Методика изучения основ композиции, её законов и средств в курсе изобразительного искусства

Курсовая работа

Раскрытие темы

В изобразительном искусстве композиция играет важную роль в передаче основного замысла и идеи произведения. Ее целью является создание художественного образа, который бы максимально четко и убедительно передал задумку художника. Картины, написанные в разные эпохи и в различных стилях, впечатляют нас своими композиционными решениями и остаются в памяти надолго.

Примером того, как важно следовать композиционным принципам, могут служить произведения П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, месье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова». Даже незначительные изменения, такие как размер холста, соотношение светлых и темных пятен, количество фигур и высота линии горизонта, могут нарушить целостность композиции и потерять равновесие между ее частями.

Именно поэтому в данной курсовой работе мы рассмотрим методику обучения основам композиции, ее законам и средствам в курсе изобразительного искусства. Нашей целью является изучение основ композиции, ее законов и средств, анализ учебной программы и разработка упражнений, способствующих освоению данной темы.

Задачи исследования:

  1. Изучение основ композиции, ее законов и средств.
  2. Ознакомление с учебной программой по данной теме и разработка упражнений.
  3. Овладение приемами и навыками композиции.

Для достижения поставленных целей мы провели анализ литературы по данной теме и разработали теоретическую методику проведения занятий по изучению композиции.

2. Роль и значение композиции в изобразительном искусстве

Композиция — это порядок расположения и взаимосвязь художественных элементов в произведении искусства. Она позволяет художнику передать свое видение мира, свои мысли и чувства, свою художественную идею. Понимание и умение использовать композиционные законы и приемы помогает создавать гармоничные произведения, в которых все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее.

Композиционный синтез – это одна из основных художественных категорий, которые художник использует при создании своего произведения. В данном случае, это означает умение организовывать пространство произведения искусства, выстраивать баланс между его элементами, подчеркивать важные детали и обращать внимание зрителя то на общий план образа, то на отдельные детали. Художник-композитор владеет всеми инструментами визуального искусства и умеет их применять для достижения художественного эффекта.

18 стр., 8534 слов

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного ...

... трудности и противоречия в художественном восприятии произведений изобразительного искусства обусловили выбор темы моей работы. ... ” смысла изображения при восприятии картины зрителем. Осмысленное “прочтение самим художником своего произведения в ходе егосоздания”, ... целостных чувственных образов”.* В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных ...

3. Обучение композиции в современной школе

В настоящее время обучение композиции все чаще становится важной частью образовательного процесса. От того, насколько успешно и продуктивно будет проведено обучение, зависит итоговый результат работы студенческой группы. Все чаще руководители педагогических учреждений задаются вопросом о том, как формируется уровень композиционной подготовки студентов, каковы основные критерии оценки композиционных навыков и умений.

Сегодня активно продолжается работа по разработке научного обоснования и специальной методики обучения предмету «композиция» для школ и учебных заведений, где изучается изобразительное искусство. В результате этих усилий предмет «композиция» перестает быть лишь дополнительной дисциплиной без четких критериев оценки и превращается в полноценную учебную дисциплину.

Важную роль в обучении композиции сегодня играет использование информационных технологий. Компьютерные программы позволяют детализированно изучать различные виды композиции, экспериментировать с формами, цветами и прочими элементами произведения.

В итоге, обучение композиции ведет к развитию художественной интуиции, умению видеть и передавать гармонию и красоту, раскрывать внутренний мир и получать наслаждение от процесса создания произведения искусства.

1.1 История развития композиции

Изучение истории искусств является неотъемлемой частью понимания значения и роли композиции, рисунка и живописи. Без этого знания невозможно по-настоящему оценить и проанализировать произведения мастеров и понять их специфику. Овладевая рисунком, живописью и композицией, студенты получают необходимые знания и умения для глубокого анализа искусства и осознанного подхода к своим творческим задачам.

Целью изучения композиции как учебного предмета является обучение и воспитание студентов в области композиции в изобразительном искусстве, а также развитие их творческих способностей и познавательной активности.

Развитие композиции в искусстве тесно связано с господствующими направлениями в различные эпохи. Эти направления оказывали существенное влияние на преподавание рисунка, живописи и композиции в художественных и общеобразовательных школах. Поэтому перед тем, как рассмотреть композицию как учебный предмет, необходимо ознакомиться с достижениями предыдущих поколений в этой области и с методами преподавания, которые оказывали влияние на развитие изобразительного искусства. Изучение истории развития композиции и методов ее преподавания позволяет увидеть этапы становления композиции в разные социальные эпохи, а также накопленные закономерности и технические приемы мастеров прошлого и современности.

Композиционные формы и закономерности возникали вместе с развитием изобразительного искусства с первобытных времен. Они тесно связаны с художественными школами, которые отражали вкусы и мировоззрение господствующих классов. В определенный момент композиционные формы становились догматическими и рецептурными.

С течением времени изобразительное искусство совершенствовалось как с технической, так и с художественной точки зрения. Улучшались инструменты, технологии и материалы, а также развивались художественные средства и приемы.

1.2 Предмет композиции

«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

3 стр., 1147 слов

План Значение народного искусства в жизни человека Основы изобразительной ...

... корни народного искусства» (8 часов) II четверть. «Связь времён в народном искусстве» (9 часов) III четверть. «Декор – человек, общество, время» (8 часов) IV четверть. «Декоративное искусство в современном ... трепетом жизни. Осваивая образный язык народного искусства, ребёнок приобретает широкие возможности для вариативной трактовки композиции орнамента, узора, отличающейся симметричностью, ...

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде. Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.

Но природа настолько сложна, многообразна, что человек не может познать все абсолютно, а только стремится к этому. Раскрывая диалектику познания человеком действительности, В.И. Ленин писал: «Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т.д. и т.п.». Природа несет в себе бесконечное разнообразие предметов и явлений.

Но чувства человека во взаимодействии с логическим мышлением дают возможность ему настолько познать природу и ее закономерности, что позволяют создавать новое и в науке, и в технике, и в искусстве. Поскольку человек творит по законам красоты, он старается делать вещи красивыми, привлекательными. Таким образом, в своей созидательной деятельности человек стремится сочетать утилитарное с эстетическим. [9. с. 161-168].

Композиция в различных видах искусства

Музыкальное искусство обладает четким понятием композиции, вмещающем в себя организацию музыкальных образов и их разделение на крупные структурные единицы. Многие исследователи утверждают, что это определение слишком формально и должно быть дополнено учетом связей между отдельными элементами произведения.

Композиция в литературе

В литературном искусстве термин «композиция» используется для описания порядка и последовательности размещения материала в тексте — например, развития сюжета или смены «точек зрения».

Понятие композиции в изобразительном искусстве

Однако, в отношении изобразительного искусства определение понятия «композиция» остается более сложным и есть много неясностей. Это связано с тем, что теоретическое понимание композиции в данном искусстве все еще находится в стадии формирования.

Было отмечено, что многие эксперты, прежде всего изобразительного искусства, скептически относятся к теории композиции. Как правильно отметил некогда Н. Н. Волков, известный искусствовед, психолог и художник: «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей».

6 стр., 2937 слов

Работа редактора над композицией литературного произведения

... по замыслу произведение, тем сложнее его композиция. С изменением композиции меняется и содержание. Работа редактора над композицией произведения включает ... композиции. Какие требования предъявляются к композиции литературного произведения? Композиция должна соответствовать специфике произведения и издания, объему произведения, законам логики, определенному типу текста. Критериями оценки композиции ...

Она виновно занемаривается общей эстетикой, историей искусства и теоретическим искусствоведением, несмотря на наличие проблем специализированного и глубокого исследования композиции в изобразительном искусстве.

Необходимость теории композиции

Существует неотложная потребность в разработке теории композиции как составной части теоретического искусствоведения. Именно она может напрямую исследовать вопросы композиции в изобразительном искусстве и позволить, через глубокий анализ, установить четкие определения и терминологию.

Композиция в изобразительном искусстве

Краткий словарь терминов изобразительного искусства определяет композицию как структуру, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленное единство композиции позволяет художнику выразить содержание своего замысла и сделать его доходчивым и впечатляющим.

Как отмечается, в отличие от предыдущих определений, здесь композиция рассматривается как структура. Структура, в свою очередь, представляет собой целое, состоящее из закономерно связанных частей. Хотя структура не обязательно должна быть завершенным целым, в определение включено понятие «единства композиции», через которое художник выражает содержание и делает замысел доходчивым.

Приведем несколько примеров определения композиции. В.А. Фаворский отмечал, что стремление к композиционности в искусстве связано с цельным восприятием, видением и изображением разнопространственного и разновременного. Он отмечает, что приведение зрительного образа к цельности является композицией. Фаворский выделяет главным в композиции цельность, а также пространство и время в качестве композиционных факторов.

К.Ф. Юон представляет композицию в живописи как конструкцию, которая распределяется на плоскости ее частями, а также как структуру, образованную плоскостными факторами. Он отмечает, что конструкция и структура, хотя они могут быть не завершенными, представляют собой целое.

Искусствоведы Л.Ф. Жегин и Б.А. Успенский считают, что центральной проблемой композиции произведений искусства является проблема «точки зрения». В живописи, согласно Жегину и Успенскому, проблема точки зрения выступает прежде всего как проблема перспективы. Они отмечает, что произведения с множеством точек зрения являются более совершенными с композиционной точки зрения, в то время как построение пространства с одной точки зрения несет признак композиционной аморфности.

Таким образом, композиция в изобразительном искусстве является структурой, которая является целым, состоящим из закономерно связанных частей. Проблема цельности, пространства, времени и точки зрения играют важную роль в формировании композиции и передаче замысла художника.

Раскрытие понятия «композиция»

Из представленных определений и толкований понятия «композиция» можно сделать следующие выводы. Л.Ф. Жегин и Б.А. Успенский, описывая проблемы композиции как проблемы «точек зрения» и «перспективы», не предлагают четкого определения самой композиции. Их позиция не будет рассматриваться дальше.

Остальные определения, приведенные выше, включают идею целостности и единства как важных свойств композиции. К.Ф. Юон, хотя и не открыто говорит о целостности, своей мыслью о том, что композиция представляет собой структуру и конструкцию, неоспоримо подразумевает ее наличие. Таким образом, определение, данное Волковым, следует признать наиболее точным и полным.

11 стр., 5160 слов

Объемно-пространственная композиция

... произведению. Для этого то и нужна композиция, без знаний этого учебного предмета наше творчество станет пустым. Глава I. Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция» «Объемно-пространственная композиция» ... разработанности проблемы композиции с научной точки зрения в различных видах искусства не одинакова. По мнению профессора Н.П. Бесчастнова теория композиции наибольшим образом ...

Е.А. Кибрик, рассматривая цельность как важнейшую черту композиции, выделяет также конструктивную идею как основу композиции. Он признает структурную основу композиции и утверждает, что настоящая композиция достигается тогда, когда в ней присутствует определенная конструкция, объединяющаяся с идейным замыслом. Такое понимание сущности композиции, предложенное Е.А. Кибриком, является наиболее правильным исследованием данного понятия.

С учетом вышесказанного, можно заключить, что композиция — это структурное образование, объединяющее в себе целостность, образность и идею. Она представляет собой конструктивную идею, которая является основой для создания художественного произведения. Понимание композиции, представленное Волковым и подтвержденное Кибриком, является наиболее верным и полным для дальнейших исследований в данной области.

В процессе анализа определения понятия «композиция» была установлена необходимость представить его в более глубоком и всеобъемлющем контексте. Определение, предложенное Н.Н. Волковым, можно дополнить тремя аспектами, чтобы улучшить его полноту.

  1. Первое дополнение подразумевает, что композиция является законченным целым, в которое нельзя ни добавить, ни убрать что-либо. Таким образом, она представляет собой цельную и завершенную структуру.

  2. Второе дополнение направлено на раскрытие понятия «структура» в определении композиции. Это означает, что композиция объединяет все остальные формы и элементы произведения искусства, обладая характерными взаимосвязями между ними.

  3. Третье дополнение заключается в указании, что композиция является художественной формой произведения искусства. Она служит основой для выражения художественного образа, смысла и содержания произведения.

Исходя из вышеизложенных добавлений, можно сформулировать более полное определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве:

Композиция произведения изобразительного искусства представляет собой главную художественную форму произведения, которая объединяет все остальные формы и элементы. Она представляет собой законченное целое, в которое нельзя внести изменения без ущерба для художественного образа. Композиция находится в неразрывном единстве со смыслом произведения, являясь основой для выражения его идеи и содержания.

Понятие «композиция» также используется для обозначения художественных произведений, таких как картины или скульптурные группы. То есть, второе значение композиции связано непосредственно с конкретными произведениями искусства.

Таким образом, мы рассмотрели понятие «композиция» в двух аспектах: как главную художественную форму произведения искусства и как отдельное художественное произведение само по себе.

Композицию можно также рассматривать в контексте науки и учебной дисциплины. Теория композиции, как составная часть искусствоведения, находится на начальной стадии своего развития. И хотя у нее еще нет истории, некоторые аспекты связанные с проблемами композиции уже изучались исследователями.

9 стр., 4220 слов

КОМПОЗИЦИЯ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

... отделение номера страницы от основного текста одинарной чертой. РУБРИКАЦИЯ ТЕКСТА Рубрикация текста научной работы представляет со­бой деление такого текста на составные части, графиче­ское отделение ... с чисто синтаксической «единицей выска­зывания» — предложением. Поэтому правильная разбив­ка текста научной работы на абзацы существенно облег­чает ее чтение и осмысление. Абзацы одного параграфа ...

Исследование в области композиции в изобразительном искусстве

В книге Н.Н. Волкова «Композиция в живописи» впервые сделана попытка обозначить круг основных проблем теории композиции в изобразительном искусстве. Поэтому, естественно, в книге можно найти много нерешенных вопросов, можно соглашаться или не соглашаться с автором по поводу трактовки тех или иных проблем. В целом же попытка эта удачна, так как автор выделил наиболее важные проблемы, относящиеся к теории композиции. Говоря о необходимости создания теории композиции, Н.Н. Волков сформулировал также ряд основных задач, которые призвана решать теория композиции как наука.

Эти задачи действительно охватывают почти весь круг основных проблем теории композиции. Однако, на наш взгляд, в них необходимо включить еще одну существенно важную задачу: исследование объективных частных, специфических законов, представляющих собой проявление общих и всеобщих, действующих в природе и обществе, в том числе в искусстве, и в частности в области композиции, и выступающих как законы композиционные.

Законы эти не будут носить догматический характер, но будут, как считал Н. Н. Волков, чрезвычайно важны для художника, так как в основе их лежит анализ широкого арсенала композиционных форм.

Художник, знающий, например, что целостность не просто свойство композиции, а закон композиции, будет учитывать это в своем творчестве и заранее избегать грубейших ошибок, не тратить на их исправление творческое время.

Основные задачи теории композиции

  • выработка системы понятий, относящихся к композиции;
  • изучение арсенала композиционных форм;
  • изучение характера связей всех форм в единой структуре отдельного произведения;
  • анализ в историческом аспекте ряда образцов с целью выявления типологии композиционных решений;
  • на основе решения предыдущих задач исследование проблем исторических и национальных стилей, проблем историзма, предполагающее глубокое проникновение в сущность каждого жанра искусства и в специфику его форм;
  • исследование объективных частных, специфических законов, представляющих собой проявление общих и всеобщих, действующих в природе и обществе независимо от сознания людей, в том числе в искусстве, и в частности в области композиции, и выступающих как законы композиционные.

[4.с. 56-59].

Необходимо отметить, что без исследования композиционных форм и характера их связей в произведении, типологии композиционных решений и объективных законов композиции невозможно решить такую важную задачу, как выработка системы понятий, связанных с композицией и смежными вопросами. Поэтому задача выработки системы понятий будет решаться постепенно, по мере решения других указанных задач.

Теория композиции как наука находится на стадии становления, и основные, глобальные задачи, которые перед ней стоят, пока решены лишь частично. Поэтому приходится довольствоваться уже изученным, известным, более или менее определенным.

1.3 Методологические основы композиции

Композиция как учебный предмет изучает важнейшие вопросы главной художественной формы произведений искусства с целью понимания закономерностей создания произведений и обучения студентов основам этого сложнейшего процесса. Обучение созданию композиций, то есть произведений искусства, включает в себя вопросы творчества, техники, мастерства и познания. Однако, многие художники, преподаватели и студенты, обсуждая искусство и проблемы творчества, рассматривают эти вопросы чаще всего только с профессиональной точки зрения, отдельно от философских положений. Такой подход является неправильным.

11 стр., 5314 слов

Общее понятие о композиции. Композиция в искусстве и архитектуре

... видов: фронтальной объемной глубинно-пространственной Архитектурная композиция, Архитектурная композиция Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции единстве внешнего и внутреннего. Основные свойства архитектурно-пространственных форм ...

В.И. Ленин писал: «Мы должны понять, что без классического философского обоснования ни одна естественная наука, ни одно материалистическое учение не выдержит борьбы против идеалистических взглядов и позиций, не сможет устоять перед давлением буржуазного сознания. Для успешной борьбы и победы над этим влиянием естественнику необходимо быть современным материалистом, четким сторонником материализма, воплощенного в трудах Маркса, то есть диалектическим материалистом». Это положение В.И. Ленина одинаково применимо и к науке, и к искусству. Особенно это важно в настоящее время, когда соперничество идеологий в искусстве становится более острой и сложной.

Идеологией советского искусства является марксизм-ленинизм, а методологической основой советского искусства выступает марксистско-ленинская философия и эстетика. Исходя из этих позиций следует рассматривать проблемы искусства.

Роль чувств в художественном творчестве определяется как тем значением, которое занимают чувства в духовной жизни человека, так и теми специфическими особенностями, которые характерны только для изобразительного искусства» [1.с.62]. Чувства и эмоции в изобразительном искусстве играют огромную роль и в психологической передаче состояний героев, событий, природы, когда эти разнообразные состояния вызывают у зрителя чувства радости или грусти, страха, ужаса или восторга, гордости, любви, смеха, ненависти, горя и т. д.

Художник-реалист после этапа «живого созерцания», чувственного познания, переходит ко второй ступени художественного познания — углубленному изучению натуры, анализу результатов чувственного познания, восприятий, ощущений. Эта ступень — ступень художественного мышления — включает в себя и наглядно-образное, и абстрактно-теоретическое мышление. После живого созерцания при анализе воспринятого и прочувствованного преобладает, безусловно, наглядно-образное мышление, хотя и абстрактно-теоретическое имеет место. Эти две формы художественного мышления тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе восприятия и изучения натуры. Например, перед выполнением этюдов пейзажей художник вначале наблюдает и выбирает мотив. Выбор мотива связан, безусловно, с чувствами художника, с эстетическим отношением к мотиву. Здесь происходит живое созерцание, восприятие, ощущение, т. е. художник выражает свое эмоциональное отношение к мотиву. Здесь больше работает наглядно-образное мышление, так как анализируется то, что созерцается, воспринимается, ощущается. Это первое эмоциональное впечатление художник стремится сохранить на протяжении всей уже практической работы по написанию этюда пейзажа. Это уже третья ступень познания — практика, где используются материалы первых двух ступеней — «живого созерцания» и анализа воспринятого. В процессе изобразительной деятельности художник встречается с рядом сложных творческих задач, которые нужно решать, продолжая «работать» не только чувствами, но и разумом, мышлением. Таким образом, познание через практику, в данном случае написание этюда, — это вид деятельности художника, который включает в себя создание «по чувству» и анализ создаваемого «по чувству», т. е. работу одновременно и наглядно-образного и абстрактно-логического мышления [6.с.19-22].

2 стр., 910 слов

Композиция здания законы симметрии никогда не нарушаются

... роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Что же такое симметрия? Почему симметрия ...

Фронтальная композиция — это вид композиции, в котором вся сцена расположена плоско и напрямую перед зрителем. Ее главная особенность — строгое и регулярное разделение пространства, обычно в виде вертикальных и горизонтальных линий. В такой композиции важным является стремление к симметрии и равновесию.

Примером фронтальной композиции могут быть религиозные и иконографические изображения, где форма и содержание важнее, чем иллюзия трехмерного пространства. Фронтальная композиция изначально была популярна в Византийском искусстве, была унаследована искусством Средних веков и Ренессансом.

Объемная композиция

Объемная композиция предполагает использование трехмерного пространства. В такой композиции на передний план выходит объем, тени и свет, чтобы создать иллюзию глубины и трехмерности. Произведения искусства, созданные в этом стиле, кажутся объемными и реалистичными. Помимо двух измерений высоты и ширины используется и третье измерение — глубина.

Скульптуры и установки — типичные примеры объемной композиции, хотя этот вид композиции также применяется в живописи и графике через методы такие как перспектива и моделирование.

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция — это такой вид композиции, который стремится максимально использовать доступное пространство, создавая иллюзию его бесконечности. Здесь акцент смещается с отдельных объектов на атмосферу и пространственность. Применение этого вида композиции предполагает большую свободу вариаций в представлении пространства и может достигать эффектов, которые никогда не встретишь в реальности: деформации, искажения и утопии.

Зодчество, интерьерный и ландшафтный дизайн — являются классическими примерами применения глубинно-пространственной композиции.

Развертывание

Фронтальная композиция является одним из главных принципов в изобразительном искусстве. Она основывается на плоскостности, создавая ощущение плоскости независимо от ее формы и характера контрастов.

Основное требование при создании фронтальной композиции — это ее плоскостность, то есть ощущение плоскости как целого. Это требование выполняется путем учета характера тоновых и цветовых контрастов, линий и фактур, составляющих плоскость или разрушающих ее.

Контрасты фронтальной композиции будут различными в разных видах и жанрах искусства. Необходимо учитывать степень глубины, передаваемой в фронтальной композиции, а также характер контрастов, создающих целостность плоскости.

В однотонной фронтальной композиции главную роль играют линии. Они выделяют все элементы композиции и создают многообразие характеров этих элементов. Тональные и цветовые контрасты могут создавать «уплощение» или движение взгляда в глубину.

Фронтальная композиция имеет свои закономерности: общие закономерности, действующие во всех видах и жанрах изобразительного искусства, и специфические закономерности, присущие только фронтальной композиции в каждом отдельном виде и жанре.

2 стр., 558 слов

Анализ рассказа «ПОСЛЕ БАЛА». История, композиция, прием контраста, ...

... вместо плавных, грациозных па танцующих – конвульсивные движения избиваемого. Антитеза обнаруживается и в языке повествователя. На смену яркой, возвышенной лексике первой части приходят слова, характеризующие ... определило эмоционально-приподнятый тон первой части рассказа. Говорит ли Иван Васильевич о любимой женщине, её отце, обстановке на балу, своих переживаниях – во всем чувствуется ...

Объемная композиция

Объемная композиция также регулируется общими закономерностями изобразительного искусства. Однако, для нее характерны специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах, таких как монументальная, станковая, прикладная скульптура, произведения прикладного искусства и дизайна, архитектура и др.

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция также подчиняется общим закономерностям искусства. Эта композиция представляет собой создание иллюзии глубины и пространства на плоскости. Используя перспективу, тоновые и цветовые контрасты, линии и фактуры, художник создает эффект трехмерности.

Таким образом, фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции имеют свои особенности и закономерности, которые определяют характер искусства в каждом виде и жанре.

Глубинно-пространственная композиция в искусстве

Глубинно-пространственная композиция используется для создания полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, например жильных комнат, фойе кинотеатров, выставочных залов, сцены театра, архитектурных ансамблей и т.д.

Глубинно-пространственная композиция, подобно фронтальной и объемной, основывается на общих закономерностях композиции, таких как симметрия и асимметрия, ритм, целостность и наличие сюжетно-композиционного центра. Однако у нее также есть свои специфические закономерности, приемы и методы построения и компоновки.

1.5 Типы композиции

Вопрос типологии композиционных построений имеет огромную важность для разработки теории композиции в целом и для выявления исторической типологии. Разговор о типологии композиционных построений будет вестись в основном в рамках живописи, но некоторые типы композиций можно выделить и в графическом искусстве, барельефе и полной скульптуре.

Некоторые типы композиционных построений базируются на известных закономерностях композиции, таких как ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и т.д. При рассмотрении типологии композиционных форм в живописи будут использованы материалы исследования Н.Н. Волкова о типологии построения пространства в картинах.

1) Членение на слои

В первом типе построения картинного пространства главными факторами, создающими «глубину», являются заслонение и расположение предметов и фигур выше и ниже по плоскости. Пространство этого типа еще не имеет меры в глубину.

В этом типе построения пространства фигуры не размещаются в нем, а вместо этого создают его своей объемностью и заслонением. В некоторых случаях в этом типе построения могут наблюдаться нарушения масштаба фигур.

Данный вид композиции- это отдельный тип композиционных построений и может быть использован в различных видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе в живописи, графике, барельефе и скульптуре.

Развитие пространства картины в Проторенессансе

Со времен Проторенессанса появился и начал развиваться второй тип построения пространства картины — членение на планы. Во многих фресках этого периода можно наблюдать рачленение слоев, загораживающих друг друга, формируя пространственные планы. Особое внимание уделялось первому плану, который был развитым, а пространство вдали было слабо выражено. Второй план, как правило, представлял архитектурный или природный пейзаж, который создавал ритм и членение действия, напоминая закрывающий сцену занавес.

Примером такого типа построения пространства картины являются произведения Джотто и художников его круга. В их работах присутствует определенная статичность. Все действие разворачивается перед зрителем на первом плане, не требуя взгляда идти далеко в глубину. Отсутствует диагональное движение, а ритм фигур легко читается благодаря симметрии. Одноплановое действие требует ясности и выразительности силуэтов. Второй план является «уплощенным» и плотным, создавая ощущение замкнутой театральной сцены.

Прекрасным примером такого понимания пространства картины является фреска «Бегство в Египет» из падуанского цикла Джотто. В работе «Оплакивание» также можно наблюдать, как ангелочки на небе размещены на одной плоскости и кажутся нарисованными на дальнем занавесе.

Интерьерные композиции и их особенности

В интерьерных композициях из жизни Франциска, например, в капелле Барди, пространство превращается в замкнутый ящик с неглубокими боковыми и задними стенками. За этими стенами отсутствует другое пространство, за исключением узкой полосы неба сверху, которая открыта для полета ангела, уносящего душу Франциска.

Пространственная композиция в работах Джотто

Пространственная композиция в работах Джотто лишена исторической и обстановочной конкретности. Однако она представляет собой не просто действие, а событие, в котором скупые жесты, небогатое разнообразие характеров, повторы в позах и одежде, а также лица указывают на то, что смысл события нужно понимать из самого события.

В дальнейшем развитии этого типа композиции, который представляет собой членение пространства на планы, пространство в картинах стало глубоко разрабатываться по планам и ходам. Перед нами раскрываются несколько планов и ходов, где каждый последующий открывается за предыдущим, создавая сложную глубину и пространственную связь.

Примером такой классической композиции может служить картина Александра Иванова «Явление Мессии». В ней передний план, хотя не выделен специально, внимательно разработан. Глаз зрителя направляется от фигуры мальчика, старика и «раба» к главному плану действия. Фигуры ориентированы туда, создавая особую направленность в пространстве.

Второй план представляет собой пеструю толпу вокруг Иоанна, стоящего в центре главного действия. Иоанн своим жестом и словом указывает на фигуру Христа, спускающегося с горы. Главный диагональный ход в глубину выделен единой направленностью к Христу, подчеркивая основное действие на картине.

Дополнительные ходы в глубину создаются толпой иудеев, воинами, оглядывающимися на Христа, и другими элементами, объединяя планы в целостное действие. Кулиса дерева и голубые силуэты гор третьего плана добавляют пространственные детали, создавая естественность и широту мира, в котором происходит действие.

Этот пример иллюстрирует членение на планы и диагональную связь между ними. Смысловая функция пространственного синтеза становится очевидной, а разнообразие толпы и единая направленность подчеркивают смысл через пространственные связи. Пространство на картинах остается свободным для размещения действия, не сжимается, и остается естественным, даже при символическом содержании.

Примеры многопланового построения пространства в других картинах включают «Охотники на снегу», «Сенокос» П. Брейгеля, «Лето» Н. Пуссена, «Весна. Лед прошел» С.В. Герасимова и «Весна. Большая вода» И.И. Левитана.

Построение пространства фронтальными планами — это условность, схема. Но планы эти в картине, передающей пространство, существуют, и обязательно через выражение связей между ними (ходов в глубину) — таков тип построения. В каждом отдельном произведении пространство строится в соответствии с замыслом художника и принимает поэтому иногда скрытую, иногда более явную характерную образную форму, которой условно можно дать такие названия, как пещера, ящик, двугранный угол, чаша и др. Выделяются также типы построения композиционного интерьерного пространства.

Одним из ранних типов построения пространства картины с использованием интерьерного пространства являются изображения архитектурных построек с имеющимся вокруг них открытым пространством; но архитектура показывается со срезом стены, со стороны зрителя (интерьер в разрезе и в пространстве, иногда несколько интерьеров и несколько действий, частей действия).

