«Я педагог-психолог» для конкурса «Педагог-психолог года»

Эссе

Эссе «Я — педагог-психолог»

«Дела? Проблемы? Всё пустое!

Душа ребенка — вот святое!

Цветок в душе еще так мал!

Успей полить, чтоб не завял!»

Все профессии нужны, все профессии важны… Эту фразу мы слышим с детства. А в юности, когда выбираем свою дорогу в жизни, убеждаемся в ее правоте.

Кем же хочу я стать?…. Кем я буду работать? Приходит время, когда каждый человек должен ответить себе на эти вопросы.

Сначала были сомнения и переживания, но я твердо для себя решила: «Я – буду! Я – смогу! Это – мое!». . Оглядываясь назад, все чаще задумываюсь, почему я пришла в психологию, что для меня психология, что я для психологии? Признаюсь честно, меня сразу заинтересовал мир этой науки, раскрывающий тонкости человеческого сознания, внутренний мир.

Я – педагог-психолог. Я уверена, моя профессия важная и нужная. Еще в университете я задавалась вопросом «Что значит – быть психологом?». На мой взгляд, человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важными из них являются пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, устремленность, уверенность, рациональность, а еще не менее важным качеством будет являться интуиция, умение чувствовать другого человека.

Профессии психолога можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно.

Эта профессия приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы, осуществление своей миссии и предназначения, является формой самопознания себя и других, позволяет изменить взгляд на многие события собственной жизни.

Свою педагогическую деятельность я начала шесть лет назад в Новолыбаевской школе. Всегда рядом дети: со своими удачами и проблемами, открытиями и нерешенными вопросами. И так хочется всем помочь. Помочь узнать, понять и принять себя, научиться общаться с другими людьми, грамотно разрешать конфликты, выстраивать свой жизненный путь в соответствии со своими мечтами, желаниями быть счастливыми.

8 стр., 3754 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

... о смысле жизни — www.Krasnov.tv krasnov.tv Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» , Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают ... чувство собственной беспо­лезности: …Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма? — ах создатель!, Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!.. В таком ...

Профессия моя не только глубокая и сложная, но и творческая, интересная. Она таит в себе много возможностей, приемов, путей решения. Я часто использую в своей работе методы арт-терапии, песочной терапии, которые дают ребенку возможность проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. С помощью этих методов ученик обращается к лучшим аспектам души, к самым светлым, богатым и искренним. Когда ребенок пишет, рисует, лепит из пластилина, выполняет задания в песочницах, — это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с самим собой. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.

Любая профессия, любой труд требует сил, эмоциональных затрат. Но я свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой. С улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией.

Профессию педагога — психолога реализовываю не только в педагогической деятельности, но и в общественной. Являясь членом профсоюзного комитета стараюсь создать комфортные условия для всех сотрудников школы.

Свою работу строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Для меня значим стиль отношений с родителями, коллегами, людьми, меня окружающими, а самым главным звеном в этой цепочке является ребенок. Важно уметь понять его, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей деятельности. Я все время стараюсь оценить, насколько комфортно моим подопечным в школе, на наших занятиях, создать уютную обстановку в кабинете, налаживать взаимодоверие со своими подопечными. Дети отвечают мне взаимностью.

Хочется отметить, что психология, как наука, многогранна. Главное, на мой взгляд, это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолог-консультант, как психолог-практик, или психодиагност, или все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему-то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь. Давно С.Д.Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне его нужно изучать». В каком именно направлении пошла я? На данный момент, работая в образовательном учреждении, я являюсь и психологом-консультантом, и психологом-практиком, и психодиагностом.

7 стр., 3229 слов

Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования

... прилежно учиться и думать о будущей профессии. Чтобы ... малых лет, стараются давать нам небольшие поручения и ... платы. Такой вид деятельности может быть нацелен ... хорошие. Но как только дети переходят в ... будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это « ... как и в школе есть нечто большее чем просто оценки и аттестат. Сочинение ... А труд это дело, которое каждый совершает ... в течение которого вы тратили время на ...

На сегодняшний день актуальной проблемой для себя считаю

Все дети разные, они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, что педагог объясняет. У них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанности, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, различные положения в коллективе сверстников. Поэтому для меня так важно изучать и знать психологические особенности. Ведь память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий наряду с мотивацией и волей практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ребенка. И если в конце рабочего дня снова захочется вернуться к детям, это и есть залог профессионального мастерства.

И все же педагог-психолог – профессия или призвание? Я отвечу так! Если в работе психолога преобладают техники и методики – вероятнее всего, что это профессия, а человек перед вами – профессионал. А если же психологу в процессе работы удается оставаться самим собой, ошибаться, учиться и расти вместе со своими учениками, если их встреча больше похожа на танец, чем на консультацию, тогда, вероятно, можно предполагать, что мы имеем дело с призванием. Найти свое призвание – это значит найти смысл жизни, найти свой талант, обрести свой путь и свое счастье.

И я смею думать, что выбранная мною профессия педагога-психолога помогает мне воплотить в жизнь мои стремления и мечты, а именно: помогать людям в разрешении их проблем, дарить им тепло, ощущать свою значимость и ценность. Я хочу, чтобы наши дети не боялись жизненных ситуаций, а смело преодолевали трудности, чтобы они стремились к взаимопониманию, успеху. И я уверена, что у меня все получится, потому что я люблю детей и свою профессию. Мой девиз: всегда быть в курсе всех дел школы, общаться с учителями, учениками, родителями, администрацией. Постоянная исследовательская работа, постоянный анализ деятельности. Вечное движение! Ведь кто-то из великих сказал: «Не бойтесь расти медленно, бойтесь стоять на месте и не расти совсем».

Вот и я стараюсь не стоять на месте, а двигаться вперед. В 2014 году получила второе образование «Логопед». Считаю, логопедические знания необходимы педагогу-психологу, особенно при организации коррекционной работы, так как отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, объединённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику.

77 стр., 38414 слов

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего ...

... с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало ... психолого-педагогической литературе прошлых лет режиссерская игра не рассматривалась в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. ...

В 2016 году прошла курс повышения квалификации «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – Здоровье». Полученные знания планирую применять при коррекции психоэмоциональных состояний после приобретения данной программы (снижение уровня эмоционального дискомфорта, стимуляции положительных эмоций у детей и педагогов; помощь в адаптации к школьным условиям; развитие способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю; повышение самооценки и уверенности в своих силах; обучение приемам снятия напряжения; активизация когнитивных процессов; стимуляция положительных эмоций у детей и педагогов).

В 2017 году прошла курсы повышения квалификации «Психолого — педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования»

Свое эссе хочу закончить словами Ш.А.Амонашвили: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу».