Украинская музыка 19 века

Контрольная работа

В конце XVIII века территория Украина была разделена между Австрийской и Российской империями. На рубеже XVIII-XIX веков в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. Собственно стоял вопрос о самом ее существовании. Здесь возможна историческая аналогия с состоянием украинской культуры в XVI веке, когда значительная часть самых высших феодальных слоев украинского общества отказалась от национальной культуры. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако к концу XVIII века казацкая старшина стала частью российского дворянства и потеряла прежнюю роль. В XIX веке в Украине постепенно складывается новый социальный слой общества — национальная интеллигенция. Появление в ее лице культурной элиты и сохранение национальных культурных традиций в народной среде сделали реальным украинское культурное возрождение.

1. Образование

Решающей предпосылкой формирования украинской национальной разночинной интеллигенции стало развитие образования. В XIX веке новые потребности управления и экономического развития, особенно с появлением капиталистических отношений, заставили правительство специально заниматься вопросами образования. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкой школьного образования была прервана. Если в начале XVIII века практически каждое украинское село мало начальную школу, то к его концу, после закрепощение крестьян, уцелели лишь единичные школы, которые содержались на средства родителей. В XIX веке система образования стала развиваться в рамках общегосударственной российской политики. В 1804 году открылась первая в Украине Одесская коммерческая гимназия. В 1805 — Харьковский университет. Всего в Украине в первой половине века действовало 1320 приходских и уездных школ и училищ, открыто 19 гимназий, обучалось около 4 тыс. учащихся. В состоянии настоящего упадка находилась образование в Западной Украины. Правительство Австро-Венгрии проводил колонизаторскую политику. В Закарпатье даже в начальных школах обучение велось венгерском языке, в Галиции — немецком и польском, на Буковине — немецком и румынском. В 1834 был открыт Киевский университет, первым ректором которого стал известный украинский ученый, — Михаил Максимович. Он поощрял и лично участвовал в сборе украинского фольклора, изучении памятников старины. В 1865 открылся университет в Одессе, в 1898 — Киевский политехнический институт, 1899 — Екатеринославское высшее горное училище (ныне Национальная горная академия Украины).

11 стр., 5124 слов

Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века

... литературу по данной теме. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-rossii-pervoy-chetverti-veka/ Рассмотреть исторические предпосылки развития просвещения и культуры первой четверти XVIII века. Проследить развитие просвещения как одно из главных условий преобразований первой четверти XVIII века. Раскрыть значение культуры ...

На западно украинских землях основными центрами науки были Львовский университет, 1661 года основания, и Черновицкий университет, 1875 года основания, занятия в которых велись польском и немецком языках.

2. Наука

2.1. Естественные науки

Илья Мечников — преподаватель Новороссийского университета в Одессе. Основал вместе с микробиологом Николай Гамалия первую в стране и второй в мире бактериологическую станцию. Создатель учения об иммунитете. Николай Бекетов — профессор Харьковского университета, создавший при физико-математическом факультете физико-химическое отделение и лабораторию физической химии. Один из основателей новой науки — физической химии.

2.2. Гуманитарные науки

Во многих европейских странах в конце XVIII — начале XIX в. начинает расти интерес к национальной истории. В Украине в уже сформированном тогда среде разночинская интеллигенции эта тенденция нашла широкий отклик. Первый сборник украинских народных песен издал князь М. Церетели в 1819 г. — «Опыт сбора старинных малороссийских песен». Три сборника подготовил и издал ректор Киевского университета М. Максимович. И. Срезневский, кроме уборки фольклора, начал активные публичные выступления с обоснованием самостоятельности, полноправия украинского языка. Он писал, что украинский язык не уступает чешской своим богатством, польской — живописностью, сербской — благозвучием.

В это же время начинают появляться и исторические работы. Первые обобщающие труды по истории Украины были еще связаны с российской историографией. Так, Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский — автор «Истории Малой России от водворению славян в сей стране до уничтожения Гетманство» — происходил из семьи, принадлежащей к высшему чиновничеству империи.

Михаил Сергеевич Грушевский до сих пор является выдающейся фигурой в украинской историографии. Он родился в городе Холм в Западной Украины, гимназию заканчивал в Тифлисе, учиться в университете приехал в Киев. В 1894 г. по рекомендации В. Антоновича Грушевский получил кафедру всемирной истории в Львовском университете. Здесь он активно участвует не только в педагогической, научной (в 1897 г. он возглавил Научное общество имени Шевченко — первую научную украинскую организацию академического типа), но и в общественной жизни. Грушевский — один из организаторов Национально-демократической партии Галиции, позже — «Общества украинских прогрессистов».Его многотомный «История Украины-Руси» — фундаментальный обобщающий систематический курс истории Украины, который базируется на собственной периодизации и концепции.

