Второй этап лингвистического эксперимента

Эссе

Второй этап лингвистического эксперимента проводился среди студентов 1 курса факультета русской филологии Чувашского Государственного Педагогического университета имени И.Я.Яковлева. В эксперименте приняли участие 13 студентов.

Студентам предлагался текст, автором которого является психолог Алексей Булгаков, которому принадлежит ряд научно-популярных книг по психологии. Необходимо было: 1) написать эссе, раскрывающее отношение к предложенному тексту, и аргументировать свою точку зрения;

2) выбрать правильный ответ на вопрос:

Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста?

  • 1) показать на примерах, что обаятельный человек не задумывается о смысле жизни;
  • 2) используя иронию, доказать, что обаятельному человеку ничего «просто так» не дается;
  • 3) доказать, используя примеры из жизни, что у обаятельного человека жизнь невыносимая;
  • 4) доказать, что обаятельный человек все время живет в сильнейшем напряжении.

Предлагаемый для анализа текст:

Нелегко быть обаятельным. Часто обаяние — серьезный барьер в развитии личности, поскольку обладающему им многое легко достается. А если посмотреть на обаятельных и привлекательных людей серьезным глазом. То им и вовсе остается посочувствовать. Посудите сами.

Тебе все время звонят по телефону, а то нагрянут домой без предупреждения, обычно не вовремя. То и дело норовят затащить в компании, забрасывают ненужными подарками, соблазняют заманчивыми развлечениями, стараются ублажить и так и этак — ты сам не успеваешь ничего толком захотеть, так и живешь тем, что захотели и придумали другие. Только вознамеришься свою мечту оформить в какую-нибудь конкретную идею, а тебе уже услужливо подсовывают готовые свежеиспеченные радости. Нет времени добиться чего-то весомого в жизни — все время занимает мелочная суета: туда позвали, сюда пригласили, уговорили, соблазнили. Ей-богу, за тебя живут, а не ты сам! Тебя самого как бы и нет в этой круговерти визитов, свиданий, презентаций, вечеринок, пикников и прочих «тусовок». Не удается услышать самого себя — чужие голоса забивают. И нет никакой возможности побыть одному, подумать о смысле жизни, о своем месте в обществе. Так и живешь без смысла и места.

И работу у обаятельного принимают на троечку, сделанную абы как. Не дают довести до кондиции. А идя в какое-нибудь учреждение или ведомство, обаятельному не надо думать, как держаться, чтобы сойти за умного, как лучше выразить свою мысль — и так пойдут навстречу.

14 стр., 6721 слов

Рассуждение Вариант 6 Сенина «Поэзия стала частью моей жизни…» ...

... жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски. Влияние поэзии на здоровье человека ... избытка любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи ... проблемы героя. Смысл названия Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На ... текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на ...

А как тяжело обаятельным, да еще, не дай Бог, красивым, в любви! Представители другого пола прямо-таки проходу не дают. Осаждают на каждом шагу. Вся энергия уходит на отбивание от преследователей. Многочисленные поклонники или поклонницы не дают как следует прочувствовать, что такое муки любви, а без них — какая любовь? Ты не успеваешь толком разобраться, действительно ли очередной поклонник — твой избранник, а уже оказываешься перед ним вроде бы в долгу, должен (должна) именно с ним идти в ЗАГС. Не дают побороться за любимого человека, заняться самоусовершенствованием — и таким принимают с распростертыми объятиями. Некоторые обаятельные нарочно стараются разочаровать в себе — ради любопытства хамят, изменяют, не приходят в назначенный час, «заигрывают» чужую книгу, грубо отталкивают влюбленного (влюбленную), опаздывают на работу… Не помогает: все равно любят и нежно улыбаются.

И вот обаятельный или обаятельная уже восклицают в сердцах: да что же в конце концов нужно сотворить, чтобы от меня все отстали, чтобы меня справедливо покритиковали! И такая досада разбирает — хоть вешайся. Ох, невыносимая жизнь у обаятельных!

Предлагаемый отрывок выбран нами не случайно: в нем явно чувствуется подтекст и ирония автора. Этот текст нельзя понимать буквально, при анализе нельзя опираться только на то, что в нем написано, и правильным ответом на вопрос о замысле автора является вариант 2 (используя иронию, доказать, что обаятельному человеку ничего «просто так» не дается).

Восприятие дополнительных смыслов является обязательным условием для успешного общения, т.е. представляет собой деятельностно-коммуникативную потребность мотивационного уровня структуры языковой личности. Именно поэтому нам было важно определить, насколько студенты-первокурсники почувствовали иронию автора и смогли определить, с какой целью она использована в тексте.

Ответы отличались разнообразием мнений, отражающих жизненные позиции студентов, но в них прослеживались определенные тенденции. Приведем обобщенные результаты анализа работ.

При ответе на вопрос о замысле автора лишь 2 человека выбрали верный вариант 2, но при этом они не продемонстрировали восприятие подтекста. При этом один из студентов, правильно определяя замысел автора («По-моему, автор иронизирует над людьми, которые завидуют «обаяшкам» и видят только одну сторону медали»), неверно понимает значение ключевого слова «обаятельный» («Обаяние — это свойство души, а не то, что дается с рождения… Обаяние — чаще всего непроизвольно высказанное, глубоко личное и высокочеловечное. Но редкий умный человек обладает шармом — это сдержанная приветливость»).

К тому же, в этой работе наблюдается уход от темы: студент рассуждает не на предложенную тему, а отвлеченно об абстрактных категориях человеческого существования.

Вторая работа с правильно выбранным вариантом ответа не содержит комментариев по поводу иронии автора, но при этом значение ключевого слова определено верно, к тому же приводится обоснованная аргументация сильных и слабых мест в жизни обаятельных людей: «Безусловно, обаятельные люди обладают некими привилегиями: им проще найти общий язык с окружающими, завоевать их доверие и даже любовь. Если же взглянуть на ту, другую сторону, можно убедиться в том, что у обаятельных не все так просто в жизни, как кажется. Ну, взять хотя бы тех, остальных, которые, считая, что обаятельные добиваются успеха только за счет своего обаяния, переполняются черной завистью. А между тем, ведь больше спрашивают и требуют с тех, на которых возлагаются большие надежды». При этом важно отметить, что аргументация трудностей в жизни обаятельных людей основана на собственных размышлениях, а не на основе неправильно воспринятой иронии автора.

20 стр., 9617 слов

Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека

... изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. А потому не забывайте, что, кроме смирения, жизнь дана нам для развития и перемен. К лучшему. “Человек ... случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может ... что количество “всех вместе” не ... обязанностями Алёна справлялась отлично, ...

Еще в одной работе совершенно верно определен замысел автора («Я согласна с иронией автора по поводу «невыносимой» жизни обаятельных людей»), но неверно определено значение ключевого слова («Обаятельность — это всего-навсего наигранность, не слезающая с лица слащавая улыбочка, якобы желание помочь в трудную минуту. У такого человека нет своего мнения, он живет чужой жизнью») и не выбран правильный вариант ответа («Никакое из высказываний не отражает мнения автора. По-моему, автор с иронией и привидением доводов пытается рассказать не о «сложной жизни» обаятельного человека, а о слабохарактерном человеке, который не умеет жить»), что свидетельствует о том, что студент не чувствует тонкости в формулировке правильного варианта ответа.

Непонимание тропа «ирония» и вследствие этого невосприятие подтекста так или иначе имеет место практически во всех работах. Но, кроме приведенных выше 3 работ, еще в 1 работе студент определил наличие иронии в тексте, однако, по его мнению, автор использует эту иронию по причине собственных комплексов или из-за зависти обаятельным людям: «Вообще, мне кажется, что сам автор был не вполне обаятельным человеком и поэтому показывает жизнь обаятельных людей так иронично, с какой-то завистью, злобой».

2 человека считают, что Булгаков испытывает неприязнь к обаятельным людям: «По-моему, автор чересчур критично и субъективно рассматривает обаятельных людей, я бы даже сказала, что в его словах сквозит личная неприязнь к таким людям»; » Создается такое впечатление, что у автора был друг…Возможно, он (Булгаков) даже и завидовал своему другу, что у него все получается легко».

Еще 1 студент отмечает сарказм автора («Очень злободневен сарказм автора обо всех этих красивых обложках, но неизменно пустом содержании»), но неверно понимает объект этого сарказма.

Одной из причин неправильного понимания замысла автора является неверное истолкование ключевого слова «обаяние», и, соответственно, «обаятельный», которое наблюдается в 3 работах: «Обаяние — это псевдообложка существа, если угодно, просто картинка, приятная глазу, интонация голоса, услаждающая слух, симпатизирующий взгляд. Обаяние не есть человек».

6 стр., 2885 слов

«СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА» Исследовательская работа

... окружают тысячи людей Рассказ на основе услышанного 6 класс сочинение Однажды вечером ... Чем так интересна собака? Для меня ответ очевиден: собаки верные, с ними ... стол, папа был на работе. Настал вечер, стали собираться ... были. Собака не видела, след по запаху потеряла. Носилась по площадке, ... привела собаку в дом. Но я рассказала ей про утреннее ... есть собака! Вариант 2 Я всю свою жизнь мечтал о собаке, ...

Неправильно понят замысел автора или наблюдается уход от темы в 11 работах.

Таким образом, анализ результатов задания, предложенного студентам, свидетельствует о том, что большая часть первокурсников не восприняли подтекст, не смогли распознать иронию, используемую автором в качестве экспрессивного средства. Более того, предложенные варианты ответов не только не помогли студентам в выборе правильного ответа, но наоборот ввели их в заблуждение, так как правильный ответ завуалирован и для его верной трактовки необходимо внимательно вчитаться в формулировку и суметь увидеть подтекст и в ней.

Восприятие дополнительных смыслов, скрытых значений в тексте необходимо для осуществления деятельностно-коммуникативных потребностей прагматического уровня. Иначе говоря, определение подтекста и способность верно оценить ситуацию общения, в которой он проявляется, непосредственно отражается на мотивационном уровне структуры языковой личности.

языковый коммуникативный личность мотивационный