Наука и философия. Наука и искусство

Эссе

Наука – особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.

Философия, Наука и философия

Вопрос о научном статусе фил-ии не решен.

Аргументы ЗА научность

1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф существует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества.

Аргументы ПРОТИВ научности Ф

Философия не м.б. сведена к науке. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность).

В истории есть 4 вида отношений Ф и Н

1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук».

1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику).

5) истины Ф производны от первопринципов мышления, а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения. Итогом было оформление идеи, что Ф и Н 2 разных сферы культуры.

2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О.Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, исследуя историю науки.

3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.

4. Диалектический подход: Ф и Н — это друзья-враги. Отношение Ф и Н диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т.к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.

12 стр., 5890 слов

Философский модернизм как философия культуры

... религиозным сотериологическим смыслом. Факторы, определявшие развитие философии культуры эпохи модернизма в Польше, оказались более многообразными и ... весьма актуализировал историко-культурную тематику и сравнительные подходы. В Польше они были разработаны весьма ... существования; достоверность знания и практической общественной ценности науки -- загадочность бытия, зыбкость существования, в котором ...

Взаимосвязь. Философия и наука как «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного.

Наука и искусство

Отличия науки от искусства

Наука :

1.Копирует реальность 2. Объективность знания. 3. Ориентация на закономерное. 4. Универсальный хар-р научного знания. 5.Оперирует понятиями и категориями. 6. Эмоциональная нейтральность. 7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие 8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание»

Искусство

Конструирует реальность. Ориентация на уникальное. Национально-обусловленный способ видения мира. Оперирует образами. Эмоциональность, вершина – чувство. Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла

Взаимодействие науки и искусства

Влияние искусства на науку (Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью»): 1-искусство способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия. 3-способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные. 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка)., в- роль формирователя эстетического критерия истины.

2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, и т.п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.

Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания в художественных образах. А наука отображает мир в понятиях, законах и теориях.

Наука и обыденное знание

Проблема демаркации отделить научные знания от метафизических, ненаучных и псевдонаучных знаний.

Опыт повседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Наука и обыденное познание

Важнейшие особенности этого типа познания:

1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки. 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-не систематизированость знания. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование

19 стр., 9265 слов

Искусство и процесс познания с точки зрения физики

... инструменты, приборы и средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам процесс познания имеет общественно-исторический характер. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: 1. ...

Сравнение:

Наука и обыденное познание пользуются различными средствами. Обыденное знание и познание является базой и исходным пунктом становления науки.