Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по предмету «Русский язык»

Контрольная работа

Рассмотрено Утверждаю

на заседании зам.директора УР НПО

ЦМК________ Протокол №__ _________________

«__»________ 2012г.

Контрольно-измерительные материалы

для проведения зачета

Учебная дисциплина :Русский язык

Профессия:

Группа:

Семестр:

Вид зачета : письменный зачет.

Форма проведения зачета: письменная контрольная работа

Составил преподаватель:

Рябовая О. В.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык», подлежащие проверке

знания о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  1. Перечень элементов содержания учебного курса, включенных в задания зачета являются разделы : «Язык и речь», « Текст как произведение речи», «Функционально-смысловые типы текста», «Функциональные стили речи».
  1. Задания для проведения зачета

Вариант №1.

1. Сформулируйте тему и основную мысль высказывания.

  1. Укажите функциональный стиль и тип текста.
  2. Определите вид и средства связи предложений в тексте.
  3. Проанализируйте использованные в тексте изобразительно-выразительные средства (приведите примеры)

Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания, твоего сознания, твоей души. Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией, непохожей на радиоприемник, который ты не волен выключить, или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами, или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя (под влиянием все той же информации) апатии, или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы. “Это очень тактичная информация. От нее не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессоница. Но все же внимание твое рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам.

6 стр., 2522 слов

Русский язык обладает всеми средствами для выражения

... тему русский язык обладает всеми средствами для выражения 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык. обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. ...

Один лучик – к ромашке (не погадать ли на старости лет – и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик – к березе («чета белеющих берез»), третий лучик – к лесной опушке («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвертый – к летящей птице («Сердце – летящая птица, в сердце – щемящая лень»), и пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления, но все же и не сосредоточиваясь от многих точек к одной, как это бывает, когда остаешься один на один с бездонным небом. Но для этого надо опрокинуться в летнюю траву и раскинуть руки.

Лежать на траве. Нет другого способа так же полно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. Улетаешь и тонешь сразу, как только ты опрокинешься и откроешь глаза. Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метереологический зонд),если его выпустить из рук. Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, который тонет в беспредельной синеве летнего неба! Для этого надо лечь а траву и открыть глаза… И тут вместе с небом видишь и еще что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность.

Примерный образец ответа

ВАРИАНТ №1

Данный текст посвящен теме гармонии человека с окружающей средой и рассматривает процесс душевного соития с природой. Языковые средства, употребленные в данном высказывании, говорят о том, что текст является образцом художественного стиля речи, созданный в форме описания.

Высказывание является связанным по смыслу и грамматически. Предложения в тексте присоединяются друг к другу и последовательной, и параллельной связью. Грамматически это выражено следующим: использованием местоимений, повторением слов, наличием одинаковых видовременных форм глагола.

Текст содержит изобразительно-выразительные средства, а именно: умолчание («Для этого надо лечь а траву и открыть глаза…»), синтаксический параллелизм («Один лучик – к ромашке (не погадать ли на старости лет – и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик – к березе («чета белеющих берез»), третий лучик – к лесной опушке («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвертый – к летящей птице»).

18 стр., 8684 слов

Особенности перевода научно-популярных текстов

... проанализоровать лексические, грамматические, стилистические и прагматические характеристики текста; Дать анализ приемов, используемых при переводе (трансформаций, калькирования, транслитериции). В курсовой работе использовались следующие ... не подразумевает использования стилистических средств, их наличие в тексте все же прослеживается. Объясняется это тем, что текст содержит ряд анекдотов, основой ...

Вариант №2.

1. Сформулируйте тему и основную мысль высказывания.

  1. Укажите функциональный стиль и тип текста.
  2. Определите вид и средства связи предложений в тексте.
  3. Проанализируйте использованные в тексте изобразительно-выразительные средства (приведите примеры)

Альпинизм – это прежде всего труд, работа. По-настоящему мужская, требующая сил, выдержки, терпения, максимальной самоотдачи. Приносящая огромную радость, но чаще – изматывающая, на пределе твоих сил и возможностей, а может, и за пределом – кто знает, где он, каков он?

Как и во всякой работе, в альпинизме – в цене мастерство, та особая легкость, которая достигается лишь годами тренировок. Спорт не терпит таких сачков, любителей отсидеться за чужой спиной. Выгонять, отчислять таких из альпинистских секций обычно не приходится – уходят сами, прикрываясь, как щитом, расхожей фразой «умный в гору не пойдет».

Некогда восхождения были спортом элиты. Только у пресыщенного праздностью богача могло возникнуть желание испытать себя в единоборстве с горами. Остальным вполне хватало испытаний и трудностей обычной жизни. Потому боьшинству людей альпинизм казался бессмысленным занятием, ненужной тратой сил и средств.

Времена меняются, меняется и отношение к альпинизму. Правда, он по-прежнему не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов. Но, может, этим и привлекает он в наш деловой, рациональный век все больше людей в разных странах?

Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей. Выходя на сложный маршрут, ты должен быть уверен: друг готов пренебречь любой опасностью, чтобы спасти тебя, так же как ты – ради него. Это бесконечно далеко от обывательского «ты – мне, я — тебе». Связка в альпинизме – не только самый распространенный способ взаимостраховки, а нечто большее. В основе взаимоотношений товарищей по связке не может лежать расчет, корысть, поиск какой-то выгоды. Эти отношения очищены высокой целью, трудностями, которые необходимо преодоеть для ее достижения.

Осознание этих истин происходит далеко не сразу. В первые годы занятий альпинизмом, когда сложность восхождений небольшая, этого попросту нельзя ощутить. Ходишь в связке с тем, кого тебе выбрал в напарники инструктор, в компании таких же «зеленых» и восторженных ребят, как сам. Но по мере того, как накапливается количество восхождений, растет их сложность, приходит альпинистский опыт и умение разбираться в людях, ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее.

Примерный образец ответа

1 стр., 484 слов

Что такое счастье? Текст «Люди должны быть …»

... понимаешь, что счастье для Андрея Соколова – быть нужным, иметь смысл жизни. Текст известного публициста помогает читателю по-иному посмотреть ... на что готов был Данко ради людей. Читая М. Горького, понимаешь, что счастьем может стать и жертва ради других, ... «Счастье кроется именно в гармонии личности», - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию. В. Розов уверен: ...

ВАРИАНТ №2

Данный текст посвящен теме альпинизма как проявления силы человеческого духа. Языковые средства, употребленные в данном высказывании, говорят о том, что текст является образцом публицистического стиля речи, созданный в форме рассуждения. Автор выдвигает тезисы, аргументируя свои мысли.

Высказывание является связанным по смыслу и грамматически. Предложения в тексте присоединяются друг к другу и последовательной, и параллельной связью. Грамматически это выражено следующим: использованием местоимений, повторением слов, наличием одинаковых видовременных форм глагола; использование риторических вопросов.

Текст содержит изобразительно-выразительные средства, а именно: эпитеты («высокая цель»), наличие экспрессивной лексики («сачки», «зеленые»).

Вариант №3.

1. Сформулируйте тему и основную мысль высказывания.

  1. Укажите функциональный стиль и тип текста.
  2. Определите вид и средства связи предложений в тексте.
  3. Проанализируйте использованные в тексте изобразительно-выразительные средства (приведите примеры)

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся? Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, я этого не хочу.

Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

Примерный образец ответа

ВАРИАНТ №3

Данный текст посвящен теме любви к Родине. Языковые средства, употребленные в данном высказывании, говорят о том, что текст является образцом художественного стиля речи, созданный в форме описания.

2 стр., 678 слов

Искусство есть средство беседы с людьми а не цель

... Спустя некоторое время, ко мне пришло понимание: нельзя заниматься с детьми музыкой ради музыки. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель" - писал Мусоргский и это правильно, ведь музыкальное воспитание ... с другими, из печали - чувство сопереживания и бережное отношение к окружающим, из любования - желание сберечь, не нарушить такую хрупкую красоту окружающего нас мира. Не будет ...

Высказывание является связанным по смыслу и грамматически. Предложения в тексте присоединяются друг к другу и последовательной, и параллельной связью. Грамматически это выражено следующим: использованием местоимений, повторением слов, наличием одинаковых видовременных форм глагола.

Текст содержит изобразительно-выразительные средства, а именно: умолчание («Для этого надо лечь а траву и открыть глаза…»), синтаксический параллелизм («Один лучик – к ромашке (не погадать ли на старости лет – и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик – к березе («чета белеющих берез»), третий лучик – к лесной опушке («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвертый – к летящей птице»).

Вариант №4.

1. Сформулируйте тему и основную мысль высказывания.

  1. Укажите функциональный стиль и тип текста.
  2. Определите вид и средства связи предложений в тексте.
  3. Проанализируйте использованные в тексте изобразительно-выразительные средства (приведите примеры)

Природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с ее волнующей, божественной красотой, всегда влияла и на его душу, порождая в ней удивление, преклонение и восторг, о чем свидетельствует, например, художественная литература.

Прочитаем отрывок из повести Л.Н.Толстого. Этот фрагмент о том, как Оленин едет на перекладных из Москвы на Кавказ. «…Как ни старался, он не мог найти ничего хорошего в виде гор, про которые он столько читал и слышал. Он подумал, что… особенная красота снеговых гор… есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине, в которые не верилось. Но на другой день, рано утром, он проснулся от свежести в своей перекладной и равнодушно взглянул направо. Утро было совершенно ясное. Вдруг он увидал, шагах в двадцати от себя, как ему показалось в первую минуту, чисто-белые громады с их нежными очертаниями и причудливую, отчетливую воздушную линию их вершин и далекого неба. И когда он понял… всю громадность гор, и когда почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это призрак, сон. Он встряхнулся, чтобы проснуться. Горы были все те же. …С этой минуты все, что… он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор. Все московские воспоминания, стыд и раскаяние, все пошлые мечты о Кавказе, все исчезли и не возвращались более».

Итак, красота гор развеяла все мелочное в душе, вызвав к жизни новые, светлые силы, облагородила человека. При виде величавых белоснежных гор, глубокой небесной синевы, морского простора, тихой березовой рощи, колосящейся нивы вдруг тает в душе задерганного жизнью человека вся накипь, все мелкое, суетное, временное. Душа прикасается к возвышенному и вечному. «И в небесах я вижу Бога», — сказал про такую минуту наш поэт Лермонтов. … Но несомненно, что всегда красота природы по-своему воздействует на каждого человека и организовывает его сознание, воспитывает его, делает добрее, лучше, богаче.

3 стр., 1201 слов

Истинная красота человека. По Ю. Яковлеву

... внутреннему состоянию человека. Текст Ю. Яковлева: (1)В детстве мы играли часто на придворовой площадке в красавицу. (2)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (3)Мы почему-то ... как он густо покраснел и выбежал из круга. (28)А Нинка приблизилась к новенькому и сказала, что когда играют в красавицу, всегда выбирают её. (29)Разве ты красивая? — удивился новенький. ...

Пейзаж – это красота, а красота – категория духовная. Недаром пейзаж издревле сделался объектом искусства, объектом живописи, литературы и даже музыки. Надо отдать природе справедливость, что при созерцании ее возникают в душе человека самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы – и в этом драгоценное, неоценимое свойство природы.

Примерный образец ответа

ВАРИАНТ №4

Данный текст посвящен теме природе, ее влиянию на душу человека. Языковые средства, употребленные в данном высказывании, говорят о том, что текст является образцом художественного стиля речи; имеет смешанный тип текста. Аргументируя мысль о божественности природы, автор использует текст-описание.

Высказывание является связанным по смыслу и грамматически. Предложения в тексте присоединяются друг к другу и последовательной, и параллельной связью. Грамматически это выражено следующим: использованием местоимений, повторением слов, наличием одинаковых видовременных форм глагола.

Текст содержит изобразительно-выразительные средства, а именно: сравнение ( «Он подумал, что… особенная красота снеговых гор… есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине, в которые не верилось…», эпитеты ( «чисто-белые громады», «нежными очертаниями и причудливую»).

  1. Критерии оценки знаний и умений обучающихся на зачете:

умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— умение осуществлять лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;