ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС УРОК № 45 Тема. Развитие речи. Контрольное по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. М

Сочинение

УРОК № 45

Тема. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству

А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать

материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить

уровень понимания содержания, идейно-художественных

особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: иллюстративный материал, черновые варианты сочинений,

запись на доске.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания,

идейно-художественных особенностей изученных по этических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать

собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

  • В чём необычность, самобытность лирического героя поэзии А. А. Блока?

Что сближает его с романтическим героем?

  • В чём уникальность, самобытность художественного мира С. А. Есенина?

Каковы наиболее характерные приметы этого мира?

  • Что в творческом наследии В. В. Маяковского представляется вам особенно

интересным?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

  • Поэты «Серебряного века». Поэты 20-х гг. XX в. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский… Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не всё в их творчестве понятно нам, но бесспорны их

талантливость, неординарность. Безусловно, нельзя ограничить их творчество

рамками какого-то одного литературного направления — символизма, акмеизма или футуризма. Глубина мысли, мастерство слова, умение осмыслить жизнь

духа, движение души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире, глубже. Для нас, читателей XXI в., их творчество, несомненно,—

большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира,

утверждающее неисчерпа емость, величие и «дум высокое стремленье» русской

поэзии. Поэзия 20-х гг. XX в. изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. Знать, судьба поэтов такова: мучиться и мучить, страдать и искать,

2 стр., 547 слов

Окружающий мир — мой любимый урок в школе

... во мне интерес к посещению других стран. Также читают: Картинка к сочинению Окружающий мир Популярные сегодня темы Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга ... презентации на каждый урок. Еще мы играем в игры, чтобы лучше запомнить информацию. В качестве домашнего задания учитель советует смотреть нам фильмы на научных каналах. Очень скоро окружающий мир ...

совершенствовать своё творчество и кристаллизовать душу. И при каждом новом прочтении их произведений появляются всё новые и новые мысли, вызванные поэтом, и перо тянется к бумаге.

Для многих современных школьников написать сочинение — большая проблема. И причина, как это ни банально звучит, в отсутствии навыков письма.

Из жизни общества ушли письма как попытка высказаться, пообщаться, наши

своеобразные «божества» — телевизор, компьютер — прививают терпимое отношение к бескультурной речи, небрежным высказываниям.

Это напрямую отражается в языке и влияет на наше восприятие мира, жизни, людей, на умение и неумение говорить ясно, точно, содержательно.

Соответственно и школьные сочинения будут на уровне «жестов и междометий». Если вы не умеете письменно выражать свои мысли, то в первую очередь

прививайте себе любовь к чтению, к слову. Обращайте внимание на использование в речи слов классического русского языка. Побуждайте сами себя к говорению, обсуждайте в кругу семьи и друзей проведённый день, прочитанную книгу, просмотренный фильм, волнующие вас темы, учитесь слушать собеседника,

аргументированно возражать. Параллельно с уроками говорения изучите и проанализируйте основные правила написания сочинений.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

Запись на доске

1) «Он весь дитя добра и света…» (по творчеству А. А. Блока);

2) «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема Родины в поэзии С. А. Есенина);

3) Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина;

4) «Светить всегда, светить везде до дней последних донца…» (тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского);

5) «Оружия любимейшего род…» (объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского).

Комментарий. Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация учителя

Тысячелетняя история нашей литературы — это та река, в которую вливались малые и большие произведения, малые и большие писатели и поэты. Среди

них — Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский. Они были не

только поэтами. Они были властителями дум, теми, кто ставил самые острые

вопросы и искал на них ответы. Они были теми, для кого совесть, честь и достоинство были не простыми словами. Они были теми, кто хорошо знал Россию

и самозабвенно любил её. Они были теми, кто, описывая Родину своего времени, мог создать произведение «навсегда», предсказать будущее. И читая строки

их стихотворений, давайте внимательно вслушаемся в каждую строку: каждая

из них подобна чуду, а тайна поэтического слова открывается только внимательному читателю.

Вот теперь, когда вы в определённой мере овладели теоретико-литературной

подготовкой, воспользуйтесь некоторыми советами и рекомендациями:

  • ещё раз прочитайте стихотворение;
  • создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;
  • определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои

чувства и воздействовать на ваши эмоции;

12 стр., 5752 слов

Топик на английском с переводом наурыз. Наурыз на английском ...

... страны; развивать положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая, развитие навыков ... на примере празднования Наурыза. Задачи: обучающие: дать новую информацию о традиционном празднике Наурыз в Казахстане, тренировать лексику по теме ... luck to you! Большую часть территории Казахстана занимают степи. Несмотря на то, что степь кажется ...

  • какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль.

Постарайтесь передать это в своей творческой работе. Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение отличного бала за сочинение.

3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)

Как написать сочинение

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

(С. И. Ожегов)

Композиция сочинения

  • Вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается

как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения

должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Вступление — вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той

проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («Как вы понимаете смысл названия…»);
  • содержаться факт из биографии автора или характеризоваться исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего

анализа текста;

  • быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов,

если они использованы в названии темы («Тема судьбы…», «Образ героя…»).

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/temyi-sochineniy-po-tvorchestvu-esenina-klass/

  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного

материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст,