Эссе. Образное мышление детей
Автор: Прохорова Ольга Валерьевна,преподаватель по классу фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию эссе, посвящённое проблеме развития образного мышления детей. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, учителям музыки СОШ, МХК, преподавателям школ искусств.
Цель : Развитие образного мышления детей.
Задачи :
- а) создавать условия для развития образного мышления детей;
- б) знакомить учащихся с шедеврами мировой художественной культуры;
- в) воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Описание материала
«…достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически… А это значит, развивать его слуховые данные, фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и … душевной эмоциональной жизни; всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре…»,- писал великий пианист Г. Нейгауз.
Последнее время педагоги говорят о том, что дети много сидят за компьютером, мало читают, поют и слушают музыку. Поэтому главной задачей учителя является развитие способностей учащегося, интереса к занятиям музыкой и образного мышления.
«Лесенка»
Длительности
Малыши запоминают «образы» нот и длительность их звучания. В такой же «квартире из 4 долей» могут жить две половинные ноты:
Или четыре четвертных:
В»комнатах — долях» могут жить разные длительности, и даже «молчуны»-паузы:
Одновременно с этим мы поём и играем песенки «с руки» и стараемся исполнить их выразительно.
« Светит солнышко»
- О чём поётся в этой песенке?
- Как её надо спеть и сыграть? (Ласково, нежно)
- Почему — ласково? ( Солнышко, окошечко называется нежно)
- Сколько частей в песенке? (Две)
- Части одинаковые или разные? ( Одинаковые)
- Покажем рукой движение мелодии, пройдём «по ступенькам лестницы».
- Какое слово главное? (Солнышко)
- Какой слог опорный?
- Пропеваем выразительно, находим нужный темп.
После такого разбора ребёнок, как правило, играет убедительно и выразительно. Как пишет профессор Вера Разумовская « то, что чувствует в данный момент «душа», должны чувствовать пальцы руки и тело. Чтобы произведение прозвучало, его надо « проговорить», услышать интонации живой человеческой речи».
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям
... по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость. «Я всегда с большой тревогой думал, - писал он в труде «Сердце отдаю детям», ... мышление. Ребенок мыслит образами. «Образное мышление, - считал Сухомлинский, - необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети ... дети после занятий с педагогами в лесу, поле, школьном саду писали сочинения ...
Поэтому учим детей интонировать сначала словесный текст. Многие дети стесняются выразительно читать стихи. На уроке мы берём какой-нибудь диалог и становимся артистами.. Это могут быть произведения С. Маршака,
Е. Благининой, К. Чуковского. Малыши понимают и чувствуют роль, стараются продекламировать выразительно. Так развивается слух, память, образное мышление и эмоциональное выражение.
В музыкальном произведении отыскать верную интонацию помогают образно — ассоциативные представления. Надо помочь ученику мысленно увидеть и услышать картину природы или события, происходящие с «героем», душевные переживания человека.
« Зайку укусила пчела»
Этюд А. Гедике
С первых шагов обучения мы стараемся слушать разное исполнение одной и той же пьесы. Малыши находят отличия и условия изменения в звучании.
С. Прокофьева «Тарантелла»
В 15 веке считали, что быстрые движения танца могли помочь исцелить укушенного больного).
Бурно работает детское воображение, когда мы сочиняем музыку к стихотворению.
Агния Барто «Уронили Мишку на пол».
Девочка верно чувствует, что в четверостишии две части разного характера: 1-2 строчка – печаль и жалость (минор), 3-4 строчка — уверенность и мягкость (мажор).
В конце учебного года дети по своим возможностям показывают самостоятельно выученные пьесы.
Эта работа нравится учащимся и является полезной информацией для преподавателя: выявляются проблемы, виден творческий рост ребёнка.
Конечно, косвенно, «незаметно» надо помочь ученику выполнить правильно задание, чтобы у него осталось хорошее впечатление от положительного результата.
«Скерцино» Н.Ракова
После первого ознакомления с текстом мы с ученицей обсуждаем характер пьесы. «Скерцо» в переводе с итальянского означает «шутка», значит, скерцино — маленькая шутка, в живом стремительном темпе в трёхдольном размере. Произведение написано в ми миноре, одновременное звучание чистых квинт и увеличенных кварт создаёт впечатление взволнованности и встревоженности. Что же хотел показать композитор в этой пьесе?
«Акварели»
Акварель – это ощущение, чувство. Можно показать детям картины В. Сурикова « Римский карнавал»,
Б. Кустодиева «Ярмарка», сравнить их с полотнами, написанными маслом. Девочке показалось, что пьесе
«Скерцино» более соответствуют акварели современного русского художника Олега Тимошина:
Так, где же шутка в «Скерцино»? Кто шутит? Нам показалось, что это лёгкий ветерок, который играет с нами в прятки. Затем возникли слова из начального затакта «Догони меня», а в самом конце — « Вот и не догнал!»
Итак, главная идея найдена, теперь надо её воплотить. Г. Нейгауз писал: «Чем яснее цель (содержание), тем яснее она диктует средства для её достижения. Что определяет Как».
Режиссерский постановочный план спектакля «Предложение» ...
... Дипломная работа основана на методе К.С.Станиславского, методических открытиях В.И.Немировича-Данченко, а также методологии режиссерской школы Г.А.Товстоногова. Целью работы является создание режиссерского постановочного плана спектакля "Предложение" по пьесе ... работы к одноактной пьесе-шутке А.П.Чехова "Предложение" продиктовано не только учебным интересом. Безусловно, работа ... Чехов считал, ...
Д. Шостаковича « Испанский танец»
Для глубокого проникновения в образ знакомимся с историей танца «Фламинко»( предполагают, что название исходит от латинского слова flamma-«огонь» или от птицы фламинго, которая отличается ярким оперением и изысканностью движений).
Костюмы танцоров шьют чаще всего в красно-чёрной гамме. Девушка надевает обязательно туфельки с каблучком. Мы попросили преподавателя по танцам показать, как отстукивается острый ритм каблучками, щёлканьем пальцев или пристукиванием ладошками; какая осанка исполнителей, как выразительны кистевые движения рук . Уже с самого начала пьесы надо, чтобы девочка почувствовала себя настоящей испанкой: гордой и своенравной. В основе всего – образ!
В средней части произведения слышны звуки марша тореадора и общенародного праздника. Кратко рисуем характер и облик бесстрашного укротителя быков, говорим о яркости праздников в Испании.
Такая предварительная работа помогла девочке исполнить пьесу ярко и свободно.
В заключение хочу сказать, что в данной статье-эссе рассматривается небольшая часть методов и приёмов педагогики, направленные на развитие образного мышления детей. Учитель ищет свой подход к каждому ребёнку, учитывая все индивидуальные особенности малыша, его способности, домашнее воспитание и помощь родителей.