Итоговая контрольная работа по истории для 7 класса

«Итоговая контрольная работа по истории для 7 класса.»

Итоговая контрольная работа по истории за 7 класс, Вариант I, Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. Укажите временной период Великих географических открытий:

1) XIII-XIV вв.

2) XIV-XV вв.

3) XV-XVI вв.

4) XVI-XVII вв.

А2. Укажите событие, которое по времени произошло раньше других:

1) Нантский эдикт Генриха IV

2) Открытие Нового Света Христофором Колумбом

3) Образование ордена иезуитов

4) Начало Реформации

А3. Укажите период революции в Англии:

1) 1640-1660гг.

2) 1640-1645гг.

3) 1640-1654гг.

4) 1640-1667гг.

А4. Первый президент США:

1) Б. Франклин

2) Т. Джефферсон

3) Лафайет

4) Д. Вашингтон

А5. Укажите государство, в котором существовал кастовый строй:

1) Индия

2) Китай

3) Япония

4) Корея

А6. Какое из перечисленных событий относится к XVII в.?

1) введение заповедных лет

2) учреждение стрелецкого войска

3) создание полков «нового строя»

4) созыв первого Земского собора

А7. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

1) цехи

2) фабрики

3) мануфактуры

4) ремесленные мастерские

А8. Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI — начала XVII в.?

1) воцарение династии Романовых

2) проведение реформ Избранной рады

3) создание стрелецкого войска

4) начало созыва Земских соборов

А9. Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь.

«Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияниеправителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. «Временщик» не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».

1) Василий Шуйский

2) Борис Годунов

3) Фёдор Мстиславский

4) Михаил Романов

А10. В каком веке было со­зда­но «Житие про­то­по­па Аввакума, им самим написанное»?

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... Обзор исторического пути, пройденного музеями мира может включать большой период, охватывающий несколько тысяч лет. Начальная граница периода просматривается очень слабо, ... начало собирательства, а точнее, процесс накопления предметов, на киевских, новгородских и полоцких землях прослеживается фрагментарно, то факт существования сокровищницы Великого княжества Литовского в историографии бесспорен. В ...

1) в XV в.

2) в XVI в.

3) в XVII в.

4) в XVIII в.

А11. Укажите имя предводителя одного из крупнейших народных восстаний XVII в.

1) Ермак Тимофеевич

2) Симон Ушаков

3) Степан Разин

4) Емельян Пугачёв

А12. Что из названного было причиной Сибирского похода Ермака Тимофеевича в XVI в.?

1) угроза набегов войск Сибирского ханства на пограничные русские земли

2) стремление ликвидировать зависимость от Золотой орды

3) неудачи России в борьбе против Астраханского ханства

4) неудачи России в борьбе с Казанским ханством

А13. Рассмотрите схему. Итоговая контрольная работа по истории за класс 1

На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством

1) Е. И. Пугачёва

2) С. Т. Разина

3) К. А. Булавина

4) И. И. Болотникова

Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) введение опричнины

2) учреждение патриаршества в России

3) появление теории «Москва — третий Рим»

4) созыв первого Земского собора

Ответ:______.

В2. Установите соответствие между событиями XVII в. и историческими деятелями, с которыми связаны эти события: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ

А) изгнание из Москвы польских интервентов

Б) Соляной бунт

В) Стрелецкий бунт 1682 г.

1) И. А. Хованский

2) В. И. Шуйский

3) К. З. Минин

4) Б. И. Морозов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

В3. Укажите имена руководителей Второго ополчения, освободившего Москву от поляков в 1612 г. Найдите в приведённом ниже списке два имени и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Иван Заруцкий

2) Дмитрий Пожарский

3) Григорий Отрепьев

4) Кузьма Минин

5) Михаил Романов

Ответ: _____.

В4. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет».

Ответ: _____________.

В5. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Итоговая контрольная работа по истории за класс 2

Ответ: ___________________.

Часть С. Задания с развернутым ответом.

С1. Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.

Из сочинения историка

«В Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки… Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. Чтобы найти деньги на продолжение войны, было решено выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.

Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако вскоре выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, стал чрезмерным. Рост цен вследствие злоупотреблений властей переполнил чашу терпения населения. Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».

Ответ: 1) ________________________

2) ________________________

С2. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого приводятся во втором абзаце отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно обосновать указанное утверждение.

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».

Ответ:

  1. предложение: __________________________________________________________

  2. факты: 1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________

С3. Правительственная комиссия, разбиравшая причины гибели малолетнего царевича, пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. Его мать была пострижена в монахини, родственники — подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников стихийно вспыхнувшего восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь. Вместе с ними был выслан и колокол, возвестивший о несчастье с царевичем.

1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.

2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.

3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.

Ответ: 1) ______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________

Вариант I., Ключ к части А. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в части А 13 баллов.

вопроса

Ответ

1

3

2

2

3

1

4

4

5

1

6

3

7

3

8

1

9

2

10

3

11

3

12

1

13

4

Ключи к части В. Задания 1 и 2 оцениваются по 2-бальной шкале, задания 3,4,5 – по 1-бальной шкале. Всего в части В 7 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

3412

Правильно указана последовательность – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

2

341

Правильно указаны все цифры- 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

3

24

Правильно указаны оба предводителя -1 балл, указан один предводитель или оба указаны неправильно – 0 баллов.

4

интервенция

1 балл

5

Астраханское

1 балл

Ключи к заданиям части С. Полностью правильные ответы оцениваются в 2 балла. Всего в части С 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) время — вторая половина XVII в.;

2) царь — Алексей Михайлович.

Правильно даны 2 ответа- 2 балла, правильно указан только один ответ – 1 балл, неправильно указаны оба ответа – 0 баллов.

2

В ответе должно быть указано предложение: «Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны».

Могут быть указаны следующие факты:

1) чтобы получить возможность использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов;

2) первый в русской армии воинский устав был принят на основе западноевропейских образцов;

3) голландские специалисты помогали организовать производство оружия(пушечный завод) в Москве и построить первый русский военный корабль «Орёл»;

4) в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев;

5) иностранцы в Москве жили по своим обычаям.

Правильно указано предложение и два факта – 2 балла.

Правильно указано предложение и один факт – 1 балл.

Неправильно указано предложение – 0 баллов (даже при наличии двух правильных фактов).

3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) имя царевича — Дмитрий;

2) название города — Углич;

3) могут быть указаны последствия:

а) пресечение династии Рюриковичей после смерти бездетного Фёдора Ивановича;

б) избрание на престол Бориса Годунова;

в) появление самозванцев, выдававших себя за погибшего царевича (может быть названо другое последствие).

Правильно указаны все ответы – 2 балла.

Правильно указаны любые два ответа – 1 балл.

Неправильно указаны 2 ответа – 0 баллов.

Максимальный балл по всей работе: 26.

«5» — 24-26 балла

«4» — 20-23 баллов

«3» — 13-19 баллов

«2» — 0-12 баллов

Итоговая контрольная работа по истории за 7 класс, Вариант II, Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. Укажите время Эпохи Прсвещения:

1) XV в.

2) XVI в.

3) XVII в.

4) XVIII в.

А2. Укажите событие, которое по времени произошло раньше других:

1) Нантский эдикт Генриха IV

2) Семилетняя война

3) Образование республики Соединенных провинций Нидерландов

4) «Бостонское чаепитие»

А3. Укажите период религиозных войн во Франции:

1) 1562-1598гг.

2) 1640-1645гг.

3) 1653-1658гг.

4) 1775-1783гг.

А4. Укажите представителя якобинцев в период Великой французской революции:

1) М. Робеспьер

2) Т. Джефферсон

3) М. Лютер

4) Н. Бонапарт

А5. Укажите государство, в котором существовал «кодекс чести» самураев:

1) Индия

2) Китай

3) Япония

4) Корея

А6. Какое из пе­ре­чис­лен­ных событий от­но­сит­ся к XVII в.?

1) ре­фор­ма патриарха Никона

2) ре­фор­мы Избранной рады

3) учре­жде­ние коллегий

4) созыв Сто­гла­во­го собора

А7. В XVI в. крестьяне, которые проживали на государственных землях, назывались

1) посессионные

2) временнообязанные

3) владельческие

4) черносошные

А8. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1648 г.?

1) учреждение опричнины

2) отмена медных денег

3) созыв Земского собора

4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём

А9. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, когда происходили описываемые события.

«Узнав о формировании второго земского ополчения в Нижнем Новгороде и не имея возможности противодействовать этому, обеспокоенные интервенты обратились к патриарху Гермогену с требованием, чтобы он осудил подобное начинание. Патриарх отказался это сделать. Более того, по свидетельству летописца, он в сердцах проклял обратившихся к нему по поручению Гонсевского московских бояр как «окаянных изменников». Тогда его и начали «морить голодом». Вскоре Гермоген умер».

1) 1380 г.

2) 1480 г.

3) 1612 г.

4) 1812 г.

А10. Выдающимся деятелем русской литературы XVII в. был

1) Нестор

2) Феофан Грек

3) Симеон Полоцкий

4) Дионисий

А11. Кто являлся предводителем народного движения, происходившего в период Смутного времени в России?

1) К. А. Булавин

2) Е. И. Пугачёв

3) С. Т. Разин

4) И. И. Болотников

А12. Одним из последствий внутренней политики царя Алексея Михайловича является

1) отмена кормлений

2) ликвидация монастырского землевладения

3) снижение роли Земского собора в управлении государством

4) введение подушной подати

А13. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание.

Итоговая контрольная работа по истории за класс 1

События какой войны изоб­ра­же­ны на схеме?

1) Ли­вон­ской войны 1558–1583 гг.

2) Смо­лен­ской войны 1632–1634 гг.

3) Се­вер­ной войны 1700–1721 гг.

4) Се­ми­лет­ней войны 1756–1763 гг.

Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) принятие Соборного уложения

2) начало Ливонской войны

3) избрание на царство Михаила Романова

4) объединение Левобережной Украины с Россией

Ответ: _____________.

В2. Установите соответствие между событиями (процессами) XVII в. и историческими лицами, чья деятельность была связана с этими событиями (процессами): к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) XVII в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

А) Крымские походы

Б) освоение Дальнего Востока

В) церковная реформа

1) Филарет

2) Никон

3) Е. Хабаров

4) В. В. Голицын

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

В3. Какие события относятся ко времени правления Ивана IV? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) освобождение от ордынского владычества

2) учреждение опричнины

3) отмена урочных лет

4) присоединение Поволжья к России

5) воссоединение Украины с Россией

Ответ: _____.

В4. Запишите термин, о ко­то­ром идёт речь.

Система со­дер­жа­ния долж­ност­ных лиц (наместников, во­ло­сте­лей и др.) за счёт мест­но­го населения, лик­ви­ди­ро­ван­ная ре­фор­мой 1555−1556 гг.

Ответ: ________ .

В5. Запишите слово, пропущенное в схеме.Итоговая контрольная работа по истории за класс 2

Ответ: _______________.

Часть С. Задания с развернутым ответом.

С1. Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».

Ответ: 1________________

2) _______________

С2. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы в тексте отрывка. Используя текст, укажите не менее двух причин указанной ситуации.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в

чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

Ответ:

  1. предложение: __________________________________________________________

  2. причины: 1) _____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

С3. В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом: «Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?»

1) Укажите век, когда могли произойти описанные события.

2) Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город?

3) Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?

Ответ: 1) ______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

3) _____________________________________________________________________

Вариант II., Ключ к части А. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в части А 13 баллов.

вопроса

Ответ

1

4

2

3

3

1

4

1

5

3

6

1

7

4

8

3

9

3

10

3

11

4

12

3

13

1

Ключи к части В. Задания 1 и 2 оцениваются по 2-бальной шкале, задания 3,4,5 – по 1-бальной шкале. Всего в части В 7 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

2314

Правильно указана последовательность – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

2

432

Правильно указаны все цифры- 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

3

24

Правильно указаны оба события -1 балл, указан одно событие или оба указаны неправильно – 0 баллов.

4

кормления

1 балл

5

Василий III

1 балл

Ключи к заданиям части С. Полностью правильные ответы оцениваются в 2 балла. Всего в части С 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) век — XVII в.;

2) династия — Романовы.

Правильно даны 2 ответа- 2 балла, правильно указан только один ответ – 1 балл, неправильно указаны оба ответа – 0 баллов.

2

В ответе должна быть указано предложение: «На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

Могут быть указаны следующие причины:

1) Лжедмитрий не обладал военной поддержкой («отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…»);

2) особенности традиций государственного управления («московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы»);

3) Отрепьев не обладал достаточным авторитетом среди московской знати.

Правильно указано предложение и две причины – 2 балла.

Правильно указано предложение и одна причина – 1 балл.

Неправильно указано предложение – 0 баллов (даже при наличии двух правильных причин).

3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) век, к которому относятся события, — XIII в.;

2) народ: монголы или монголо-татары;

3) причина — отсутствие политического и военного единства в русских землях (может быть названа другая верная причина).

Правильно указаны все ответы – 2 балла.

Правильно указаны любые два ответа – 1 балл.

Неправильно указаны 2 ответа – 0 баллов.

Максимальный балл по всей работе: 26.

«5» — 24-26 балла

«4» — 20-23 баллов

«3» — 13-19 баллов

«2» — 0-12 баллов