Влияние Екатерины II на литературу XVIII века
Период правления Екатерины II на российском престоле, продолжавшийся 34 года с 1762 по 1796 год, был отмечен значительными достижениями во внешнеполитической сфере России, а также в области культуры и образования. Екатерина II проявила повышенное внимание к литературе и внесла значительный вклад в развитие литературной мысли своего времени.
Имея исключительное положение среди русских писателей, благодаря своему императорскому статусу, Екатерина II оказывала значительное влияние на литературу второй половины XVIII века. Ее влияние проявлялось в различных формах и оказывало многообразное воздействие на литературное развитие того времени.
Екатерина II сама была плодовитым писателем, и ее произведения составляли важную часть литературного наследия эпохи. В отличие от других русских правителей нового времени, она активно участвовала в литературной жизни своего времени. Она выступала как переводчик, прозаик-публицист, участвовала в периодических изданиях 1770-1780-х годов, создавала нравоучительные повести и аллегорические сказки, а также писала пародии и драмы.
В данной работе мы ограничимся рассмотрением чисто литературного творчества Екатерины II, не затрагивая ее юридические, исторические или политические сочинения, такие как «Наказ», «Записки касательно Российской истории» или «Антидот».
Литературная деятельность Екатерины II как направление государственной политики
До вступления на престол к литературному творчеству Екатерина почти не обращалась. Это произойдет после 1762 года, когда она станет императрицей. Именно с этого времени ее литературные интересы приобретают целенаправленный характер.
И здесь следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Личность Екатерины II как монархини и как писательницы нельзя понять, не учитывая специфики общей исторической ситуации, сложившейся в Европе. XVIII столетие вошло в историю как эпоха Просвещения. Центром формирования просветительской идеологии была Франция. Влияние идей французских философов-просветителей на общественное мнение Европы было огромным.
Особое место в системе политических воззрений просветителей занимала концепция просвещенной монархии. Просветители всерьез уповали на возможность существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительства будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства. Фигура философа на троне, покровительствующего наукам и искусству, основывающего свою власть на началах гуманизма и терпимости, буквально завораживала европейских монархов нового поколения — и Иосифа II в Австрии, и прусского короля Фридриха II.
Екатерина Романовна Дашкова- издатель и публицист
... же журнале помещены переводы Дашковой сочинения Гельвеция К.А. «Об уме». Екатерина Романовна участвует в основании «Вольного ... XVIII века. Раннее замужество, рождение детей, семейные обязанности не помешали ей отдавать свое время любимым занятиям литературой. Самые первые пробы на литературном ... речей, которая была написана под сильным влиянием речей М.В.Ломоносова: «Русский язык красотою, изобилием, ...
Не отстать от других стремилась и Екатерина II, также сделавшая ставку на либерализацию абсолютистского режима власти и на завязывание тесных отношений с просветителями. Для Екатерины, вступившей на российский престол юридически незаконно, проведение политики просвещенного абсолютизма должно было служить убеждению европейского общественного мнения в безусловной правомочности своего пребывания у власти.
Здесь находят свое объяснение ее многолетняя переписка с Вольтером и бароном Гриммом, ее особые отношения с Дидро, ее приглашения в Россию Д’Аламбера и, конечно же, ее регулярные занятия литературой. Нравоучительный Екатерина аллегорический
Екатерина II как писатель
В глазах Екатерины II ее писательское творчество не имело особого значения. Она даже считала свои сочинения «безделками». Тем не менее, ее творческий репертуар включал нравоучительную прозу, бытовую сатиру и исторические пьесы в стиле Шекспира.
Хотя императрица не обладала стихотворческим даром, она продолжала заниматься литературой, часто используя аллегории и полунамеки в своих произведениях. Ее творчество было в основном анонимным, что позволяло избежать критики, но также отражало особое положение Екатерины как правителя, занимающегося писательством.
Жанры, предпочтения и стиль
Екатерина II предпочитала нравоучительную прозу и бытовую сатиру, используя полунамеки и частые переходы от шутливых комментариев к серьезным моментам в своих произведениях. Ее стиль редко был формальным или скупым на эмоциональную окраску, но при этом он был заполнен откровенностью и щедрой дозой иронии.
