Ф. Фребель и его система воспитания дошкольников

Контрольная работа

Педагогическая деятельность Фридриха Вильгельма Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промыш­ленное производство женщин и малолетних детей, что сопро­вождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.

Проблемы призрения малолетних детей, а также подготовки их к производительному труду приобрели актуальный характер. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Ф. Фребель, стали открываться учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «игральные школы», «убежища», а также «школы для плетения из соломы», «школы для вязания кружев» и т. п. Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее боль­шинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием «Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков» напи­сал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл «школу для маленьких детей». В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назна­чение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспи­тания детей рабочих, ремесленников и крестьян в духе стро­гой дисциплины, протестантской морали, буржуазных доб­родетелей.

Для обеспечения своего содержания в школе и при­были устроителю, малолетние дети должны были, как взрослые, работать на производстве.

Конечно, передовые общественные силы пытались бороться с таким направлением школ для детей трудящихся, пытались преодо­леть их эксплуататорскую сущность, добиваясь превращения их в воспитательные учреждения. Но, естественно, передовые педа­гогические идеи прививались в той или иной мере только в очень немногих из этих учреждений. Только некоторые «школы для маленьких детей» или «игральные школы», где основным кон­тингентом были дети зажиточных бюргеров (горожан), отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоническом развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и производительный разносторонний труд детей как средство их нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Очень редко, при стечении слу­чайных благоприятных обстоятельств, элементы складывающейся прогрессивной системы воспитания проникали в школы для детей бедняков.

4 стр., 1925 слов

Школа и воспитание в Древнем Риме

... школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ ... владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи - дома ... умственное образование. Учителя риторики были людьми, как ... наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни - няньки следили за детьми ... Все это время им полагалось носить длинные ...

1. Жизнь и деятельность Ф. Фребеля

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлин­ском университетах. Вынужденный вследствие материальной необес­печенности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци — ди­ректором образцовой школы г. Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805 — 1807).

1807 — 1810 гг. Фребель провел со своими тремя воспитанни­ками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпа­тией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвя­тить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811 — 1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение скла­дывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллин­га, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отда­ется делу воспитания детей.

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного воз­раста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Пес­талоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физи­ческими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному тру­ду, в обучении использовал наглядность. Работа Фребеля шла ус­пешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей вос­питательной системы, в основу которой им были положены принци­пы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими посту­латами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начи­ная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека» — главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались пре­следования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распро­странении «вредных» идей. И хотя специально назначенная комис­сия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроен­ными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реак­ционных сил.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руко­водство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усилен­ную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, кото­рому в 1840 г. дал название «Детский сад», в которое вкладывал двоякий смысл: 1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принад­лежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом, ухо­де. Тогда же педагог обратился с воззванием к общественности, предло­жив основать по подписке народный детский сад.

7 стр., 3091 слов

Педагогическая система Ф. Фребеля

... Фребель был особенно популярен в России, где у него было много последователей. Детский сад Фребеля - это образовательное учреждение, отличающееся от предыдущих детских учреждений, характеризующееся развитием и воспитанием ... жизни. Он справедливо считал дошкольное детство наиболее интенсивным и эффективным периодом развития человека. Фребель исходит из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок ...

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838 — 1840 гг. издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей!», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843 г. он опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. под его редакцией вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге», в 1851 г. им был издан «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга «Педагогика Дет­ского сада» (в России переведена под названием «Детский сад»).

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств.

Работы Фребеля привлекли внимание воспитателей, учителей. Для ра­боты в детских садах Фребель начал подготовку женщин. В программе подготовки детских садовниц было изучение физиологии, психологии, есте­ствознания, истории культуры, педагогики, теории и практики детского сада. Детский сад Фребеля получил широкую известность. По его образцу возникали подобные учреждения в Гамбурге, Франкфурте, Дрездене и других городах. В 1849 — 1850 гг. Фребель объехал все крупные центры Герма­нии, популяризируя идеи первоначального воспитания.

В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Гер­мании были запрещены как составляющие часть якобы социалисти­ческой системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скон­чался в Мариентале, близ Либенштейна.

На его могиле поставлен памятник в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, что символизировало идею Фребеля о единстве и многообразии мира и представляло разработанные им первые детские игры.

Идеи Ф. Фребеля нашли сторонников как в Германии, так и за ее пределами, привлекли внимание к проблеме воспитания в дошкольном детстве[1].

2. Теория развития ребенка. Педагогика и методика воспитания

Фребель стремился построить свое учение на прочной методологической основе, сделать его научно обоснованным. В этом он видел залог того, что каждый педагог, уяснив основную цель воспита­ния и образования, сможет подобрать наиболее эффективные ме­тоды руководства развитием детей. Неслучайно Фребель подробно излагал свои философские взгляды.

13 стр., 6395 слов

Право на жизнь – основное право человека

... исследования: Дать классификацию основных прав человека. Определить место права на жизнь, как основного, в ряду прав и свобод человека. Определить, в каких нормативных актах закрепляется право на жизнь. Изучить динамику и ... обеспечивая неотъемлемое право на жизнь, берёт на себя обязательство делать всё для того, чтобы человек мог родиться, обеспечивает выживание и здоровое развитие ребёнка. ...