На рубеже XIX-XX веков в украинской историографии работают уже не одиночки, выдвигается целая плеяда талантливых ученых.

Знаменательным событием в украинском научной жизни XIX в. становится основания благодаря совместным усилиям интеллигенции Приднепровья и Галичины в 1873 году «Литературного общества имени Шевченко», которое через несколько лет под названием «Научное общество имени Шевченко» по сути превратилось в первую отечественную академическую научную организацию. С 1892 г. начал выходить главный печатный орган Общества — «Записки Научного общества имени Шевченко». С 1895 года Михаил Грушевский стал редактором «Записок Научного общества им. Шевченко», а с 1897 г. — председателем Научного общества имени Шевченко. За время его председательства было выдано около 800 томов научных трудов, в том числе 112 томов «Записок». О масштабности и авторитетность работы Общества говорит плеяда ученых, работавших в его рамках, имели честь быть его членами: Михаил Грушевский, Иван Франко, Иван Крипьякевич, а впоследствии выдающиеся фигуры мировой науки — Альберт Эйнштейн, Макс Планк, А. Мазон, Давид Гильберт.

13 стр., 6290 слов

История развития украинской литературы ХIX века

... обеих империй с деятелями украинской культуры (поэтами, писателями, педагогами, студентами), которые организовывали и были активными членами таких организаций, как "Руська трійця" и Кирилло-мефодиевское общество. Конфискацией тиража "Русалки ...

Особое место и в украинской истории, и в украинской историографии принадлежит Михаил Петрович Драгоманов. Крупный политический деятель, просветитель, философ, Драгоманов как историк главное внимание уделял вопросам новейшей истории. Много лет он провел в политической эмиграции. С 1877 года под его руководством типография «Громада» в Женеве была единственным центром издание литературы на украинском языке. На основе исторического анализа Драгоманов приходит к важнейшему выводу — национальные проблемы украинской могут решить только вместе с социальными. Драгоманов много сделал для привлечения к истории Украины внимания западноевропейских ученых. Он был членом Парижского этнографического общества, почетным членом Британского научного и многих других обществ. Последние годы жизни работал в Болгарии

Подводя итоги, можно сказать, что за столетия отечественная историческая наука прошла путь от единичных исследований в рамках истории России к самостоятельной полнокровной научной дисциплины. Осмысление прошлого — обязательное условие и составляющая становления национального самосознания.

3. Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/ukrainskaya-muzyika-veka/

В ситуации рубежа, которая выше уже была охарактеризована, когда украинский язык сохранялась только в устной речи, и позже — в условиях правительственных запретов и преследования — процесс становления украинского литературного языка приобрел особую важность и особой сложности. М. Грушевский писал: «Язык решила судьбу украинского возрождения, восстановив разорвана связь между интеллигенцией и народом …» Отсюда — и особенности украинской литературы XIX в. — Народные темы творчества, реализм и демократизм.

Первым произведением народным языком, который начал процесс ее оформления в современный литературный язык, стала «Энеида» И. Котляревского. Пародия на поэму Вергилия, где троянский герой Эней показан казацким предводителем, была опубликована в Петербурге в 1798 без ведома автора. Уже после ее успеха Котляревский дополнил, расширил свою поэму, написал музыкальные комедии «Наталка-Полтавка», «Москаль-волшебник».

6 стр., 2517 слов

Письмо тарасу шевченко на украинском языке

... последствий: Шевченко считает необходимым показать, что он пишет на украинском языке из ... Его роль в истории украинской литературы такая же, ... маляром" (Шевченко Т. Автобиография // Полное собр. сочинений: В Т.6. ... чем в истории поэзии. Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля ... Шевченко посещать рисовальные классы Общества поощрения художников (1835). Впоследствии происходит знакомство Шевченко ...

Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен другими писателями, прежде всего кружка, центром которого был Харьковский университет. Его ректор Петр Гулак-Артемовский писал стихи на украинском языке. Получили известность байки Евгения Гребенки. Он принимал классические сюжеты и придавал им выразительного украинского колорита. Позже Евгений Гребенка переехал в Петербург, писал повести на русском языке, был среди друзей молодого Тараса Шевченко. В 1841 году издал альманах «Ласточка». С этим периодом связана деятельность Левка Боровиковского (1808-1889) — поэта-романтика, баснописца.

К харьковского кружка принадлежал также Григорий Квитка-Основьяненко — основоположник украинской художественной прозы. Его повести разнообразны: одни — написаны с юмором, вторые — сентиментальные, третьи — дают реалистические картины (лучшая — «Бедная Оксана»), другие проникнуты народным верованиям и переводами ( «Конотопская ведьма»).

Квитка-Основьяненко прервал традицию использования украинского языка только в комических жанрах.

Безусловно, переломной в становлении украинского литературного языка и общественном признании украинской литературы стало творчество Тараса Григорьевича Шевченко. «Его творчество, — писал Михаил Грушевский, — это творчество народа, достигает сразу, без последующих ступеней, высокого интеллектуального развития и индивидуального сознания и объединяет в своих творениях непосредственность народной поэзии с сознанием литературного творчества «. Широко известны основные вехи жизненного пути Шевченко: рождение в семье крепостных г Энгельгардта, ранняя смерть родителей, работа «по найму» и у господина казачком, переезд в Петербург, знакомство с земляком — художником Иваном Сошенко, выкуп из неволи на деньги, вырученные от продажи портрета В. Жуковского работы Карла Брюллова, учеба в Академии художеств, участие в Кирилло-Мефодиевского общества, арест и 10-летняя рекрутчина с запрещением писать и рисовать, смерть вскоре после возвращения из ссылки. Первый «Кобзарь» выходит в 1840 году в Петербурге, через год — «Гайдамаки». Гениальный поэт, Шевченко внес в украинскую литературу новое содержание: решительный протест против крепостничества, защиту свободы и достоинства личности, увлечения народными и национально-освободительными движениями, призыв к общественной справедливости. Личность и творчество Шевченко — символ всей украинской культуры.

4. Искусство

4.1. Театр

Становление украинского национального искусства ( театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура) несколько отставало от литературного развития. Так, театральное искусство в большей, чем литература, степени зависит от политического режима, финансовых возможностей, подготовленности аудитории. До 1861 года продолжал существовать крепостной театр, и не только в усадьбах, но и в городах. В 1828 году официально было запрещено покупать в театр крепостных, но и после этого крепостные актеры продолжали входить в состав некоторых театральных трупп. В 1789 театр был построен в Харькове, но в нем шли только русские пьесы.

12 стр., 5963 слов

Украинская культура: развитие и современное состояние

... на последующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинского народа. Литература. Начиная с XVIII в. в украинскую ... деятелей, ученых, писателей и художников как Ф. Прокопович, ... курс обучения длился 12 лет. Изучались французский, немецкий, ... труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове). На основе народных песенных ... это тем, что каждый имеет право на личную ...

Первыми украинскими постановками были «Наталка Полтавка» в 1819 году и позже «Москаль-волшебник» в Полтавском любительском театре.

Большой знаток украинского языка, Михаил Старицкий писал комедии (не гаснет популярность «За двумя зайцами»), драмы («Не суждено», «Богдан Хмельницкий»).

Они изображали реалистичные картины сельского, городского быта, передавали типичные национальные характеры. Но ни Старицкий, ни близкий ему Кропивницкий не выходили за рамки так называемой «этнографической драматургии». Создателем украинской социальной драмы стал Иван Карпенко-Карый (Тобилевич).

В основе его пьес (драмы «Бурлака», «Несчастная», комедии «Сто тысяч», «Хозяин») лежат глубокие психологические конфликты, острые социальные противоречия.

4.2. Музыка

Поэтическая и музыкальная одаренность украинского народа была основой высокого уровня развития музыкально-песенного творчества. В XIX веке по-прежнему бытуют земледельческие песни календарного цикла, а также колядки, веснушки, колыбельные, свадебные. Широкой популярностью пользовались песни- романсы «Ехал казак за Дунай», «веют ветры», «Сонце низенько», а также созданные на стихи Шевченко «Думы мои, думы», «Завещание». С народной среды выдвинулись талантливые певцы-кобзари ( Остап Вересай, Иван Кравченко-Крюковский, Гнат Гончаренко, Терентий Пархоменко, Михаил Кравченко, Андрей Шут и др..).

Значительное распространение получило семейное музицирование, любительский молодежный развлекательный пение. Центрами развития музыкальной культуры были духовные учебные заведения, гимназии, частные пансионы, университеты, в которых изучалась нотная грамота и теория музыки. Многие получал профессиональную музыкальную подготовку в церковных хорах.

Музыка, пение прочно вошли в повседневную жизнь как городского, так и сельского населения. По жанрам песни были разнообразными: лирические, шуточные, романсы, выполнялись они соло, дуэтом, хором, под аккомпанемент бандуры, скрипки, гитары, фортепиано. Преимущественно это были авторские произведения, которые впоследствии распространялись и становились народными.

Концертную деятельность в городах Украины разворачивали самодеятельные коллективы. Традиционными среди интеллигенции крупных городов были литературно-музыкальные вечера. Устраивались благотворительные концерты, особенно во время проведения крупных контрактовых ярмарка. Однако часто такая деятельность наталкивалась на административные запреты. Например, в 1867 в Киеве был случай, когда власти разрешили концерт при условии, что тексты песен будут звучать на французском языке.

Высокого уровня достигла мастерство партесного (многоголосого) пения. В XIX веке хоровое пение постепенно выходит за рамки чисто культового.