Понятие композиции: как определить, основные элементы

Курсовая работа

Композиция — общее значение термина

Над созданием композиции работают художники, дизайнеры, фотографы, писатели, архитекторы — словом, все, кто создает художественную форму и имеет отношение к искусству и дизайну.

Законы композиции

У композиции есть универсальные и частные законы.

Универсальные законы композиции

Универсальные законы характерны для любого типа композиции независимо от вида искусства.

Это законы:

  • целостности;
  • подчиненности (всех средств композиции идейному замыслу);
  • жизненности (движения);
  • контраста;
  • новизны.

Целостность

Закон единства (целостности) композиции заключается в таком расположении элементов в произведении искусства, что оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные фрагменты. В цельной композиции кощунственной будет даже мысль что-то изъять, добавить или изменить.

Единство композиции может достигаться разными способами: стилем, цветом, расположением элементов. Часто художники используют два и более приемов для придания своему произведению цельности.

Подчиненность

Композиция всегда строится вокруг главного предмета, объекта, действия или идеи. Все элементы, приемы и схемы, которые художник применил в своем произведении, должны служить главной цели — раскрывать идейный, авторский замысел композиции.

Жизненность

движение во времени и пространстве

Контраст , Контрасты в композиции

В зависимости от вида искусства контрастировать между собой могут:

  • характеры;
  • свет и тень;
  • холодные и теплые оттенки;
  • большие и маленькие формы и т.д.

Закон контраста

Новизна

Новизна в композиции

Но новизна в искусстве не должна быть единственной целью. Новаторство ради новаторства — это не про закон новизны. Новизна композиции должна исходить прежде всего из замысла художника и его эстетических взглядов. Создать что-то по-настоящему новое в искусстве под силу только истинному мастеру.

Частные законы композиции

В композиции есть еще два частных закона, которые характерны не для всех видов искусства:

  • равновесие;
  • воздействие.

Равновесие

Равновесие в композиции достигается, когда все элементы композиции сбалансированы между собой относительно центра. Уравновесить композицию можно при помощи двух приемов: симметрии и ассиметрии.

11 стр., 5474 слов

Цель дать характеристику композиции музея винного искусства

... т.д. Объектом дипломного проекта мы выбрали музейно - выставочное пространство. Целью работы является разработка плана музея и дизайн-проект его интерьеров. Приступая к работе, мы поставили ... насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, российской ...

симметрии

Ассиметрия

Равновесие в ассиметричной схеме достигается за счет таких способов, как:

  • добавление массы;
  • принцип рычага.

Принцип добавления массы, Принцип рычага

Воздействие

Закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости и органической их взаимосвязи (такое его полное название) определяет, что изобразительное поле работы («рама») является основным элементом композиции, ее ключевой частью.

Главное свойство закона воздействия — неоднородность изобразительного поля. Это свойство проявляется в ощущении пространства, глубина которого зависит от того, где именно на изобразительном поле изображен предмет. Если он находится далеко от «рамы» рабочего поля, ближе к центру, то воспринимается лежащим в глубине. Если же предмет находится с краю рабочего поля, то воспринимается плоским или даже сливается с «рамой».

В зависимости от типа «рамы», ее воздействие на изображение будет отличаться:

  1. Картина прямоугольный формы вызывает чувство устойчивости, четко определяет верх и низ, переднюю фронтальную плоскость. Этот формат широко используется для портрета и натюрморта.
  2. Овальная «рама» также определяет верх и низ картины, имеет ярко-выраженные перпендикулярные оси по горизонтали и вертикали.
  3. Круглая и квадратная формы картины встречаются чуть реже за счет того, что изображения на них выглядят более статичными и компоновать в них сложнее, чем в овале и прямоугольнике.

Какие виды композиции бывают в искусстве, их описание

Виды композиций, которые встречаются в искусстве, делятся на:

  • пространственные;
  • объемные;
  • фронтальные;
  • фронтально-объемные.

Пространственный

Это вид композиции, для которого огромное значение имеет размер пространства. Такие виды характерны для театральных постановок, интерьеров помещений, выставочных залов и ландшафтных проектов.

Данный вид по организации пространства бывает:

  • открытого типа (ландшафтные парки, ботанические сады, масштабные скульптурные памятники, как, например, Мамаев Курган);
  • закрытого типа (выставочные и музейные залы, архитектурные ансамбли).

Объемный

К объемным видам относятся композиции в трехмерном пространстве, например:

  • скульптуры;
  • произведения декоративно-прикладного искусства;
  • небольшие архитектурные памятники.

Объемную композицию можно рассмотреть со всех сторон, при этом она выглядит цельным объектом и выделяется на фоне пространства.

Фронтальный , Фронтальный вид композиции

Фронтально-объемный

Это рельефные изображения на плоскости:

13 стр., 6395 слов

Методика изучения основ композиции, её законов и средств в курсе ...

... силу действия законов и правил композиции. Курсовая работа рассматривает методику обучения основам композиции, ее законам и средствам в курсе изобразительного искусства. Целью курсовой работы является изучение основ композиции, ее законов и ... в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия -- в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм -- в повторяемости ...

  • барельеф — орнамент или скульптура, незначительно возвышающиеся над плоскостью;
  • горельеф — композиция, возвышающаяся над плоскостью на 3/4;
  • обратный рельеф — утопленное вовнутрь изображение или скульптура;
  • глиптика — изображение находится на одном уровне с плоскостью и имеет глубоко вырезанные границы.

Типологии композиции, их описание

Композиции отличаются друг от друга образными средствами выражения. Рассмотрим эти разновидности:

  1. Сюжетно-изобразительная. Такая композиция — основа реалистичного произведения искусства в любом виде творчества (живопись, скульптура, литература).

  2. Предметная композиция — это изображение обыденных предметов, хорошо известный с уроков изобразительного искусства натюрморт.
  3. Декоративно-тематическая. Такой тип композиции преследует декоративные цели. Активно используется в оформлении интерьеров и народном искусстве.
  4. Формальная композиция. Ее особенность в нереалистичности и абстрактности образов. Данный тип композиции создается из пятен и линий. Людям они нравятся за счет художественной формы, цветовой гаммы, смысловой нагрузки.

Типы композиций в литературе, их определение , Композиция

Выделяют внешнюю и внутреннюю композицию.

Внешняя композиция (архитектоника) , Внешняя композиция

Приемы архитектоники зависят от литературного стиля, художественного жанра и замысла писателя.

Внутренняя композиция (повествование) , Внутренняя композиция произведения

Другие виды литературной композиции

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chto-takoe-kompozitsiya-kartinyi-v-sochinenii/

  • линейная (прослеживается естественная последовательность событий);
  • инверсионная (повествование идет в обратном хронологическом порядке);
  • концентрическая (происходит повторение аналогичных событий по ходу действия);
  • зеркальная (повторение персонажами одинаковых действий по отношению друг к другу);
  • кольцевая (окончание текста тем же самым фрагментом, которым он начинался).

Композиция художественного текста, как построить

Композиция художественного текста строится по следующей схеме:

  1. Экспозиция (введение читателя в атмосферу произведения: время, обстановка, пространство, действующие лица).

  2. Завязка (начало конфликта, противостояния героев).

  3. Развитие действия (нарастание конфликта).

  4. Кульминация (пик конфликта, разрешение ситуации).

  5. Развязка (новая реальность после разрешения конфликта).

    33 стр., 16358 слов

    Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного ...

    ... историческую концепцию Толстого, выделив особо его отношение к эпохе Ивана Грозного; проанализировать произведения, наиболее ярко отражающие исторические и философские взгляды писателя. Поставленные ... трилогия) помогли Толстому глубоко и всесторонне рассмотреть эпоху Ивана Грозного; проследить эволюцию изображения писателем этого трагического времени от исторических баллад до драматической ...

  6. Финал.

У автора должна быть продумано вся система произведения:

  • тема;
  • идея;
  • конфликт;
  • сюжет;
  • образы главных героев.

Но без специальных знаний и начитанности создать хороший художественный текст будет трудно.