VIII век до н. э. начало эпохи использования и широкого применения железа. Сегодня, как и три тысячи лет назад неизменными остаются лишь необозримая ширь, которой нет края и конца, да бездонная чаща неба. Человек, впервые едущий по казахстанским дорогам, невольно робеет перед величавостью степных просторов. По мере передвижения меняется характер степи, пышные степное разнотравье, переливающееся всеми оттенками зелени, уступает место унылым солончакам с жесткими, упрямыми кустарниками верблюжьей колючки, зловещим и молчаливым песчаным пустыням. В начале I тысячелетия до Рождества Христова люди уже отваживались пересекать эти огромные просторы на верховых лошадях. В поисках хороших пастбищ они откочевывали все дальше и дальше от места постоянных зимовок. Как считают исследователи, возникновение и развитие кочевого скотоводства в условиях Казахстана было прогрессивным явлением. Заселялись новые, ранее пустовавшие территории, люди научились получать больше мясной и молочной пищи, различного сырья из шерсти и кожи. Кочевое скотоводство расширило сферу хозяйственной деятельности человека и повысило ценность его труда. В эту эпоху на территории республики населяли многочисленные племена, которые являются предками казахского народа. Первые упоминания об этих племенах сохранились в письменных источниках греческих, персидских и китайских авторов. Если древние греки называли эти племена скифами, то персидские источники называют их саками, а древнекитайские — сайджунами, шижунами, шимо или шижа. В каменной стеле ахменидского Ирана саки подразделяются на три основные объединения: саков хаомоварга (саков, изготавливающих напитки хаомо), саков парадарья (саки, живущие за морем) и саков тигрохауда (саки, одевающие остроконечный головной убор).
В древнегреческих источниках упоминаются множество племен сакского народа, как массагеты, яксарты, даи, фараты, исседоны или аримаспы, каспи, абий и другие. По мнению древнегреческих писателей саки были храбрым, смелым и воинственным, «беспощадными к врагу и искренним с друзьями» народом. Из истории известно, что персидский царь Кир завоевавший всю Азию погиб в бою с сакскими войсками. По приданию, царица саков-массагетов Томирис отрубила голову Кира (529-558 гг. до н. э.) и опустила ее в бурдюк, наполненный кровью, сказав: «Ты хотел напиться крови, так напейся ее». Также страну саков хотели завоевать персидский царь Дарий I (521-486 гг. до н. э.) и Великий Александр Македонский (IV век до н. э.), когда воинственные и храбрые саки отстояли свою землю. Саки вели в основном кочевое скотоводческое хозяйство, отчасти занимались земледельческим хозяйством, получило высокое развитие ремесла и промыслы, хоронили своих вождей в золотых одеяниях, разрешали участвовать в общественной жизни женщинам. Сакские племена говорили на древнеиранском языке и их язык относился к одной из ветвей индоевропейской языковой группы. Время проживания скифских племен на территории Казахстана ученые-историки относят между VII веком и III веком до нашей эры. Сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности они принимали участие в персидских войнах в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах и Платеях. Сакские воины принимали участие в сложении Парфянского государства, разгроме Греко-бактрийского царства и формировании Кушанской империи.
Национальные казахские виды спорта. Их роль в духовном и физическом ...
... спортивной борьбы. Следует заметить, что казакша-курес давно играет положительную роль в развитии ... становятся общим достоянием. В дореволюционном Казахстане вся физическая культура, все средства ... жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и ... племен и племенных союзов. Ярким примером сказанного может служить характер физической культуры таких племенных союзов, как саки, ...
Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э.
Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водопользования привело к интеграции соседних кочевых племен, а усложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структур власти. Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом — обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки — даха (массагеты), саки — рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя — массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое.
Более независимые экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники — саки, более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени — обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.У нас очень мало сведений о сакских племенах. Источники упоминают о царских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти были «лучшие мужи»- военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа — рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данные позволяют нам предположить, что существовала некая «вольница» — маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.
«Полезные ископаемые Центрального Казахстана»
... Зотов, А. Рязанов, Н. Ушаков и другие основали компанию по разработке открываемых полезных ископаемых, а также тех, которые могут быт открыты в последствии. Имея значительные ... расположен Майкубенский бассейн бурых малозольных углей, используемых как энергетическое и техническое топливо. На территории Казахстана известно около 400 месторождений каменных и бурых углей с прогнозными запасами 162 ...
саки кочевник казахстан
А кто же такие саки?
Это были кочевые племена, саками их называли древние персы, китайцы называли сэ, а греки — скифами. Но не все саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку.
Именно скифский всадник явился прообразом неустрашимого кентавра-получеловека, полуконя. Быстрые отряды степных всадников из горных и степных районов Евразии, и прежде всего из Казахстана, в 7 веке до нашей эры вторглись в районы Передней Азии.
Ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.), обеспокоенный их успехами, искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь. Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили урартскую крепость Тейшебаини.