Мир един и одновременно многообразен, а многообразие пред­полагает наличие отдельных элементов, единых по своей сущно­сти. «Все произошло из Божественного, из Бога и единственно обусловлено Божественным, Богом». Познание этого вечного за­кона, усвоение его сущности составляют всеобщую науку о жиз­ни, а применение ее человеком для совершенствования себя и других, прогресса общества составляет науку о воспитании. Бог вкладывает во все, что он создает, стремление к развитию. Этим определяется и назначение человека: дойти до осознания в са­мом себе божественного и проявить его добровольно и свободно в собственной жизни, показав себя разумным, думающим, дея­тельным существом, благотворно влияющим на самого себя, ок­ружающие его вещи и людей, общество, приблизившись к муд­рости Бога. «Быть мудрым — высшее стремление человека, выс­шее дело самоопределения человека». Чтобы выполнить это на­значение, человек должен прежде всего познать самого себя, Бога и природу. Для этого необходимо разумно использовать все, что ему дано.

В ребенке есть зародыши стремлений, чувств, духовных направ­лений и отношений. Все, что есть внутри, должно обязательно про­явиться наружу, и только по этому внешнему можно судить о том, что составляет суть человека. «Все внутреннее познается внутрен­ним по наружному и через наружное». Тем самым реализуется еще один закон жизни: «закон противоположностей», который разре­шается их примирением. Став реальностью, внутренние проявле­ния развиваются, стремясь к совершенству. На этих основных по­ложениях и строится воспитание, определяемое как стремление к совершенствованию, к прогрессу.

Человеческая жизнь в своем развитии проходит несколько эта­пов, каждый из которых решает присущие ему задачи и существует в неразрывной связи с другими. Фребель выделяет младенчество, детство, отрочество, юность. Нельзя стать полно­ценным человеком, не реализовав свои стремления к развитию в предыдущих периодах жизни. Восполнить пробелы, образовав­шиеся в первые годы, даже месяцы, чрезвычайно трудно, и это идет во вред нормальной эволюции человека. Необходимо, «чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней в жизни».

Первым положением Фребель считает необходимость рассматривать воспитание и образование в единстве с жизнью и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам. То, что проявля­ется во всей жизни, во всей природе, во всем человечестве, со­гласно закону единства в многообразии, необходимо проявляется в каждой маленькой частице, т. е. и в ребенке в виде зародышей способностей — выявление их, приспособление их для познания окру­жающего мира составляет сущность второго положения.

Третье положение определяет движущие силы развития: внут­ренние причины, способствующие внутреннему развитию, а также внешние побуждения от человека или вещей, от которых зависит проявление внутреннего вовне.

16 стр., 7663 слов

Рассуждение «Деньги в нашей жизни. Роль денег в жизни человека

... человека денег, тем лучше его выбор. С помощью богатства можно улучшить условия жизни и подняться на ... человеку, а не наоборот. Сочинение Деньги в нашей жизни Деньги и их значение в жизни человека. Для всех людей ... значительный след в развитии русской критики оставил ... жизни. Деньги для нас -- способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег ...

«Только совместным действием равных и противоположных усло­вий (факторов) и путем уравнений, связи их в жизни и посред­ством жизни ребенок делается человеком в истинном смысле сло­ва» — это есть четвертое требование педагогики.

Таким образом, ставя задачей формирование цельной личности, педагог подошел к обоснованию важного принципа — учету и сочетанию различных сторон человека, а также использованию сово­купности различных факторов воздействия на него в воспитательно-образовательном процессе.

От природы ребенок наделен инстинктом деятельности, он стре­мится к развитию, к проявлению себя и тем самым познает себя, свои возможности по отношению к внешнему миру.

«Подобно спелому семени… новорожденное дитя носит жизнь в себе самом и, подобно семени, своею собственною самодеятель­ностью развивает жизнь из себя…» Это стремление Фребель опре­деляет как желание занять себя, откуда и идет обобщающее слово занятие. Новорожденный младенец совершенно беспомощен и не может обходиться без помощи взрослых, но со временем он вос­ходит до проявления собственной воли. Этот путь от полной бес­помощности до полной самостоятельности ребенок проходит в достаточно короткий срок, основываясь на «самодеятельности и свободной деятельности, занятии и самозанятии».

Каждая ступень развития характеризуется не только определен­ной деятельностью ребенка, но и особой деятельностью внешнего мира (главным образом взрослого) по отношению к ребенку. Так, для периода младенчества характер этого воздействия определяет­ся словом «уход», для поры детства — «воспитание», для отроче­ства — «обучение», тогда как для самого ребенка эта деятельность выражается в словах «занятие, игра, учение». Фребель выдвигает важные требования:

  • к содержанию детской комнаты, где главное — свежий воздух, обильный свет, чистота, как бы ни была эта комната бедна в дру­гих отношениях;
  • к выбору и способу питания детей, подчеркивая, что пища не должна быть самоцелью, а рассматриваться как сред­ство улучшения физической и духовной деятельности;