Роль искусства в развитии общества

Эссе

Древняя индийская легенда гласит, что Брахма сотворил вселенную и все прекрасное, что существует на свете: лазурные берега, заснеженные горы, поля, реки, всех птиц, животных и даже людей.

Однако после сотворения мира, он сидел, обхватив голову руками. Его супруга Сарасвати спросила: «Господин мой, ты сотворил великолепную вселенную, жизнь, созданная тобой, прекрасна, ты населил вселенную людьми огромного достоинства и ума. Почему же ты так подавлен? Брахма ответил: «Да, я создал прекрасную вселенную. Но люди не видят всей красоты моих творений, а без этого их разум ничего не значит». И тогда Сарасвати заверила своего супруга: «Не печалься, я сделаю подарок человечеству. И этим подарком будет искусство». И у людей развилось чувство прекрасного, они увидели божественную искру во всем, они стали эстетически одаренными. С тех пор, в Индии Сарасвати поклоняются как богине искусства и музыки – как музе человечества.

Безусловно, искусство-это то, что двигает общество в культурном его развитии.

Ференц Лист говорил: «Без фантазии нет искусства, как и нет науки».

Конечно, человек вполне может обойтись без искусства, так как оно не утоляет голод и не согревает в холод. Но почему же художники зачастую оставляли спокойную сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства?

Еще в древние времена, люди стремились познать окружающий мир, понять саму суть его, проникнуться всем окружающим, и свои переживания, свой быт они оставили нам в качестве рисунков на стенах своих обителей-пещер. Все началось именно тогда, когда первый человек украсил свое тело или интерьер бесполезной вещицей, и почувствовал, что внутри откликнулась неведомая струна радости. Есть такое понятие, как синкретизм, когда все было неразделимо.

Древний человек не отличал труд от искусства, для него это было единым целым. Приходя после охоты, он расписывал стены пещеры и считал это частью своей жизни, он был полностью растворен в мире. Художников в первобытное время почитали, называли их магами и шаманами, потому что они умели делать то, чего не умели другие — изображать окружающий мир.

С тех пор многое изменилось, способы самовыражения стали более разнообразными, появились отдельные сферы, течения, направления и техники. Однако суть творчества остается прежней. Человек выражает эмоции, переживания и окружающую его действительность, отражая в произведениях самого себя. Искусство помогает человеку лучше понять себя и окружающих его людей, ведь самопознание — это одна из главных проблем человечества на протяжении многих веков. Многие поэты, писатели и художники задавались этим вопросом.

11 стр., 5373 слов

Искусство древней Передней Азии

... значительными считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200—3000 гг. до н. э.). Храмы в Шумере обычно строили ... героев и обычных людей. Эти же персонажи являются распространенным мотивом в изобразительном искусстве. История искусства стран древней Передней ... семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы ...

Приведу в пример высказывание немецкого композитора и теоретика искусства-Ричарда Вагнера: «Искусство — это исполнение нашего желания найти самих себя среди явлений внешнего мира».

Это еще раз подтверждает мои слова о том, что познание самого себя — это одна из главных целей человека, не лишенного чувства прекрасного.

Во времена Сталина был проведен интересный, с точки зрения науки, но довольно жестокий эксперимент. Новорожденных младенцев разделили на две группы. Одну группу поместили в палату с яркими картинами, с ними каждый день общались и играли. Вторую группу поместили в палату белого цвета, их навещали только няни, для того, чтобы покормить и перепеленать, но все это делалось в полной тишине. Через некоторое время, младенцы из второй группы начали «угасать» на глазах и, в скором времени, умерли, однако не от вирусов или бактерий, а от духовного голода.

Еще одним аргументом, доказывающим, что искусство-это двигатель культурного прогресса, можно считать тот факт, что начитанные, осведомленные люди, предпочитающие музей или выставку выходному застолью, как правило, люди воспитанные, культурные, это люди-интеллектуалы. Таким образом, одним из составляющих факторов социального развития является уровень общественной нравственности.

Лично для меня, творчество — это способ воспроизведения собственных чувств и окружающей меня действительности через мою собственную призму мировосприятия.

Я предпочитаю технику написания картин маслом, и, посетив в Париже музей d’Orsay, я своими глазами увидела работы великих художников-импрессионистов. Для меня это стало толчком не только к действиям в области искусства, но и в повседневной жизни во всех ее проявлениях. Для того, чтобы двигаться дальше, любому человеку необходимо удовлетворить свои духовные потребности.

Если рассуждать с биологической точки зрения, можно сказать, что чувство прекрасного — это результат взаимодействия двух структур: природы и воспитания. Многие когнитивные процессы, которые лежат в основе человеческого образа жизни, только частично определяются генами. Вышеупомянутые природа и воспитание гармонично дополняют друг друга. Гены влияют на когнитивные процессы человека до определенного времени, дальше они уступают место окружению, которое формирует мозг, образуя человека как личность. В этом плане человеческий мозг уникален — он так же неотделим от культуры — как рак-отшельник от своей раковины.

Также не стоит забывать, что наука, без плодов которой мы сегодня не можем представить свою жизнь, берет свое начало с рождением искусства. Ученые, так же как и художники, всю жизнь стремятся найти что-то новое, исследуют определенные области, но их произвольные действия не ведут непосредственно к цели. Лишь после того, когда выбор уже сделан, и он был сделан там, где это необходимо, тогда, следовательно, человек и находит себя в предмете, подобно тому, как люди находят себя в природе, лишь тогда рождается произведение искусства, изобретение, лишь тогда они оказываются чем-то действительным, самостоятельным и целостным. В этом смысле произведение искусства или изобретение как непосредственные жизненные действия, являются примирением науки, творчества и жизни, победным звеном, завершающим цикл. Итак, наука вносила и вносит по сей день огромный вклад в эволюцию общества.

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... …» :. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих ...

Стоит отметить, что если бы искусство полностью растворилось в науке, если бы сознательные произвольные мысли овладели жизненной силой и умом творческого человека, парализовали бы его потребности в самовыражении, это бы означало отрицание жизни. В соответствии с этим, искупление мысли и науки через произведение искусства было бы невозможно.

Искусство познает и оценивает мир, формирует духовное мировосприятие людей, их чувства и мысли, воспитывает человека, пробуждает фантазию. Оно имеет созидательную силу и играет первостепенную роль в жизни каждого. Все достижения человечества, начиная с первых проявлений фантазии человека и заканчивая последними открытиями в области науки-результат действия искусства, оно двигает человека в культурном его развитии, поддерживает в любого рода деятельности и не позволяет останавливаться на достигнутом. Так, человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, чтобы изменить мир в соответствии с нуждами и поставленными целями.