В качестве примера можно привести «Явление ангела св. Анне», «Франциск отрекается от отца» Джотто.

Четвертым подтипом композиции с выраженным сюжетно-композиционным центром можно считать многие картины, построенные по принципу симметрии (центральной симметрии).

В картинах такого типа композиция строится с центром в районе вертикальной оси симметрии, а все, что изображается влево и вправо от центра, близко между собой по массам, пятнам, по характеру ритма. Причем в таком типе композиции ритм играет важную роль. Он создает определенное движение от краев картины слева и справа к центру, которое постепенно становится все более и более энергичным. Примером подобного построения композиции могут служить такие произведения, как «Афинская школа» и «Обручение Марии» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Праздник четок» А. Дюрера, «Сталевары» К. Баба.

2. Основные законы композиции

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Ведущие черты этих законов принципиально правильно были сформулированы Е.А. Кибриком.

Закон пропорции

Одним из основных частных законов композиции в изобразительном искусстве является закон пропорции. Пропорции в изобразительном искусстве играют важную роль в создании целостного и эстетически приятного образа. Они определяют соотношения размеров и форм объектов, опираясь на гармонию и баланс визуального восприятия.

  • Пропорция в изобразительном искусстве подразумевает правильное соотношение между частями и элементами произведения.
  • Соблюдение закона пропорции обеспечивает визуальное равновесие и гармонию в композиции.
  • Пропорции могут быть изменены для создания определенного эффекта или выразить определенную идею художника.

В своей сущности, закон пропорции является важным элементом художественного творчества, позволяющим художнику создавать образ, который будет вести себя и восприниматься гармонично и целостно. Без соблюдения пропорций произведение может восприниматься как дисбалансированное и не завершенное, что может исказить впечатление зрителя от произведения искусства. Важно отметить, что в различных художественных направлениях и стилях могут действовать свои особенности и особые подходы к пропорциям, что делает данный закон настолько важным для изучения и понимания в рамках композиции в изобразительном искусстве.

При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. В связи с этой последовательностью создания композиции Е.А. Кибрик приводит убедительные примеры, позволяющие яснее понять суть конструктивной идеи: «Сохранились самые первые наброски композиции знаменитой „Тачанки“ Грекова. Они представляют собой пластическую абстракцию будущей композиции. Компонуя, Греков рисовал перспективно сокращенный прямоугольник (пятно будущей тачанки), расположение которого в границах эскиза создавало чувство стремительного движения. Только найдя наиболее выразительную связь этого пятна с пространством — его окончательное место в композиции, найдя конструктивную идею ее, можно рисовать коней, тачанку, пулеметчиков и т. д. Раньше это делать было бессмысленно. Первоначальных набросков композиции «Степана Разина» Сурикова не сохранилось. Но совершенно очевидно, что ее конструктивной идеей является темный треугольник ладьи, рассекающей светлую массу воды и неба. Только задумав подобным образом картину, можно было приступить к поискам персонажей, заполняющих этот треугольник. Именно потому, что картина в основе своей задумана с такой простотой и цельностью, мы видим ее всю сразу и запоминаем ее как целое. Целостно воспринимаются произведения, возникшие только подобным образом. Когда же картина как бы склеена из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные, выразительные фигуры из нее. Целого нет».

Композиция картины А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса. В этой конструктивной идее заложено глубокое содержание: на смену раненым солдатам — защитникам Петрограда — идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющий все части композиции в единое целое.

Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности.

В природе форма и цвет существуют как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого предметы видятся в сокращениях, ближние — более крупно, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей. В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находятся во взаимной связи и соподчинении.

Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться, индивидуализироваться. Для иллюстрации этой черты закона целостности приведем композиционный анализ известных произведений, сделанный Е.А. Кибриком: «Наглядны примеры многофигурных композиций, где многообразие деталей приводится к простому и выразительному единству. Такова «Сдача Бреды» Веласкеса. На картине изображено драматическое событие, значительный исторический момент — сдача крепости. Композиция предельно проста и симметрична. В центре две главные фигуры полководцев, справа и слева два войска, равноценные по массе. Но силуэты обоих войск резко различны. Лес вертикальных длинных копий строит силуэт войск победителей с конем на первом плане, несколько наклонных алебард и коротких копий совсем по-иному рисуют силуэт побежденных войск. Ни одна из фигур ничем не похожа на другую. Картина производит впечатление мощи, величественности, простоты целого и богатства деталей. [7.с.44].

«Крестный ход в Курской губернии» Репина смотрится единым пятном — картину сразу видишь всю целиком. Массы в композиции расположены по диагонали, связывающим четыре угла картины. Изображена необычайно многолюдная толпа, но каждая фигура в ней не только характер, но и социальный тип. Здесь — все классы и сословия. Движется русское общество 80-х годов со всеми своими связями и противоречиями. В глубине слева — центр композиции — барыня, несущая икону под охраной сотских. Целое просто и нерасторжимо, детали бесконечно разнообразны. Прекрасно скомпоновано «Утро на Куликовом поле» Бубнова. Огромная рать единым пятном растянулась по диагонали справа налево. Обратную диагональ строят фигура воина впереди войска и черное знамя с золотым Спасом, поддержанное копьями в правом верхнем углу картины. Это то, что дает единство, цельность огромному историческому полотну. В этом единстве заключено великое многообразие типов и характеров, каждый из которых прибавляет нечто существенное к образу русского народа — главной теме картины».

Изображаемые предметы целесообразно размещать так, чтобы они легко и ясно воспринимались зрителем, даже в том случае, если они частично закрыты другими предметами. Нельзя допускать, чтобы соприкасающиеся в композиции предметы совпадали своими силуэтами или сливались, так как одни из них будут восприниматься как продолжение других. Отсюда возникнет путаница и станет неясным, каким из соприкасающихся фигур принадлежит рука, нога и т. д. В рисунках Леонардо да Винчи к «Битве при Ангиари», представляющей собой сложную многофигурную композицию, в которой изображаются люди и лошади в сильных динамических движениях и ракурсах, фигуры загораживают друг друга и переплетаются между собой. Несмотря на это, зритель ясно представляет каждую фигуру. То же самое можно сказать и о картинах П. Рубенса «Охота на львов» и «Охота на гиппопотама». Во фресках Микеланджело в Сикстинской капелле среди множества фигур в различных движениях зритель ясно воспринимает каждую фигуру.

В картине «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова идейный замысел диктовал художнику композицию сложного характера. В момент внезапной катастрофы горожане, спасаясь от неминуемой гибели, обратились в бегство. Панический страх, отчаяние, безумие — все это сказалось на поведении людей, в их действиях, позах, жестах, мимике. Скопление взрослых, стариков, детей на улицах гибнущего города вносило путаницу и неразбериху во всю ситуацию. Тем не менее художник нашел такую конструктивную идею композиции, которая позволила сохранить целостность и равновесие картины, где вряд ли можно найти совпадающие силуэты, приблизительность в обрисовке форм, смысловую неувязку между группами фигур.

Художник, знающий, что целостность не просто свойство композиции, а, больше того, закон композиции, будет учитывать это в своем творчестве и заранее избегать грубейших ошибок, не тратить на их исправление свое творческое время.

Закон контрастов

Закон контрастов — один из основных законов композиции.

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Трудно всеобъемлюще представить масштабы действия контраста, его роль и значение, так как, исходя из законов диалектики, действие его распространяется не только на материальный мир Земли, но и всей Вселенной.

Контрасты как резкая противоположность сторон проявляется как в природе, так и в обществе. Например, в природе существуют электрические частицы, заряженные положительно и отрицательно; магнитное поле имеет противоположные полюса.

В человеческом обществе, согласно самому прогрессивному и объективному философскому учению — марксистско-ленинской философии, мы видим действие закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон указывает на то, что в обществе, как и в природе, существуют противоположности, т. е. явления, резко отличающиеся по своим свойствам и качествам. Но наряду с такой важнейшей сущностью контрастов, как наличие резко противоположных сторон, контрастам присуща другая важнейшая сущность — единство противоположных сторон, т. е. контрасты — это одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство. [11.с.182]

Без контрастов света и тени, а отсюда и контрастов форм, величин и т. д., без контрастов цветов, при условии, что различные цвета будут одинаковыми по светлотным тонам и сильно разбелены, человек не увидит ни формы, ни объема. В абсолютной темноте человек ничего не видит. При слабом свете или в относительной темноте человек слабо воспринимает объем и цвет. В других случаях, если, например, объемный гипсовый шар, помещенный на темном фоне, осветить с разных сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму (светлый плоский шар на темном фоне), но не объем. В случае если взять плоский круг зеленого цвета и поместить его на зеленом фоне, человек этого круга не увидит (если светлотный и цветовой тон зеленых фона и круга совпадает).

В первых двух случаях отсутствует контраст света и тени (тоновой), а в третьем — цветовой. Эти примеры показывают, что в жизни контрасты тона и цвета играют роль объективных законов, связанных с условиями жизни на Земле, со значением света и отсюда с устройством организма человека, его зрительной системы.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов. [13.с.152].

Примеры с шаром и кругом в жизни имеют прямое отношение к изобразительному искусству, как искусству «зрительному», наглядному, т. е. если художник не покажет тоновых или цветовых контрастов, то его изображения на плоскости и объемы в пространстве не будут восприниматься. Даже линейные рисунки, когда показываются только контуры объемной формы и когда тон или цвет линий не совпадает с тоном или цветом фона, будут иметь тоновые или цветовые контрасты. При наличии контрастов тона или цвета линий и фона в линейных рисунках, даже при низком уровне мастерства рисующего, наверняка передается форма (пусть неправильная) изображаемых предметов. Для передачи в линейных (безтональных) рисунках ощущения объема формы необходимо обладать высоким уровнем художественного мастерства.