Что такое книжка – картинка? Как будто бы ясно: это когда много рисунков, мало текста, а то и вовсе его нет. Одни картинки. Но картинки не просто следуют одна за другой и сопровождают текст, а скорее наоборот – тут текст поясняет рисунок. Картинки составляют собой собственный рассказ, они цепко связаны друг с другом, последовательно развивают тему. К тому же действительно специфично: они обязательно показывают ребенку предмет крупно, лист не перегружен изображениями, задача дается только с одним действием, не больше, иначе малыш не усвоит визуальную информацию.
«Зрение среди чувств, — говорил еще Коменский, — занимает самое выдающееся место»
Книжки картинки большими тиражами издают на Западе и в Америке. Учитываются малейшие возрастные изменения, психология развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели разрабатывают свой тип книжки-картинки. Для самых маленьких это в основном бесхитростные серии об их самых первых шагах на земле. Утилитарный смысл ясен взрослому, а для ребенка – это вкусная конфетка, с нарядным фантиком, малыш и не подозревает о ее полезных свойствах.
Наши детские художники – классики: Лебедев, Васнецов. Конашевич, Чарушин – стали когда-то создателями подлинно художественных книжек-картинок, которые переиздаются до сих пор. Самый простой принцип книжки-картинки – череда рисунков, связанных одним сюжетом, и короткий текст – сопровождение. Из таких книжек появились комиксы Уолта Диснея. Так любил работать и наш Владимир Григорьевич Сутеев. Его рисованные сказки доступны даже младенцам. В самом деле, вырос ли хоть один малыш без картинок Сутеева?. Небо там голубое, трава зеленая, цыпленок – желтый, котята – белые, черные и серые, и персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие.
О художнике
Но все начинается, конечно, с детства. И во многом Сутеев – художник почерпнул свой талант из самых маленьких лет, когда Володя и его брат по заданию отца рисовали все, что они видели вокруг.
«Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе – и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке – и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки – лес, сбор грибов. Потто, уже постарше, рисовали, знакомых, как сейчас говорят, шаржи…»
Журнальная пресса для детей
... журнальных изданий для детей дошкольного возраста. В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы. 1.1. Из истории детской журналистики Русская пресса для юного читателя ...
Несмотря на успехи в рисовании в детстве Сутеев вначале не хотел делать рисование своей профессией. Сначала он поступил в высшее техническое училище на инженерно-строительный факультет, выдержав тяжелейшие экзамены. Проучился 2 года, а потом (по его собственному желанию) «убежал» в институт кинематографии. И стал мультипликатором.
Еще будучи студентом декоративно-
В 1931 г. Сутеев поставил первый мультфильм «Улица поперек» А в 1936году он был переведен на только что созданную тогда студию «Союзмультфильм», где написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы. Достаточно, лишь посмотреть на список фильмов, в создании которых он принял непосредственное участие. Мультфильмы В. Сутеева «Улица поперек», «Сказка про белого бычка» , «Клякса в Арктике», «Колобок», «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «И мы на Олимпиаду», «Муха-Цокотуха», «Веселый огород», «Отважный моряк», «Дед Мороз и серый волк», «Когда зажигаются елки», «Зай и Чик», «Волшебный магазин», «Стрела улетает в сказку», «Снеговик-почтовик (новогодняя сказка)», «Это что за птица?», «Кораблик», «Миллион в мешке», «Грибок-теремок», «Петя и красная шапочка», «Разные колеса», «Две сказки», «Кто сказал мяу?», «Только не сейчас», «Светлячок», «Тараканище», «Шутки», «Кот-рыболов», «Петух и краски», «Пастушка и трубочист», «Про бегемота, который боялся прививок», «Хвосты», «Раз-два, дружно!», «Мы ищем Кляксу», «Дядя Миша», «Терем-теремок», «Мешок яблок», «Кто получит приз», «Пропал Петя-петушок», «Пес и кот», «Живые дома», «Пустынник и медведь», «Старт», «Похождения Мюнхгаузена».
Владимир Григорьевич Сутеев внес неоценимый вклад в
За это он получал в свое время международные награды.
В. Г. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Среди изданных книг с иллюстрациями В. Сутеева такие как: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Веселое лето», «Приключения Чипполино», «Веселый Новый год», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Приключения Пифа», «Айболит», «Яблоко», «Разные колеса», «Тараканище», «Мойдодыр», «Медвежонок-невежа», «Упрямый лягушонок», «Котeнок, который забыл, как надо просить есть», «Одни неприятности», «Спускаться легче», «Где лучше бояться?», «Середина сосиски», «Так не честно», «Хорошо спрятанная котлета», «Меня нет дома», «Эхо», «Тень все понимает», «Секретный язык», «Однажды утром», «Ромашки в январе», «Помощник», «Как щенок Тявка учился кукарекать», и многие, многие другие.
Владимир В. Сутеев, проявил себя и в качестве талантливого писателя-сказочника. Изданные сказки Сутеева: «Под грибом», «Яблоко», «Мешок яблок», «Кто сказал мяу?», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Это что за птица?» и другие произведения предназначенные для детской аудитории. Известное выражение «Талантливый человек – талантлив во всем», как нельзя лучше относится к Владимиру Григорьевичу.
