Нравственность должна лежать в характере

Эссе

Эссе

«Нравственность должна лежать в характере»

Существует множество регуляторов поведения индивида, и при этом большинство из них носят внешний (социальный) характер. Так, поведение индивида государство, общество, отдельные социальные общности (группы) регулируют на основе , этики, морали, устоявшихся обычаев и практик. Однако, как представляется, эти внешние надсубъектные регулирующие институты, сколь бы хорошо они не были развиты, не в состоянии обеспечить приемлемое социальное поведение индивида в том случае, если он сам не хочет следовать тем или иным общественным нормам, не принимает их на личностном уровне.

Поэтому, на наш взгляд, ведущую роль в регуляции поведения человека (индивида, личности) играет его внутреннее чувство, которое следует назвать внутренним нравственным законом, нравственным чувством. Только высоконравственный человек может осознанно действовать в рамках общественной морали, а также воздерживаться от противоречащих ей поступков и решений. Т. е. не страх перед ответственностью, осуждением, наказанием со стороны общества должен определять в конечном счете поступки человека, а его нравственность как одна из основополагающих черт характера.

Вот почему важно так воспитать индивида, чтобы нравственность (нравственное чувство) лежала в основе его характера, была неотъемлемой чертой его личности. При этом нравственность должна быть не пассивным чувством осознания ценности социальных норм, а активным волевым чувством человека. Он должен не только понимать, оценивать те или иные свои поступки со стороны нравственного начала, но и волевым усилием подчинять свои желания нормам нравственности и морали, развивать в себе положительную (с точки зрения нравственности) мотивацию собственной деятельности.

Итак, мы определились с тем, что именно нравственность должна лежать в основе характера человека. Далее, следует обозначить сущностные характеристики нравственности и особенности процесса ее развития как внутреннего качества личности.

4 стр., 1972 слов

«Нравственность — основа всех человеческих ценностей» — Эйнштейн

... о нравственной основе религии. Автор отмечает, что религия должна строиться на высоких моральных принципах, служить формированию нравственности человека, только тогда ... человека. Свое сочинение на тему «Духовные ценности современного человека» Вы можете оставить в комментариях, чтобы высказать свое мнение на эту непростую тему. Эссе ЕГЭ Философия. «Ценность религии определяется качеством морали, ...

Что же представляет собой нравственность? По нашему мнению, под нравственностью следует понимать комплексное, сложное образование в структуре личности, сущность которого составляет осознание индивидом и реализация в собственном поведении установленных в данном обществе между людьми, моральных норм, правил, обычаев и законов.

Нравственность в каждой конкретной жизненной ситуации (особенно в ситуации «трудной» с психологической точки зрения, ситуации, требующей волевых действий), с которой сталкивается человек, определяет его моральный выбор. В силу этого, именно нравственные принципы, убеждения и нормы выступают в качестве основы формирующейся личности. Отсюда, нравственность можно представит средством духовно-индивидуального выживания индивида.

Нравственностью обуслена и внутренняя моральная позиция, которой человек руководствуется в жизни. Это качество личности не передается генетически (по наследству), а является продуктом долгого (на протяжении всей жизни) процесса самосовершенствования и личностного развития индивида.

Развитие нравственности индивида начинается с самого раннего детства, когда перед ним постепенно встают простейшие нравственные альтернативы, когда он усваивает элементарные формы приемлемого поведения (что можно делать, а чего категорически делать нельзя).

В дальнейшем происходит усложнение ситуаций и альтернатив морального выбора за счет формирования в структуре личности нравственных чувств, таких как чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия, обусловленных проявлениями высших социальных чувствх, основанных на интериоризированных нравственных ценностях и нормах.

Проявляются отмеченные нравственные чувства посредством переживания личностью всего того, что происходит вокруг нее, а также собственного отношения ко всему тому, что она познаёт и делает.

Наконец, у личности появляются (формируются) собственные нравственные потребности, которые, в свою очередь, рождают определенные моральные эмоции, желания, стремления, побуждающие к активности при их удовлетворении. Так, нравственность из пассивного чувства становится чувством активным. И уже на основе нравственных потребностей – этого первичного источника нравственной активности, возникают «вторичные» нравственные психические образования – моральные (духовные) ценности и убеждения.

Формирование и развитие нравственных процессов личности, вне всякого сомнения, является продуктом осознанной деятельности человека. Только познавая внешний мир, все богатство окружающей его социальной жизни, а также участвуя в социальных и внешне опосредованных нравственных процессах (которые постепенно превращаются в индивидуальные, психологические и внутренние структуры), индивид формирует собственное нравственное чувство.

Таким образом, в рамках данного эссе мы отметили, что именно нравственность должна лежать в основе характера человека, обозначили сущностные характеристики нравственности, а также особенности процесса ее развития как внутреннего качества личности.

Мы выяснили, что нравственность представляет собой комплексное, сложное образование в структуре личности, сущность которого составляет осознание индивидом и реализация в собственном поведении установленных в данном обществе между людьми, моральных норм, правил, обычаев и законов.

22 стр., 10904 слов

Формирование культуры личности подростков на х литературы

... культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы. Глава I. Теоретические вопросы формирования общей культуры личности подростка, .1 Понятие и воспитание культуры личности Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» ...

Было подчеркнуто, что нравственность не передается генетически (по наследству), а является продуктом долгого процесса самосовершенствования и личностного развития индивида; а в основе формирования и развития нравственных процессов личности лежит осознанная деятельность человека.

Все вышесказанное говорит о том, что утверждение И. Канта «Нравственность должна лежать в характере» справедливо и имеет высокую социальную ценность.