Эссе на тему: «Звуки скрипки так дивно звучали»
Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи…
А. Толстой.
В музее итальянского города Генуи хранится в стеклянном футляре скрипка. Знатоки сражу же узнают в благородных очертаниях ее корпуса, в рисунке резной головки работу великого скрипичного мастера XVII века Бартоломео Иосифа Гварнери.
Таких скрипок осталось совсем немного, и каждая из них — драгоценность. У этой, навсегда смолкнувшей, будто похороненной в стеклянном гробу скрипки, есть еще одно название: «вдова Паганини». Она замолчала тогда, когда умер Николо Паганини — величайший скрипач мира.
Не соловей, — то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина…
А. Блок.
Рассказывают, что когда-то Паганини был так беден, что у него не осталось ничего, даже скрипки. И для того чтобы дать концерт и тем самым заработать деньги, он попросил на один вечер у богатого купца Ливрона скрипку Гварнери, которая и тогда уже ценилась очень высоко. После концерта Ливрон отказался взять скрипку обратно. Он не мог больше осквернять своей любительской игрой инструмент, к которому прикасались пальцы Паганини. С тех пор великий скрипач не расставался с драгоценным подарком.
Для настоящего музыканта скрипка — не просто музыкальный инструмент, на котором он играет, — это верный и настоящий друг, спутница всей его жизни.
Паганини и другие. 5.4. XX век
... преобразовывать звуковые колебания скрипки в электрические импульсы (для записи или для усиления звука скрипки с помощью специальных устройств). Если на скрипке звук со звукоснимательных устройств, ... выполняющих дополнительную функцию (усиление звука или другое), незначителен по ...
Известно про одного скрипача, который вынимая скрипку из футляра, всегда мысленно здоровался с ней, а укладывая её после концерта обратно, благодарил и прощался с ней до утра. Утром, как всегда, — долгие часы занятий, скучных однообразных упражнений без которых, однако, нет настоящей музыки, настоящего искусства, настоящего мастерства.
Скрипка — какой это прекрасный и какой неповторимый и трудный инструмент!
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный,
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный напев,
Я
Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». На верхней деке красивые вырезы, которые так и называются — эфы. И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака, которым она покрыта, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного инструмента.
Ты правишь, ты так захотела, —
Чтоб все повторилось воочию,
И скрипки певучее тело
Наполнилось морем и ночью
П. Шубин.
Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери. Известно, что Страдивари создал 1116 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, игравших на них. До наших времен сохранилось всего лишь 540 скрипок этого великого мастера, каждая из которых бесценна и считается выдающимся произведением искусства.
Представьте себе, что в ваших руках оказалась скрипка. Подражая скрипачам, вы берете инструмент левой рукой за тоненькую шейку — гриф, прикладываете скрипку к плечу и прижимаете щекой. Затем вы берете в правую руку смычок и проводите им по струнам. Кажется , вы сделали все как надо, но скрипка издает противный, скрипучий звук, настолько немузыкальный, что трудно даже понять, какая именно нота звучит, во всяком случае спеть эту ноту вы не сможете — таких нот в нашем голосе нет. И сколько бы вы ни старались, сколько бы ни водили смычком по скрипке, ничего из ваших стараний не выйдет. Поистине скрипка — царица музыки.
М. Д. Мужчиль история зарубежной музыки
... состояния. Постепенно восстанавливаются контакты с зарубежным искусством. В 1955 г. на ... то дальнейшая эволюция симфонической музыки композитора шла по пути кристаллизации классических основ ... звучит тема смерти «Dies irae» - в хрустально- чистом тембре челесты и засурдиненных скрипок, в ... до «кричащих» пределов изливающейся в звуках одинокой страдающей души Чайковского. Лирическая взволнованность ...
Играет скрипка,
Звуки льются,
Оркестр весь замолк.
Но скрипка все звучит, играет
И слышен музыки задор,
И рвутся звуки на простор.
Оркестр взвыл, а скрипка
Все ж громче всех.
Величественная птица — скрипка,
Царица всех балов.