- Современная отечественная журналистика живо реагирует на глобальные изменения в мире и в российском обществе. Одной из основных тенденций ее эволюции, безусловно, является “персонификация” журналистских текстов. Не удивительно, что высказывания от первого лица сегодня не только признаются нормой, но и приветствуются. Именно взгляд конкретного человека, его точка зрения и оценка происходящего выдвинулась на первый план и стала интересна сама по себе. Таким образом, факт, по-прежнему остающийся основой любого журналистского текста, приобретает в современных условиях особую значимость в связи с авторской, индивидуально-личной позицией самого журналиста.
- Как известно, социальная психология традиционно под личностью подразумевает “человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности”. Как субъект межличностных отношений и сознательной журналистской деятельности, публицист сегодня, с одной стороны, старается завоевать доверие аудитории и не может не учитывать авторитетность собственного мнения в обществе. С другой стороны, он должен постоянно помнить об ответственности за достоверность и так называемую “чистоту” информации, за возможные последствия, вызванные появлением в печати его материала.
Вместе с тем, как и каждый человеческий индивид, он обладает собственной историей (биографией), неповторимыми мировоззрением и мироощущением, индивидуальными привычками и пристрастиями, наконец, своим характером, от которого зависят его мнение и его взгляд на те или иные события, а также способы и приемы их оценки и оформления.
- Именно оценка предмета изображения и является основным способом раскрытия личности самого журналиста. При этом сразу стоит сказать о том, что оценочная деятельность любого журналиста приобретает смысл только при условии, что аудитория (читатели, зрители, слушатели) удостоит выраженные автором оценки вниманием, примет к сведению и отреагирует на них. Без этого теряется смысл профессии, поэтому личность носителя информации в настоящее время представляет интерес и достойна стать предметом специального исследования.
- Глава 1. Личность журналиста
- Основные качества
- Наверно наиболее подробно и очень верно на вопрос о том, каким должен быть современный журналист ответила Л. Г. Свитич. Она определила основные качества журналиста: «Прежде всего, это талант, литературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспособность.
22 стр., 10590 слов
Речевая культура журналиста
... культуры речи [4]. В нынешнем обществе, как впрочем, и тогда - информация ... речи. Но культура речи в более широком смысле - это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека [5]. Словосочетание «культура речи» ... меняющихся стандартов речи размышлял российский журналист, и телеведущий Александр ... оборотов. С другой стороны, в деловом документе ... вопросы ценностей и оценок. Основание для этого ...
Успеха в профессии добиваются те, у кого сильно развита творческая доминанта, желание заниматься журналистикой. Журналист должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает. И тому немало способствует природная любознательность и способность постоянно учиться, пополнять свои знания. Очень важны такие качества, как адаптивность, умение приспособиться к любым обстоятельствам, работать в любой обстановке; находчивость, быстрота реакции и мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, выносливость, стрессоустойчивость. Нельзя представить журналиста без таких свойств, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, понимать их потребности и интересы». Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., Аспект Пресс, 2003. Стр. 102-103.
- Действительно, человек, претендующий на эту профессию, от вопросов не теряется. На любой вопрос он просто должен дать ответ, а если не знает — выдвинуть версию, основанную на информации из достоверных источников, причем версия может быть любой: трагической, пугающей, социально-волнующей, злободневной, юмористической, оптимистической и прочее.
- Образование
- В настоящее время люди почему-то считают, что профессия журналиста это больше призвание, чем образование. Хотя нельзя отрицать, что самое главное для журналиста (как впрочем и для другой профессии) — хорошее базовое образование и эрудиция. Те фундаментальные знания, которые преподают на факультетах журналистики, помогут, во-первых, стать грамотным, эрудированным, коммуникабельным человеком, а во-вторых, овладеть азами этой профессии, потому что профессия журналиста предполагает постоянное самообразование, причем на протяжении всей творческой жизни. Но на деле получатся, что из, к примеру, пятнадцати человек, профессионально занимающихся журналистикой, только около двух имеют соответствующие дипломные корочки. Остальные по образованию могут быть историками, биологами, юристами, психологами и многое другое. Но в любом случае, журналист — это человек знающий и знающий много — политика, экономика, культура, наука, медицина, спорт и так далее, при этом у каждого есть своя «золотая тема», в которой он разбирается лучше всех.
- Основные черты
- Эрудированный, грамотный, внимательный, любопытный.
Творческая личность. Интересующийся всем и вся, ему во всем видится потенциальный репортаж или статья. Постоянно находиться в поиске. Имеет в голове мысли и умеет их высказать. Человек со своим мнением и своей индивидуальностью: «как только вы начинаете писать то, что нравиться всем, вы перестаете быть журналистом. С этой минуты вы работаете в шоу-бизнесе». Миллер Ф.
- К сожалению, некоторые считают, что журналисты навязчивые литераторы-публицисты. Может быть, есть и такие, но настоящий журналист — человек обязательно неравнодушный, социально активный, смелый и с крепкими нервами, но при этом эмоциональный. Умеющий понять собеседника, способный слышать и адекватно воспроизводить информацию. Пытающийся докопаться до сути, постичь смысл, понять истинное положение вещей. Энергичный, мобильный, собранный, умеющий работать в экстремальных ситуациях. Общительный, способный устанавливать, поддерживать развивать контакты с множеством людей. По возможности, тактичный и этичный. Следящий за собой и умеющий показать себя с лучшей стороны. Понимающий, «слышащий» потребности другого, способный проникаться событиями, явлениями, чужими чувствами, но при этом не изменять себе.
- Профессиональные качества
- Много еще эпитетов можно подобрать.
5 стр., 2428 слов
Описать учительницу. Моя любимая учительница (твip-описание внешности ...
... качеств учитель-предметник должен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике, литературе и т.п.). Перезябов Никита, Павлова Полина, Баранова Полина Детские сочинения на тему "Мой любимый учитель" В сочинении ... часть жизни людей, что невозможно говорить об этом . Что мы все представляем себе, когда слышим слово «учитель»? Вот самое распространенное описание: Обратите ...
Но ведь журналисты работают каждый по своей специализации. Поэтому репортера важны такие качества, как оперативность, адаптивность, мобильность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый «репортерский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество. Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, умение рассматривать отдельные явления в их связи с другими, их сложности и целостности, объективность, способность представлять и объективно подмечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы. Публицист это в первую очередь яркая индивидуальность. Он должен уметь привлекать внимание аудитории, убеждать ее. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, независимость суждений. Ведущий телевизионного ток-шоу, который организует общение в студии, — это человек артистичный, обаятельный, обладающий быстрой реакцией, находчивостью.
Он должен иметь ярко выраженную индивидуальность и свое «лицо», уметь общаться с разными людьми, пришедшими в студию, должен быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но и тактичным. Ну и конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный голос и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Но еще одной из его важных черт является эмоциональность, способность к юмору и «игре» со зрителями и участниками передачи. Интервьюер, в свою очередь, немыслим без коммуникабельности, внимания и интереса к личности собеседника, способности грамотно ставить вопросы, умело направлять беседу и самому быть интересным собеседником.
- Перечень можно и продолжить. Например, для журналиста работающего в издании для семьи, важно быть деликатным и тактичным в освещении чьей-то личной жизни. Криминальному репортеру просто необходимы такие качества как смелость и хладнокровность.
- В общем, каждый журналист должен выбирать себе направление в соответствии со своей индивидуальностью.
- Тип личности
- Кроме того, журналист это публичная, постоянно связанная с коммуникацией, общением с людьми профессия, то есть открытый, хорошо приспосабливающийся к обстоятельствам, тип личности.
Но также журналист может быть замкнутой и сосредоточенной личностью — это характеризует творческих людей.
- Особенности умственных процессов
- Психологические характеристики внимания, памяти, мышления, воображения также очень важны для журналиста. Особенно необходимо развивать произвольное внимание.
- Хорошая память — крайне профессиональная необходимость для журналиста. Причем для репортера важна зрительная и слуховая память, аналитику — логическая, а публицисту — образная.
- Но, говоря о способностях, стоит назвать черты творческой личности. Подобную личность отличает целый ряд характеристик: чувство индивидуальности, спонтанность реакций, эмоциональная подвижность, самостоятельность, уверенность в себе, напористость, нестандартность, самоконтроль и умение заставить себя работать. Ведь без этого даже при самых замечательных способностях мало чего можно добиться.
- Глава 2. Мнения
- Общественные мнения
- Невозможно представить журналистику без общества. Ведь хорошее СМИ, то, которое нравиться читателю. Поэтому мнение народа всегда важно учитывать.
- Считается, что журналист, прежде всего, должен быть независимым в своих суждениях, чтобы иметь возможность говорить правду.
13 стр., 6049 слов
Личность журналиста в современной российской прессе
... касающиеся его творческих успехов, а также его отношение к профессии журналист, к себе, как к представителю этой профессии и мнение Владимира Владимировича о российской журналистике. Глава 1. Качества ... успешного журналиста Одним из наиболее интересных определений, в котором было ...
Но абсолютной независимости в обществе просто не может быть. Так что, подразумевая «независимость» на день сегодняшний, здесь имеется в виду независимость экономическая. Тогда журналисты смогут стать тем, чем они должны быть в демократической стране: неподкупными носителями информации для народа.
- А для кого-то журналист, прежде всего, должен быть личностью, интересным человеком. Он ведь раскрывает перед нами мир, и он не должен быть серым скучным. И, конечно, у него должен быть нюх на сенсацию.
- У каждого человека свои вкусы и свои интересы, поэтому журналист обязан предоставлять объективную, беспристрастную информацию во всех сферах: в политике, экономике, спорте, искусстве и так далее. Понятно, что рейтинг любого издания (а значит, и деньги) зависят от количества сенсационных материалов.
Влияние денег
Действительно, журналист никогда не может быть свободным от общества. Независимых журналистов не существует. К сожалению, журналистский мир сегодня подвержен влиянию денег. Хотя какой не подвержен? СМИ — более чем реальная сила в обществе, и поэтому за них идёт такая борьба. А оградить их от олигархов, во всяком случае, при нынешнем законодательстве, практически невозможно. Со временем наши СМИ придут к западной модели, где газета — прежде всего бизнес, а не лоббистский инструмент. СМИ будут получать все большую политическую и экономическую независимость, при этом первостепенное значение будут иметь не взгляды их владельцев, а пристрастия тех потребителей, которые и обеспечивают владельцам безбедное существование.
Заключение
Из всего сказанного, получается, что современная журналистика — это одна из самых полифункциональных, сложных, самоорганизующихся и социально важных профессий, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, которые свойственны другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории. И в самом деле, профессия журналиста — одна из самых живых, интересных и творческих. «Но вчерашние школьники, подавшие заявление на факультеты журналистики, редко задумываются о том, как сложна, ответственна и опасна их будущая профессия, сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности, физической и нервной энергии при выполнении профессионального долга» Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., Аспект Пресс, 2003. Стр. 4. Но если человек обладает необходимыми свойствами и качествами и у него есть необъясн6имая тяга к этой профессии — он станет настоящим журналистом.
Исчерпано знание журналиста об этой теме
... целью нашей дипломной работы. Из поставленной цели, можно выделить следующие 1. Изучить специфику профессиональной деятельности радиожурналиста. 2. Проанализировать содержание и направленность новостных выпусков на радио. 3. Выявить основные ...
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/samomarketing-jurnalista-prestij-professii/
1) Андреева М.К., Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения и радиовещания. М., 1991.
2) Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. СПб., 1999.
3) Основы творческой деятельности журналиста (Под ред. С.Г. Корконосенко).
СПб., 2000.
4) Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., Аспект Пресс, 2003.
5) Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Этическая сторона деятельности телевидения. Кодекс профессиональной этики журналиста. Роль журналиста в формировании общественного мнения. Концепция этических норм МТРК «Мир» и газеты «Вашингтон пост». Роль журналиста в формировании общественного мнения.
курсовая работа