НЕ МЫСЛЯМ НАДО УЧИТЬ, А МЫСЛИТЬ

Эссе

ЭССЕ НА ТЕМУ «НЕ МЫСЛЯМ НАДО УЧИТЬ, А МЫСЛИТЬ»

\

В наше время особенно остро стоят вопросы: «Как сегодня воспитать ребенка с позиции современных тре- бований? Какие знания ему потребуются в будущем?» Безусловно, осмысление этих вопросов происходит в связи с изменением социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с ак- тивной жизненной позицией, самостоятельным творческим мышлением.

Поэтому, я считаю, так важно привить детям умение самостоятельно ориентироваться в стремительном по- токе научной информации и умение самостоятельно переработать ее. Это главное условие для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Один мудрец пришел к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны, давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. ФГОС дошкольного образования – это стандарт, который помогает научить «ловить рыбу», в основу которого заложен деятельный подход, концепту- ально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся, их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии, при решении проблемных ситуаций происходит развитие мыслительных процессов у дошкольников.

Мне, как современному воспитателю, постоянно приходится находиться в творческом поиске, искать новые подходы, использовать новые методы и формы организации процесса воспитания детей в дошкольном учреж- дении.

Мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным добывать знания, делать выводы, свободно отображать свои впечатления в работах и высказывать мысли об увиденном.

Задания на занятиях по изобразительной деятельности преподношу таким образом, чтобы тренировалась не только память дошкольников, а в большей степени развивались такие качества, как любознательность, актив- ность, самостоятельность мышления.

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой. Работу с детьми осуществляю в разных формах, применяю разнообразные методы и приемы: наблюдения (на прогулке), экспериментирование (с изобразительными материалами и техниками), проблемные вопросы и

16 стр., 7515 слов

«Развитие творческих способностей на х трудового обучения ...

... способностей учащихся осветить приёмы формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела доказать эффективность приёмов формирования и развития творческих способностей учащихся, применяемые на уроках технологии столярного дела Исследование состояния творческой деятельности учащихся Способность ...

ситуации, развивающие и дидактические игры, проектную деятельность.

В совместной изобразительной деятельности создаю такие проблемные ситуации-затруднения, когда дети сами решают возникшие затруднения, выдвигают интересные идеи для выполнения работы, опираюсь на их опыт и знания. Дети, чтобы справиться с поставленной задачей, производят не только определенные практиче- ские действия, но и мыслительные операции (анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют).

Работу осуществляю в несколько этапов:

1. Привлекаю внимание детей, возбуждаю у них познавательный интерес.

2. Ставлю детей перед проблемой, продолжение которой активизировало бы их мыслительную деятельность.

3. Помогаю определить в познавательной задаче основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения.

4. Побуждаю воспитанников к активной поисковой, экспериментальной деятельности.

5. Помогаю им определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Педагогический процесс с детьми организую в форме игры. Использую игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. В играх-путешествиях предлагаю детям отправиться в пу- тешествие в лес или на остров в океане. Дети самостоятельно должны выбрать транспортное средство и с по- мощью доказательной речи, объяснить свой выбор. В играх-поручениях предлагаю детям помочь персонажу найти ошибки в рисунке или отличия в репродукциях картин. В играх-предположениях перед детьми ставлю вопросы «Что было бы?», «Что бы я сделал?». Ответ может быть заключен в рисунке или поделке. В играх- загадках у детей возникает необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться. В играх-беседах дети приучаются сосредотачивать внимание на разговоре, дополнять и высказывать суждения, делать выводы, умозаключения об услышанном.

Проектную деятельность, обеспечивающую развитие познавательных интересов детей, умение самостоя- тельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, организую с привле- чением родителей воспитанников по темам образовательной деятельности: «Наши питомцы», «Зимующие пти- цы», «Времена года» и др.

Познавательные задачи, решение которых не требуют от ребенка никаких усилий, не могут вызвать у него чувства удовлетворения от своих потенциальных возможностей, настроенных на развитие.

Время, в котором мы живем – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески, быстро ориентироваться в различных ситуациях. И прав был Эммануил Кант, когда говорил, что не мыслям надо учить, а мыслить». Научить мыслить может только жизнь.

© Кошкина В. В., 2017