Композиция — общее значение термина
Над созданием композиции работают художники, дизайнеры, фотографы, писатели, архитекторы — словом, все, кто создает художественную форму и имеет отношение к искусству и дизайну.
Законы композиции
У композиции есть универсальные и частные законы.
Универсальные законы композиции
Универсальные законы характерны для любого типа композиции независимо от вида искусства.
Это законы:
- целостности;
- подчиненности (всех средств композиции идейному замыслу);
- жизненности (движения);
- контраста;
- новизны.
Целостность
Закон единства (целостности) композиции заключается в таком расположении элементов в произведении искусства, что оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные фрагменты. В цельной композиции кощунственной будет даже мысль что-то изъять, добавить или изменить.
Единство композиции может достигаться разными способами: стилем, цветом, расположением элементов. Часто художники используют два и более приемов для придания своему произведению цельности.
Подчиненность
Композиция всегда строится вокруг главного предмета, объекта, действия или идеи. Все элементы, приемы и схемы, которые художник применил в своем произведении, должны служить главной цели — раскрывать идейный, авторский замысел композиции.
Жизненность
движение во времени и пространстве
Контраст , Контрасты в композиции
В зависимости от вида искусства контрастировать между собой могут:
- характеры;
- свет и тень;
- холодные и теплые оттенки;
- большие и маленькие формы и т.д.
Закон контраста
Новизна
Новизна в композиции
Но новизна в искусстве не должна быть единственной целью. Новаторство ради новаторства — это не про закон новизны. Новизна композиции должна исходить прежде всего из замысла художника и его эстетических взглядов. Создать что-то по-настоящему новое в искусстве под силу только истинному мастеру.
Частные законы композиции
В композиции есть еще два частных закона, которые характерны не для всех видов искусства:
- равновесие;
- воздействие.
Равновесие
Равновесие в композиции достигается, когда все элементы композиции сбалансированы между собой относительно центра. Уравновесить композицию можно при помощи двух приемов: симметрии и ассиметрии.
Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. ...
... элементов в композиции. Такое отступление указывает на взаимодействие ритма с законом новизны, который требует от художника нового эстетического открытия мира. Связь ритма в искусстве с законами композиции и ... свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности (12). Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. ...
симметрии
Ассиметрия
Равновесие в ассиметричной схеме достигается за счет таких способов, как:
- добавление массы;
- принцип рычага.
Принцип добавления массы, Принцип рычага
Воздействие
Закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости и органической их взаимосвязи (такое его полное название) определяет, что изобразительное поле работы («рама») является основным элементом композиции, ее ключевой частью.
Главное свойство закона воздействия — неоднородность изобразительного поля. Это свойство проявляется в ощущении пространства, глубина которого зависит от того, где именно на изобразительном поле изображен предмет. Если он находится далеко от «рамы» рабочего поля, ближе к центру, то воспринимается лежащим в глубине. Если же предмет находится с краю рабочего поля, то воспринимается плоским или даже сливается с «рамой».
В зависимости от типа «рамы», ее воздействие на изображение будет отличаться:
- Картина прямоугольный формы вызывает чувство устойчивости, четко определяет верх и низ, переднюю фронтальную плоскость. Этот формат широко используется для портрета и натюрморта.
- Овальная «рама» также определяет верх и низ картины, имеет ярко-выраженные перпендикулярные оси по горизонтали и вертикали.
- Круглая и квадратная формы картины встречаются чуть реже за счет того, что изображения на них выглядят более статичными и компоновать в них сложнее, чем в овале и прямоугольнике.
Какие виды композиции бывают в искусстве, их описание
Виды композиций, которые встречаются в искусстве, делятся на:
- пространственные;
- объемные;
- фронтальные;
- фронтально-объемные.
Пространственный
Это вид композиции, для которого огромное значение имеет размер пространства. Такие виды характерны для театральных постановок, интерьеров помещений, выставочных залов и ландшафтных проектов.
Данный вид по организации пространства бывает:
- открытого типа (ландшафтные парки, ботанические сады, масштабные скульптурные памятники, как, например, Мамаев Курган);
- закрытого типа (выставочные и музейные залы, архитектурные ансамбли).
Объемный
К объемным видам относятся композиции в трехмерном пространстве, например:
- скульптуры;
- произведения декоративно-прикладного искусства;
- небольшие архитектурные памятники.
Объемную композицию можно рассмотреть со всех сторон, при этом она выглядит цельным объектом и выделяется на фоне пространства.
Фронтальный , Фронтальный вид композиции
Фронтально-объемный
Это рельефные изображения на плоскости:
Особенности композиции произведения гоголя портрет
... Чарткова). Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного ... в его жизни. Богатство – центральная тема произведения. Гоголь раскрывает ее как способ достижения личного счастья. ... Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, ...
- барельеф — орнамент или скульптура, незначительно возвышающиеся над плоскостью;
- горельеф — композиция, возвышающаяся над плоскостью на 3/4;
- обратный рельеф — утопленное вовнутрь изображение или скульптура;
- глиптика — изображение находится на одном уровне с плоскостью и имеет глубоко вырезанные границы.
Типологии композиции, их описание
Композиции отличаются друг от друга образными средствами выражения. Рассмотрим эти разновидности:
- Сюжетно-изобразительная. Такая композиция — основа реалистичного произведения искусства в любом виде творчества (живопись, скульптура, литература).
- Предметная композиция — это изображение обыденных предметов, хорошо известный с уроков изобразительного искусства натюрморт.
- Декоративно-тематическая. Такой тип композиции преследует декоративные цели. Активно используется в оформлении интерьеров и народном искусстве.
- Формальная композиция. Ее особенность в нереалистичности и абстрактности образов. Данный тип композиции создается из пятен и линий. Людям они нравятся за счет художественной формы, цветовой гаммы, смысловой нагрузки.
Типы композиций в литературе, их определение , Композиция
Выделяют внешнюю и внутреннюю композицию.
Внешняя композиция (архитектоника) , Внешняя композиция
Приемы архитектоники зависят от литературного стиля, художественного жанра и замысла писателя.
Внутренняя композиция (повествование) , Внутренняя композиция произведения
Другие виды литературной композиции
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chto-takoe-kompozitsiya-kartinyi-v-sochinenii/
- линейная (прослеживается естественная последовательность событий);
- инверсионная (повествование идет в обратном хронологическом порядке);
- концентрическая (происходит повторение аналогичных событий по ходу действия);
- зеркальная (повторение персонажами одинаковых действий по отношению друг к другу);
- кольцевая (окончание текста тем же самым фрагментом, которым он начинался).
Композиция художественного текста, как построить
Композиция художественного текста строится по следующей схеме:
- Экспозиция (введение читателя в атмосферу произведения: время, обстановка, пространство, действующие лица).
- Завязка (начало конфликта, противостояния героев).
- Развитие действия (нарастание конфликта).
- Кульминация (пик конфликта, разрешение ситуации).
- Развязка (новая реальность после разрешения конфликта).
- Финал.
У автора должна быть продумано вся система произведения:
Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного ...
... историческую концепцию Толстого, выделив особо его отношение к эпохе Ивана Грозного; проанализировать произведения, наиболее ярко отражающие исторические и философские взгляды писателя. Поставленные ... трилогия) помогли Толстому глубоко и всесторонне рассмотреть эпоху Ивана Грозного; проследить эволюцию изображения писателем этого трагического времени от исторических баллад до драматической ...
- тема;
- идея;
- конфликт;
- сюжет;
- образы главных героев.
Но без специальных знаний и начитанности создать хороший художественный текст будет трудно.