Урок русского языка » «

Эссе

I. Вступительное слово учителя

II. Составление схемы «От очерка к эссе»

III. Работа над текстом о Благовещенске

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

«Эссе как жанр публицистической прозы»

Еще раз посмотрите на тему.

Вспомните, что такое «жанр»? (Вид произведения).

Что такое публицистическая проза? Приведите примеры. (Это статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, очерки и другие газетно-журнальные жанры, которые освещают вопросы и показывают явления общественной жизни).

Эссе тоже относится к жанру публицистической прозы. Откройте ваши учебники (параграф 29, с.178 – по новым учебникам).

Читаем первый абзац:

Эссе (нескл., ср.р., от франц. essai – буквально «опыт») – это разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера.

А что такое очерк?

Очерк – это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.

Читаем далее:


Однако, в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя,


в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе


.

Итак, что главное в очерке? (достоверность).


Что главное в эссе? (впечатления, ассоциации, чувства).



Что такое ассоциации? (Это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).



II





. Составление схемы «От очерка к эссе»

-Что нужно



к очерку


превратился в эссе?

6 стр., 2794 слов

План русского языка в 11 классе «Основные жанры публицистического ...

... (сравнить жанр очерка и эссе, найти признаки жанра и сделать вывод) Составьте технологическую карту 1. (высказываются: надо определить, какими признаками отличается очерк, и проанализировать данный текст В. Набокова «Кембридж») Итак , ... олова. Не правда ли?» Слышали ли вы эти слова? (ответы учащихся) Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это выражение? (русские пословицы: «На чужой ...

Читаем далее материал учебника:



В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом трудность и прелесть жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.

Чаще всего эссе по форме представляет собой


Примером эссе является стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Послушаем его:




Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


Что в этом стихотворении является предметом описания? (язык).

Это очерковый элемент.


Как дается предмет описания? (через личностное восприятие).

Где мы это видим? (ты… мне).


Оно так сильно, что мы чувствуем его огромную любовь к Родине.

Развертывание исследования

История стихотворения «Рассказ о г. Орле в годы войны» связана с Великой Отечественной войной. Согласно рассказам, в то время к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, с просьбой открыть музей, посвященный Тургеневу. Комендант выделил для этого небольшую комнатку.

Музей был открыт, но посетителей изначально было немного. Люди не понимали, к чему это нужно. Однако спустя несколько дней количество посетителей стало увеличиваться. После посещения музея они словно преображались: их взгляд становился светлее, походка увереннее, голова поднималась выше.

Коменданта заинтересовало, что вызывает такую уверенность у людей. Он решил сам посетить музей и вскоре понял. Первое, что он увидел, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины и т.д.».

В этом стихотворении видно не только любовь к русскому языку, но и уверенность в силе народа. Если у народа есть великий язык, то он сам велик и сможет справиться с любыми испытаниями, которые выпадут на его долю.

Хотя мы живем далеко от Орла, мы все равно любим свой город и гордимся им. Именно величие духа первопоселенцев — основателей города, передавших нам чувство гордости за свою малую родину, заметно в каждом уголке города. Оно проявляется в старинных постройках, которые будто созданы на века, в прямых улицах, разделяющих город на аккуратные кварталы, а также во всем его расположении.

Город, который заставляет откликнуться сердца людей

Несмотря на устремленность современного общества к глобализации и скоплению на крупных городах, в России все еще найдется место, где можно насладиться тишиной и уютом. Один из таких городов – наш город, который вызывает у горожан особые чувства и ассоциации.

2 стр., 854 слов

Язык – зеркало культуры человека

... жизни. Итак, язык - зеркало культуры человека. Под словом культура подразумевается чаще всего уровень развития человека. А так же культура может означать степень духовного развития человека и уровень его воспитания. Духовную культуру человек тоже должен ...

Это место отличает его от других мегаполисов и заставляет откликнуться сердца людей, проживающих здесь. Такие города вызывают в гражданах чувство принадлежности к своей стране, поэтому, не случайно появляется у жителей данного города патриотический дух и любовь к месту своего проживания.

Сочинение

Наша Родина неймеймо богата своей значимостью и простотой, доставляющие радость, умиротворение и привычный комфорт. Одно из таких мест — наш край, проходя через его просторы можно ощутить покой, который принесет на душу примета духовной гармонии и особенности национального характера.

На вопрос, как себя чувствует человек в таком месте, здесь царит покой и уют. Пробуждаясь утром, начинаешь день с гармонии и равновесия. Городской дух, который призван скрепить наши души и мозги в едином теле, чтобы сгуститься более значимо. Всех без исключения – дети, взрослые и пожилые люди – здесь не чувствуют себя чужими и ощущают приятные моменты пребывания в таком месте.

Город наш является публицистическим сочинением, рассказывающим о тех чувствах, которые вызывает данное место у жителей. В тексте можно найти тезис, представленный в начале, далее следует аргумент, находящиеся по всей мере текста, а в конце стоит вывод.

Чувства и впечатления

Рядом с этим городом начинают оживать творческие и парящие души, возникает приятная атмосфера для тех, кто стремится к тихому отдыху и лаборатории для своего интеллектуального роста. Каждый из нас хочет развиваться и найти свое место в жизни, а такие места, как наш город, содействуют интеллектуальному и духовному развитию каждого из жителей.

Таким образом, отклик сочинения есть вполне положительным. Наши старания будут не зря, если мы сможем духовно обогатиться. Будем радоваться тому, что у нас есть уютный общественный пункт и звезда над нами в небе.

Анализ фрагмента

Данный фрагмент текста может быть отнесен к жанру эссе. Он содержит рассуждения о природе времени и его влиянии на нашу жизнь. В тексте используются различные языковые средства, которые характерны для эссе. Например, присутствуют выразительные эпитеты и метафоры, такие как «убегающие вдаль секунды» и «наступить на чью-то жизнь». Также в тексте присутствует риторическое вопросительное предложение, которое призывает читателя задуматься о смысле жизни и времени.

Место в композиции эссе

Данный фрагмент мог бы занять место в разделе аргументации эссе. В этом разделе автор представляет свои рассуждения и доказательства, подкрепляющие его точку зрения. В данном случае, автор аргументирует свою позицию о том, что жестокость и непредсказуемость нашего поведения в юности являются результатом влияния времени.

Введение и заключение эссе

Введение эссе могло бы начаться с рассуждений о том, как время влияет на нашу жизнь и формирует наши характеры. Затем, можно было бы перейти к описанию понятия «юношеская жестокость» и ее причин.

Заключение эссе могло бы быть посвящено выводу о том, что наша жестокость в юности не является нашей виной, а результатом влияния времени. Автор мог бы подчеркнуть, что важно осознавать свои действия и стараться быть более добрыми и заботливыми в отношении окружающих.

9 стр., 4035 слов

По заданному тексту это -рассуждение о смысле отрывка

... буква – О или А и т.п. ^ Задание С2.2 Напишите сочинение-рассуждение Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых ... речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над ...

Примеры из художественной литературы

Если бы это было сочинение на экзамене, автору стоило бы добавить примеры из художественной литературы, которые подтверждают его рассуждения. Например, можно было бы упомянуть героев, таких как Раскольников из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского или Макбета из пьесы У. Шекспира «Макбет». Оба этих героя являются примерами того, как влияние времени может привести к жестокости и непредсказуемым поступкам.

Итоги урока

На уроке мы занимались изучением эссе как жанра публицистического стиля. Мы выяснили, что основной чертой эссе является преломление очеркового содержания через личностное восприятие. Мы также рассмотрели фрагмент текста, который можно отнести к жанру эссе, и проанализировали его языковые средства.

Домашнее задание

Ваше домашнее задание — выучить теорию по теме эссе.