Никандрова Наталья Геннадьевна, 2010г.
Цели урока:
- Показать особенности творчества Татьяны Толстой на примере рассказа «Йорик».
- Закреплять навыки работы с художественным текстом.
- Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать умение аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы.
- Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе: дружелюбие, тактичность, деловитость, самокритичность.
Оборудование урока:
- Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами».
Методические приёмы:
Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры.
Ход урока.
Оргмомент.
— Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомиться с биографией Т. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1
Проверка домашнего задания.
- Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмите карточки и выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой (уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты)
- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией, предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне.
Оценки будут выставлены в журнал.
Подготовка к восприятию материала. СЛАЙД 4
4. Знакомство с новым материалом
Выразительное чтение рассказа учителем.
Работа с текстом рассказа.
Беседа.
- Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.
-Объясните смысл названия рассказа. ( имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!)
Детство и Отрочество графа Л. Н. Толстого. СПб., 1856 Военные ...
... пополнениях: талант графа Толстого обнаружит перед нами новые качества, как обнаружил он севастопольскими рассказами стороны, которым не было случая обнаружиться в «Детстве» и «Отрочестве», как потом в ... столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы ...
Mы предлагаем вам сделать описание идеи рассказа, используя имя темы и связанные с ней ключевые слова.
Ключевые цитаты
Комментарий к ним
«подоконник моего детства»
У каждого есть свой символичный «подоконник детства», место, которое согревает милыми воспоминаниями из прошлой жизни, возможно и не своей. Ситуация доверительной беседы с читателем.
«шла маленькая, сварливая жизнь»
Одушевление, оживление предметов и за каждым особая память, увидеть красивое в кривом или поросшем лопухом.
«чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь»
Ещё одна фраза, заставляющая ощутить течение времени.
«мелочи, вызывающими в памяти картинки прошлого»
Ощущение того, что самые важные события остались в прошлом, они не отпускают героев, зовут их в прошлое.
«сердце молодеет, стучит и рвётся»
Память, которая заставляет жить. «Жить надо так, чтоб небо не коптить»
Эссе-миниатюра «Над чем меня заставила задуматься автор?»
- Почувствовать течение времени («сжимается сердце от невозможности удержать уходящее и ушедшее).
- Задуматься о своей жизни и жизни вообще.
- Обратить внимание на мелочи, вызывающие у нас картинки прошлого, отправляющие нас в путешествие по «безднам времени».
- Рассказ пронизан светлой грустью: «уныние опоэтизировано» автором.
- Простые, маленькие вещицы могут сделать нас лучше!
Домашнее задание.
- Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок!