Выразительные средства танца

Контрольная работа

, две главы, заключение и библиографический список.

1. Теоретические аспекты выразительных средств танца

1.1. Сущность и виды выразительных средств танца

Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Танцевальные образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность. Специфика танцевальной образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в танце.

Содержательность танцевального образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи.

По мнению известного искусствоведа В. Ванслова, «основную массу художественных средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные» 1 . Балетмейстер З. Вербова считает, что «способность к эмоциональному переживанию — это еще не выразительность, так как само переживание, проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму.2 Поэтому, если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в «мелочах» — хорошей осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, ног, рук, в точных устойчивых равновесиях; в умении слитно и мягко выполнять движения, парить в прыжке, четко прочерчивать его контур в воздухе, с правильным положением ног. Следовательно, выразительность- это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания».

Таким образом, в той или иной форме авторы единодушны во мнении по поводу пластической выразительности движений — как способности в действиях передать определенное эмоциональное состояние.

Сами по себе выразительные движения — это «своеобразный способ передачи информации, способ общения со зрителем и, выполняя свой невербальный выход в речевое общение, они выступают как необходимый атрибут устной речи, служат его «настроечным механизмом», который придает разговору необходимую для данного акта общения модельность».

6 стр., 2582 слов

Танцы народов Поволжья как средство приобщения к культурному ...

... исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время ... марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы ... танец народов Поволжья является эффективным средством воспитания. При работе с детьми на ранней стадии обучения используются формы игры, прививающие ребенку навыки общения в коллективе. На основе народного ...

Выразительные движения могут иметь и самостоятельное, независимое от слов значение. Здесь речь идет о непосредственно возникающих эмоциях.

Иное дело — выразительные движения в танце, они сценичны (отличны от жизненных), хотя в то же время «игра» вызывает у актера (исполнителя вообще) соответствующую эмоцию и может усилить прием (игру).

В данном случае мы говорим об эмоционально выразительных движениях, отличающихся от иллюстративно выразительных тем, что последние уточняют лишь понятия формы, высоты, размера и т.д.

Выделяют еще условно выразительные движения, характерные для народных танцев, ритуальных и церемониальных жестов. Причем в некоторых народных танцах отдельные жесты имеют важное информационное значение, как, например, в индийских, китайских, японских и т. д.

В тех сценических народных танцах, которые мы видим в исполнении профессиональных ансамблей, имеется определенный психологизм, т. е. Народные движения выполняются не только с привнесением в них определенных эмоций (при этом, чем четче канонизирован народный танец, тем он интереснее, самобытнее).

Так, например, руки, поднятые вверх, означали моление, обращение к всевышнему. Сегодня же этот жест получил психологическое звучание, из условного превращается в живое, психологически выразительное движение. Многие подобные движения зарождаются из условных. Их начало — это религиозные обряды и другие формы общения (социальной жизни).

Для узнавания эмоций нужны признаки, знаки. Они вырабатываются в процессе развития человечества и имеют национальные особенности. И в этом смысле хореография, как двигательная деятельность человека, не исключение. Не случайно существует понятие — национальная школа (русская, американская и т.п.).

Ниже приводятся некоторые характерные выразительные признаки, разработанные Э.П. Аверкович главным образом для двух характерных стилей: героического и лирико-романтического3 .

Героический характер: голова приподнята, запрокинута, реже полуопущена, взгляд направлен по движению позы; руки выпрямлены; высокие полупальцы, туловище прямое, напряжено, ракурс позы — фронтальный.

Лирико-романтический характер: голова полуопущена, взгляд рассеян, направлен вниз или в сторону, реже голова откинута; руки не напряжены, кисть расслаблена, поза «заземлена» (полуприседания, полные приседания, стойки на коленях, партерные движения лежа), стойка на всей стопе, скрещенные положения ног, ракурс позы — в полуповороте, спиной.

Следует отметить, что выразительность определяется: с одной стороны — богатством внутренних переживаний, чувств, а с другой — владением двигательной палитрой, хореографической лексикой, способной передать эти чувства.

Конечно, это определяется, прежде всего, природными задатками исполнителя, но и воспитывается той средой, в которой исполнитель, актер живет.

13 стр., 6266 слов

Методика преподавания и структура занятий классического танца ...

... 21 века. Специфика преподавания классического танца с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Педагог-руководитель ... классического танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий высокий прыжок, четкая координация движений. ... определенные цели. Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом ...

В частности, преподаватель хореографии оказывает большое влияние на формирование личности обучаемого им ребенка, учащегося.

И то, и другое тесно связаны, но главное, пожалуй, духовное начало, потому что без упорства, целеустремленности, честолюбия нельзя достичь высот в любой деятельности человека.

В свою очередь, мастерство исполнителя зависит от природной одаренности, внешних данных, от степени двигательных способностей, чувства позы, музыкальности и т.д.

Коснемся лишь той стороны дела, того, что в значительной степени поддается воспитанию — это овладение мастерством. Здесь можно говорить о трех моментах: о позе, ритме (времени), перемещении (пространстве).

В дальнейшем, когда мы конкретно будем говорить о сценическом образе, о средствах, с помощью которых исполнитель хореографических постановок доносит образ до зрителя, отметим подробно важность каждой составной части: поза, жест, движение, мимика, положение и перемещение по сценической площадке.

Выразительность отдельно взятого движения определяется, главным образом, позой, хотя и тут имеет значение время. Мы говорим о позе в равновесии, прыжке, повороте и т. п. Вот что пишет один из виднейших педагогов классического танца Н. Н. Тарасов в книге «Классический танец»: «Поза классического танца по своей природе свободна от бытовой достоверности… В ней все подчиняется пространственным и временным законам театральной хореографии, которая пластически усиливает, укрупняет, доводит до необычайной виртуозности природные движения тела человека. Но эта пластическая условность позы вполне реалистична. Она дает искусству классического танца исключительную стройность, емкие и гибкие средства выразительности».

Следует знать законы размещения позы в пространстве, учитывая специфику сценической площадки, где выступающие открыты зрителю фронтально или иногда со всех четырех сторон (открытая площадка).

Нужна ясность, определенность, направленность позы.

Существенную роль играет и время, особенно когда речь идет не об отдельно взятом движении, а о соединении, комбинации танцевальных движений. Здесь следует говорить о двух проявлениях времени — темпе и ритме.

Изменение в исполнении танцевальных движений темпа и ритма позволяет говорить об аналогии и контрасте: медленно — быстро, плавно — резко, сочетание высоких положений с низкими и т. п.

Перемещение — важный фактор выразительности движений. Из разных направлений большей динамикой обладают диагональные движения; образные линии выражают равномерное движение; дуги — мягкость, плавность; круги — цельность; перемещения с резким изменением направления — резкость, угловатость; спираль — напряжение. Следовательно, даже через рисунок танца балетмейстер-постановщик и исполнитель имеют возможность передать эмоциональное состояние, смысл и сценический художественный образ.

Поза, перемещение, темп, ритм — это способы передачи главного смысла музыки: образного, эмоционального или эмоционально-образного.

Все выше сказанное проливает свет в определенной мере на методы воспитания пластической выразительности у исполнителей хореографических постановок. Знания в области изобразительного искусства, музыки воспитывают «внутреннюю» выразительность, а хореография — «техническую». Следовательно, здесь можно выделить три уровня освоения этого навыка:

10 стр., 4773 слов

Значение хореографической подготовки в области китайского народного ...

... говорим с нашим зрителем о философских вещах и поиске смысла жизни на языке танца, используя оригинальные китайские движения кунг-фу, под музыку композиторов всего мира» [37]. Много столетий классический китайский танец ... в хореографии; сформулирован общий комплекс упражнений и движений, в освоении классического китайского танца и классического балета. Дипломная работа состоит из введения, трех ...

  • освоения техники исполнения в общих чертах;
  • детализация и исполнение танцевального движения на высоком «физическом» уровне, т. е. с большой амплитудой исполнения движения;
  • исполнение движения, а за тем и соединения в различном образном, эмоциональном решении, в характере, который определяет музыка.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно танцевальных движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить «душой исполненный полет», в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть.