Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны

Эссе

Первая часть эссе состоит из трех позиций.

Первая – позиция автора. Выпускнику следует определить и сформулировать проблему, которую затрагивает автор.

Вторая – актуальность.

Третья – личное мнение пишущего. Здесь ученику предстоит высказать согласие или не согласие с мнением автора. Ученик может согласиться или не согласиться с автором как полностью, так и частично, приведя в пример ту часть в цитате автора, с которой он не согласен.

Клише во введении

Для части с мнением автора, где предстоит сформулировать проблему, можно использовать такие фразы-клише, как:

  • автор высказывания поднимает такую проблему, как..
  • автор цитаты имеет в виду, что..
  • автор афоризма подразумевает, что..

Вторая позиция в первой части, касающаяся актуальности, может быть разбавлена следующими фразами:

  • данная тема достаточно актуальна
  • в наше время нередко происходит подобное..
  • в своей жизни я многократно сталкивался с данной проблемой
  • проблема актуальна не только для меня лично, но и для всего общества (человечества, страны, мира)
  • цитата автора заставляет поразмыслить над такой проблемой, как..

Третьей частью является личное мнение пишущего, где не лишними будут такие фразы-клише:

  • нельзя не согласиться с автором высказывания о том, что..
  • я полностью согласен с мнением автора, что..
  • как и сам автор, я придерживаюсь такого же мнения о том, что..
  • я частично не согласен с мнением автора о том, что..
  • категорически не согласен с мыслью автора о проблеме..
  • автор высказывания, по моему мнению, не прав, говоря о том, что..

2.10. Вводные слова, словосочетания и предложения

1. Вводные слова и словосочетания

Пример: К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин).

Эту же функцию могут выполнять и вводные предложения.

Например: Меня, смею сказать, полюбили в доме (Тургенев) – по структуре определённо-личное односоставное предложение; В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (М. Горький) – по структуре двусоставное предложение; Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов) – по структуре условное придаточное односоставное предложение.

обычно выделяются запятыми

28 стр., 13552 слов

Проблема отношения человека к плохому настроению. «Плохое настроение» ...

... Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора ... назвать их лжеучеными? (А. Сухотин) Сочинение №1. Существует распространенное мнение: для достижения цели все средства хороши. ... худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к ...

Разряды вводных слов по значению

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/universalnyie-frazyi-dlya-napisaniya-sochineniya-oge/

Значение Вводные компоненты Примеры
1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.:
1.1. Уверенность, достоверность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др. Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко).

Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой).

Действительно, с тех пор, как умерла моя мать… меня очень редко видели дома (Тургенев).

1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др. Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев).

Жизнь, кажется, ещё не начиналась (Паустовский).

Даровой хлеб, видно, по вкусу пришёлся (Межеров).

А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Твардовский).

Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов).

2. Различные чувства:
2.1. Радость, одобрение К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др. К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов).

Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская (Катаев).

2.2. Сожаление, неодобрение К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев).

2.3. Удивление, недоумение К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др. Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов).

2.4. Опасение Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. Того и гляди, весло вырвет и самого в море швырнёт (Новиков-Прибой).

2.5. Общий экспрессивный характер высказывания По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др. Водились за ним, правда, некоторые слабости (Тургенев).

Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину… (Тургенев).

Ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность (Тургенев).

3. Источник сообщения По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др. У Песоцкого, говорят, яблоки с голову, и Песоцкий, говорят, садом себе состояние нажил (Чехов).

Расчёт, по-моему, был математически точен (Паустовский).

Двадцать лет назад Линевое озеро было такой глушью, что, по словам лесников, не всякая птица отваживалась туда залететь (Паустовский).

4. Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др. С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).

Лесной воздух целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас затруднительный процесс дыхания в наслаждение (Паустовский).

Итак, назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя (Достоевский).

5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др. Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться (Чернышевский).

Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник (Чехов).

Мы встали и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее, к фонтану (Гаршин).

6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др. Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (Симонов).

За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия стоял Николай Иванович… (Тургенев) Бывает, моего счастливее везёт (Грибоедов).

