Методика музыкального воспитания дошкольников

Контрольная работа

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Самостоятельная работа

Методика музыкального воспитания дошкольников

Волгоград 2006

1. Особенности отечественной и зарубежной системы музыкального воспитания

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. музыкальный воспитание дошкольник

В широком смысле музыкальное воспитание — это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании — это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание — это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание — это формирование музыкальной культуры человека.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал — в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка — это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:

  • а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);
  • б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);
  • в) усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

9 стр., 4252 слов

Музыкальное воспитание

... решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального педагога, знание им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, воспитание и развитие, используя современные технологии, методы и приёмы. ...

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное — любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.

Существующая в России система музыкального воспитания, разработанная Д.Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки.

Д.Б. Кабалевский вывел свою теорию из русской мысли о музыке (А. Серов и др.), из взглядов Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, из теории жанров А.А Альшванга, из исследований о жанрово-интонационной основы музыкального языка и форм В.А. Цуккермана и Л.А. Мазеля.

Суть учения Кабалевского заключается в постижении музыки через интонацию и жанры. Кабалевский выдвигает задачу формирования музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественно-социальной роли. Следует подчеркнуть то положение его концепции, которое принципиально значимо. Так, Кабалевский считает, что, используя эмоционально увлекательные формы общения на уроках музыки, необходимо стремиться приучать детей к активному, осмысленному восприятию музыки, научить слышать музыку как содержательное искусство.

Система массового музыкально-эстетического воспитания Кабалевского стала общепризнанной и основополагающей в отечественной музыкальной практике.

Умение слушать и слышать музыку адекватно композиторскому замыслу (обозначим этот процесс как «ценностное восприятие») проблема не только общего музыкально-эстетического развития, но и музыкально-профессионального образования. «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную … — писал Б.В. Асафьев, — Слышать так, чтобы ценить искусство, это уже напряженное внимание, значит и умственный труд, умозрение».

Формирование подлинно высшего музыкального слуха, которое предполагает умение вслушиваться в музыку, в «события», происходящие в ней, предполагает развитую способность «вслушивания -переживания- понимания» музыки является центральным звеном в воспитании музыкальной культуры человека, в формировании его эстетической ориентации.

Музыкальная культура личности как часть общей эстетической культуры в своей основе предполагает музыкальный тезаурус, систему знаний о музыкальном искусстве, ориентацию в мире музыкальных ценностей, наличие способностей музыкального восприятия — то, что характеризует музыкальный опыт.

В основу системы дошкольного и музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Астафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов и психологов.

Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению и др, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н.А. Ветлугиной И.А. Дзержинская, Я. Бирзнопс, А. Вайгене, М .Викат, Т.В. Волчанская, С.В. Акишев, Р.А. Егорова, Р.Т. Зинич, В.В. Ищук, А. Катинене, Л.Н. Комиссарова, Е.Ф. Корой, Э.П. Костина, К.А. Линкявичус, М.А. Медведева, Н.А. Чичерина, А.И. Шелепенко, С.М. Шоломович и др.

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... характеру музыки; средствам музыкальной выразительности; форме музыкального произведения. 1.2 Виды музыкально- ритмических движений. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Основное место в разделе музыкально – ритмических движений ...

За рубежом среди систем массового музыкально-эстетического воспитания ХХ века наиболее известными стали следующие:

  • система музыкально-ритмического воспитания и воспитания эмоциональной отзывчивости (эвритмика) — швейцарского педагога и композитора Эмиля Жак-Далькроза,
  • система на основе певческо-хоровых традиций — венгерского педагога и композитора Золтана Кодай,
  • система синтетического подхода: единство слово-музыки-движения (музыкально-сценическая игра, театр) — немецкого педагога и композитора Карла Орфа,
  • система на основе сензитивных периодов развития ребенка — итальянского педагога, теоретика дошкольного воспитания Марии Монтессори,
  • система активного музыкального воспитания в раннем возрасте благодаря триаде взаимодействия — «учитель — мать — ребенок» — японского скрипача Шиници Судзуки.

При этом, по словам В.А.Фролкина, система Э.Жак-Далькроза вовсе не ограничивалась воспитанием у людей чувства ритма и не сводилась к музыкальному воспитанию. Она ставила целью воспитать человека, гармонически развитого физически, умственно, художественно, эстетически. Само понятие ритма трактовалось Жак-Далькрозом чрезвычайно широко, непременно включая эстетическую составляющую.

Система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т.е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Ритмические и методические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом — его геометрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т.д.).

К. Орф считает, что наиболее сильным средством воздействия на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского элементарного музицирования.

Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встречаем в венгерской системе, автором которой является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.

13 стр., 6087 слов

Роль музыкального искусства в развитии детей

... музыкальному образованию. Считалось, что: 1. По значимости и роли искусства в воспитании человека музыка как ... музыкального искусства в развитии детей. ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ, СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Образовательная область «Искусство» ... включает музыкальное образование в систему общего образования, куда оно, действительно, и должно входить как неотъемлемая ...

Обучение детей пению проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т.д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.

Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения и устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.

В Японии распространен метод Судзуки, построенный на признании ведущей роли исполнительства, а именно игры на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте начинается с 3 лет.

Японский музыкант-педагог Шиници Судзуки развил систему массового воспитания маленьких детей до полноценной системы эстетического воспитания, основанной на раскрытии творческих потенциалов ребенка .

На современном этапе является характерным выдвижение музыкально-педагогических концепций с позиций эстетического воспитания. Так например, философия музыкального воспитания Дж.Т.Гейтса (1973г.) построена на теории «опыта» Дж. Дьюи. Труд Б.Реймера «Философия музыкального воспитания» (1989г.) представляет собой разработанную теорию музыкально-эстетического воспитания, основанного на оценке художественных явлений в музыке.

Р.А.Тельчарова, занимаясь проблемой философии музыкального воспитания отмечает, что отечественная музыкальная наука недостаточно уделяет этой проблеме внимания, за рубежом же ее интенсивно исследуют.

Что такое философия музыкального воспитания? Это система главных убеждений, которые обосновывают музыкально-воспитательную деятельность, цель воспитания, систему музыкальных ценностей и способы приобщения к ним. Современная философия музыкального воспитания различает три модели: музыкальный утилитаризм, музыкальный дидактизм, музыкальный эстетизм.

Идеи первой концепции достаточно известны: от античности до современности настойчиво развивалась мысль о воспитательном и общеразвивающем воздействии музыки на человека, о чем сказано было выше. Музыкальное воспитание в данной философской модели основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравственное, культурное развитие человека. Ценность музыки осознается не в самой музыке, а в цели воспитания посредством музыки, т.е. музыка используется в воспитании достойного гражданина общества, отсюда утилитарный подход. Безусловно, отдельные самоценные стороны музыки при этом признаются важными, однако основной является связь в социуме: человек — музыка — общество. Ценность музыки выбирается не из пространства самой музыки, а из целей культурного воспитания.

Второй тип философии музыкального воспитания, основанный на дидактизме, особенно характерен для музыкальной педагогики Германии. Суть этой модели сводится к тому, что важно музыкальное знание само по себе. Избегаются социальные, общественные, политические установки в музыкальном воспитании. Учителя музыки преследуют прежде всего музыкально-дидактические цели. В Германии урок музыки ( на основании поездки и встреч Тельчаровой с немецкими педагогами в 1990г. ) ставит такие задачи, как овладение музыкальной грамотой, обучение игре на музыкальных инструментах (флейте, гитаре, др.), пение песен, чтение с листа. К традиционным формам работы сегодня присоединились новые формы: анализ музыкального произведения, стиля с их логической обоснованностью. Музыкальный дидактизм противоположен музыкальному утилитаризму, т.к. здесь утверждаются музыкальные приоритеты.

