С первых-дней установления Советской власти в стране началась работа по созданию новой системы народного образования. Проведение в жизнь указанных выше декретов и мероприятий Советского правительства встретило сначала сопротивление не только контрреволюционных элементов — буржуазии, помещиков, но и некоторой части интеллигенции.
Вместе с революцией на сцену исторического действия вышли обычные рядовые люди или, как назвал их писатель А. Платонов, «массы, стремящиеся в даль истории». Но простых и ясных лозунгов, языком которых раньше говорила революция, теперь уже было недостаточно. Предстояла огромная, каждодневная, будничная работа по налаживанию хозяйства, упорядочению всех сфер общественной жизни. Однако понимание этого трудно входило в сознание победителей.
После гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству. В стране, разоренной длительной войной и иностранной интервенцией, надо было восстановить и реконструировать промышленность, всемерно развить производительные силы, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладить торговлю, одеть и накормить голодное и раздетое население. Все свои финансовые ресурсы государство должно было вкладывать в народное хозяйство — без поднятия производительной мощи страны не могло совершаться дальнейшее развитие культуры. Но в то же время возрождающаяся социалистическая промышленность нуждалась в хорошо подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих. Культурные люди требовались и поднимающейся деревне.
Цель работы — исследование школы 20-30-х годов XX века.
Глава 1. Советская школа в 1921-1930 гг.
В начале рассматриваемого периода в РСФСР была следующая школьная система: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8-12 лет); школа-семилетка-7 классов (для детей 8-15 лет); школа-девятилетка-9 классов (для детей 8-17 лет).
На Украине и в Белоруссии после школы-семилетки подростки могли поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной школы были преобразованы в начальные курсы техникумов и других профтехнических учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII- IX классы школ второй ступени тоже стали профессионализироваться и готовить учащихся к практической деятельности.
Важное место в системе народного образования занимали в то время возникшие в 1919 г. рабочие факультеты; они сделались основным типом общеобразовательной школы, готовившей молодежь к поступлению в высшие учебные заведения. Увеличившаяся сеть рабочих факультетов обеспечивала возможность пролетаризировать высшую школу, успешно осуществлять подготовку кадров трудовой интеллигенции. 75% выпускников рабочих факультетов поступало в вузы; индустриально-технические и социально-экономические вузы на 80-90% комплектовались рабфаковцами.
Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного ...
... Работа по аппликации помогает лучше почувствовать силуэт формы, ее геометрическую основу, а лепка – ощутить объемную форму предметов [24]. Для того, чтобы детям ... урока по изобразительному искусству в начальной школе надо помнить о важности взаимосвязи различных видов работ по ... классах в качестве отдельных уроков проводятся редко. Зато они являются составной частью при проведении всех видов работ по ...
В рассматриваемый период возникли новые типы школ, которые готовили детей рабочих и крестьян к производственному труду в народном хозяйстве. С 1921 г. на предприятиях быстро развивались четырехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), имевшие своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включались общеобразовательные предметы, благодаря чему учащиеся получали общее образование примерно в объеме школы-семилетки. С осени 1923 г./ в сельских местностях стали открываться школы крестьянской молодежи (ШКМ), в создании которых самое активное участие принимал комсомол. ШКМ строились на базе начальной школы и имели трехлетний срок обучения. Они давали учащимся наряду с общим образованием знания по агрономии, технике и организации сельского «хозяйства. Выполняя свою основную цель — готовить передовых культурных тружеников советской деревни, ШКМ в то же время обеспечивали своим выпускникам возможность продолжать образование в старших классах (VIII-«IX) школ второй ступени или в техникумах и поступать затем в высшие учебные заведения.
Старшие классы второй ступени все более заполнялись детьми трудящихся. Усиливалась роль школы второй ступени в создании пролетарской интеллигенции, в подготовке контингента поступающих в вузы.
В 1923-1925 гг. Государственным ученым советом (ГУС) были составлены новые учебные государственные программы. Составители программ отказались от расположения материала по отдельным учебным предметам. Весь объем знаний, намеченный к изучению, был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Программы ГУСа назывались комплексными. Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы — разрыв между учебными школьными предметами, оторванность обучения от жизни.
Учебный материал школ первой ступени располагался по трем колонкам: природа и человек, труд, общество. Он постепенно расширялся как бы концентрическими кругами: в первом классе рассматривались вопросы жизни ребенка в семье и школе, во втором — вопросы жизни села или деревни, затем района, губернии, республики и т. д. Кроме того, вводились еще сезонные комплексные темы: Первое мая — международный праздник трудящихся, Осенние работы в деревне, Великая Октябрьская социалистическая революция и т. д.
Для школы второй ступени (V-IX классы) комплексные программы ГУСа строились так же по тем же колонкам, но содержащийся в них материал раскрывался более пространно.
Ивная работа по методике преподавания литературы «Новые ...
... инновационные методы; -рассмотреть инновационные методики преподавания литературы; -проиллюстрировать применение инновационных методов преподавания литературы в основной школе; -сделать вывод по данному исследованию. Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, ...
Программы ГУСа, безусловно, усиливали связь школы с общественно-политической жизнью страны, способствовали политическому развитию учащихся. Однако неправильное построение их по комплексным темам, а не по учебным предметам приводило к искусственным, надуманным связям между фактами и явлениями. Учебные предметы распадались на изолированные части, искусственно соединенные надуманной темой.
Отказ от проверенного жизнью принципа построения школьных программ по отдельным учебным предметам привел к бессистемному, отрывочному преподаванию. Школа, работавшая по программам ГУСа, не могла дать учащимся необходимых знаний. основ наук, не вырабатывала и не закрепляла у них прочных навыков по русскому языку, математике и другим предметам. Преподавание по программам ГУСа состояло в ежегодном повторении одного и того же учебного материала в связи с изучением во всех классах одних и тех же комплексных тем (Первое мая, Октябрьская революция и т. д.).
Однако, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, директивными указаниями Коммунистической партии о школе, советские учителя с материалистических позиций и более широко освещали явления природы и человеческого общества; детей стали обучать использовать получаемые знания в практической жизни. В школах применялись методы и приемы учебной работы, которые способствовали развитию самостоятельности. и активности учащихся, воспитывали у них любовь к родному краю, к труду и трудящимся. Часто проводились экскурсии, наблюдения, организовывались практические работы учащихся в поле, на огороде, в саду. Но в методах учебной работы имели место ошибки и заблуждения: пропагандировался и кое-где в средних школах стал применяться так называемый Дальтон-план, созданный в США для достижения буржуазных целей воспитания.. Введение в советскую школу дальтоновского лабораторного плана вело к разрушению классно-урочной системы организации учебных занятий, к ликвидации уроков, к снижению эффективности учебных занятий и руководящей роли учителя, к нарушению важнейших принципов коммунистического воспитания школьников, к обезличке в учете знаний учащихся и т. п.
На 1927/28 учебный год Наркомпросом РСФСР были утверждены для школ второй ступени новые единые и обязательные учебные планы, что являлось положительным моментом в строительстве советской общеобразовательной школы. Учебный план 1927 г. для школ второй ступени включал учебные дисциплины, имевшие, в виду широкое, разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое, физическое и эстетическое их воспитание.
Кроме общеобразовательных предметов, в VIII—IX классах школ второй ступени изучались еще различные специальные учебные дисциплины, выбор которых определялся уклонами, или специальностью, принятой для данной школы второй ступени.
Вместе с утверждением обязательного и единого учебного плана осенью 1927 г. была установлена для всех школ одинаковая продолжительность учебного года, причем в сельских местностях учебный год должен был продолжаться в I-IV классах 190 учебных дней и в V-VI классах — 200-205 учебных, дней, в городских начальных школах- 205 учебных дней и в школах второй ступени — 215 учебных дней.
Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...
... учащимися детских художественных школ, педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся. Практическая значимость., Внедрение курсовой работы., Структура курсовой работы. 1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы ...
Летом 1927 г. были разработаны и разосланы в школы новые комплексные программы, имевшие целью улучшить преподавание. В программах 1927 г. материал всех учебных дисциплин по-прежнему был расположен по колонкам природа, труд, общество, но был введен обязательный минимум систематических знаний и навыков по родному языку, математике и некоторым другим учебным предметам.
Такое установление твердого минимума систематических знаний и навыков, обязательность программ 1927 г. для всех учителей и школ, их стабильность и т. д. были, несомненно, шагом вперед. Но построение их на основе той же комплексности обусловило их существенные недостатки.
В 1929 г. Наркомпросом РСФСР вновь были изданы комплексно-проектные программы для советской школы, в которых имело место значительное сокращение общеобразовательного материала по всем основным учебным предметам и рекомендовалось применять заимствованный в буржуазной школе метод проектов, в соответствии с которым ликвидировались школьные группы (классы), их заменили звенья и бригады. Знания учащиеся должны были усвоить в процессе выполнения таких тем, как, например, Поможем нашей фабрике (заводу, колхозу) выполнить промфинплан, Научимся разводить кур и т. д.
Большое место в этих программах занимал общественно полезный труд, теоретическое и практическое обучение труду, что было полезно для дела политехнического обучения, однако занятия учащихся не связывались с одновременным и прочным овладением ими систематическими знаниями основ наук, а в учебные занятия вносилась недопустимая дезорганизация.
В резолюции июльского Пленума ЦК ВКП (б) 1928 г. было сформулировано требование о коренном улучшении учебной работы школы второй ступени. Добиться, чтобы оканчивающие школу II ступени были подготовлены для поступления в вузы,- говорилось в резолюции Пленума. Пленум обязал Наркомпрос развернуть широкую сеть семилетних и девятилетних школ в рабочих районах, позаботиться об улучшении материального положения пролетарских детей, поступавших в эти школы. 5 февраля 1929 г. Совнарком РСФСР принял постановление о введении десятилетнего срока обучения в средних школах.
Пленум ЦК ВКП (б), состоявшийся в 1929 г., снова предложил добиться решительного перелома в улучшении учебной работы средних общеобразовательных школ, в частности путем пересмотра их учебных программ.
Самостоятельная работа учащихся на уроке
... умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, ...
Глава 2. Советская школа в 1931-1940 гг.
-е годы были важнейшим этапом строительства социализма в СССР. Советские люди, руководимые Коммунистической партией, выполняли грандиозный план реконструкции всего народного хозяйства и социалистической индустриализации страны. Быстрыми темпами осуществлялась коллективизация сельского хозяйства. СССР превращался в мощную индустриальную державу.
Социалистическое строительство в стране, применение в широких масштабах передовой техники и сложных машин и агрегатов требовали повышения культурного уровня рабочих и крестьян, прочного овладения ими основами наук, особенно математикой, физикой, химией, биологией. Задача введения всеобщего обязательного обучения стала неотложной.
Первоочередной задачей было повсеместное осуществление всеобщего обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, повышение качества знаний учащихся.
Введение всеобщего обязательного начального обучения и ликвидацию неграмотности XVI съезд ВКП (б) (1930 г.) назвал боевой задачей партии на ближайший период. В стране развернулась культурная революция. В решении вопросов всеобуча активно участвовали комсомол, профсоюзы и вся советская общественность.
В начале 30-х годов Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направление перестройки ее учебно-воспитательной работы и дальнейших теоретических исследований советской педагогической науки.
В постановлении ЦК ВКП (б) О начальной и средней школе от 25 августа 1931 г. содержались требования изменения учебно-воспитательной работы школы. Отметив как положительные моменты расширение школьной сети и изменение социального состава учащихся, изменениесодержания всей работы школы по сравнению с дореволюционным временем и др., ЦК ВКП (б) указал, что школа еще не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней развернутое социалистическое строительство в нашей стране, не дает систематических общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решает задачу подготовки учащихся для техникумов п вузов. В постановлении было подчеркнуто, что политехническое обучение, как часть коммунистического воспитания, должно быть построено на основе глубокого овладения учащимися общеобразовательными знаниями, оно должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, проводить тесную связь обучения с производительным трудом, тогда как до этого во многих школах ручной труд в школьных мастерских носил ремесленный характер, не знакомил с основами индустриального производства и с изучением наук.
В постановлении предлагалось организовать научно-марксистскую разработку учебных программ, с тем чтобы они обеспечивали высокий уровень знаний, строить политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук, а также улучшить методическое руководство школой и поднять роль советского учителя.
августа 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. В нем отмечались некоторые положительные стороны новых программ и вместе с тем указывалось на их существенные недостатки, как-то: перегрузка учебным материалом, отсутствие межпредметных связей, в некоторых случаях упрощенчество и наличие методологических и научных ошибок, недостаточность историзма в преподавании общественных наук. ЦК ВКП (б) предложил Наркомпросу переработать учебные программы к 1 января 1933 г. В постановлении давались указания относительно организации и методов учебной работы. Осуждая применяемый лабораторно-бригадный метод, ЦК ВКП (б) указал, что основной организационной формой учебной работы должен быть урок с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. На уроке учитель должен систематически, последовательно излагать учебный материал, приучать к самостоятельной работе над книгой. Проводить с ними письменные, графические и лабораторные работы, экскурсии, демонстрировать опыты и приборы. В постановлении рекомендовалось систематически проводить индивидуальный учет знаний учащихся. Преподавателю вменялось в обязанность изучать каждого ученика, в конце года проводить проверочные испытания для всех учащихся.
Смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). ...
... работы, изображающей осеннее утро. Целью дипломного проекта является выполнение осеннего пейзажа в технике живопись. Задачи проекта: изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи; выявить пути развития пейзажной живописи ... задача воспитания молодого поколения. Темой представленного дипломного проекта выбран жанр пейзаж. Дипломный проект предполагает рассмотрение ...
В постановлении обращалось внимание также на улучшение воспитательной работы в школе и повышение дисциплины учащихся.
Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе от сентября 1935 г. содержало очень важные указания о начале и продолжительности учебного года и его структуре (деление на четверти).
Намеченное этими постановлениями совершенствование учебно-воспитательной работы советской школы тормозилось действиями педологов, которые вмешивались в работу учителей и пытались присвоить себе право изучения детей и определения причин их неуспеваемости, невоспитанности, а также степени их одаренности. Педологи распространяли среди учителей мнение о том, что успеваемость детей определяется их наследственностью и той средой, в которой они воспитываются. Для изучения индивидуальных особенностей детей педологи проводили антинаучные испытания по тестам и многих нормальных советских детей несправедливо зачисляли в разряды неспособных к учению, дефективных, трудных и т. п. и переводили в так называемые вспомогательные школы.
июля 1936 г. ЦК ВКП (б) издал постановление О педологических извращениях в системе Наркомпросов, в котором разоблачил реакционную сущность педологии как лженауки и показал, какой большой вред принесла деятельность педологов школе, учителю и учащимся. В этом постановлении ЦК потребовал восстановить в правах педагогику и педагогов, ликвидировать должности педологов в школе и создать необходимые условия для развития марксистско-ленинской педагогики как науки о воспитании и. обучении детей. Это постановление способствовало повышению учебно-воспитательной работы школы, росту авторитета учителя, улучшению контактов школы и семьи.
Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной ...
... идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки. Научная проблема. Какова сущность идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, ...
К концу 30-х годов в Советском Союзе, во всех республиках, открылась масса новых начальных, средних школ и высших учебных заведений, во многих из них обучение велось на национальных языках, формировалась многочисленная советская интеллигенция, выросло количество различных специалистов. Размах культурного строительства отразился также в небывалом развитии печати, кино, радио, сети домов культуры, клубов, театров, стадионов и спортивных учреждений.
В марте 1939 г. состоялся XVIII съезд ВКП (б), который в своих решениях подытожил громадные достижения СССР во всех областях строительства социализма и определил задачи и пути дальнейшей работы по завершению строительства социалистического общества и постепенному переходу к коммунизму. Съезд утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства, в котором предусматривалась грандиозная программа культурного строительства, открывались широчайшие перспективы развития народного образования в нашей стране, но работа по осуществлению решений съезда была прервана вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну.
советская школа довоенный
Заключение
После возвращения в прошлый XX век, попытаемся рассмотреть недалекое будущее — 20-30- гг. XXI века. Не думаю, что будут значительные изменения в столь небольшой период. Будущий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных «факторов роста», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе: сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение двух лет; неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе; определенный контингент учащихся.
Главная идея, которая будет положена в основу будущей школы — формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Основная цель — адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.
Общей задачей деятельности будущей школы будет достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.
Словарь основных терминов
Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
... присущих творческой личности (инициативности, творческой активности, целенаправленного произвольного внимания, творческих способностей). Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира. В последние годы в педагогике, ...
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Темперамент — это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Характер — это подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/veduschee-napravlenie-v-obuchenii-sochineniyu-v-e-e-godyi/
1.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: МГУ, 2015. — 230с.
2.Джуринский А.Н. История педагогики. М.: МПСИ, 2014. — 542с.
.История педагогики в России. / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Флинта, 2012. — 464с.
.История педагогики. / Под ред. Т.В. Пискунова. — М.: МГУ, 2014. — 520с.
.Пряников В.Г. История образования и педагогической мысли. М.: Спектр, 2013. — 422с.