Советская школа в 20-30-е годы XX века

Контрольная работа

С первых-дней установления Советской власти в стране началась работа по созданию новой системы народного образования. Проведение в жизнь указанных выше декретов и мероприятий Советского правительства встретило сначала сопротивление не только контрреволюционных элементов — буржуазии, помещиков, но и некоторой части интеллигенции.

Вместе с революцией на сцену исторического действия вышли обычные рядовые люди или, как назвал их писатель А. Платонов, «массы, стремящиеся в даль истории». Но простых и ясных лозунгов, языком которых раньше говорила революция, теперь уже было недостаточно. Предстояла огромная, каждодневная, будничная работа по налаживанию хозяйства, упорядочению всех сфер общественной жизни. Однако понимание этого трудно входило в сознание победителей.

После гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству. В стране, разоренной длительной войной и иностранной интервенцией, надо было восстановить и реконструировать промышленность, всемерно развить производительные силы, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладить торговлю, одеть и накормить голодное и раздетое население. Все свои финансовые ресурсы государство должно было вкладывать в народное хозяйство — без поднятия производительной мощи страны не могло совершаться дальнейшее развитие культуры. Но в то же время возрождающаяся социалистическая промышленность нуждалась в хорошо подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих. Культурные люди требовались и поднимающейся деревне.

Цель работы — исследование школы 20-30-х годов XX века.

Глава 1. Советская школа в 1921-1930 гг.

В начале рассматриваемого периода в РСФСР была следующая школьная система: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8-12 лет); школа-семилетка-7 классов (для детей 8-15 лет); школа-девятилетка-9 классов (для детей 8-17 лет).

На Украине и в Белоруссии после школы-семилетки подростки могли поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной школы были преобразованы в начальные курсы техникумов и других профтехнических учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII- IX классы школ второй ступени тоже стали профессионализироваться и готовить учащихся к практической деятельности.

Важное место в системе народного образования занимали в то время возникшие в 1919 г. рабочие факультеты; они сделались основным типом общеобразовательной школы, готовившей молодежь к поступлению в высшие учебные заведения. Увеличившаяся сеть рабочих факультетов обеспечивала возможность пролетаризировать высшую школу, успешно осуществлять подготовку кадров трудовой интеллигенции. 75% выпускников рабочих факультетов поступало в вузы; индустриально-технические и социально-экономические вузы на 80-90% комплектовались рабфаковцами.

32 стр., 15630 слов

Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного ...

... Работа по аппликации помогает лучше почувствовать силуэт формы, ее геометрическую основу, а лепка – ощутить объемную форму предметов [24]. Для того, чтобы детям ... урока по изобразительному искусству в начальной школе надо помнить о важности взаимосвязи различных видов работ по ... классах в качестве отдельных уроков проводятся редко. Зато они являются составной частью при проведении всех видов работ по ...

В рассматриваемый период возникли новые типы школ, которые готовили детей рабочих и крестьян к производственному труду в народном хозяйстве. С 1921 г. на предприятиях быстро развивались четырехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), имевшие своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включались общеобразовательные предметы, благодаря чему учащиеся получали общее образование примерно в объеме школы-семилетки. С осени 1923 г./ в сельских местностях стали открываться школы крестьянской молодежи (ШКМ), в создании которых самое активное участие принимал комсомол. ШКМ строились на базе начальной школы и имели трехлетний срок обучения. Они давали учащимся наряду с общим образованием знания по агрономии, технике и организации сельского «хозяйства. Выполняя свою основную цель — готовить передовых культурных тружеников советской деревни, ШКМ в то же время обеспечивали своим выпускникам возможность продолжать образование в старших классах (VIII-«IX) школ второй ступени или в техникумах и поступать затем в высшие учебные заведения.

Старшие классы второй ступени все более заполнялись детьми трудящихся. Усиливалась роль школы второй ступени в создании пролетарской интеллигенции, в подготовке контингента поступающих в вузы.

В 1923-1925 гг. Государственным ученым советом (ГУС) были составлены новые учебные государственные программы. Составители программ отказались от расположения материала по отдельным учебным предметам. Весь объем знаний, намеченный к изучению, был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Программы ГУСа назывались комплексными. Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы — разрыв между учебными школьными предметами, оторванность обучения от жизни.

