определенных этапах обучения и в ...
Помимо выше перечисленных средств музыкальной выразительности есть и другие:
Цезура;
Нюансы;
Темп;
Фермата;
Тембр и др.
Полноценное, правдивое исполнение хорового произведения может быть осуществлено лишь при правильном использовании средств музыкальной выразительности.
1.4 Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением. Требования к отбору репертуара в начальных классах
Профессия хормейстера. Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролёром» качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.
Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.
Первая задача, стоящая перед любым хормейстером — создать хоровой коллектив. Организационная работа очень сложна и успех в конечном счёте зависит не столько от удовлетворительного проведения всей этой работы, сколько от того, как серьёзно и глубоко в дальнейшем будет организована вся учебно — репетиционная работа.
Приступая к созданию хорового коллектива, руководитель прежде всего должен отдавать себе отчёт в том, какого жанра будет этот хор — народный или академический.
Репертуар и работа над хоровым произведением.
Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора.
Подбор вокально — хорового репертуара в начальных классах осуществляется с учётом следующих положений
КАК Создать школьный хор
Ставя перед собой задачу создать хор, следует прежде всего определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни школы, посёлка, города, района.
Репертуар хореографического коллектива
... подборе репертуара для хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива. При создании репертуара коллектива ... работу. В связи с этим балетмейстеры делятся на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер. 1.Балетмейстер-сочинитель, создатель новых хореографических произведений. ...
Совсем не обязательно сразу организовывать большой хор, сначала достаточно объединить 30 — 40 детей.( Струве, стр.15).
важно удержать основной состав — ядро хора. Познакомиться с каждым его участником, изучить их успеваемость, наклонности.
Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и общемузыкальной, так и в области нравственной. Эстетической, воспитательной.
Хорошее начало — это уже половина успеха. Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности, долгой жизни.
Организатор хора — школьный учитель музыки или приглашённый хормейстер — должен прежде всего выяснить, был ли раньше в школе хор, какие впечатления о нём остались у ребят. Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все ученики и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных ребят. Многие ребята ещё не уверены. Хотят ли они заниматься в хоре, а многие просто не знают, Что это такое.
Уже при первом прослушивании руководитель хора распределяет учащихся по основным хоровым партиям — сопрано и альтам. Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении. И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело — хор.
На первом же занятии можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях. Ребята должны понять, что каждый голос по — своему хорош и важен в звучании хора.
Назначаются постоянные дни занятий. Для многих коллективов особенно в школах, где имеется вторая смена, одним из таких дней может стать воскресенье, так как практика подтверждает, что воскресенье — самый подходящий для занятий день.
Обычно в воскресенье занятия начинаются в 10 часов утра и заканчиваются в 12 часов дня (перерыв 10 — 15 минут).
Это время удобно для проведения концертов, бесед, выездов на дневные воскресные концерты и на музыкальные спектакли в театры. Второй день занятий устанавливается по согласованию с учебной частью школы с учётом расписания уроков.
Обязательное условие успешной работы — деление хоров на младший (I — III классы), средний (IV — VI классы), и старший (VII — X классы) или хотя бы на младший и старший. Только тогда создаются условия творческого развития старшего (он будет постоянно пополняться подготовительными хористами из среднего) и среднего хора; а у младших тоже будет стимул роста — ребята закончат III класс и перейдут в средний хор.
МЛАДШИЙ ХОР характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы — ре — ми-бемоль второй октавы. Перед младшим хором ставятся задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них ( )
Методика работы с детским хором
... Прежде всего, руководитель хора и его организаторы должны твердо понимать цель и задачи создания любительского детского хора и строить в соответствии с ними свое произведение. 1. Возрастные характеристики детского голоса. Детские голоса ...
Хоровое исполнительство — важный путь активизации раскрытия творческих сторон личности, мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной. Коллективное творческое исполнительство ведет к увеличению устойчивости музыкальных интересов и потребностей и обогащению их. Известный социолог Ю.В. Шаров пишет: «Развитие потребности в музыкальном творчестве начинается, прежде всего с формирования потребности слушания музыки. Оно ведет к возникновению потребности владения способами музыкальной деятельности (своим голосом, музыкальными инструментами) и может в конечном счете привести к возникновению потребности в продуктивном музыкальном творчестве».
Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим «озвучивателем» написанного.
Напряжение мышц, излишнее движение корпусом, нарочитая «артистичность» снимаются, когда участники хора овладевают не только даром проникновения в художественную суть произведения, но и умением выразить свое видение, свое отношение к нему. Это и проявляется в исполнительстве. Логика мышления приводит к правде чувств. Сотворчество подразумевает, что исполнитель как бы пропускает музыкальный образ произведения через чувства, воображение, наполняет этот образ личными эмоциями, аналогиями, воспоминаниями, то есть своим опытом. Убеждения композитора должны стать и его — исполнителя — убеждениями.
Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.
Сопереживание — это способность по — своему почувствовать мысли и настроения, которые композитор вложил в данное произведение. Сопереживание помогает открыть не только перед исполнителем, но и перед слушателем общественную значимость и художественную ценность данного произведения.
Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.
Одна из ведущих задач детского хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности подростка, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения. Вот почему многие хористы, посещавшие хор с пяти, шестилетнего возраста, не оставляют свои занятия и после окончания средней школы. Одни из них продолжают посещать детский хор, другие переходят в молодежные хоры, организуют свои вокально-хоровые ансамбли по месту учебы и работы. Присутствие в детском хоре «опытных наставников» нисколько не отягощает его звучания, кроме того, служит замечательным примером подражания для младших. Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность у старших школьников. Хоровое пение — это не «натаскивание», не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально — художественного образа произведения, видения его многогранности. Музыка в силу своей специфики допускает вариантность интерпретации художественного образа, что возможно лишь при умении вносить в исполнительство свое субъективное отношение, свое переживание. Исполнители как бы несут ответственность за «жизнь» произведения, за долголетие, признание и понимание слушателями его художественной ценности. «Исполнение есть нечто иное, как искусство выражать неслышимое посредством слышимого».
Я.И. Мильштейн.
Исполнительство с одной стороны развивает и обогащает музыкально-теоретические знания, представления, удовлетворяет музыкальные потребности и интересы самих подростков — исполнителей, с другой — решает задачу общения со слушательской аудиторией, для которой оно должно открыть произведение, дать постигнуть его красоту. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению, творческому самовыражению, преодолению внешних обстоятельств, мешающих выразительному исполнению.
Хоровое исполнительство, воспитывающее в детях сотворчество, сопереживание, воображение, творческое мышление, развивается под воздействием трех факторов: это — репертуар, его художественность, направленность, содержательность; дирижер-хормейстер — главный наставник, формирующий духовный облик; коллектив как формирующая среда в процессе исполнительства. От того, что поют дети, зависит их уровень музыкальной культуры, их духовные интересы и потребности. Репертуар в известной степени определяет исполнительское лицо коллектива. Поэтому интересен опыт многих ведущих детских хоров страны в подборе репертуара. К репертуару в таких коллективах предъявляются требования высокой идейной нравственности, художественной ценности, соответствие возрастным возможностям и интересам.
Репертуар хора должен быть разнообразным по характеру, охватывать произведения самых разных стилей, эпох и жанров — от простой народной песни до сложных многоголосных хоров, кантат, ораторий и детских опер. Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений: героика и эпос, лирика и юмор требуют от коллектива применения разнообразных средств выразительности. Такой репертуар должен удовлетворять духовные потребности и интересы детей, затрагивать их чувства, переживания. Высокая художественность репертуара, его оптимистический характер воспитывает у ребят творческую активность, жизнерадостность.
В репертуар хора могут входить произведения, рассчитанные на высокое профессиональное мастерство, на первый взгляд превышающие уровень музыкальной подготовленности коллектива. Однако теоретические знания и практические умения, получаемые в хоре, сила коллективного труда, мастерство дирижера, высокая художественность произведения, порождающая активный интерес, помогут преодолеть трудности хоровой партитуры. Чисто профессиональные требования без скидок на «детскость» повышают ответственность хористов к процессу работы. При этом чрезвычайно важно, чтобы литературный текст музыкального произведения всегда был содержательным и оригинальным по мысли, чтобы знакомство с ним было моментом познания чего-то нового, открытием новой грани жизни в искусстве. Петь о «пташечках» и «букашечках» в сложной хоровой фактуре нецелесообразно.
Занятия в хоре не развлечение. Это очень трудоемкий процесс, результат которого проявляется не сразу. Трудолюбие, терпение, упорство и выносливость в немалой степени влияют на результат. Но зато хор прекрасно формирует характер.
Г.Д. Рождественская «Русский народный хор», «Музыкальное воспитание в школе», «Работа с детским хором» сборник статей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/diplomnaya-rabotyi-narodnoe-horovoe-penie/
1.Г.Г. Соболева «Современный русский народный хор», 2004.
.Г.А. Струве «Школьный хор» Соколов
.Эмиль Финкельштейн «Музыка от А до Я». Соколов
.Эмиль Финкельштейн «Музыка от А до Я».