Библейский пророк Иеремия восклицал: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье… Голос его ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как один человек… Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас… вражеский меч наводит ужас со всех сторон». Лишь в конце 4 века до нашей эры саки вернулись в свои родные степи, унося с собой не только добычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту и Ассирии. Позже саки вели кровопролитные войны с персами. Именно в битве с саками погиб в 530 году царь Ирана, из рода Ахеменидов, могущественный Кир. Позднее саки в союзе с персами воевали против Древней Греции, прославившись в битве при Фермопилах.
Успешно сопротивлялись они воинам Александра Македонского, преградив завоевателю мира дорогу на Восток, за реку Яксарт (Сырдарья).
В 5-3 веках до нашей эры саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу — Семиречья.
Цари саков одновременно выполняли и роли верховных жрецов. Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием «искусство звериного стиля».
Древние мастера использовали различные сюжеты на тему борьбы хищных зверей и травоядных животных. Маленькие шедевры, сделанные руками древних мастеров из золота и бронзы, украшают сегодня экспозиции многих музеев мира. Обычно саки при захоронении царей, знатных воинов, жрецов, а иногда и рядовых соплеменников вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь. Вблизи Алма-Аты в 1969 году раскопан древний сакский курган Иссык, широко известный во всем мире. Под ним в могиле, обложенной еловыми бревнами, на деревянном полу были найдены останки сакского царя в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами. Голову царя венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих Бога солнца, длинный меч и короткий кинжал составляли вооружение. В могиле также находились глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные кувшины из серебра и бронзы. Захоронение относится к 5-4 векам до нашей эры. Саки были потомками андроновских племен, позднее они явились далекими предками казахов, а имя сменивших саков усуней, живших в 3 веке до нашей эры — 3 веке новой эры, до сих пор сохранилось в названии одного из крупных казахских племен — усуней.
Из истории изучения казахского фольклора и литературы на территории ...
... национально-эстетические источники возникновения и формирования казахского фольклора и литературы на территории Каракалпакстана: 1) многовековая история казахского народа до появления и в периоды ... исследование в данном направлении источников возникновения и формирования казахского фольклора и литературы на территории Каракалпакстана способствует определению их как неразрывной части и ...
Хозяйство и быт саков, Хозяйство саков.
В жизни саков особое значение имели лошади. Статных и быстрых породистых скакунов держали вожди и известные воины. Поэтому, если умирал вождь, вместе с ним хоронили и его коня.
Овцы, дающие молоко, мясо, шерсть и кожу, тоже высоко ценились у саков. Саки разводили породу, похожую на современных казахских овец: крупных, плодовитых, стойких к морозам и выносливых при дальних переходах.
На территории Западного и Южного Казахстана разводили верблюдов. Саки питались их мысом, пили их молоко (шубат), использовали в хозяйственных целях шерсть и шкуру. Верблюды ценились не только из – за мяса, шерсти, молока, но и как незаменимые перевозчики грузов в песках и полупустынях. Выносливые в жару и холод, верблюды для кочевников были необходимым гужевым транспортом. Крупный рогатый скот, который нуждался зимой в заготовленном корме, не получил у саков широкого распространения. Возле рек широко развивалось орошаемое земледелие. Археологи доказали, что на юге страны, возле городка Орнек на территории современной Жамбыльской области, вокруг города Талгар близ Алматы, жили племена, которые в древние времена занимались земледелием. Возле Алматы на территории хозяйства «Алатау» были найдены места поселений сакских и уйсуйнских племен, которые здесь жили во II и III веках. При раскопках ученые нашли доказательства того, что они занимались земледелием, используя оросительные системы. Такие же признаки орошаемого земледелия с помощью арыков обнаружены возле поселений Чирик — Рабат и Бабиш – Молда на юге Сырдарьинского региона.
Мы уже говорили, что саки выращивали разные виды скота, но в основном лошадей. Но и возле их скотоводческих зимовок были небольшие площади для земледелия.
Изучив кости лошадей, найденные а ходе раскопок на территории Центрального Казахстана, археологи пришли к следующему мнению – в основном саки выращивали два вида лошадей:
1.Невысоких, на коротких , но крепких ногах, с крупной головой и утолщенным туловищем, сильных лошадей, которых использовали в повседневной жизни для передвижения и хозяйственных нужд.
2.Высоких, поджарых, быстрых лошадей для воинов и вождей.
Для кочевников лошади имели очень важное значение. Они были незаменимы и в хозяйстве, и в воинах саков.
Таким образом, можно сделать вывод, что саки занимались и земледелием, они имели свои поселения, что способствовало развитию ремесел и торговли. Постепенно некоторые поселения превращались в малые города.
Смысл высокой трагедии образы искусства военных лет
... изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот ... Ватто) и особенно ярко передает трагедию войны в период романтизма ... глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» ... но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской ... Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной ...
Быт саков.
Известный древнегреческий историк Геродот так описывал жизнь и обычаи саков: « Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрывала». А широкое использование жилищ у этих племен началось в первом тысячелетии до н.э. По сведениям Геродота, у кочевых племен, занимавшихся скотоводством, кроме переносных жилищ были четырех- и шестиколесные повозки с установленными на них жилищами. Полукочевые и оседлые скотоводы использовали их посезонно.
Материальная и духовная культура саков
Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках – бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.
Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.
Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки – это саки , которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V — IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.
Город Бабиш – Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.
Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.
Изобразительное искусство» : «Древние образы в народном искусстве России. Птица
... знаний. Анкетирование Изготовление поделок по мотивам народных промыслов Глава 1 Древние корни народного искусства 1.1 . Древние образы в народном искусстве Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения ... можно больше об образе птицы в народном искусстве. Гипотеза: Цель: выявить самые распространённые образы животного мира в декоративно-прикладном искусстве России и ...
Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот – крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.
Ювелирное искусство.
Вообще, начиная с VII века до н.э., в Сибири, Казахстане, на европейском юге и в Поволжье в древнем ювелирном искусстве был широко распространен так называемый звериный стиль. Главной темой при этом были звери и мифические чудовища в зверином облике. Такие образы встречаются на казанах различных ритуальных предметах, на оружии, конских сбруях, а также на украшениях одежды. С традициями звериного стиля в ювелирном искусстве саки познакомились в воинских походах в Переднюю Азию, в Персию. Именно после возвращения из походов из этих мест в сакском искусстве появились образы льва или фантастического существа, напоминающего льва, сюжетные рисунки, в центре которых находились священное дерево или фигура божества. Через образы лошадей, оленей, овец, верблюдов, снежных барсов, тигров, орлов, реже – сайгаков, волков, зайцев, саки отображали своих мифических предков разных племен. Саки придавали им особое религиозное значение. Звериный стиль основан на представлениях, сохранившихся в древних эпосах о происхождении человека от различных животных.
Каждый род и племя считали своими прародителями — оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.
В 1983 году в Илийско – Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе – тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально – экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры.
Религиозные верования саков.
Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни.
Искусство Древнего Ирана (с середины I тысячелетия до н.э.)
... зал, являющийся прямым прототипом ахеменидских ападан. Таким образом, все более ощутимыми становятся реальные взаимосвязи древней Персии и Урарту. Древний Иран Великолепие убранства ападаны в Персеполе и в ... зодчества. Большую роль в создании культуры ахеменидского Ирана сыграли также народы Средней Азии — бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы и саки. Искусство Ахеменидов, как и в Ассирии призванное ...
Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана – это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане – жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.
У саков мнение об окружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний – подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане. На передней стороне головного убора «Золотого человека» изображены солнце, как образ всей вселенной: конь с четырьмя крыльями и четыре золотые стрелы. Это особый знак владения бога миром.
Искусство и мифология Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов.После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов. Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц. Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких род камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса).
День пятый. Мой город — Алма-Ата (Алматы)
... в 1907 году! Второе мое самое любимое место (с детства я там любила кататься на коньках) высокогорный каток в Урочище ... Медео, идет дорога на Чимбулак (Шимбулак) — это горнолыжный курорт близ Алматы, расположен на хребте Заилийского Алатау, находится на высоте 2200-2500 ... нас в городе виды! Какие потрясающие горы!!! О!!! Посмотрите, сейчас будет маленькая подборочка. Начну с самого любимого своего ...
Современное изобразительное искусство Казахстана
... национальной школе современного изобразительного искусства Казахстана, претерпевают изменения. ... 150 стран мира. Произведения различного цикла ... рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему: Гончарное искусство (гладкий вид) Южного Казахстана было схоже с искусством ... Саки", "Огуз хан", "Абылай хан", "Абулхаир хан", "Толе, Казыбек, Аптеке би", внесли огромный вклад в развитие национального искусства. ...
Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.
Заключение
По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Однако наблюдаются некоторые изменения, связанные с проникновением с востока монголоидных племен. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки. Именно в этих районах археологами были обнаружены образцы древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне социального и культурного развития сакских племен. Международно-правовой статус протогосударств Казахстана в 1 тыс. до н.э. Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. При этом они выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В VI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает под власть персидских царей, однако уже в конце V века страна саков не входила ни в одну из персидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а союзником персидского царя. В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, также сумели сохранить независимость. В 238г. до н.э. одно из дахо-массагетских племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Иране новую империю, сменившую эллинистические государства Передней Азии, Парфянское царство. Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии .
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/svedeniya-o-sakah-soderjatsya-v-tekstah-persidskih-tsarey-i-sochineniyah/
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)/ Нац.АН Респ.Казахстан.Ин-т истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова.Ин-т археологии им.А.Х. Маргулана.Фонд развития «Казахстан»; Редкол.:.М.К. Козыбаев (гл.ред.) и др.. -Алматы: 1993.
2. Кузембайулы Аманжол История Казахстана(С древнейших времен до 20-х годов ХХ в.) Аманжол Кузембайулы, Еркин Абилев. -Алматы: Санат, 1996.
3. Магауин Мухтар Азбука казахской истории: Док.повествование/ Мухтар Магауин. -Алматы: Казахстан, 1997.
4. Абдакимов Абдижапар История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)/ Абдижапар Абдакимов. -Алматы: РИК, 1994.