Время возникновения и расцвета романтизма как литературного направления — конец XVIII и первая треть XIX века. Тогда же возник и термин «романтизм». Однако с самого своего возникновения он осмыслялся по-разному: ему придавались разные смыслы и значения. Само происхождение слова «романтизм» объяснялось далеко не единообразно; его вели то от слова «роман», то от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Один из первых теоретиков романтизма Фридрих Шлегель так, например, объяснял термин и понятие «романтизм»: «Я ищу и нахожу романтический дух у самых старых из новых поэтов — у Шекспира, Сервантеса, в итальянской поэзии и в том веке рыцарства, любви и сказок, откуда происходит самое понятие романтизма и самый термин. До сих пор это единственное, что может быть противопоставлено классическим творениям древности» (с.207).
Но это было не единственное, а одно из многих объяснений.
Впервые слово «романтизм» как термин, как наименование целого литературного направления, стало употребляться в конце XVIII века в Германии. Там же школой «иенских романтиков» — братьями Шлегелями, Новалисом, Тиком, Ваккенродером и др. — была создана первая, достаточно обстоятельная (хотя и не единая и далеко не цельная) теория романтизма. Теория и практика немецкого романтизма оказали то или иное влияние и на французский романтизм, и на романтизм английский, и на романтизм русский — на все течения европейского романтизма, которые получили широкое распространение и развитие в начале XIX века.
В данной работе мы рассмотрели основные особенности русского романтизма. Но перед тем как раскрыть эти особенности, кратко охарактеризуем романтизм как художественный метод, его специфические черты.
В основе романтизма как художественного метода лежит отрицание реальной действительности и противопоставление ей другой, высшей, поэтической действительности.
Из романтического отрицания действительности и отрицания всемогущества разума естественно вытекают и многие частные (впрочем, очень существенные) особенности и приметы романтической поэтики. Прежде всего, особенный романтический герой. Отталкивание от мира, данного в реальности, порождает в произведениях романтиков качественно нового героя, подобного которому не знала прежняя литература. Это герой, находящийся во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставленный прозе жизни, «толпе». Это человек внебытовой, необыкновенный, беспокойный, человек чаще всего одинокий и трагический. Романтический герой — воплощение романтического бунта против действительности; в нем, как правило, заключен протест и вызов, реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая смириться с бездуховной и бесчеловечной прозою жизни. В творчестве Байрона и Лермонтова, В. Гюго и Гофмана эти особенности романтического героя нашли, быть может, самое полное и самое наглядное выражение.
Формирование романтизма в Англии
... взаимосвязи всего со всем [7, с. 44]. 1. Английский романтизм, .1 История развития и особенности романтизма в Англии Романтизм в крови у британцев. Быть может, потому что их влечет окружающая ... внутреннего мира [8, с. 201-202]. «Мучительный разлад демиурга и действительности лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, ...
«Герой у романтиков одинок, внутренне не зависим ни от кого, ни от чего, бежит от окружающей его среды, как Чайльд Гарольд, Байрона или герой «Кавказского пленника» Пушкина. Или силой своей собственной воли властвует над средой, далекий от нее и таинственный, как Конрад в «Корсаре» Байрона. Или он становится освободителем, спасителем людей, народа — благодаря все той же таинственной силе своей личности, как Лаон и Цитна в поэме «Восстание Ислама» английского революционного романтика Шелли. Но во всех случаях характер романтического героя предстает как собственное достояние самой его личности» (с.219).
Из романтического отрицания «мира сего» вытекает и стремление поэтов-романтиков ко всему необычайному и экзотическому — ко всему тому, что выходит и выводит за пределы отвергаемой каждодневной реальности. Романтиков влечет к себе не близкое, а отдаленное. Все дальнее — во времени и в пространстве — становится для них синонимом поэтического.
Романтические поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, охотно пользовались в своих произведениях историческим материалом. История была для них «там», а не «здесь». Обращение к истории выглядело у них как своеобразная форма отрицания, а в иных случаях — и прямого политического бунта.
В истории прошлого, вернее, в мечте по прошлому, в котором личность чувствовала себя еще частицей целого; в эстетических иллюзиях прошлого, в которых люди представляли себе свое единство с общей и высшей судьбой человечества; в экзотических странах, еще не затронутых современной цивилизацией; в освободительных и национально-освободительных движениях, требовавших консолидации всех творческих сил народа; в мечте, в фантастических представлениях об идеальных условиях человеческой жизни, в грезах о гармонии личного и общественного бытия.
Раз поэтическое чувство оказывается для романтиков в большей мере средством познания истины, нежели даже разум, то из этого естественно вытекают и признание исключительной роли поэзии и поэтического начала в жизни, и утверждение высокого — тоже исключительного — жизненного призвания поэта.
В глазах романтиков поэт был сродни жрецу и пророку, являясь в одном лице и философом, и ученым, и провидцем.
Благочестивое, почти религиозное преклонение перед искусством, поэзией, личностью поэта и художника — одна из самых характерных черт романтического сознания.
Романтики проявляли постоянный интерес к «родным истокам» поэзии. Недаром в своем творчестве они охотно обращались к тем жанрам, которые ведут происхождение от народной поэзии или , так или иначе, близки ей: к сказкам, песням, балладам и т. д.
И последней яркой чертой романтизма как художественного метода является выдвижение принципа творчества основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего ценились не поэтические законы, а свободная поэтическая индивидуальность. Все сказанное выше представляет собой краткую характеристику романтизма как особого направления европейской литературы конца XVIII — начала XIX века.
Романтизм в искусстве xix века
... в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. Романтизм в России возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм ... лирики романтизма. РОМАНТИЗМ В РОССИИ В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. ...
Итак, романтизм предусматривает художественное воспроизведение жизни в виде самоценных личностей, независимых по своим характерам от окружающих обстоятельств и устремленных в иной, созвучный им мир, при произвольной (условной или конкретно-исторической) образной детализации.
Рассмотрим, как преломлялись выделенные эти особенности романтизма в русской литературе.
Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского и в качестве такового не мог не принять в себя некоторых его существенных родовых свойств и примет, порожденных трагическим восприятием последствий французской буржуазной революции: например, недоверия к рассудочным понятиям, сильного интереса к непосредственному чувству, отталкивания от всякого рода «систематизма» и т. д. Таким образом, в процессе становления русского романтического сознания и русского романтического искусства участвовал и общий опыт романтизма европейского.
Однако для появления романтизма в России, помимо общих причин, были и причины свои собственные, внутренние, в конечном счете и обусловившие специфические формы русского романтизма, его особенный и неповторимый облик. У русского романтизма него были и свои особенные истоки. Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазных революций, то реальный источники романтической настроенности и романтического искусства в России следует искать, прежде всего, в войне 1812 года, в том, что было после войны, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания.
Передовому, мыслящему русскому человеку война 1812 года со всею очевидностью показала величие и силу простого народа. Именно народу, «Карпам и Власам», Россия обязана была победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем , как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьянство, продолжала пребывать в состоянии крепостной зависимости, в состоянии рабства. Формы жизни, основанные на рабстве народа, признаются теперь передовой общественностью не только несовершенными, но и порочными, ложными. Так появляется почва равно и для декабристских, и для романтических настроений.
Русский романтизм знает, по крайней мере, два этапа в своем развитии, две волны своего восхождения. Первая волна, как уже сказали выше, обусловлена была событиями 1812 года и последствиями этих событий. Она породила романтическую поэзию Жуковского и поэзию декабристов, она же породила и романтическое творчество Пушкина.
Вторая романтическая волна в России наступает после катастрофы 1825 года, после поражения Декабрьского восстания. После событий как ответная реакция появляются в русской поэзии бунтарский романтизм Лермонтова и философский романтизм любомудров и Тютчева.
Романтизм в русской портретной и пейзажной живописи
... ” и уничтожения крепостничества. Поэтому романтизму в русской пейзажной живописи был свойственен в основном светлый характер - в нем часты мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды, того, что Пушкин называл “томленьем упования”. Русский ...
Характеризуя специфику русского романтизма, необходимо выделить его отличия от европейского романтизма. Существуют два главных отличия: отношение к мистике и мистическому в искусстве, и роль в нем индивидуального, личностного начала.
Элементы мистического занимают важное место в поэтике европейского, и особенно немецкого, романтизма. Ирреальные, мистические откровения значили для них большее, чем прямые открытия ума.
В русском романтизме, в отличие от немецкого, мистика, как правило, отсутствовала. Это верно не только в отношении романтической поэзии Пушкина и Лермонтова и творчества поэтов-декабристов, но и в отношении к Тютчеву, к В. Одоевскому. Русские романтики не просто избегали мистики, но относились к ней враждебно.
Русских романтиков в качестве поэтического материала привлекало не сверхчувственное, а действительное, постижимое не одним инстинктом, но и рассудком. Несомненно, что в своей поэзии и в своей эстетической теории русские романтики были больше «реалисты», нежели немецкие, они были также большими рационалистами. Русский романтизм, в отличие от западного, никогда не противопоставлял себя просвещению и просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму. В этом смысле романтизм в России был как бы не вполне, не до конца романтизмом. Этим объясняется и отталкивание русских романтиков от мистического, и непорвавшаяся связь многих из них с поэтикой классицизма.
Другая специфичная черта русского романтизма заметно ослабленное индивидуальное, личностное начало. Исключение составляет здесь Лермонтов, но и лермонтовский индивидуализм носит специфически русские черты и уходит своими корнями в русскую почву.
Романтические идеи о личности и неограниченной свободе творческой воли вызвали к жизни теорию «романтической иронии», которой русский романтизм, мало индивидуалистический, не только никогда не пользовался, но даже как будто вовсе не заметил.
Ирония для романтиков — это абсолютное господство поэта над художественным материалом, над жизнью и историей, торжество творческой личности над тем, что представляется неизбежным. Ирония — это как бы «перепрыгивание» через самого себя, утверждение художнической свободы и творящей силы. С помощью иронии поэт единственным в своем роде актом освобождения ниспровергает власть реального. Точнее: романтическому поэту кажется, что он ниспровергает власть реального и одерживает над ним духовную победу.
Наглядным примером воплощения романтической иронии в литературной практике романтиков являются некоторые драматические произведения Тика.
Русскому романтизму оказались чуждыми и в целом крайний индивидуализм западных (прежде всего немецких) романтиков, и порожденная этим индивидуализмом «романтическая ирония». Чуждой была для них и другая особенность немецкого романтизма, связанная с резко выраженным в нем индивидуальным началом, — апология чувственности.
Апология чувственности и в искусстве, и в жизни
Для русских романтиков эротомания была проявлением болезни, а не свободы. В своей любовной поэзии не только Жуковский и Веневитинов, но и Лермонтов, и Тютчев, в сравнении с немецкими романтиками, кажутся предельно одержанными и почти целомудренными. Это особенность русской поэзии вообще. Мотивы общечеловеческие в социальные в русской поэзии всегда отодвигали на задний план мотивы чисто индивидуальные, и тем более — индивидуально-плотские, эротические.
Тема России в поэзии русской эмиграции (И. Бродский)
... мог разговаривать на “ты”. Взамен он получил Россию Бунина, Ходасевича и других великих русских писателей, которые, оказавшись в эмиграции, ... в энциклопедическую сторону. Для энциклопедии, как известно, характерны только исторически значимые детали. Так, в поэзии Бродского-эмигранта провинциальный ... лирику, изданную в Москве в 1990 году. Неожиданно для себя я понял, что тема трагических отношений ...
Таковы специфические черты русского романтизма., Для русского романтизма было характерно
русский романтизм поэтика художественный
1. Волков И.Ф. Теория литературы. — М.: Просвещение; Владос, 1995.
2. Касаткина В. Романтизм // Литература. Приложение к газете «1 сентября».- 1998. — Октябрь (№38).
— С.4.
3. Маймин Е.А. О русском романтизме. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1975.
4. Ман Ю. Динамика русского романтизма. — М.: Аспект Пресс, 1995.
5. Мировое значение русской литературы XIX века. — М.: Наука, 1987.
6. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. — 1982. — №11. — С.156-164.
7. Романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. — Казань: КГУ, 1975.
8. Сахаров В. Под сенью дружных муз // Наш современник. — 1982. — №7. — С.180-188.
9. Соловьева Н.А. XIX век: романтическое сознание эпохи // Вестник МГУ. Серия «Филология». — 2001. — №1. — С.7-12.