Философско-искусствоведческий исследование произведения ‘Христос ...
... в откровении, связь с религиозностью прошлого, изначально заложенную художником идею. 1.1.2 Отношение художника Сальвадора Дали к произведению-вещи «Христос святого Хуана де ла Крус» Задача: ... привнести новые элементы, тщательно проработать произведение на материальном уровне, обеспечивая его целостность и сохранность. Начинается работа по нанесению красочного художественного материала. ...
В книжную графику В. Г. Сутеев принес кинематографическое понимание стройности и цельности произведения и пристальный интерес к характерам. Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста.
Персонажи художника — чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки. В. Г. Сутеев стремится выразить в рисунках то, что остается за строкой текста.
В сказке ведь нет подробных описаний, характеристик, словесных портретов, да и герои ее определяются довольно односложно: добрая фея, глупый король, хитрая лиса, и самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может. Вот тут то и начинается активная роль художника-иллюстратора; смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, одежда, где мы живем и чем мы занимаемся.
Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремленно, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственности чистоты.
У Владимира Сутеева в искусстве мультипликации три профессии — художник, режиссер и сценарист. Но все эти профессии находятся на острие его волшебного карандаша, которым Владимир Григорьевич создает свои сутеевские персонажи, разрабатывает режиссерские сценарии и пишет литературные сценарии для мультфильмов. О нем можно писать как о человеке, который весь свой талант отдает лишь одному любимому делу — мультипликации.
Вот уж кому не надо было приспосабливаться к этому виду искусства, настолько органична связь его дарования, его личных качеств, его мироощущения с искусством рисованного фильма.
Самые характерные черты творчества Владимира Сутеева — это юмор и ясность изображаемого. Говоря о простоте изобразительного языка того или иного мастера, тут же обычно говорят о том, что простота и доступность формы являются результатом мучительных творческих исканий.
Я беру на себя смелость раскрыть секрет художника В. Сутеева, да это и не секрет. Все, кто наблюдал воочию, как рисует Сутеев, знают, что все его рисунки создаются с большой легкостью, без мучительных усилий и сомнений. Таково счастливое дарование художника. Рисунки Сутеева пленительны именно легкостью выполнения, тем, что художники называют рисунками «ля прима». Ясность темы определена всегда чрезвычайно простой композицией, без погони за особым, необычайным ракурсом, особой точкой зрения.
Рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева
... рассказе идет речь.) Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные. Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника ... сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др. (примеры упражнений даны ниже). ...
При ясной композиции всегда легко читаются характеры персонажей и их взаимодействие. Легко разглядеть образ каждого героя сутеевских сказок. Его персонажи всегда условны и обаятельны. Но в то же время они всегда реалистичны и, главное, живые. Они думают. Дышат. Они стремятся к действию не вообще, а во имя тех задач, которые для них поставил автор и которые сами герои вполне разделяют.
Откуда эта простота художника, и не бедность ли это формы, как думают некоторые любители изобразительных модернистических ребусов? Нельзя ли сделать рисунки как-нибудь пооригинальней, позамысловатей? […]
Рисунки В. Сутеева для книг, для фильмов при абсолютной ясности и простоте всегда подчинены идейной задаче, характеру литературного
Хочу обратить внимание читателя на такие иллюстрации художника, как «Чиполлино» Джанни Родари (в редакции С. Маршака).
В этой книге более ста рисунков.
В них художник нашел необходимую форму, резко отличающуюся от тех рисунков, которые мы хорошо знаем по сказкам Сутеева.[…]
Главным девизом автора была взыскательность, в полной мере ответственность за судьбу каждого мультипликационного фильма, где в титрах стоит — сценарий В. Сутеева.
Надо отметить еще одну особенность сценарной работы Сутеева. Это большое тематическое разнообразие. Помимо детских сказок с персонажами из мира животных автор очень часто работает над современными темами, вводя в волшебный мир мультипликации таких персонажей, как продавец из магазина («Волшебный магазин»), банкир, сыщик и начальник полиции («Миллион в мешке»).
Меня, как зрителя и поклонника творчества Сутеева, всегда поражала легкость, присущая большому таланту, определенность его взглядов, ясность и логичность композиции и монтажа. Я не хочу применять привычные похвалы к художнику, чьим девизом всегда была цельность. Вот, пожалуй, то слово, которое можно применить ко всем работам В. Сутеева. Цельность в задаче, в стилистике, во всем сложном комплексе отдельных компонентов фильма — образах, музыке, озвучании актерами рисованных персонажей и заключительном монтаже.
Несмотря на сравнительно небольшую продолжительность его режиссерской работы, Владимир Григорьевич создал свою школу, и это была советская школа
Фильмы Сутеева всегда веселые, всегда радостные. А главное — добрые.
Несколько лет тому назад в студии был вечер сутеевских фильмов, а рядом со зрительным залом была наспех собранная выставка его рисунков. Фильмы были разные по сюжету и с самыми разнообразными персонажами — моряками из «Шумного плаванья», ребятами и собачками из «И мы на олимпиаду», и насекомыми из «Мухи-Цокотухи» Корнея Чуковского, и «Веселый огород» с огородным чучелом и ребятишками.