«Мои педагогические находки» материал

Эссе

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

к непрерывной образовательной деятельности

по теме «Откуда хлеб пришел»

Шаповаловой Светланы Викторовны

воспитателя МАДОУ «Сказка»

Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб — это жизнь и поэтому к хлебу всегда было бережное отношение.

В наш современный век передовых технологий и открытий, упрощен процесс выращивания и производства хлеба. В связи с этим понятия ценностного отношения к хлебу и его производству у современного поколения постепенно изменяется в сторону снижения.

Проводя беседы с детьми о хлебе, я поняла, что большинство из них даже не имеют представление о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Так как проблемы нравственности особенно в последние годы выдвигаются на первый план, то и нам, педагогам необходимо продолжать углублять и расширять знания детей в этой области. Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий путь, который проходит хлеб, прежде чем он появится на полках в магазинах и дома на столе, тогда они смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь. Организованная мною образовательная деятельность «Откуда хлеб пришел» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью духовно-нравственного развития в современных условиях.

Цель данной непрерывной образовательной деятельности направлена на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о выращивании и производстве хлеба.

Учитывая то, что проведенная мною образовательная деятельность должна была направлена на формирование детских компетенций (способствование постепенному накоплению интегративных качеств ребенка-дошкольника, определенных в образовательной программе), при подготовке к данному мероприятию были подобраны задания, которые способствовали накоплению у детей определенных умений, с помощью которых ребенок мог бы продемонстрировать свою успешность, опираясь на ранее накопленный и приобретенный опыт.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... формирования у детей творческих способностей. Сказанное послужило основанием актуальности избранной нами проблемы исследования и позволило следующим образом сформулировать его тему: «Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей ... освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной ...

Важнейшим условием при проведении непрерывной образовательной деятельности познавательного цикла является следующее: необходимо учесть общие задачи познавательного развития и представить содержание в такой форме, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Отбор содержания непрерывной образовательной деятельности осуществляется с учетом основных принципов ФГОС ДО: поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов, действий ребенка в различных видах деятельности, возрастное соответствие дошкольному образованию.

Непрерывная образовательная деятельность построена с учетом принципа интеграции образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Логичность изложения содержания мероприятия была основана на поэтапном построении непрерывной образовательной деятельности, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому.

При планировании непрерывной образовательной деятельности мною учитывался принцип доступности содержания образования для детей дошкольного возраста: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных возможностей .

На проведенной непрерывной образовательной деятельности использовались следующие виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивали игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

При проведении непрерывной образовательной деятельности я также учитывала требования СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от 27.08.2015г.) к режиму дня и организации воспитательно — образовательного процесса. В непрерывной образовательной деятельности прослеживается смена видов деятельности, проведение физминутки, целесообразное распределение учебного материала в ходе мероприятия, свободное перемещение в пространстве, смена поз.

В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Данное взаимодействие прослеживалось в ходе свей непрерывной образовательной деятельности. Я ненавязчиво увлекала детей образовательной деятельностью, вместе с детьми включалась в поиск и решение проблемы. Я была не «над детьми», а «рядом». Приняла позицию не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «… а вы как думаете?».

В предварительной работе к непрерывной образовательной деятельности использовались:

— беседы с детьми о труде пекаря;

5 стр., 2485 слов

Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

... значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей: ... и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова. ...

— чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;

— знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;

— рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;

— проращивание семян пшеницы;

— экскурсия на кухню во время выпекания булочек;

— лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;

— совместные выставки работ взрослых и детей «Слава хлебу на столе»;

— составление коллажа «Берегите хлеб!»;

— познавательные вечера «Сейчас узнаем» (Как хлеб приходит на стол),

На организационном этапе непрерывной образовательной деятельности был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в дальнейшую работу. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение». Я использовала проблемный вопрос «Что сделать с остатками хлеба?». Дети размышляли, искали нужное решение. Разрешение проблемной ситуации было позитивным, что способствовалот формированию общей позитивной картины мира в сознании воспитанников, а следовательно, и стратегии их дальнейшего поведения.

Как известно, игра является естественным толчком к активности, развивает внимание, способность быстро ориентироваться в ситуации, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, поэтому в непрерывную образовательную деятельность я включила игру «Собери картинку». Дети сами определили, что нужно сделать с частями картинок. Игра подвела детей к самостоятельному формулированию темы непрерывной образовательной деятельности.

Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие с профессором Всезнайкой ». Введение персонажа – профессора Всезнайки — ограничено на непрерывной образовательной деятельности , т.к. игровой персонаж всегда присутствует в центре науки и систематически включается в мероприятия познавательного цикла, поэтому дети предложили отправиться к профессору Всезнайке, для того чтобы найти ответ на вопрос «Откуда хлеб на стол пришел?». Игровой персонаж был с детьми до конца непрерывной образовательной деятельности и вся работа, импровизированные диалоги, были обращены к нему. Дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. Экспериментальная деятельность основана на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности. Для повышения интереса к экспериментальной деятельности я использовала сюрпризный момент — появление автомобиля с колосьями. Организованная фронтальная познавательно-исследовательская деятельность (рассматривание проросших семян, экспериментирование с колосьями, обследование зерен ржи), была направлена на усвоение воспитанниками новых знаний. В процессе экспериментальной деятельности решалась задача — формирование умения комплексно обследовать предмет. На этапе «поиска новых представлений» я создала условия для самопознания. В процессе проведения опыта был задействован каждый ребенок. Всей группой анализировалась информация, формулировался вывод, фиксировался результат проведенного опыта детьми. После эксперимента из поля зрения не упускала воспитательные моменты — дети самостоятельно наводили порядок на рабочем месте.

10 стр., 4770 слов

Каким мы видим будущего журналиста (размышления о модернизации ...

... десятилетий находится в состоянии непрерывного реформирования и уточнения федеральных образовательных стандартов. Если мы ... прогнозы о будущем профессии. В июне 2016 г. на факультете журналистики МГУ прош­ ... принципиально разные профессиональные модусы и форматы деятельности. Очевидно, что репортер телеканала Life иначе ... программ и стандартов, - считает она, - трудно будет преодолеть разрыв ...

Я продемонстрировала опыт получения муки в домашних условиях, который дал реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Демонстрация опыта была органически связана с излагаемым материалом.

В процессе образовательной деятельности применялись информационно-коммуникационные технологии, что стимулировало познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на все собственными глазами. Вся работа на непрерывной образовательной деятельности сопровождалась показом мультимедийной презентации «Этапы выращивания хлеба», которая создала у детей яркие и точные представления о выращивании хлеба, способствовала формированию познавательного интереса. Дети имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и эмоции, воображение.

Малоподвижная игра «Колоски» была направлена на развитие умения координировать речь с движением, связана с темой непрерывной образовательной деятельностью и направлена на запоминание процесса всходов семян и роста пшеницы.

Большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Дети активно, с интересом отгадывали загадки, вслушивались в художественное слово по соответствующей тематике. Для углубления знаний по теме детям было предложено вспомнить и назвать пословицы о хлебе.

На этапе практической работы у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, трудолюбие, старание. Была предоставлена возможность для проявления своих творческих способностей индивидуально каждому ребенку (самостоятельный выбор вариантов хлебобулочных изделий для лепки, выполнение без образца воспитателя).

9 стр., 4007 слов

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...

... технологий организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я. Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей в ... дети с особыми образовательными потребностями, развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, ...

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, что им было интересно и запомнилось больше всего. Подобранные вопросы для рефлексии, помогли детям проанализировать и осмыслить свою работу.

Фактический ход образовательной деятельности соответствовал запланированному времени. На протяжении всей непрерывно образовательной деятельности дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и задания. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствовало раскрепощению детей и эффективному усвоению материала. Все игровые атрибуты были использованы с образовательной целью.

Использование игровых, практических приемов способствовало проведению непрерывно образовательной деятельности в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. Поставленные мною задачи непрерывно образовательной деятельности реализованы. Цель непрерывно образовательной деятельности достигнута.