МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
к непрерывной образовательной деятельности
по теме «Откуда хлеб пришел»
Шаповаловой Светланы Викторовны
воспитателя МАДОУ «Сказка»
Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб — это жизнь и поэтому к хлебу всегда было бережное отношение.
В наш современный век передовых технологий и открытий, упрощен процесс выращивания и производства хлеба. В связи с этим понятия ценностного отношения к хлебу и его производству у современного поколения постепенно изменяется в сторону снижения.
Проводя беседы с детьми о хлебе, я поняла, что большинство из них даже не имеют представление о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Так как проблемы нравственности особенно в последние годы выдвигаются на первый план, то и нам, педагогам необходимо продолжать углублять и расширять знания детей в этой области. Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий путь, который проходит хлеб, прежде чем он появится на полках в магазинах и дома на столе, тогда они смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь. Организованная мною образовательная деятельность «Откуда хлеб пришел» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью духовно-нравственного развития в современных условиях.
Цель данной непрерывной образовательной деятельности направлена на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о выращивании и производстве хлеба.
Учитывая то, что проведенная мною образовательная деятельность должна была направлена на формирование детских компетенций (способствование постепенному накоплению интегративных качеств ребенка-дошкольника, определенных в образовательной программе), при подготовке к данному мероприятию были подобраны задания, которые способствовали накоплению у детей определенных умений, с помощью которых ребенок мог бы продемонстрировать свою успешность, опираясь на ранее накопленный и приобретенный опыт.
Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
... формирования у детей творческих способностей. Сказанное послужило основанием актуальности избранной нами проблемы исследования и позволило следующим образом сформулировать его тему: «Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей ... примере освоения русского музыкального фольклора. В качестве объекта исследования избирается музыкально-образовательный процесс в ...
Важнейшим условием при проведении непрерывной образовательной деятельности познавательного цикла является следующее: необходимо учесть общие задачи познавательного развития и представить содержание в такой форме, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Отбор содержания непрерывной образовательной деятельности осуществляется с учетом основных принципов ФГОС ДО: поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов, действий ребенка в различных видах деятельности, возрастное соответствие дошкольному образованию.
Непрерывная образовательная деятельность построена с учетом принципа интеграции образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Логичность изложения содержания мероприятия была основана на поэтапном построении непрерывной образовательной деятельности, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому.
При планировании непрерывной образовательной деятельности мною учитывался принцип доступности содержания образования для детей дошкольного возраста: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных возможностей .
На проведенной непрерывной образовательной деятельности использовались следующие виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивали игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
При проведении непрерывной образовательной деятельности я также учитывала требования СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от 27.08.2015г.) к режиму дня и организации воспитательно — образовательного процесса. В непрерывной образовательной деятельности прослеживается смена видов деятельности, проведение физминутки, целесообразное распределение учебного материала в ходе мероприятия, свободное перемещение в пространстве, смена поз.
В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Данное взаимодействие прослеживалось в ходе свей непрерывной образовательной деятельности. Я ненавязчиво увлекала детей образовательной деятельностью, вместе с детьми включалась в поиск и решение проблемы. Я была не «над детьми», а «рядом». Приняла позицию не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «… а вы как думаете?».
В предварительной работе к непрерывной образовательной деятельности использовались:
— беседы с детьми о труде пекаря;
«Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации ...
... воспитанию своих детей. - организация создаст возможности для предоставления информации о Программе семьи и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также ... воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) большое внимание уделяется работе с родителями ( далее - законными представителями). ...
— чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
— знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;
— рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;
— проращивание семян пшеницы;
— экскурсия на кухню во время выпекания булочек;
— лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;
— совместные выставки работ взрослых и детей «Слава хлебу на столе»;
— составление коллажа «Берегите хлеб!»;
— познавательные вечера «Сейчас узнаем» (Как хлеб приходит на стол),
На организационном этапе непрерывной образовательной деятельности был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в дальнейшую работу. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение». Я использовала проблемный вопрос «Что сделать с остатками хлеба?». Дети размышляли, искали нужное решение. Разрешение проблемной ситуации было позитивным, что способствовалот формированию общей позитивной картины мира в сознании воспитанников, а следовательно, и стратегии их дальнейшего поведения.
Как известно, игра является естественным толчком к активности, развивает внимание, способность быстро ориентироваться в ситуации, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, поэтому в непрерывную образовательную деятельность я включила игру «Собери картинку». Дети сами определили, что нужно сделать с частями картинок. Игра подвела детей к самостоятельному формулированию темы непрерывной образовательной деятельности.
Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие с профессором Всезнайкой ». Введение персонажа – профессора Всезнайки — ограничено на непрерывной образовательной деятельности , т.к. игровой персонаж всегда присутствует в центре науки и систематически включается в мероприятия познавательного цикла, поэтому дети предложили отправиться к профессору Всезнайке, для того чтобы найти ответ на вопрос «Откуда хлеб на стол пришел?». Игровой персонаж был с детьми до конца непрерывной образовательной деятельности и вся работа, импровизированные диалоги, были обращены к нему. Дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. Экспериментальная деятельность основана на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности. Для повышения интереса к экспериментальной деятельности я использовала сюрпризный момент — появление автомобиля с колосьями. Организованная фронтальная познавательно-исследовательская деятельность (рассматривание проросших семян, экспериментирование с колосьями, обследование зерен ржи), была направлена на усвоение воспитанниками новых знаний. В процессе экспериментальной деятельности решалась задача — формирование умения комплексно обследовать предмет. На этапе «поиска новых представлений» я создала условия для самопознания. В процессе проведения опыта был задействован каждый ребенок. Всей группой анализировалась информация, формулировался вывод, фиксировался результат проведенного опыта детьми. После эксперимента из поля зрения не упускала воспитательные моменты — дети самостоятельно наводили порядок на рабочем месте.
Каким мы видим будущего журналиста (размышления о модернизации ...
... десятилетий находится в состоянии непрерывного реформирования и уточнения федеральных образовательных стандартов. Если мы ... прогнозы о будущем профессии. В июне 2016 г. на факультете журналистики МГУ прош ... разные профессиональные модусы и форматы деятельности. Очевидно, что репортер телеканала Life иначе ... разнообразия программ и стандартов, - считает она, - трудно будет преодолеть разрыв между ...
Я продемонстрировала опыт получения муки в домашних условиях, который дал реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Демонстрация опыта была органически связана с излагаемым материалом.
В процессе образовательной деятельности применялись информационно-коммуникационные технологии, что стимулировало познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на все собственными глазами. Вся работа на непрерывной образовательной деятельности сопровождалась показом мультимедийной презентации «Этапы выращивания хлеба», которая создала у детей яркие и точные представления о выращивании хлеба, способствовала формированию познавательного интереса. Дети имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и эмоции, воображение.
Малоподвижная игра «Колоски» была направлена на развитие умения координировать речь с движением, связана с темой непрерывной образовательной деятельностью и направлена на запоминание процесса всходов семян и роста пшеницы.
Большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Дети активно, с интересом отгадывали загадки, вслушивались в художественное слово по соответствующей тематике. Для углубления знаний по теме детям было предложено вспомнить и назвать пословицы о хлебе.
На этапе практической работы у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, трудолюбие, старание. Была предоставлена возможность для проявления своих творческих способностей индивидуально каждому ребенку (самостоятельный выбор вариантов хлебобулочных изделий для лепки, выполнение без образца воспитателя).
Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...
... технологий организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я. Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей в ... дети с особыми образовательными потребностями, развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, ...
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, что им было интересно и запомнилось больше всего. Подобранные вопросы для рефлексии, помогли детям проанализировать и осмыслить свою работу.
Фактический ход образовательной деятельности соответствовал запланированному времени. На протяжении всей непрерывно образовательной деятельности дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и задания. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствовало раскрепощению детей и эффективному усвоению материала. Все игровые атрибуты были использованы с образовательной целью.
Использование игровых, практических приемов способствовало проведению непрерывно образовательной деятельности в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. Поставленные мною задачи непрерывно образовательной деятельности реализованы. Цель непрерывно образовательной деятельности достигнута.