7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др. Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин).

Вообразите, наши молодые уже скучают (Тургенев).

Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов).

Где же это, позвольте, было (Павленко).

2. По своей грамматической соотнесённости вводные слова и конструкции могут восходить к различным частям речи и различным грамматическим формам:

  • существительные в различных падежах с предлогами и без предлогов;

    Без сомнения, на радость, к счастью и др.

  • прилагательные в краткой форме, в различных падежах, в превосходной степени;

    Право, виноват, главное, в общем, самое главное, самое меньшее.

  • местоимения в косвенных падежах с предлогами;

    Кроме того, к тому же, между тем.

  • наречия в положительной или сравнительной степени;

    Бесспорно, конечно, вероятно, короче, вернее.

  • глаголы в различных формах изъявительного или повелительного наклонения;

    Думаю, веришь ли, казалось, говорят, вообрази, помилуй.

  • инфинитив или сочетание с инфинитивом;

    Видать, знать, признаться, смешно сказать.

  • сочетания с деепричастиями;

    Правду говоря, короче говоря, грубо выражаясь.

  • двусоставные предложения с подлежащим – личным местоимением и сказуемым – глаголом со значением волеизъявления, говорения, мысли и др.;

    Сколько я помню, я часто думаю.

  • безличные предложения;

    Ей мнилось, нам всем хорошо помнится.

  • неопределённо-личные предложения.

    Так думали о нём, как обычно говорили о нём.

необходимо различать вводные слова и омонимичные им формы и конструкции.

Обратите внимание!

В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в роли членов предложения. Для того чтобы не ошибиться, следует помнить, что: а) к члену предложения можно поставить вопрос;

б) вводное слово не является членом предложения и имеет одно из перечисленных выше значений;

в) вводное слов обычно (но не всегда) можно изъять из состава предложения.

Сравните приведённые попарно предложения:

Это правда (Достоевский).

– Правда, иногда… не слишком весело скитаться по проселочным дорогам (Тургенев).

В течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься, влюбиться (Чехов).

– Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу! (Достоевский).

Слушай, мы верно пошли? Ты место помнишь? (Кассиль).

– Кричит Осел: мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (Крылов).

В целом ряде случаев критерием разграничения вводных слов и членов предложения является возможность добавления слова говоря.

Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»); Тебе, собственно, можно было бы и не приходить («собственно говоря»); Короче, книга полезная («короче говоря»); Возвращаться к сказанному, по правде, не хочется («по правде говоря»).

При определении синтаксической функции и расстановке знаков препинания в некоторых случаях требуется учитывать несколько условий.

1) Слово наверное является вводным в значении «вероятно, по-видимому»:

Сёстры, наверное, уже спят (Короленко).

Слово наверное является членом предложения в значении «несомненно, точно»:

Если я буду знать (как?) наверное, что я умереть должна, я вам тогда всё скажу, всё! (Тургенев).

2) Слово наконец является вводным:

  • если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (в значении «и ещё»), завершает собой перечисление:

    Опекушин был выходцем из простого народа, сперва – самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик (Телешов).

    Часто слову наконец предшествуют при однородных членах слова во-первых, во-вторых или с одной стороны, с другой стороны, по отношению к которым слово наконец является замыкающим перечисление;

  • если даёт оценку факта с точки зрения лица говорящего или употребляется для выражения нетерпения, для усиления, подчёркивания чего-либо:

    Да уходите же, наконец! (Чехов).

Обратите внимание!

Слово наконец не является вводным и выполняет функцию обстоятельства в значении «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего». Давал три бала ежегодно и промотался наконец (Пушкин).

В этом значении к слову наконец обычно может быть добавлена частица -то (при вводном слове такое добавление невозможно).

Ср.: Наконец добрались до станции (Наконец-то добрались до станции).

– Можно, наконец, обратиться за советом к отцу (добавление частицы -то невозможно).

3) Разграничение сочетания в конце концов как вводного и как члена предложения – обстоятельства аналогично по условиям слову наконец.

Ср.: Ведь, в конце концов, мы ещё ничего не решили окончательно! (в конце концов обозначает не время, а вывод, к которому пришло говорящее лицо в итоге ряда рассуждений).

– В конце концов соглашение было достигнуто (значение обстоятельства «в результате всего»).

4) Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце простого предложения:

  • Жара и усталость взяли, однако ж, свое (Тургенев);Как я его ловко, однако (Чехов).

В начале предложения (части сложного предложения) или как средство связи однородных членов слово однако имеет значение противительного союза (его можно заменить союзом но), поэтому запятая ставится только перед этим словом:

Однако знать желательно – каким же колдовством мужик над всей округою такую силу взял? (Некрасов).

Примечание.

5) Слово конечно обычно выделяется запятыми в качестве вводного:

Федор ещё работал в тылу, слыхал, конечно, и читал многократно о «народных героях» (Фурманов).

Но иногда слово конечно, произносимое тоном уверенности, убеждённости, приобретает значение утвердительной частицы и пунктуационно не выделяется:

  • Конечно правда!; Конечно же это так.

Проверить знания пунктуации поможет практикум по русскому языку:

6) Слово действительно является вводным в значении «да, так, верно, точно» (обычно оно занимает позицию в начале предложения):

Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск (Л. Толстой).

Как наречие действительно имеет значение «в самом деле, подлинно, в действительности» (обычно оно стоит между подлежащим и сказуемым):

Я действительно таков, как вы говорите (Достоевский).

7) Слово вообще является вводным, если оно употреблено в значении «вообще говоря»:

  • С этим утверждением, вообще, можно было бы согласиться, но необходимо проверить некоторые данные;
  • Вообще, хотелось бы узнать, что произошло на самом деле.

В других случаях слово вообще употребляется как наречие в разных значениях:

  • в значении «в общем», «в целом»:

    Пушкин для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще (Гончаров);

  • в значении «всегда», «совсем», «при всех условиях»:

    Разжигать костры он вообще запрещал, это было опасно (Казакевич);

  • в значении «во всех отношениях», «по отношению ко всему»:

    Он вообще смотрел чудаком (Тургенев).

    Это положение распространяется и на форму в общем.

    Ср.: Печалиться, в общем, не о чем (вводное слово, можно заменить – вообще говоря).

    – Это слагаемые в общем-то несложного процесса (в значении «в итоге»); Сделал несколько замечаний относительно разных мелочей, но в общем очень хвалил (Гаршин) (в значении «в результате»).

Сочетание во всяком случае является вводным, если имеет ограничительно-оценочное значение:

  • Во всяком случае, фамилия его была не Акундин, приехал он из-за границы и выступал неспроста (А.Н. Толстой);
  • Эти сведения, во всяком случае в короткий срок, проверить будет трудно (выделяется весь оборот).

В значении «при любых обстоятельствах» это сочетание вводным не является:

  • Вы во всяком случае будете поставлены в известность о ходе дела; Я твёрдо был уверен, что во всяком случае встречу его сегодня у мамы (Достоевский).

9) Сочетание в свою очередь не выделяется занятыми, если оно употреблено в значении, близком к прямому, или в значении «в ответ», «со своей стороны»:

  • Он в свою очередь спросил у меня (т.е. когда наступила его очередь);
  • Рабочие благодарили своих шефов за помощь и просили почаще их навещать;
  • в свою очередь представители шефской организации приглашали рабочих на заседание художественного совета театра.

В переносном значении сочетание в свою очередь приобретает значение вводности и пунктуационно выделяется:

  • Среди газетных жанров различаются жанры информационные, аналитические и художественно-публицистические;
  • среди последних, в свою очередь, выделяются очерк, фельетон, памфлет.

10) Сочетание в самом деле в значении «действительно» не является вводным. Но если это сочетание служит для выражения недоумения, возмущения, негодования и т.п., то оно становится вводным.

Ср.: Вы в самом деле здесь ни при чём («действительно»).

– Что он, в самом деле, строит из себя умника!

11) В частности, указывающее на отношения между частями высказывания, выделяется с двух сторон запятыми:

Он интересуется, в частности, происхождением отдельных слов.

Но если в частности входит в состав присоединительной конструкции (в начале её или в конце), то оно выделяется занятыми вместе с этой конструкцией:

  • За эту работу охотно возьмутся многие, и в частности я; За эту работу охотно возьмутся многие, и я в частности.

Если в частности входит в конструкцию вообще и в частности, то такая конструкция запятыми не выделяется:

За чаем зашёл разговор о хозяйстве вообще и в частности об огородничестве (Салтыков-Щедрин).

12) Сочетание главным образом является вводным, если служит для выделения какого-либо факта, дли выражения его оценки.

Например: Шла широкая аллея… и по ней-то, главным образом, гуляла публика (Горький) (невозможно образовать сочетание «главным образом гулять», поэтому в данном примере сочетание главным образом не является членом предложения); Статью следует исправить и, главным образом, дополнить свежим материалом (главным образом в значении «самое главное»).

Сочетание главным образом, входящее в состав присоединительной конструкции (в начале её или в конце), выделяется запятыми вместе с ней, например: С полсотни людей, главным образом офицеров, толпились невдалеке (Павленко).

Сочетание главным образом не является вводным в значении «в первую очередь», «больше всего»:

  • Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию; Мне нравится в нём главным образом его искренность.

13) Слово главное является вводным в значении «особенно важно», «особенно существенно»:

  • Тему для рассказа можете взять произвольную, но, главное, чтобы было интересно;
  • Детали можно опустить, а главное – чтобы было занимательно (запятую после союза а поставить нельзя, и для усиления пунктуации после вводного сочетания поставлено тире).

14) Слово значит является вводным, если его можно заменить на вводные слова следовательно, стало быть:

  • Родятся люди, женятся, умирают;
  • значит, так нужно, значит, хорошо (А.Н. Островский);
  • Так, значит, вы сегодня не можете прийти?

Если слово значит близко по смыслу к «означает», то пунктуация зависит от места, занимаемого им в предложении:

  • в положении между подлежащим и сказуемым значит служит средством связи главных членов предложения, перед ним ставится тире, а после него не ставится никакого знака:

    Бороться – значит победить;

    в других случаях значит никакими знаками не отделяется и не выделяется:

    Когда просишь прощения, это значит, что чувствуешь свою вину.

  • если слово значит находится между придаточным и главным предложением или между частями бессоюзного сложного предложения, то оно с двух сторон выделяется запятыми:

    Если он так упорно отстаивает свои взгляды, значит, он чувствует свою правоту; Не уберегли ребёнка, значит, пеняйте на самого себя.

15) Слово наоборот в значении «в противоположность сказанному или ожидаемому; напротив» является вводным и выделяется запятыми:

Вместо того, чтобы затормозить, он, наоборот, встал на козлах и отчаянно закрутил над головой кнутом (Катаев).

Если наоборот (после союза и) употребляется как слово, заменяющее член предложения или целое предложение, то соблюдается следующая пунктуация:

  • когда замещается член предложения, то перед союзом и никакого знака не ставится:

    На картине светлые тона переходят в тёмные и наоборот (т.е. тёмные в светлые);

  • когда и наоборот присоединяется к целому предложению, то перед союзом ставится запятая:

    Чем ближе источник света, тем ярче излучаемый им свет, и наоборот (замещается целое предложение: Чем дальше источник света, тем менее ярок излучаемый им свет; образуется своего рода сложносочинённое предложение);

  • когда и наоборот присоединяется к придаточному предложению, запятая перед союзом и не ставится:

    Этим же объясняется и то, почему считавшееся преступным в древнем мире считается законным в новом и наоборот (Белинский) (образуются как бы однородные придаточные предложения с неповторяющимся союзом и: …и почему считающееся преступным в новом времени считалось законным в древнем мире).

16) Сочетание по крайней мере является вводным, если имеет оценочно-ограничительный смысл, то есть выражает отношение говорящего к высказываемой мысли:

  • Один кто-то, движимый состраданием, решился, по крайней мере, помочь Акакию Акакиевичу добрым советом (Гоголь);
  • Вера Ефимовна советовала хлопотать о переводе её к политическим или, по крайней мере, в сиделки в больницу (Л. Толстой).

