Преподаватель по классу фортепиано. Образное мышление детей

Эссе

Эссе. Образное мышление детей

Автор: Прохорова Ольга Валерьевна,преподаватель по классу фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию эссе, посвящённое проблеме развития образного мышления детей. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, учителям музыки СОШ, МХК, преподавателям школ искусств.

Цель : Развитие образного мышления детей.

Задачи :

  • а) создавать условия для развития образного мышления детей;
  • б) знакомить учащихся с шедеврами мировой художественной культуры;
  • в) воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Описание материала

«…достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически… А это значит, развивать его слуховые данные, фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и … душевной эмоциональной жизни; всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре…»,- писал великий пианист Г. Нейгауз.

Последнее время педагоги говорят о том, что дети много сидят за компьютером, мало читают, поют и слушают музыку. Поэтому главной задачей учителя является развитие способностей учащегося, интереса к занятиям музыкой и образного мышления.

«Лесенка»

Длительности

Малыши запоминают «образы» нот и длительность их звучания. В такой же «квартире из 4 долей» могут жить две половинные ноты:

Или четыре четвертных:

В»комнатах — долях» могут жить разные длительности, и даже «молчуны»-паузы:

Одновременно с этим мы поём и играем песенки «с руки» и стараемся исполнить их выразительно.

« Светит солнышко»

  • О чём поётся в этой песенке?
  • Как её надо спеть и сыграть? (Ласково, нежно)
  • Почему — ласково? ( Солнышко, окошечко называется нежно)
  • Сколько частей в песенке? (Две)
  • Части одинаковые или разные? ( Одинаковые)
  • Покажем рукой движение мелодии, пройдём «по ступенькам лестницы».
  • Какое слово главное? (Солнышко)
  • Какой слог опорный?
  • Пропеваем выразительно, находим нужный темп.

После такого разбора ребёнок, как правило, играет убедительно и выразительно. Как пишет профессор Вера Разумовская « то, что чувствует в данный момент «душа», должны чувствовать пальцы руки и тело. Чтобы произведение прозвучало, его надо « проговорить», услышать интонации живой человеческой речи».

5 стр., 2451 слов

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

... по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость. «Я всегда с большой тревогой думал, - писал он в труде «Сердце отдаю детям», ... мышление. Ребенок мыслит образами. «Образное мышление, - считал Сухомлинский, - необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети ... дети после занятий с педагогами в лесу, поле, школьном саду писали сочинения ...

Поэтому учим детей интонировать сначала словесный текст. Многие дети стесняются выразительно читать стихи. На уроке мы берём какой-нибудь диалог и становимся артистами.. Это могут быть произведения С. Маршака,

Е. Благининой, К. Чуковского. Малыши понимают и чувствуют роль, стараются продекламировать выразительно. Так развивается слух, память, образное мышление и эмоциональное выражение.

В музыкальном произведении отыскать верную интонацию помогают образно — ассоциативные представления. Надо помочь ученику мысленно увидеть и услышать картину природы или события, происходящие с «героем», душевные переживания человека.

« Зайку укусила пчела»

Этюд А. Гедике

С первых шагов обучения мы стараемся слушать разное исполнение одной и той же пьесы. Малыши находят отличия и условия изменения в звучании.

С. Прокофьева «Тарантелла»

В 15 веке считали, что быстрые движения танца могли помочь исцелить укушенного больного).

Бурно работает детское воображение, когда мы сочиняем музыку к стихотворению.

Агния Барто «Уронили Мишку на пол».

Девочка верно чувствует, что в четверостишии две части разного характера: 1-2 строчка – печаль и жалость (минор), 3-4 строчка — уверенность и мягкость (мажор).

В конце учебного года дети по своим возможностям показывают самостоятельно выученные пьесы.

Эта работа нравится учащимся и является полезной информацией для преподавателя: выявляются проблемы, виден творческий рост ребёнка.

Конечно, косвенно, «незаметно» надо помочь ученику выполнить правильно задание, чтобы у него осталось хорошее впечатление от положительного результата.

«Скерцино» Н.Ракова

После первого ознакомления с текстом мы с ученицей обсуждаем характер пьесы. «Скерцо» в переводе с итальянского означает «шутка», значит, скерцино — маленькая шутка, в живом стремительном темпе в трёхдольном размере. Произведение написано в ми миноре, одновременное звучание чистых квинт и увеличенных кварт создаёт впечатление взволнованности и встревоженности. Что же хотел показать композитор в этой пьесе?

«Акварели»

Акварель – это ощущение, чувство. Можно показать детям картины В. Сурикова « Римский карнавал»,

Б. Кустодиева «Ярмарка», сравнить их с полотнами, написанными маслом. Девочке показалось, что пьесе

«Скерцино» более соответствуют акварели современного русского художника Олега Тимошина:

Так, где же шутка в «Скерцино»? Кто шутит? Нам показалось, что это лёгкий ветерок, который играет с нами в прятки. Затем возникли слова из начального затакта «Догони меня», а в самом конце — « Вот и не догнал!»

Итак, главная идея найдена, теперь надо её воплотить. Г. Нейгауз писал: «Чем яснее цель (содержание), тем яснее она диктует средства для её достижения. Что определяет Как».

4 стр., 1896 слов

Режиссерский постановочный план спектакля «Предложение» ...

... Дипломная работа основана на методе К.С.Станиславского, методических открытиях В.И.Немировича-Данченко, а также методологии режиссерской школы Г.А.Товстоногова. Целью работы является создание режиссерского постановочного плана спектакля "Предложение" по пьесе ... работы к одноактной пьесе-шутке А.П.Чехова "Предложение" продиктовано не только учебным интересом. Безусловно, работа ... Чехов считал, ...

Д. Шостаковича « Испанский танец»

Для глубокого проникновения в образ знакомимся с историей танца «Фламинко»( предполагают, что название исходит от латинского слова flamma-«огонь» или от птицы фламинго, которая отличается ярким оперением и изысканностью движений).

Костюмы танцоров шьют чаще всего в красно-чёрной гамме. Девушка надевает обязательно туфельки с каблучком. Мы попросили преподавателя по танцам показать, как отстукивается острый ритм каблучками, щёлканьем пальцев или пристукиванием ладошками; какая осанка исполнителей, как выразительны кистевые движения рук . Уже с самого начала пьесы надо, чтобы девочка почувствовала себя настоящей испанкой: гордой и своенравной. В основе всего – образ!

В средней части произведения слышны звуки марша тореадора и общенародного праздника. Кратко рисуем характер и облик бесстрашного укротителя быков, говорим о яркости праздников в Испании.

Такая предварительная работа помогла девочке исполнить пьесу ярко и свободно.

В заключение хочу сказать, что в данной статье-эссе рассматривается небольшая часть методов и приёмов педагогики, направленные на развитие образного мышления детей. Учитель ищет свой подход к каждому ребёнку, учитывая все индивидуальные особенности малыша, его способности, домашнее воспитание и помощь родителей.