Учебный материал школ первой ступени располагался по трем колонкам: природа и человек, труд, общество. Он постепенно расширялся как бы концентрическими кругами: в первом классе рассматривались вопросы жизни ребенка в семье и школе, во втором — вопросы жизни села или деревни, затем района, губернии, республики и т. д. Кроме того, вводились еще сезонные комплексные темы: Первое мая — международный праздник трудящихся, Осенние работы в деревне, Великая Октябрьская социалистическая революция и т. д.

Для школы второй ступени (V-IX классы) комплексные программы ГУСа строились так же по тем же колонкам, но содержащийся в них материал раскрывался более пространно.

10 стр., 4823 слов

Ивная работа по методике преподавания литературы «Новые ...

... инновационные методы; -рассмотреть инновационные методики преподавания литературы; -проиллюстрировать применение инновационных методов преподавания литературы в основной школе; -сделать вывод по данному исследованию. Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, ...

Программы ГУСа, безусловно, усиливали связь школы с общественно-политической жизнью страны, способствовали политическому развитию учащихся. Однако неправильное построение их по комплексным темам, а не по учебным предметам приводило к искусственным, надуманным связям между фактами и явлениями. Учебные предметы распадались на изолированные части, искусственно соединенные надуманной темой.

Отказ от проверенного жизнью принципа построения школьных программ по отдельным учебным предметам привел к бессистемному, отрывочному преподаванию. Школа, работавшая по программам ГУСа, не могла дать учащимся необходимых знаний. основ наук, не вырабатывала и не закрепляла у них прочных навыков по русскому языку, математике и другим предметам. Преподавание по программам ГУСа состояло в ежегодном повторении одного и того же учебного материала в связи с изучением во всех классах одних и тех же комплексных тем (Первое мая, Октябрьская революция и т. д.).

Однако, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, директивными указаниями Коммунистической партии о школе, советские учителя с материалистических позиций и более широко освещали явления природы и человеческого общества; детей стали обучать использовать получаемые знания в практической жизни. В школах применялись методы и приемы учебной работы, которые способствовали развитию самостоятельности. и активности учащихся, воспитывали у них любовь к родному краю, к труду и трудящимся. Часто проводились экскурсии, наблюдения, организовывались практические работы учащихся в поле, на огороде, в саду. Но в методах учебной работы имели место ошибки и заблуждения: пропагандировался и кое-где в средних школах стал применяться так называемый Дальтон-план, созданный в США для достижения буржуазных целей воспитания.. Введение в советскую школу дальтоновского лабораторного плана вело к разрушению классно-урочной системы организации учебных занятий, к ликвидации уроков, к снижению эффективности учебных занятий и руководящей роли учителя, к нарушению важнейших принципов коммунистического воспитания школьников, к обезличке в учете знаний учащихся и т. п.

На 1927/28 учебный год Наркомпросом РСФСР были утверждены для школ второй ступени новые единые и обязательные учебные планы, что являлось положительным моментом в строительстве советской общеобразовательной школы. Учебный план 1927 г. для школ второй ступени включал учебные дисциплины, имевшие, в виду широкое, разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое, физическое и эстетическое их воспитание.

Кроме общеобразовательных предметов, в VIII—IX классах школ второй ступени изучались еще различные специальные учебные дисциплины, выбор которых определялся уклонами, или специальностью, принятой для данной школы второй ступени.

Вместе с утверждением обязательного и единого учебного плана осенью 1927 г. была установлена для всех школ одинаковая продолжительность учебного года, причем в сельских местностях учебный год должен был продолжаться в I-IV классах 190 учебных дней и в V-VI классах — 200-205 учебных, дней, в городских начальных школах- 205 учебных дней и в школах второй ступени — 215 учебных дней.

12 стр., 5651 слов

Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...

... учащимися детских художественных школ, педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся. Практическая значимость., Внедрение курсовой работы., Структура курсовой работы. 1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы ...

Летом 1927 г. были разработаны и разосланы в школы новые комплексные программы, имевшие целью улучшить преподавание. В программах 1927 г. материал всех учебных дисциплин по-прежнему был расположен по колонкам природа, труд, общество, но был введен обязательный минимум систематических знаний и навыков по родному языку, математике и некоторым другим учебным предметам.

Такое установление твердого минимума систематических знаний и навыков, обязательность программ 1927 г. для всех учителей и школ, их стабильность и т. д. были, несомненно, шагом вперед. Но построение их на основе той же комплексности обусловило их существенные недостатки.

В 1929 г. Наркомпросом РСФСР вновь были изданы комплексно-проектные программы для советской школы, в которых имело место значительное сокращение общеобразовательного материала по всем основным учебным предметам и рекомендовалось применять заимствованный в буржуазной школе метод проектов, в соответствии с которым ликвидировались школьные группы (классы), их заменили звенья и бригады. Знания учащиеся должны были усвоить в процессе выполнения таких тем, как, например, Поможем нашей фабрике (заводу, колхозу) выполнить промфинплан, Научимся разводить кур и т. д.

Большое место в этих программах занимал общественно полезный труд, теоретическое и практическое обучение труду, что было полезно для дела политехнического обучения, однако занятия учащихся не связывались с одновременным и прочным овладением ими систематическими знаниями основ наук, а в учебные занятия вносилась недопустимая дезорганизация.

В резолюции июльского Пленума ЦК ВКП (б) 1928 г. было сформулировано требование о коренном улучшении учебной работы школы второй ступени. Добиться, чтобы оканчивающие школу II ступени были подготовлены для поступления в вузы,- говорилось в резолюции Пленума. Пленум обязал Наркомпрос развернуть широкую сеть семилетних и девятилетних школ в рабочих районах, позаботиться об улучшении материального положения пролетарских детей, поступавших в эти школы. 5 февраля 1929 г. Совнарком РСФСР принял постановление о введении десятилетнего срока обучения в средних школах.

Пленум ЦК ВКП (б), состоявшийся в 1929 г., снова предложил добиться решительного перелома в улучшении учебной работы средних общеобразовательных школ, в частности путем пересмотра их учебных программ.

12 стр., 5829 слов

Самостоятельная работа учащихся на уроке

... умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, ...

Глава 2. Советская школа в 1931-1940 гг.

-е годы были важнейшим этапом строительства социализма в СССР. Советские люди, руководимые Коммунистической партией, выполняли грандиозный план реконструкции всего народного хозяйства и социалистической индустриализации страны. Быстрыми темпами осуществлялась коллективизация сельского хозяйства. СССР превращался в мощную индустриальную державу.

Социалистическое строительство в стране, применение в широких масштабах передовой техники и сложных машин и агрегатов требовали повышения культурного уровня рабочих и крестьян, прочного овладения ими основами наук, особенно математикой, физикой, химией, биологией. Задача введения всеобщего обязательного обучения стала неотложной.

Первоочередной задачей было повсеместное осуществление всеобщего обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, повышение качества знаний учащихся.

Введение всеобщего обязательного начального обучения и ликвидацию неграмотности XVI съезд ВКП (б) (1930 г.) назвал боевой задачей партии на ближайший период. В стране развернулась культурная революция. В решении вопросов всеобуча активно участвовали комсомол, профсоюзы и вся советская общественность.

В начале 30-х годов Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направление перестройки ее учебно-воспитательной работы и дальнейших теоретических исследований советской педагогической науки.

В постановлении ЦК ВКП (б) О начальной и средней школе от 25 августа 1931 г. содержались требования изменения учебно-воспитательной работы школы. Отметив как положительные моменты расширение школьной сети и изменение социального состава учащихся, изменениесодержания всей работы школы по сравнению с дореволюционным временем и др., ЦК ВКП (б) указал, что школа еще не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней развернутое социалистическое строительство в нашей стране, не дает систематических общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решает задачу подготовки учащихся для техникумов п вузов. В постановлении было подчеркнуто, что политехническое обучение, как часть коммунистического воспитания, должно быть построено на основе глубокого овладения учащимися общеобразовательными знаниями, оно должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, проводить тесную связь обучения с производительным трудом, тогда как до этого во многих школах ручной труд в школьных мастерских носил ремесленный характер, не знакомил с основами индустриального производства и с изучением наук.

В постановлении предлагалось организовать научно-марксистскую разработку учебных программ, с тем чтобы они обеспечивали высокий уровень знаний, строить политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук, а также улучшить методическое руководство школой и поднять роль советского учителя.

августа 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. В нем отмечались некоторые положительные стороны новых программ и вместе с тем указывалось на их существенные недостатки, как-то: перегрузка учебным материалом, отсутствие межпредметных связей, в некоторых случаях упрощенчество и наличие методологических и научных ошибок, недостаточность историзма в преподавании общественных наук. ЦК ВКП (б) предложил Наркомпросу переработать учебные программы к 1 января 1933 г. В постановлении давались указания относительно организации и методов учебной работы. Осуждая применяемый лабораторно-бригадный метод, ЦК ВКП (б) указал, что основной организационной формой учебной работы должен быть урок с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. На уроке учитель должен систематически, последовательно излагать учебный материал, приучать к самостоятельной работе над книгой. Проводить с ними письменные, графические и лабораторные работы, экскурсии, демонстрировать опыты и приборы. В постановлении рекомендовалось систематически проводить индивидуальный учет знаний учащихся. Преподавателю вменялось в обязанность изучать каждого ученика, в конце года проводить проверочные испытания для всех учащихся.

11 стр., 5153 слов

Смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). ...

... работы, изображающей осеннее утро. Целью дипломного проекта является выполнение осеннего пейзажа в технике живопись. Задачи проекта: изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи; выявить пути развития пейзажной живописи ... задача воспитания молодого поколения. Темой представленного дипломного проекта выбран жанр пейзаж. Дипломный проект предполагает рассмотрение ...

В постановлении обращалось внимание также на улучшение воспитательной работы в школе и повышение дисциплины учащихся.

Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе от сентября 1935 г. содержало очень важные указания о начале и продолжительности учебного года и его структуре (деление на четверти).

Намеченное этими постановлениями совершенствование учебно-воспитательной работы советской школы тормозилось действиями педологов, которые вмешивались в работу учителей и пытались присвоить себе право изучения детей и определения причин их неуспеваемости, невоспитанности, а также степени их одаренности. Педологи распространяли среди учителей мнение о том, что успеваемость детей определяется их наследственностью и той средой, в которой они воспитываются. Для изучения индивидуальных особенностей детей педологи проводили антинаучные испытания по тестам и многих нормальных советских детей несправедливо зачисляли в разряды неспособных к учению, дефективных, трудных и т. п. и переводили в так называемые вспомогательные школы.

июля 1936 г. ЦК ВКП (б) издал постановление О педологических извращениях в системе Наркомпросов, в котором разоблачил реакционную сущность педологии как лженауки и показал, какой большой вред принесла деятельность педологов школе, учителю и учащимся. В этом постановлении ЦК потребовал восстановить в правах педагогику и педагогов, ликвидировать должности педологов в школе и создать необходимые условия для развития марксистско-ленинской педагогики как науки о воспитании и. обучении детей. Это постановление способствовало повышению учебно-воспитательной работы школы, росту авторитета учителя, улучшению контактов школы и семьи.

14 стр., 6628 слов

Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной ...

... идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки. Научная проблема. Какова сущность идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, ...

К концу 30-х годов в Советском Союзе, во всех республиках, открылась масса новых начальных, средних школ и высших учебных заведений, во многих из них обучение велось на национальных языках, формировалась многочисленная советская интеллигенция, выросло количество различных специалистов. Размах культурного строительства отразился также в небывалом развитии печати, кино, радио, сети домов культуры, клубов, театров, стадионов и спортивных учреждений.

В марте 1939 г. состоялся XVIII съезд ВКП (б), который в своих решениях подытожил громадные достижения СССР во всех областях строительства социализма и определил задачи и пути дальнейшей работы по завершению строительства социалистического общества и постепенному переходу к коммунизму. Съезд утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства, в котором предусматривалась грандиозная программа культурного строительства, открывались широчайшие перспективы развития народного образования в нашей стране, но работа по осуществлению решений съезда была прервана вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну.

советская школа довоенный

Заключение

После возвращения в прошлый XX век, попытаемся рассмотреть недалекое будущее — 20-30- гг. XXI века. Не думаю, что будут значительные изменения в столь небольшой период. Будущий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных «факторов роста», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе: сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение двух лет; неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе; определенный контингент учащихся.

Главная идея, которая будет положена в основу будущей школы — формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Основная цель — адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Общей задачей деятельности будущей школы будет достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.

Словарь основных терминов

Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.

19 стр., 9015 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

... присущих творческой личности (инициативности, творческой активности, целенаправленного произвольного внимания, творческих способностей). Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира. В последние годы в педагогике, ...

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Темперамент — это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Характер — это подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/veduschee-napravlenie-v-obuchenii-sochineniyu-v-e-e-godyi/

1.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: МГУ, 2015. — 230с.

2.Джуринский А.Н. История педагогики. М.: МПСИ, 2014. — 542с.

.История педагогики в России. / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Флинта, 2012. — 464с.

.История педагогики. / Под ред. Т.В. Пискунова. — М.: МГУ, 2014. — 520с.

.Пряников В.Г. История образования и педагогической мысли. М.: Спектр, 2013. — 422с.