Известными произведениями Екатерины II были «Были и Небылицы», нравоописательные эссе и комедии 1770-1780-х годов. В ее исторических пьесах можно увидеть влияние Шекспира и их сложные персонажи заставляют читателя задуматься о личности и национальном характере.
Анонимность творчества
Произведения Екатерины II выпускались практически все без указания авторства, что освобождало ее от страха критики и давило на среду ее чтения. Сокрытие авторства соответствовало придворной практике идеала государя, следовательно сокрытие личных увлечений правителя от общественности.
Заключение
Таким образом, творчество Екатерины II, несмотря на ее скромное отношение к нему, является ярким отражением ее интеллектуальной надежности и культурной задорности. Ее наследие продолжает быть образцом для будущих правителей и литераторов.
Впрочем, от людей, мнением которых она дорожила, учитывая их влияние в Европе, Екатерина своих писательских занятий не скрывала. Известно, что она посылала некоторые свои сочинения Вольтеру, Дидро, барону М. Гримму, наконец, тому же доктору Циммерману и, конечно же, получала от некоторых из них отзывы. Сохранился отзыв Дидро, касавшийся ее комедии «О, время!». При всей понятной комплиментарности общей оценки конкретные замечания Дидро о художественной стороне отдельных сцен пьесы императрицы были весьма серьезны. Признавая справедливость подобных мнений, Екатерина II, как умная женщина, отдавала себе отчет в уровне своего писательского профессионализма. И ей не оставалось ничего другого, как разыгрывать перед Циммерманом свое безразличие к писательской славе и квалифицировать свои творческие устремления как заполнение досуга.
Комиссия по уложению и Наказ Екатерины
... проекты новых, лучших законов. «Наказ Екатерины» Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое «Уложение» ...
Однако и своеобразное «равнодушие» Екатерины II к писательской известности, и нарочитая установка в ее сочинениях на непритязательное балагурство и бытовую нравоучительность далеко не отражают подлинного отношения императрицы к литературе. При всем декларируемом ею демократизме, иногда искреннем, но чаще показном, она никогда не переставала осознавать себя правительницей России. И все ее действия прежде всего согласовывались с интересами ее политики. Екатерина постоянно заботилась о том, чтобы не уронить себя в глазах общественного мнения, не допустить ничего, способного зародить хоть каплю сомнения в ее правомочности пребывания на российском престоле. Причина подобной оглядки на общественное мнение легко объяснима. Вот почему литература с ее неограниченными возможностями влияния на самые широкие слои общества не могла быть оставленной Екатериной II без внимания. Так, приведем высказывание императрицы о театре, которое снимает все сомнения относительно прекрасного понимания ею серьезной общественной роли этого вида искусства:
«Театр — школа народная, она должна быть непременно под моим надзором. Я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой ответ Богу». С полным правом это высказывание Екатерины может быть распространено и на всю литературу.
Обращение императрицы к литературе, как мы уже заметили выше, было для нее в большинстве случаев всего лишь одним из элементов проведения ею политики просвещенного абсолютизма.
Влияние Екатерины II на литературный процесс
Екатерина II проявляла интерес к литературе и активно участвовала в литературном процессе своей эпохи. Ее интерес к сочинительству и интенсивность участия в литературе колебалась на протяжении разных периодов ее правления.
Один из таких периодов — это начало 1769-1770 годов, когда Екатерина II инициировала издание журнала «Всякая всячина». Это привело к возникновению активности в области сатирической журналистики, что значительно изменило статус литературы в обществе.
Второй период — 1772 год, когда Екатерина II выступила в роли драматурга. Она написала цикл комедий, которые оказали влияние на развитие национальной комедиографии. Без этой инициативы Екатерины II нельзя полностью понять новаторство Д.И. Фонвизина в его знаменитой комедии «Недоросль».
Наконец, третий период — 1786 год. В этом году Екатерина II обратила свое внимание на историческую драматургию и попыталась создать первые образцы драматических хроник в духе Шекспира, используя материалы из русской истории. Это имело глубокие последствия, хотя, к сожалению, еще не получило должной оценки.
Таким образом, можно сказать, что Екатерина II имела серьезное влияние на развитие литературного процесса своей эпохи, и ее личная заинтересованность привела к изменениям в общественном восприятии литературы и развитию новых творческих направлений.
«Художественная литература как средство развития словаря ...
... влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников. 3.Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском саду. 4.Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей . 5. ... развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем ...