Понятие композиции: как определить, основные элементы

Курсовая работа

Композиция — общее значение термина

Над созданием композиции работают художники, дизайнеры, фотографы, писатели, архитекторы — словом, все, кто создает художественную форму и имеет отношение к искусству и дизайну.

Законы композиции

У композиции есть универсальные и частные законы.

Универсальные законы композиции

Универсальные законы характерны для любого типа композиции независимо от вида искусства.

Это законы:

  • целостности;
  • подчиненности (всех средств композиции идейному замыслу);
  • жизненности (движения);
  • контраста;
  • новизны.

Целостность

Закон единства (целостности) композиции заключается в таком расположении элементов в произведении искусства, что оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные фрагменты. В цельной композиции кощунственной будет даже мысль что-то изъять, добавить или изменить.

Единство композиции может достигаться разными способами: стилем, цветом, расположением элементов. Часто художники используют два и более приемов для придания своему произведению цельности.

Подчиненность

Композиция всегда строится вокруг главного предмета, объекта, действия или идеи. Все элементы, приемы и схемы, которые художник применил в своем произведении, должны служить главной цели — раскрывать идейный, авторский замысел композиции.

Жизненность

движение во времени и пространстве

Контраст , Контрасты в композиции

В зависимости от вида искусства контрастировать между собой могут:

  • характеры;
  • свет и тень;
  • холодные и теплые оттенки;
  • большие и маленькие формы и т.д.

Закон контраста

Новизна

Новизна в композиции

Но новизна в искусстве не должна быть единственной целью. Новаторство ради новаторства — это не про закон новизны. Новизна композиции должна исходить прежде всего из замысла художника и его эстетических взглядов. Создать что-то по-настоящему новое в искусстве под силу только истинному мастеру.

Частные законы композиции

В композиции есть еще два частных закона, которые характерны не для всех видов искусства:

  • равновесие;
  • воздействие.

Равновесие

Равновесие в композиции достигается, когда все элементы композиции сбалансированы между собой относительно центра. Уравновесить композицию можно при помощи двух приемов: симметрии и ассиметрии.

21 стр., 10168 слов

Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. ...

... элементов в композиции. Такое отступление указывает на взаимодействие ритма с законом новизны, который требует от художника нового эстетического открытия мира. Связь ритма в искусстве с законами композиции и ... свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности (12). Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. ...

симметрии

Ассиметрия

Равновесие в ассиметричной схеме достигается за счет таких способов, как:

  • добавление массы;
  • принцип рычага.

Принцип добавления массы, Принцип рычага

Воздействие

Закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости и органической их взаимосвязи (такое его полное название) определяет, что изобразительное поле работы («рама») является основным элементом композиции, ее ключевой частью.

Главное свойство закона воздействия — неоднородность изобразительного поля. Это свойство проявляется в ощущении пространства, глубина которого зависит от того, где именно на изобразительном поле изображен предмет. Если он находится далеко от «рамы» рабочего поля, ближе к центру, то воспринимается лежащим в глубине. Если же предмет находится с краю рабочего поля, то воспринимается плоским или даже сливается с «рамой».

В зависимости от типа «рамы», ее воздействие на изображение будет отличаться:

  1. Картина прямоугольный формы вызывает чувство устойчивости, четко определяет верх и низ, переднюю фронтальную плоскость. Этот формат широко используется для портрета и натюрморта.
  2. Овальная «рама» также определяет верх и низ картины, имеет ярко-выраженные перпендикулярные оси по горизонтали и вертикали.
  3. Круглая и квадратная формы картины встречаются чуть реже за счет того, что изображения на них выглядят более статичными и компоновать в них сложнее, чем в овале и прямоугольнике.

Какие виды композиции бывают в искусстве, их описание

Виды композиций, которые встречаются в искусстве, делятся на:

  • пространственные;
  • объемные;
  • фронтальные;
  • фронтально-объемные.

Пространственный

Это вид композиции, для которого огромное значение имеет размер пространства. Такие виды характерны для театральных постановок, интерьеров помещений, выставочных залов и ландшафтных проектов.

Данный вид по организации пространства бывает:

  • открытого типа (ландшафтные парки, ботанические сады, масштабные скульптурные памятники, как, например, Мамаев Курган);
  • закрытого типа (выставочные и музейные залы, архитектурные ансамбли).

Объемный

К объемным видам относятся композиции в трехмерном пространстве, например:

  • скульптуры;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • небольшие архитектурные памятники.

Объемную композицию можно рассмотреть со всех сторон, при этом она выглядит цельным объектом и выделяется на фоне пространства.

Фронтальный , Фронтальный вид композиции

Фронтально-объемный

Это рельефные изображения на плоскости:

4 стр., 1881 слов

Особенности композиции произведения гоголя портрет

... Чарткова). Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного ... в его жизни. Богатство – центральная тема произведения. Гоголь раскрывает ее как способ достижения личного счастья. ... Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, ...

  • барельеф — орнамент или скульптура, незначительно возвышающиеся над плоскостью;
  • горельеф — композиция, возвышающаяся над плоскостью на 3/4;
  • обратный рельеф — утопленное вовнутрь изображение или скульптура;
  • глиптика — изображение находится на одном уровне с плоскостью и имеет глубоко вырезанные границы.

Типологии композиции, их описание

Композиции отличаются друг от друга образными средствами выражения. Рассмотрим эти разновидности:

  1. Сюжетно-изобразительная. Такая композиция — основа реалистичного произведения искусства в любом виде творчества (живопись, скульптура, литература).

  2. Предметная композиция — это изображение обыденных предметов, хорошо известный с уроков изобразительного искусства натюрморт.
  3. Декоративно-тематическая. Такой тип композиции преследует декоративные цели. Активно используется в оформлении интерьеров и народном искусстве.
  4. Формальная композиция. Ее особенность в нереалистичности и абстрактности образов. Данный тип композиции создается из пятен и линий. Людям они нравятся за счет художественной формы, цветовой гаммы, смысловой нагрузки.

Типы композиций в литературе, их определение , Композиция

Выделяют внешнюю и внутреннюю композицию.

Внешняя композиция (архитектоника) , Внешняя композиция

Приемы архитектоники зависят от литературного стиля, художественного жанра и замысла писателя.

Внутренняя композиция (повествование) , Внутренняя композиция произведения

Другие виды литературной композиции

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chto-takoe-kompozitsiya-kartinyi-v-sochinenii/

  • линейная (прослеживается естественная последовательность событий);
  • инверсионная (повествование идет в обратном хронологическом порядке);
  • концентрическая (происходит повторение аналогичных событий по ходу действия);
  • зеркальная (повторение персонажами одинаковых действий по отношению друг к другу);
  • кольцевая (окончание текста тем же самым фрагментом, которым он начинался).

Композиция художественного текста, как построить

Композиция художественного текста строится по следующей схеме:

  1. Экспозиция (введение читателя в атмосферу произведения: время, обстановка, пространство, действующие лица).

  2. Завязка (начало конфликта, противостояния героев).

  3. Развитие действия (нарастание конфликта).

  4. Кульминация (пик конфликта, разрешение ситуации).

  5. Развязка (новая реальность после разрешения конфликта).

  6. Финал.

У автора должна быть продумано вся система произведения:

33 стр., 16358 слов

Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного ...

... историческую концепцию Толстого, выделив особо его отношение к эпохе Ивана Грозного; проанализировать произведения, наиболее ярко отражающие исторические и философские взгляды писателя. Поставленные ... трилогия) помогли Толстому глубоко и всесторонне рассмотреть эпоху Ивана Грозного; проследить эволюцию изображения писателем этого трагического времени от исторических баллад до драматической ...

  • тема;
  • идея;
  • конфликт;
  • сюжет;
  • образы главных героев.

Но без специальных знаний и начитанности создать хороший художественный текст будет трудно.