Если вводное сочетание по крайней мере стоит в начале обособленного оборота, то оно выделяется запятыми вместе с ним:

Николай Евграфыч знал, что жена вернется домой не скоро, по крайней мере часов в пять! (Чехов).

Сочетание по крайней мере не выделяется запятыми, если имеет значение «не меньше чем», «самое меньшее»:

  • По загоревшему лицу его можно было заключить, что он знал, что такое дым, если не пороховой, то по крайней мере табачный (Гоголь);
  • По крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии (Булгаков).

17) Оборот, включающий сочетание с точки зрения, выделяется запятыми, если имеет значение «по мнению»:

Выбор места для строительства коттеджа, с моей точки зрения, удачен.

Если же такое сочетание имеет значение «в отношении», то оборот запятыми не выделяется:

  • Я знаю, что совершено преступление, если смотришь на вещи с точки зрения общей морали; С точки зрения новизны книга заслуживает внимания.

18) Слово примерно является вводным в значении «например» и не является вводным в значении «приблизительно».

Ср.: Стараюсь об ней, примерно («например»), не думать – никак невозможно (Островский).

– Мы примерно («приблизительно») в этих тонах и с такими выводами вели беседу (Фурманов).

19) Слово например связано со следующей пунктуацией:

  • выделяется запятыми как вводное:

    Николай Артемьевич любил настойчиво поспорить, например, о том, можно ли человеку в течение всей своей жизни объездить весь земной шар (Тургенев);

  • выделяется вместе с оборотом, в начале или в конце которого находится:

    Даже в городах, например в Москве, когда тронется мелководная Москва-река, все её берега и мосты бывают усыпаны народом (Аксаков); Этой проблемой занимались и другие, я например;

  • требует постановки запятой перед собой и двоеточия после себя, если стоит после обобщающего слова перед перечислением однородных членов:

    Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.

Обратите внимание!

не бывают вводными

3. Общие правила постановки знаков препинания при вводных словах, сочетаниях и предложениях.

1) В основном вводные слова, словосочетания и предложения выделяются запятыми:

  • Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления (Тургенев);
  • Да ты её, вероятно, видел на том вечере (Тургенев).

2) Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая:

Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.

Если предложение сложное, то запятая перед тире ставится на основании общего правила разделения частей сложного предложения:

Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел (Пушкин).

3) При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:

  • Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души… (Достоевский);
  • Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (Чехов).

Усилительные частицы при вводных словах не отделяются от них запятой:

Уж вероятно, это так, поскольку нет никаких противопоказаний.

4) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то никаким знаком от оборота оно не отделяется:

  • Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек (Катаев);
  • Среди товарищей есть эдакие поэты, лирики что ли, проповедники любви к людям (Горький).

Вводные слова не отделяются от обособленного оборота, если даже находятся в самом начале или самом конце предложения:

  • По-видимому опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы; Оставьте вы эти новые доводы, неубедительные и надуманные конечно.

Если же вводное слово находится в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:

Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

Обратите внимание!

Следует различать случаи, когда вводное слово находится в начале обособленного оборота, и случаи, когда оно находится между двумя членами предложении. Ср.: Он располагал сведениями, кажется опубликованными недавно (обособленный оборот, вводное слово кажется входит в его состав).

– В руке он держал небольшой, кажется, технический справочник (без вводного слова не было бы никакого знака препинания, так как определения небольшой и технический неоднородны, вводное слово относится ко второму из них).

При наличии однородных определений, когда может возникнуть сомнение, к какому из однородных членов, предшествующему или последующему, относится находящееся между ними вводное слово, второе определение вместе с вводным словом может образовывать уточняющую конструкцию.

Эти сведении почерпнуты из нового, кажется специально для данного случая составленного, справочника (без вводного слова между однородными определениями стояла бы запятая); Тишь и благодать господствовали в этом, очевидно богом и людьми забытом, уголке земли (уточняющее определение при указательном местоимении этот).

Если вводное слово находится в начале оборота, заключённого в скобки, то оно отделяется запятой:

Оба сообщения (по-видимому, поступившие недавно) привлекли к себе широкое внимание.

5) Если перед вводным словом находится сочинительный союз, то пунктуация будет такой. Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза запятой, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (как правило, при союзах и, но).

Если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (обычно при союзе а).

Ср.: Весь тираж уже отпечатан, и, вероятно, книга на днях поступит в продажу (Весь тираж уже отпечатан, и книга на днях поступит в продажу); Вопрос этот рассматривался уже несколько раз, но, по-видимому, окончательное решение ещё не принято (Вопрос этот рассматривался уже несколько раз, но окончательное решение ещё не принято); Здесь может быть использован не уголь, а, скорее, жидкое топливо (Здесь может быть использован не уголь, а жидкое топливо).

– Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, и неточно (невозможно: Расчёты были сделаны наскоро, а и неточно); Может быть, всё кончится благополучно, а может быть, и наоборот (невозможно: Может быть, всё кончится благополучно, а и наоборот).

Обратите внимание!

Однородный член предложения, стоящий после вводных слов а значит, а следовательно, не обособляется, то есть запятая после него не ставится.

Например: В результате сила электромагнитного поля приходящих сигналов, а значит, и сила приёма увеличивается во много раз; Эта схема, а следовательно, и весь проект в целом нуждается в проверке.

6) После присоединительного союза (в начале самостоятельного предложения) запятая обычно не ставится, так как союз тесно примыкает к следующему за ним вводному слову:

  • И представьте себе, он всё же поставил этот спектакль;
  • И смею вас уверить, спектакль получился замечательный;
  • И что вы думаете, он добился своего;
  • Но так или иначе, решение было принято.

Реже (при интонационном выделении вводных слов или вводных предложений, при их включении в текст посредством подчинительного союза) после присоединительного союза запятая перед вводной конструкцией ставится:

  • Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша (Пушкин);
  • И, как водится, вспоминали только одно хорошее (Крымов).

7) Вводные слова, стоящие перед сравнительным оборотом (с союзом как), целевым оборотом (с союзом чтобы) и т.д., отделяются от них на основании общего правила:

  • Всё это мне показалось странным, впрочем, как и другим;
  • Сын на минуту задумался, вероятно, чтобы собраться с мыслями (обычно в этих случаях вводное слово относится не к предыдущей, а к последующей части предложения).

Вместо запятой при вводных словах, словосочетаниях и предложениях может употребляться тире.

Тире употребляется в следующих случаях:

  • если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной запятой обычно ставится тире:

    Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (Гоголь) (запятая перед придаточным предложением поглощается тире);

  • тире ставится перед вводным словом в качестве дополнительного знака после запятой, если вводное слово стоит между двумя частями сложного предложения и по смыслу может быть отнесено или к предшествующей или к последующей части:

    Собака исчезла, – наверное, её прогнал кто-то со двора (тире подчеркивает, что не «собака, наверное исчезла», а что «собаку, наверное, прогнали»).

    Иногда дополнительный знак подчеркивает причинно-следственные или присоединительные отношения между частями предложения:

    Проверить его слова было трудно, – очевидно, обстоятельства сильно изменились.

    Иногда перед вводным словом, находящимся в начале обособленного оборота, ставится запятая и тире, а после него – запятая, чтобы избежать возможной неясности:

    • Поскольку есть ещё время, вызовем на экзамен дополнительно кого-нибудь, – допустим, сдающих повторно (допустим в значении «предположим», «скажем»);
  • тире ставится перед вводным словом после запятой, если следующая за вводным словом часть предложения подытоживает сказанное в первой части:

    Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор,– словом, не пропустил ни одного значительного человека (Гоголь);

  • при помощи тире могут выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены):

    Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелегко (Шолохов); Дать противнику уйти, или – как это говорится на торжественном языке воинских уставов – дать ему оторваться – это для разведчиков крупная неприятность, почти позор (Казакевич).

Упражнения к теме «2.10. Вводные слова, словосочетания и предложения»

Основная часть эссе

Вторая, основная, часть эссе должна включать в себя два главных подпункта.

Один из них заключается в развернутой теоретической части, где ученику необходимо раскрыть выбранную им проблему с помощью соответствующих терминов и определений.

Второй подпункт полностью основан на практике. Ученик должен полностью обосновать свое отношение к мнению автора с помощью аргументации, которую можно найти в различных письменных и других источников. Так же не лишним будет история из личного опыта.

Фразы клише в основной части эссе , Первому подпункту подойдут такие фразы клише, как:

  • рассмотрим данную проблему в теории
  • приведем теоретическую аргументацию для данной проблемы
  • посмотрим на данную проблему с нескольких сторон

Для второго же подпункта следует использовать следующие фразы:

  • докажем это следующими примерами..
  • рассмотрим данную проблему на личном опыте
  • чтобы подтвердить мою точку зрения, обратимся к литературе
  • в качестве доказательств приведем некоторые примеры из истории
  • в общественной жизни найдется немало примеров для обоснования моего мнения

Итоговый тест

  1. Являются ли вводные слова и сочетания членами предложения?

    да

  2. нет
  3. Связаны ли вводные слова и сочетания с членами предложения грамматически?

    да

  4. нет
  5. Как вводные слова и сочетания выделяются на письме?

    никак не выделяются

  6. выделяются запятыми
  7. выделяются тире
  8. Является ли кстати вводным словом в предложении: Ты пришла кстати.?

    да

  9. нет
  10. Является ли кстати вводным словом в предложении: Кстати, посмотри, какие часы я купила.?

    да

  11. нет
  12. Могут ли быть вводными слова: вдруг, обязательно, непременно, исключительно, буквально?

    да

  13. нет
  14. Могут ли быть вводными слова: по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте?

    да

  15. нет
  16. Являются ли вводными предложения: Как сообщается в СМИ, как сказано в докладе, как сказала Мария Ивановна?

    да

  17. нет
  18. Как выделяются на письме вводные предложения?

    никак не выделяются

  19. выделяются запятыми
  20. выделяются тире
  21. Как выделяются на письме вставные конструкции?

    выделяются запятыми

  22. выделяются тире или скобками

Правильные ответы:

  1. нет
  2. нет
  3. выделяются запятыми
  4. нет
  5. да
  6. нет
  7. нет
  8. да
  9. выделяются запятыми
  10. выделяются тире или скобками

Заключительная часть

В выводе ученику необходимо в очередной раз вернуться с формулировке проблемы и сделать на основании ее заключительный вывод. Очень важно помнить, что формулировка в заключении не должна быть точь в точь похожа на формулировку во введении. Заключение лишь проводит окончательную черту под всем вышесказанным.

Фразы клише в заключении , Фразами для данной части могут быть следующие:

  • поднятая автором проблема настолько многозначна, что дать конкретную оценку ей достаточно проблематично
  • аспекты, которые автор поднимает в своем высказывании, подняты в написанном мной эссе не все
  • на тему данной проблемы можно рассуждать еще достаточно долгое время
  • из вышесказанного следует вывод
  • не все вопросы данной проблемы были рассмотрены мной. Некоторые так и остались не раскрыты.

К выбору темы для эссе ученику следует подходить серьезно и осознанно. Он должен четко понимать, что для аргументации теоретической и практической понадобится достаточное количество знаний, которыми он должен обладать, чтобы успешно сдать экзамен.

Что такое сочинение-рассуждение

ваших мыслей, гипотез, высказываний

пишется заключение

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы , касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

  • Тезис (то, что вы хотите доказать).

  • Аргументация (на экзаменах по русскому языку требуемое количество примеров и фактов равно двум ).

  • Заключение (Какой урок должен извлечь читатель? Обобщите свои мысли . Для большего эффекта можно призвать читателя к действию).

универсальным

Внимание!

Сочинение для ОГЭ

выбрать на экзамене тему

  • тезис,
  • аргументация,
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания , где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее . Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста .

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.