Сочинения по творчеству достоевского

Эссе

Сочинения по творчеству Достоевского

195-летию Ф. М. Достоевского посвящается

«Живой Достоевский» — это эссе о Фёдоре Михайловиче, написанное с точки зрения простого читателя его произведений. Актуален ли классик сегодня? И какая связь между Достоевским и современными интернет-мемами? И как средневековые предания о поедании младенцев и байкеры-доноры органов встречаются в сочинениях писателя? Об этом и многом другом читайте на страницах «Живого Достоевского».

Сочинения по творчеству Достоевского

В течение последнего года в моей жизни происходило нечто среднее между бурным романом и аскетической практикой. Дело в том, что уже давно я невольно считал себя поклонником Достоевского. То ли серый, туманный и мрачный Петербург заковал в свои чары, то ли надрыв, нерв произведений писателя незаметно подкупили меня.

Но в определённый момент я вдруг осознал, что моё увлечение Достоевским носит номинальный характер. Конечно же, я читал в гимназии «Преступление и наказание», смотрел экранизацию «Идиота» и даже начинал некоторые другие произведения.

Однако вдруг я осознал себя пойманным на том факте, что я не буду читать ничего иного, прежде чем не проглочу всего Достоевского!

По поводу «всего» я понял, что несколько погорячился, и решил остановиться на 12-томнике, который купил в «Букинисте» в пору студенчества. Тогда собрание всех романов, повестей и некоторых рассказов Фёдора Михайловича обошлось мне в две стипендии. Не зря же я их тогда потратил, подумал я, взял с полки первый том… и завертелось.

Сегодня мне кажется это непостижимым, но я действительно не читал ничего из художественной литературы – только Достоевский! Год – это целая пропасть времени, – скажете вы, – чтобы читать по одному тому в месяц. Но у меня вышло именно так. В каком-то смысле чтение Достоевского, с высоты приобретённого опыта, представляется мне иной раз не менее, как духовным обетом.

Возможно, так оно и было. Но и роман, о котором я упомянул в начале, тоже был. Произведению нужен читатель, но и читателю нужен текст. Только между ними и может проходить живой ток литературы. Так случилось и у меня с произведениями Достоевского: я ими восхищался, влюблялся, ссорился, иногда грустил, но практически всегда получал неизменное удовольствие от слога.

8 стр., 3748 слов

По детской литературе » Творчество английского писателя ...

... писатель». Книги Вудхауза продолжали свою жизнь в доме Милна и после его смерти. Кристофер Робин читал эти ... реферате имеется введение, заключение, список информационных источников и приложение. Для поиска информации использовались ресурсы интернета, а так же учебная литература. ... г. и окрестный лес. А. А. Милн построил свои произведения как сказки, рассказанные отцом сыну, - ... тучка. Тогда они не до

Преступник, авантюрист, романтик, учёный, богослов и даже стилистический предшественник Ленина – всё это вряд ли могло уместиться в моём представлении о писателе, пока я не познакомился с его творчеством.

Вот этими наблюдениями, восхищением, удивлением и открытием я и хочу поделиться в своих дилетантских заметках.

Сочинения по творчеству Достоевского

Отзывы об эссе

Сочинения по творчеству Достоевского
Сочинения по творчеству Достоевского

«Спасибо за эссе.

В нём Достоевский —

действительно — живой» Эрнест Цветков

Студия психономики

Источник: https://m-kozhaev.ru/dostoevskiy/

Сочинение на тему: «Творчество Достоевского» , Творчество Достоевского

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.

Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей.

Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте.

отчаявшейся

В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, — и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.

Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни.

Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник Белинского.

Его духовное и литературное развитие и далее могло бы продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям, обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически – жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью: каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил Лермонтова, затравил Гоголя.

Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы, с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, — в жестокой постоянной борьбе с самим собой.

По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего, испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми противоречиями жизнь большого капиталистического города.

А вскоре к этому бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко выражена в “Подростке”.

И он еще более утвердился в своей проповеди о том, что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от соблазнов сатанинской власти денег надо всем.

Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, — Достоевский потерял единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из мрака. Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился перед их беспредельностью, выбраться из мрака.

Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года, увидев в ней подтверждение своей веры в “народность”, внесословность самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.

И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием самых разнообразных противоречий, как Достоевский.

Защита дела реакции и вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого художника живой жизни против лживых реакционных схем.

К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III. Он стал другом лидира дворянской реакции К.

Победоносцева, обер — прокурора “святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и коварного душителя всего живого и честного на Руси. Достоевский писал свой последний роман “Братья Карамазовы”, прислушиваясь к советам этого обер — лакея царей.

Автор “братьев Карамазовых” считал своей целью в романе как можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова.

А в образе Смердякова писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой литературы.

Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев, занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна связана с коренной темой всего его творчества.

Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и других персонажей Достоевского.

Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог примириться с существовавшей действительностью.

Мне не нравится лик мира сего!

Он ввел в литературу целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей.

Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность, болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном неустройстве человека и человеческой жизни.

Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы.

В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических, демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым центром революционного движения в России второй половины сороковых годов.

Это отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он мечтал об уничтожении крепостного права.

Он хотел свободы для печати, для литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским правительством.

Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания, идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях гениального русского и мирового художника.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-dostoevskogo

Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского

  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Биография и творчество

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества.

Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении.

И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания.

Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества.

Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении.

Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий.

Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда — острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии.

Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые «Божественная комедия» Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:

  • Трагический пафос, связанный с болью о человеке;
  • Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;
  • Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.
  • К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.
  • Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/po-tvorchestvu-dostoevskogo/

Ф.М. Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал «Иностранная литература», 1981; N 1. с. 179-214.

Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.

Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.

Источник: http://www.neuch.ru/sochineniya/text/1152.html

Родион Раскольников

Евгения Кошечкина

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.

Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.

Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания.

Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы.

Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, — не один он думал, что старуху нужно убить.

Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя.

Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории.

Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.

Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал.

Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление.

Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.

Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).

Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/po_dostoevsk.html

Достоевский в современном мире

Я протестую! Достоевский бессмертен!

М. А. Булгаков

Есть немало писателей, восторженно принятых современниками, слава которых оказалась быстротечной и непонятной потомкам. И наоборот, есть великие худож­ники и мыслители, значение которых со временем не только не уменьшается, но и раскрывается по-настоящему в более широкой и сложной жизни другого столе­тия. К ним относится и Федор Михайлович Достоевский.

Когда-то мир, нарисованный в «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Бра­тьях Карамазовых», казался современникам писателя искусственным и фантасти­ческим, характеры — исключительными, неправдоподобными.

История внесла в эти представления свои поправки.

Теперь характеры и судьбы героев Достоевского кажутся во многом пророческими — достаточно вспомнить идею вседозволенности Раскольникова и близкую ей идеологию фашизма.

Сейчас, когда по центральным улицам городов бродят ни­щие, отгоняя от помоек голодных собак, притоны и ночлежки кажутся кому-то былой роскошью — нашим городским управлением они просто не предусмотрены. В «Бесах» Достоевский предупреждал об опасности для человечества кучки вер­шителей чужих судеб, взявших на себя полномочия верховной власти.

Двадцатый век продемонстрировал, куда могут привести человечество фанатичные борцы за идею всех мастей (от коммунистов до фашистов).

Достоевский первым показал, как пробуждается чувство личности даже у само­го обездоленного и обкраденного жизнью человека. Он начинает думать, искать истину.

В нравственный поиск одинаково вовлечены студент Раскольников, маляр Миколка, князь Мышкин, купеческий сын Рогожин, все три брата Карамазовы и другие.

Герои Достоевского изо всех сил сопротивляются среде, хотят не только осмыслить противоречия своей жизни, но и подвести итог всему существованию человечества. Каждый из них остро ощущает неблагополучие современного мира.

Они наделены совестью, каждый по-своему умен и наблюдателен, каждый говорит на своем особом языке. Поэтому в романах Достоевского звучит многоголосие: даже второстепенные персонажи имеют свою правду, свою философию. Полифония Дос­тоевского — еще одно доказательство невозможности облагодетельствовать все че­ловечество сразу (слишком все разные и хотят разного).

Достоевскому удалось проникнуть в глубины человеческой души и вглядеться в ее противоречивость и непредсказуемость, вечную связь светлого и темного, низ­менного и высокого. Наряду с безднами подсознания он увлеченно исследовал роль идей в человеческом обществе.

Раскольников пытается ут­вердить новый моральный кодекс, признающий право отдельных сильных лично­стей делать историю, не останавливаясь перед преступлением. Он хочет убийством показать пример победы человека над собой. Но терпит крах — путь оказался ошибочным.

Однако до сих пор эта идея вседозволенности оказывается очень за­манчивой для политиков всех мастей, стремящихся захватить и удержать власть. И в этом трагический смысл истории. Материал с сайта //iEssay.ru

Достоевский создал новый в литературе XIX века тип трагического героя. Это — человек, одаренный умом и волей, но сохранивший детскую наивность (как у геро­ев средневекового эпоса).

Наивен не только князь Мышкин, которого считают «иди­отом», но и Раскольников.

Все герои на опыте убеждаются в односторонности сво­ей идеи (она отражает одну сторону правды) и несут наказание за попытку экспери­мента. Достоевский разоблачает благодетелей человечества, навязывающих обществу свои идеалы, не опирающиеся на народные, христианские моральные принципы. Достоевский полагал, что народ имеет право на свое слово в истории. Именно он — ее настоящий творец.

Отвергая революционные методы, Достоевский исходил из конкретного опыта народной жизни (ни одна революция не принесла счастья).

Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя, который не испытал бы на себе влияния Достоевского. Поиск идеала нравственности в образе Христа отразился в рассказах Леонида Андреева, в трилогии «Христос и Антихрист» Д. Мережковско­го, в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова, в «Плахе» Ч. Айтматова.

Этот список можно продолжить, ибо Достоевский сумел так глубоко проникнуть в тайны души человеческой и постигнуть ее зако­ны, что он продолжает оставаться нашим современником, вызывая желание спо­рить с ним, соглашаться и видеть в его героях отражение своих мыслей и страстей.

На этой странице материал по темам:

  • сообщение «достоевский в современном мире»
  • сочинение на тему достоевский в современном мире
  • достоевский в совремнном мире
  • достоевский наивность
  • достоевский в современном мире

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/d/dostoevskij/sochineniya/obshhie-temy/dostoevskij-v-sovremennom-mire

Мой Достоевский

Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М.

Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место.

До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения «Бедные люди», «Идиот», «Бpатья Каpамазовы» и, конечно, «Пpеступление и наказание»!

Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Ф. М. Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Н.

М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.

Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти «униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?

Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости.

Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова.

Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.

В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на «тваpей дpожащих» и на «пpаво имеющих».

Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому. А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение «униженных и оскоpбленных». Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.

По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.

Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.

В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа.

Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в «пpаво имеющих», то миp захлебнется в кpови.

Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.

Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.

Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.

Источник: https://scribble.su/work/400/120.html