14 стр., 6628 слов

«Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального ...

... благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка. 2. Развитие системы музыкального воспитания 2.1. Характеристика системы музыкального воспитания. Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, организованные формы детской ...

Третья модель -музыкальный эстетизм — сложилась в шестидесятые годы в США. Она формировалась длительно. В ее основе лежат гуманистические идеи великих педагогов прошлого : Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, а также теоретиков так называемого прагматизма и инструментализма : Дж.Дьюи и Ч.Пирса, которые видели необходимость в век прагматизма -ХХ- привносить эстетическое (чувственное) начало в преподавание любого школьного предмета. Они признавали значение ценностей музыки как важное средство для развития личности, тех способностей, которые заложены в самой личности. Теоретики и педагоги-практики третьей модели в понятие «эстетическое воспитание» вкладывают смысл самоценности эстетического развития человека. Музыка рассматривается как стимул человеческой деятельности, а не как социальный инструмент. Центром современного музыкального воспитания является личность, однако предполагая не прямое педагогическое воздействие на личность, а взаимодействие с ней с учетом ее, свободы и автономии. Таким образом сегодня цели музыкального образования соединились с задачами эстетического развития индивидуальности на основе ее само ценности.

Философия современного музыкального воспитания дает возможность выйти на новые горизонты музыкально-эстетического мышления, способствует поиску смысла собственной деятельности.

2. Индивидуальная характеристика уровня музыкального развития дошкольников (по Н. А. Ветлугиной)

Исследование уровня музыкального развития детей проводилось в средней группе ДОУ № 370 Красноармейского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 5 человек.

Для диагностики музыкального развития использовалась методика, разработанная Н. А. Ветлугиной.

Методика включала выполнение следующих заданий:

1. Узнавание знакомых песен и пьес. Исполняется песня или пьеса, дети называют автора, название, о ком или о чем спета песня.

2. Различение звука по высоте. Используются примеры из «Музыкального букваря», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

3. Подпевание мелодии песни вслед за педагогом. Педагог исполняет знакомое детям музыкальное произведение, дети должны вслед за педагогом подпевать.

4. Воспроизведение ритмического рисунка. Дети передают хлопками простейший ритмический рисунок мелодии.

5. Соответствие движений с музыкой. Дети должны двигаться под музыку, стараясь передать плясовой или маршевый ее характер, а так же закончить движение, когда перестала звучать музыка.

6. Различие части в двухчастном музыкальном произведении. Дети движутся под незнакомую музыку, меняя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

7. Создание музыкально-игрового образа. Педагог предлагает незнакомые произведения, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как маршируют солдаты, летит самолет, крадется лиса, порхают бабочки.

15 стр., 7258 слов

Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям

... ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр: поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального материала. Несомненный интерес представляют работы ...

Диагностика позволила выявить уровень музыкальной культуры детей, качество приобретенных ими навыков слушания музыки и исполнительских в пении, музыкально-ритмических движениях.

3. Индивидуальная характеристика сформированности начал музыкальной культуры дошкольников (по О. П. Радыновой)

Для диагностики сформированности музыкальной культуры дошкольников использовалась методика, разработанная О.П. Радыновой.

Методика включала выполнение следующих заданий:

1. Восприятие музыки. Исполняется музыка, дети определяют ее характер, о ком или о чем эта музыка.

2. Исполнительство. Воспроизведение ритмического рисунка на металлофоне.

3. Творчество. Создание музыкально-игрового образа. Под музыку дети самостоятельно создают музыкально-игровой образ. Можно использовать мяч, ленту, гимнастическую палку.

4. Общие знания о музыке. Педагог спрашивает у детей, что такое музыка, какие песни они знают, какая музыка им нравится и т.п.

Диагностика позволила выявить уровень музыкальной культуры детей, особенности восприятия музыки, наличие интереса к музыке и музыкальной деятельности.

4. Индивидуальная характеристика уровня сформированности музыкальных способностей дошкольников (по О. П. Радыновой)

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Для диагностики уровня сформированности музыкальных способностей дошкольников использовалась методика, разработанная О. П. Радыновой.

Методика включала выполнение следующих заданий:

1. Исполнительские способности. Педагог напевает знакомую песню, которую дети должны продолжить.

2. Способность творческого воображения при прослушивании музыки. Дети прослушивают отрывок “Осень” из альбома “Времена года” П.И. Чайковского и словесно передают образы, которые у них возникли.

3. Игра на музыкальных инструментах. Различение и воспроизведение ритма по прямому подражанию. Ребенок исполняет на своем металлофоне ритмический рисунок, только что исполненный педагогом на другом металлофоне.

3 стр., 1058 слов

«Музыкальные игры»

... 1.Значение музыкальных игр в развитии ребенка. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Задача педагога заключается в создании ...

Ритм исполняется на одной и той же ноте — пластинке инструмента.

Диагностика позволила выявить уровень сформированности музыкальных способностей дошкольников, уровень развития чувства ритма, ладового чувства, уровень музыкально-слуховых представлений.

5. План-конспект тематического занятия

Тема «Русские народные инструменты» (средняя группа)

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примере использования русских народных инструментов.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха;
  • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;
  • учить слушать музыку;
  • Воспитатель: — Здравствуйте, ребята. Угадайте, кто к вам сегодня пришел!

(Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями осуществляется с помощью загадок. Показ карточек с изображением народных инструментов)

Загадки:

Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак, но не буян Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь Раздается тихий звон Знает взрослый, знает школьник Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит Всех собою веселит Динь-динь, дон-дон, Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук! В избе ляп-ляп! В руках дзынь-дзынь! На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу, Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку Полилась по лесу трель Инструмент тот очень хрупкий, Называется … (Свирель)

Воспитатель: На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах.

Посмотрите, какие инструменты я вам принесла. (Воспитатель показывает детям колокольчик, бубен, треугольник и др.).

Дети рассматривают инструменты, пробуют, как они звучат.

Воспитатель предлагает несложный ритмический рисунок повторить, используя бубен.

А сейчас мы поиграем с вами в игру: «Угадай инструмент».

Все инструменты убираются за ширму.

Воспитатель по очереди издает звук одного инструмента, дети должны угадать его. Затем воспитатель демонстрирует его.

А сейчас мы с вами послушаем, как звучат эти инструменты в руках мастера.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию на одном инструменте.

Воспитатель: — Понравились, ребята, как звучит этот инструмент? Как он называется? Какие еще инструменты к вам сегодня приходили?

6. Игровые задания по развитию музыкально-игрового творчества

Игра «Прогулка».

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ... и методический материал может быть использован воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, — снова быстрые и ритмичные удары».

Игра «Определи по ритму»

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек).

Играющим раздается 2-3 карточки.

Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан), знакомых детям: «Ах вы сени», «Во поле береза стояла» русские народные песни, «Сегодня мамин праздник», Парцхаладзе, «Солнечная капель» Соснин, «Разноцветная игра», «Воробушки» М.Красева.

Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными: медленные удары в барабан — идет медведь, звон колокольчика — птичка летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого.

Игра «Медведь и птички»

Ход игры: Педагог играет пьесу М. Раухвергера — дети бегут легко на носочках: «птички летят». Музыка переходит в нижний регистр, звучит отрывок из пьесы Ребикова, изображающий медведя. Дети меняют движения в соответствии со сменой музыки.

Игра «Лесенка»

Для развития звуковысотного слуха применяем различный дидактичекий материал. Например, «музыкальные лесенки», по которым стараются проследить, куда движется мелодия сыгранной педагогом пьесы, показать это движение с помощью игрушки.

Игра «Чудесный мешочек»

Педагог говорит детям, что к ним пришли гости, но они спрятались в этот мешочек и хотят, чтобы вы узнали, кто в нем. Звучит мелодия произведений, знакомых детям: «Петушок» — р.н.м., «Серенькая кошечка» — В. Витлина, «Воробушки» — М. Красева, «Медведь» — В. Ребикова и др.

Кто-либо из детей достает из «чудесного мешочка» соответственную игрушку и показывает всем. Игра может быть усложнена. Дети сначала узнают мелодию, а затем появляется соответствующая игрушка.

Игра «Составь песню из нот»

Для развития слуховысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяем карточки с изображением нотного стана и белые и черные овальчики-нотки.

Ход игры: Звучит мелодия пьесы, известной детям. Они выкладывают ее на своих индивидуальных карточках — нотных станах. Иногда мелодию играет ребенок-ведущий.

22 стр., 10808 слов

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах

... детские инструменты-игрушки — это пианино и рояль. Клавишно-язычковые — аккордеон, гармонь, баян. В детском саду используются также электромузыкальные инструменты — органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми». 2. Обучение игре на музыкальных инструментах Знакомство детей с музыкальными инструментами ...

В подготовительной группе объясняем детям расположение нот в нотном стане, используя интересный подход: пять пальцев на руке — пять линеек нотоносца.

Дети постепенно знакомятся с нотами и привыкают к их написанию.

Сначала педагог играет одну и ту же ноту несколько раз, прежде спросив: «Я буду играть разные ноты или одну и ту же?» Выяснили, что точка игралась на одной и той же ноте. Начинаем ставить эти точки в воздухе. Далее задается вопрос: «А как сделать, чтобы точки были ровно написаны?» Приходим к общему мнению, что нужно провести линию. Проводим линию и рисуем эти точки.

В следующий раз делаем из точек нотки и играем получившуюся мелодию на различных детских музыкальных инструментах (треугольнике, барабане и т.д.).

Когда дети наиграются, сообщаем им, что это первая линейка, на которой живет нота «ми». Затем спрашиваем у детей: «Сколько у нас пальцев на руке? Как называется маленький палец?» — «Мизинец». Говорим, что «ми» — мизинец. Начинаем петь эту ноту и показываем палец на руке.

Сначала дается ровный ритм — 4 четверти.

На следующем занятии ритмический рисунок усложняется, но с первой линейки не следует уходить.

Если дети усвоили данный материал, то после закрепления можно взять вторую ноту «фа», но вторую линейку пока не берем.

(Показываем на руке)

Берем уже обе ноты и различное сочетание четвертей и восьмых.

Дети слушают простейшие попевки, например: «Небо синее» муз. Е. Тиличевой, «Андрей-воробей» р.н. попевка в обработке Е. Тиличевой и др. Продолжаем показывать на руке и попевать ноты, играть в игры.

Аналогично выводим новые ноты, но не добавляем линеек раньше времени. Например, выучив ноту «соль», еще не берем третью линейку, а только после того, как будет пройдена нота «ля».

Ноту «до» первой октавы пока не вводим. Говорим, что ей не хватило места на нотном стане. Только после ноты «си» первой октавы можно выучить «ре» и «до».

Большую помощь в работе над развитием звуковысотного слуха оказывают карточки, изготовленные из картона с изображением клавиатуры фортепиано. Такими же карточками дети пользуются дома.

7. Профессиограммы организационно-педагогических умений и личностных качеств воспитателя

Профессиональные функции:

  • развитие музыкальной культуры дошкольников, эстетического восприятия;
  • формирование морально-ценностных установок воспитанников;
  • развитие творческих способностей дошкольников;
  • приобщение детей к народной, национальной и мировой культуре;

Профессиональные знания:

  • знание особенностей музыкального развития детей;
  • знание особенностей восприятия детьми музыки;
  • знание музыкального репертуара;
  • знание психологии детей;

Профессиональные умения:

  • умения прогнозировать музыкальное развитие личности;
  • умение определять уровень музыкального развития детей;
  • умение выделять и развивать музыкальные способности детей;
  • умения подбирать музыкальный репертуар;
  • умения отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам;

Качества личности: